Ощущение времени для барабанщика
Практически все барабанщики согласны с тем, что время и его ощущение являются главными обязанностями барабанщика. И всё же, слишком многие из нас именно этим моментам не уделяют достаточно внимания.
В этой специальной статье мы спросим у величайших в мире хронометристов -барабанщиков, известных за их компетентность в различных стилях – об их советах о том, как улучшить своё чувство времени. Это самая детальная статья о времени и его ощущении когда-либо издававшаяся. Несомненно, последующая информация изменит ваш подход к игре на ударных инструментах.
Aaron Spears (Usher)
Ощущение времени барабанщика является важнейшим для музыки. Барабанщик это фундамент. Если фундамент некачественный – всё развалится на части.
Когда работаешь с чувством времени других музыкантов, ты хочешь быть уверен, что ты внимателен к каждому из музыкантов. Цель заключается в том, чтобы организовать удобную возможность для каждого музыканта работать совместно с другими и выполнить работу. Не будет времени на то, что бы "въехать" в двухчетвертную триоль в заполнении тарелка / бас-барабан / том, которая завершает кульминацию.
Очень важно заниматься под клик. Это помогает быть подготовленным к любой ситуации, в которой ты можешь оказаться - от студийных сессий до живых выступлений. Слейся с кликом и играй. Не надо бояться.
Практикуйтесь в разных стилях музыки во всевозможных темпах. Когда упражняетесь - не играйте только под клик или метроном, старайтесь играть под музыку. Однажды мой друг сказал: "Сыграйте "Billy Jean" Майкла Джексона бок о бок порядка 38-и раз и вы будете играть ровно!"
Marco Minnemann
Барабанщик решает, каким образом музыке звучать. Лучшие примеры: John Bonham в Led Zeppelin, закладывал мощный тяжёлый грув в основу – часто с "запозданием". C другой стороны - Stewart Copeland с его драйвовой энергией, заставляющей музыку звучать стремительно (в хорошем смысле). Они оба в списке моих любимых барабанщиков, но с абсолютно разным чувством игры во времени.
Когда вы работаете с чувством времени других музыкантов - вы должны внимательно слушать и вносить коррективы. Много раз я сдерживал гитариста от разгона песни или пресекал тенденцию биг-бэнда к замедлению. В конце концов, я сильно сосредоточен на своём собственном времени, чтобы быть уверенным в том, что сам создаю для группы прочную основу. Иногда я замедляю некоторые части песни для того, что бы получить тяжелый грув с "оттягом". Но опять же, в быстром бибоп-треке, мне хочется автогонки – мчаться быстро и разгоняться.
Я думаю, что разной музыке присущи разные чувства времени. Хорошие примеры для наглядности "Kashmir" группы Led Zeppelin:тяжёлый, с "оттягом", с игрой позади клика. "Synchronicity" группы Police: драйвово, практически с опережением. "Owner of a lonely heart" группы Yes: редактированная и выровненная точно в клик. "Seven steps to heaven " Майлса Девиса или "West side story" Baddy Rich Band: время движется и изменяется в музыке, оно гибкое. Ещё один хороший пример: "In the air tonight" Фила Коллинза: прямо в кассу.
Чтобы улучшить или сосредоточится на своём времени, играйте под CD и программируйте хорошие грувы или лупы и джемуйте под них. Зачастую, это гораздо более интересно и вдохновляюще, чем репетиции под клик-трек. Практикуйтесь в качественном груве, под запрограммирванный вами трек или клик, затем добавляйте 4-х или 8-ми тактовые заполнения и затем опять возвращайтесь к груву. Это хорошая тренировка для того, чтобы быть уверенным в том, что вы не опережаете клик своими заполнениями.
Stanton Moore
Я начал своё обучение в high school у Johnny Vidacovich и он посвятил меня во множество концепций касательно времени, которые действительно помогли мне. Он подчёркивал важность развития внутренних часов. Один приём, которому он меня научил, я использую до сих пор – прижимать педаль хай-хета носком (или ступнёй) левой ноги, выделяя пяткой четверти или восьмые ноты. Всё это действительно и в том случае, когда вы приподнимаете свою ногу и под метроном работаете над открыванием хай-хета для создания новых ритмических рисунков. Но основная мысль заключается в том, чтобы развить своё чувство времени, свой внешний хронометр, топая пяткой ноги одновременно с кликом метронома, во время исполнения грува остальными конечностями. Это мне сильно помогло в развитии моего внутреннего чувства времени.
Теперь я могу играть за установкой и в случае, если немного выбиваюсь из времени, - это не создаёт большой проблемы в силу того, что моя левая нога играет ровно в клик. Итак, я опираюсь на хронометрическую точность исполнения левой ногой, это позволяет мне играть ровно.
Меня часто просят записываться только под клик и только потом записывают остальные треки. Johnny Vidacovich наставлял меня не воспринимать метроном как машину, а, скорее, как кого-то с действительно хорошим чувством времени. Именно поэтому я люблю практиковаться под клик, который звучит как ковбел или тамбурин.
Есть определённые музыкальные стили, которые требуют от барабанщика игры с точностью метронома и "похорон" клика. Я не пользуюсь таким приёмом. Я использую метроном как некую точку отсчёта и создаю грув настолько "качёвый" насколько могу. И ничего страшного, если я сыграю бэкбит с небольшим запозданием относительно клика, потому что клик не попадёт в окончательный микс. То, что ты играешь под машину – вовсе не обязывает тебя звучать как машина.
Я думаю, что очень важно слушать классных барабанщиков, чтобы развить своё чувство времени. Слушать те треки, которые у всех на слуху, такие как: "The Funky drummer", Cissy Strut", When the levee breaks" "Rosanna". Играть под эти записи каждый день и это разовьёт у вас чувство времени, и познакомит вас с прекрасными грувами.
Если у вас хорошее чувство времени и вы умеете играть шафл, медленно в трёх четвертях, и несколько фанковых битов, то сможете работать с этим всю жизнь. Но если у вас плохое чувство времени, даже если вы можете сыграть все фразы Vinnie Colaiuta из книги, вы не сможете работать.
Игра на ударных в стиле New-Orleans содержит в себе уникальное чувство времени, в котором удары располагаются между долей. Имеется ввиду, что 8-ые и 16-е ноты не "свингуются", но и не играются ровно. Чувство должно приходиться где-то между ровными и "свинговыми" долями. Это очень тонкое явление, которое уходит корнями к игре Earl Palmer и Zigaboo Modeliste.
Хороший путь к освоению этого чувства – играть правой рукой ровную 8-ую пульсацию на хай-хете, в то время как исполнением нот в левой руке изменять чувство времени на малом барабане. Начинайте играть ровные 16-е ноты в левой руке под клик метронома в темпе 88 bpm и постепенно изменяйте в свинговые 16-е ноты, в то время как правой рукой поддерживаете ровную пульсацию 8-ми нотами на хай-хете. Затем опять переходите из свинговых 16-х нот к ровным 16-м нотам.
Вы можете услышать такой тип чувства времени в таких традиционных композициях Нью-Орлеанского фанка как "Cissy Strut", "Hey Pocky A-way". Звучанию этой музыки придаёт органичность именно чувство времени, которое может быть несколько более ровным в конце одной фразы и несколько более свинговым по окончании следующей. Не существует постоянной привязки относительно клика у нот исполняемых левой рукой, но правой рукой (хай-хэт) следует чётко и ровно исполнять пульс 8-ми или 4-ми.
Eddie Bayers
Работу с различным чувством времени разных музыкантов я для себя называю "Химией". Обычно легко получить представление об особенностях игры других музыкантов в миксе. Я всегда стараюсь послушать группу, с которой мне предстоит играть и мои внутренние часы автоматически подстраиваются. Музыка подсказывает, где должен располагаться ваш бит.
В случае с R`n`B, когда я работал со Steve Cropper, он всегда предполагает расположение бита "Со стороны спины". Очень часто продюсеры, с которыми я работал , просили меня быть больше на поверхности, с уклоном назад и.т.д. Для меня ключевым является разнообразие. Я много записывался за последние 36 лет и, размышляя над своими записями, я пришёл к выводу, что каждая из них записана по-разному.
Очень немногие из нас, работающих в студийном бизнесе, любят прикидывать темп, в то время как кто-нибудь просто пробегается своей гитарной/клавишной партией по композиции. С другой стороны, очень интересно поставить метроном в этот темп и увидеть насколько каждый из музыкантов был близок к нему. Это помогает мне примерно ориентироваться в том, где 120 ,75 или 165, когда я слышу песню без сверки с точными приборами. Думаю, что хороший способ улучшить ваше чувство времени – работать с кликом и научиться распознавать количество bpm (beats per minute - ударов в минуту).
Dave Weckl
Я думаю, что чувство и настроение песни в первую очередь зависят от барабанщика и от того, насколько хорошо он создаёт ощущение времени в песне, что означает: исполнение партии, которая работает для данной песни и заставляет её звучать хорошо. Если время барабанщика нестабильно, то у музыкантов группы нет точки опоры, следовательно, образуется нестабильная, напряжённая обстановка. Барабанщик обязан обладать уверенным, стабильным чувством времени, для того, чтобы песня звучала хорошо.
Я не буду замедляться или ускоряться, чтобы подстроится под чьи-либо существенные изменения темпа. Я могу играть "на самой поверхности" или "залечь вглубь" в зависимости от того, что я буду слышать, но всегда буду сохранять фокусировку для того, чтобы сохранять темп стабильным. Во время "живого" исполнения очень много факторов влияет на то, как музыканты слышат друг друга, в этом случае хороший мониторинг крайне необходим.
В студийной работе у меня много переживаний по поводу чувства времени, которое мы демонстрируем как коллектив. Особенно это становится проблемой, когда мы играем под клик и кто-то опережает или замедляется относительно него. Я всегда предлагаю сдвинуть клик таким образом, чтобы для всех участвующих в процессе время ощущалось более естественно и комфортно. Довольно часто первоначальный темп оказывается неверен. Как правило, это определяется прогоном песни без клика, для определения естественного темпа к которому стремится коллектив. После, я стараюсь выставить метроном в темп близкий к этому.
Также для меня в порядке вещей тактично пояснить причину проблемы тому, кто явился "камнем преткновения" в данном случае, для того, чтобы он мог исправиться или рассмотрел свою партию подробнее, чтобы позднее дописать её, в случае, если нет возможности сыграть её вместе с коллективом в данный момент. Джемуете ли вы, репетируете или находитесь в студии, где всегда поджимает время – будьте точны и расположите музыкантов доверять вам, и играть с вами. Помните, что если барабаны точны – остальные музыканты могут заниматься работой над своими партиями.
В случае с вашим естественным чувством времени, без клика, всё очень зависит от того, что ощущается верным для песни. Я могу корректировать моё чувство времени в зависимости от того, что я нахожу более подходящим для песни. Я не могу полагаться на внутренние часы; они слишком зависимы - даже от процессов происходящих внутри нас, мы остаёмся один на один со временем, в то время как к музыке подключается кто-то ещё с собственным чувством времени.
Работая без клика, ваше тело должно двигаться в естественном для человека ритме, чтобы придать музыке живое ощущение и органическую гибкость для того, чтобы она звучала хорошо. Если мышцы зажаты, напряжены – музыка будет звучать именно так – зажато и неорганично.
Я считаю, что очень важно заниматься под клик по двум причинам. Первая – это станет для вас естественным, вы научитесь играть не отвлекаясь на клик, научитесь звучать при этом естественно. Вторая – клик поможет вам избавиться от ваших плохих привычек "плавания" в темпе, будет способствовать развитию точности и стабильности игры во времени. Это не значит, что вы станете машиной; вы всегда сможете ослабить контроль настолько, насколько вам этого хочется, чтобы играть более органично и следовать с группой во времени как пожелаете. Однако очень сложно адаптироваться к клику, если вы не упражнялись и не играли под него или если вам с ним некомфортно.