Ощущение времени для барабанщика
Don Brewer
Grand Funk перестали существовать с 1977 года и мы никогда не использовали клик для записи до этого времени. Думаю что именно в этом причина, по которой наша музыка звучала настолько хорошо, в ней было движение. Она то разгоняется, то замедляется. В ней есть эмоции. Именно это я так редко слышу в современной поп-музыке. Большая часть музыки звучит так, как будто она записана одним человеком в домашней студии с помощью системы машин.
Bernard Purdie
Моё понимание чувства времени пришло ко мне от моего преподавателя (Leonard Hayward - прим.Drumspeech.com). Он объяснил мне, что моё чувство времени исходит от моих “внутренних часов”. Для того чтобы сконцентрировался на своих внутренних часах, оставаясь чувствительным к чувству времени, вы всегда должны знать, где находится 1-ая доля. Не важно, что вы играете в такте, пока вы чувствуете “первый счёт “ ваши внутренние часы будут вести вас по музыке. Для того, чтобы знать где “1” – вы должны считать. Счёт это всё!
Клик-трэк никогда не надоедает мне, потому что я всегда рассматриваю его как ещё один инструмент. Не важно, в какой музыке вы играете – клик-трэк не должен препятствовать вашей уверенности в своих силах и творческому подходу. Ваша уверенность и позитивный подход должны быть очевидны независимо от того, играете вы на концертах или записываетесь в студии под клик.
Будучи барабанщиком, вы несёте в себе заряд. Ваша работа – следить за темпом. Остальные музыканты должны полагаться на вас, полагаться на ваше чувство времени. Своей игрой вы как бы говорите: “Товарищи, следуйте за мной, следите за мной, улыбайтесь со мной, слушайте звук моих барабанов - это доставит вас в самую точку. У меня есть энергия для вас. Я водитель и я доставлю вас по назначению”.
Очень важный момент для обретения хорошего чувства времени – игра с позитивным настроем. Барабанщик всегда должен работать над своим чувством времени и счётом, и рассматривать их вкупе, с позитивным настроением. Результатом такого подхода будет то чувство времени, к которому вы стремились. Это разовьёт уверенность в своём исполнении, в силу концентрации на чувстве времени. Ваше чувство подскажет вам, как остальные музыканты и слушатели воспринимают вашу игру.
Clyde Stubblefield
Я научился “держать темп” в детстве, концентрируясь на ходьбе. Я прислушивался ко всем звукам вокруг и слышал, что в них есть ритм. Паттерны моих шагов, возможно, и есть то самое “время”, на котором я концентрируюсь. Таковы были мои ориентиры для поддержания времени.
В юности я жил в городе Chattanooga, в штате Теннеси, где находилась большая фабрика по производству картонной упаковки. У фабрики была большая дымовая труба. Каждое утро труба выбрасывала дым, и это было слышно во всём городе. Так с раннего утра и до 4 часов дня я слышал Пуф-пуф-ПУФ-пуф-ПУФ-пуф. Ещё я помню звуки старой посудомоечной машины в доме, издававшей всё время что-то вроде: слиш-слош-слиш-слош. И ещё “тик-так” наших больших часов - всё это осталось у меня в голове. Думается, что все это помогло мне развить моё чувство времени, будучи барабанщиком.
Впервые оказавшись в студии и услышав, что музыканты собираются использовать клик-трэк, я спросил: ”Что такое клик-трэк?” Они включили его и попросили меня поиграть под него. Я воскликнул: “ Нет нет нет! Не надо! Это слишком идеально!” Я никогда не играл под клик-трэк, я сам свой собственный клик-трэк.
Я не переношу клик-трэк. Моё время стабильно, как начну, так и окончу. Все мы люди и нам свойственно замедляться или разгоняться, но движение всегда присутствует. Я сторонюсь метронома. Напраслину терпеть кому ж приятно! (смеётся)
В плане чувства времени, грува и вложенного в игру чувства мне нравится, во-первых мой наставник Jabo Starks, ми еще три барабанщика: Bernard Purdie, Steve Gadd и David Garibaldi. Они очень фанки и очень талантливые. Они необычно мыслят, великие люди. Их игра излучает счастье. Время – они с ним не считаются. Вот о чём я говорю – будьте счастливы и делайте своё дело!
Peter Erskine
В отношении времени в эволюции поп и рок-музыки я бы хотел рассказать о Jim Keltner. Он из тех парней, которые вышли из джаза. Мы, джазовые барабанщики, любим украшать музыку узорами и контрапунктами. Уметь отбрасывать все украшения и продолжать звучать креативно, в дополнение к биту, который может продать песню, для этого и требуется гениальность.
Keltner является одним из тех, кто это понял. Он слишком скромен, чтобы сильно привлекать к себе внимание, но я слушаю его с 60-х, на альбомах Gabor Szabo , когда Jim ещё играл джаз. Прослушивание его записей помогло мне воссоединить эту креативную простоту с некоторыми моими идеями. Затем обратимся к Mel Lewis, совсем другому типу барабанщика, - как здорово он владеет игрой во времени и как красиво у него всё звучит. Итак, есть много разных вариантов того, как можно играть во времени, и, тем не менее , делать это “верно”.
Каждый стиль музыки характерен своим делением ритма. Вы устанавливаете повторяющийся пульс, который мы называем темпом. Затем, то, как располагается фразировка нот относительно основного пульса, определяет стиль. Лучший способ получения “драйвового” и, в то же время, расслабленного чувства времени – сконцентрироваться на пространстве между нотами.
Jeff Porcaro необычайно хорош в этом. Его левая рука играет позади бита, заставляя грув звучать шире. Темп не изменяется, но удары левой руки ощущаются немного позади бита, что делается для более сочного звука и чувства. Никому не нравится чувство хаотичных расстояний между ритмическими нотами, это наиболее часто встречающаяся ловушка, в которую попадают многие барабанщики, по причине того, что они недостаточно концентрируются на этом ценном пространстве.
Для меня время и чувство – очень схожие понятия. Если кто-либо обладает хорошим чувством времени, он обязательно заставит музыку звучать хорошо. Как только я начал записываться профессионально, то думал, что делаю всё, что должно быть сделано с моей стороны. Но как только я услышал запись – это было грубое пробуждение. Я никогда не практиковался в сосредоточенной манере, что как раз и требовалось от меня при записи в конкретном темпе. Мне потребовалось много времени для того, чтобы развить стабильность темпа, туше и координацию.
Я сражался со своим инструментом, и это было непросто. Но когда ваши мускулы расслаблены – от них куда больше проку. Это позволяет вам извлекать лучший звук из инструмента. Mel Lewis играл расслабленно, также как и Buddy Rich. Даже Billy Cobham в Mahavishny Orchestra играл достаточно расслабленно, что позволяло ему играть такие быстрые паттерны из одиночных ударов гладко и без напряжения.
Время, в отношении джаза должно быть свинговым. Оно должно искрить. Должно танцевать. Касательно любого музыкального стиля: пульс, который увлекает в танец, говорит о том, что барабанщик делает свою работу верно. Дыхание тоже невероятно важно. Вы расслабитесь сильнее, если будете дышать правильно.
Один из приёмов над которыми я работаю со своими студентами – заставить звучать грув используя только одну конечность. Если у вас это получится, то вы начнёте думать в контексте создания музыкального времени. Также я начал использовать Roland Rhythm Coach для занятий с моими студентами. Поучительно увидеть насколько точно ты можешь играть грув с однотактовыми паузами запрограммированными в Roland Rhythm Coach, чтобы точно сохранить темп, переходя в следующий такт, когда пульс устройства возобновляется. Такой подход действительно помог мне разрешить некоторые проблемы, которые содержались в моих идеях в стиле Элвина Джонса.
Ian Paice
Впервые попав в студию, я осознал насколько точным нужно быть, чтобы сделать сильную запись. Когда ты не концентрируешься целиком на физических аспектах игры и можешь послушать со стороны то, что у тебя получается более критично - ты очень ясно услышишь нестабильность в тех местах, о которых ты думал, что они абсолютно верны, в то время когда играл.
Ты учишься тому, что очень просто увлечься и поспешить с первой долей, когда ты переходишь в заполнение, собираясь сыграть что-то более сложное нежели грув. Ключевым моментом является контроль своего чувства времени в тот момент, когда переходишь в заполнение, таким образом, чтобы время оставалось стабильным относительно темпа играемого грува. Когда играешь на сцене, редко обращаешь на такие вещи внимание, но в студии это является весьма очевидным.
Практически каждая запись сегодня делается под клик. Иногда клик – твой лучший друг, иногда – самый страшный кошмар. Это мир, в котором мы живём сегодня. Некоторое время назад, до клик-трэка, работа по поддержанию темпа возлагалась на барабанщика. В этом темпе была свобода для того, чтобы ускорять припев, возвращаться к темпу в куплете и опять разгонять бридж и так далее. Именно так работает музыка; это по-человечески. У нас больше нет этого. Теперь создавая запись, мы получаем совершенный трек. Зачастую это совершенство в темпе вообще заставляет исчезнуть присущее человеку чувство времени. Я адвокат хорошего чувства времени. Я не любитель механизированного темпа.
Игра под клик – урок, который следует выучить. У меня заняло много времени развитие способности принимать клик как друга. Я до сих пор не могу найти ему применение в креативном подходе. Лучшее из того, что я записал, я имею ввиду записи благодаря которым я счастлив, было бы невозможно записать под клик. Вы не можете исполнять креативные идеи такого рода, пока у вас нет абсолютной свободы, и вам нужно беспокоится о том, как бы частично не “вылететь” из клика на пару ударов.
Впервые, я услышал барабанщика, который играл музыкально и с лёгкостью в ощущении времени - Bobby Elliot на ранних записях Hollies. Ему был свойственен свинг с контролем времени и ощущением остроты. Время у этого парня никогда не изменялось. В рамках чувства времени свойственного человеку и точности он был непоколебим как скала.
Затем был период, который предшествовал становлению меня как профессионала. Период, в котором популярный драмминг стал драммингом более вольного толка, благодаря группам типа Jimmi Hendrix и Cream. Такой тип исполнения на барабанах был абсолютным нововведением. Без этой свободы все эти восхитительные барабанные партии никогда не стали бы возможны. Время в песнях и аранжировках должно быть подвижным. И если все музыканты слушали и изменяли темп вместе - Это не создавало проблему.
Позже появился Carmine Appice с Vanilla Fudge. Он открыл мои глаза на большие музыкальные возможности барабанной установки. Carmine, как и я, не играл с механическим чувством времени. Но у него были действительно хорошие внутренние часы. У него была способность играть хард-рок с прекрасным фанковым чувством. У него действительно было это смешанное чувство, одновременно то, что мы чувствуем в подаче чёрных барабанщиков и в смелом безрассудстве белых. Он открыл мне глаза на возможность быть эмоциональным исполнителем и, одновременно, держать время под жёстким контролем.
Я должен опустить период между 80-ми и 90-ми годами, потому что в это время я не нашёл для себя ничего интересного с точки зрения драмминга. На сегодняшний день есть барабанщики с настолько прекрасной техникой, что я даже не понимаю как они это делают. Но, надо сказать, что в большинстве своём они не впечатляют меня. Моя нога не стучит в пол, когда они играют. Я впечатлён тем, что они делают своими руками и ногами, но я не чувствую грува.
Всё же среди всех этих монстрообразных барабанщиков есть мастер, который не выглядит как мастер, на первый взгляд, потому что в группе, в которой он играет - от него не требуется играть много. Группа называется The Red Hot Chili Peppers и барабанщик-мастер – Chad Smith. Группа не нуждается в нём как в виртуозно солирующем исполнителе, ей требуется мощный, непоколебимый грув и он создаёт фанковый бит на 5 минут и чувство времени стабильно без участия клик-трэка! Вот это меня впечатляет.
Bill Bruford
Для слушателя воздействие на музыку индивидуального времени барабанщика, в большинстве случаев, подсознательно, но, тем не менее, очень значимо. Когда James Taylor воспользовался услугами Steve Gadd для того, что бы его материал звучал расслабляющее, моей супруге понравилось “чувство” присущее этой музыке. Если бы он обратился к Paul Motian или к парню из Meshuggah – барабанщикам с разным чувством времени – она, наверное, составила бы другое впечатление, в связи с другим, возможно, менее уместным чувством времени в музыке. Лидер пытается найти барабанщика, который придаст верное ощущение времени, а вместе с тем и чувство музыке.
Иногда, особенно это касается нечётного счёта, очень хорошо найти самое медленное, редкое, характерное деление в пульсе и тогда оно станет точкой отсчёта. Если это нечётный счёт, я обычно играю ногой четверти, в ожидании повторного ритмического цикла, вводящего в правильную колею. Когда у вас это получается, это заставляет звучать очень уверенно, особенно если бас-гитарист тоже отсчитывает ногой во время игры. В этом случае темп не изменится ни в одну из сторон.
Даёт ли ритм человеческого сердца музыке больше жизни и органичной гибкости? – Естественно. Абсолютно естественно дышать во время разговора, замедляться, увлекаться, немного спешить – так почему бы не делать этого в музыке? Единственный тип музыки, который я могу слушать – дышащий, иначе я задыхаюсь.
Мы выросли на прогрессив-роке, мы впитали “оркестровое чувство времени” – если есть ведущий – мы должны следовать за ним. Разгоняя или замедляя время немного в логических частях не было проблемой, пока не появилась драм-машина в середине 70-х, внезапно очутившись кнутом в руке продюсера. Моя способность играть с точностью метронома укоренилась моментально, миновав ужас дезориентации. Теперь продюсеры имели машину, которая говорила - был ты “по времени” или “вне времени” и конечно они решили её использовать. На некоторое время студийная работа превратилась в кошмар.
Для того чтобы улучшить своё время, осознанно уделяйте внимание каждой ноте, включая паузы. В спешке к следующей ноте, что очень легко случается из-за короткого сустейна перкуссионных инструментов, темп ускоряется.
Вообще, надо быть во внимании ко многому из того, за что вы отвечаете во время игры. Течение времени, в космическом смысле этого слова, само по себе удобно пока вы не хотите себя проявить. Если вы хотите проявить себя в потоке времени, разбивая его на бит, сделайте это, но будьте осторожны. Если вы нарушите это течение, дело плохо.
Великие барабанщики могут играть в потоке времени, накладывая пульсации, создавая иллюзию растяжения, замедления или ускорения – появление напряжения и сброса напряжения. Скромный барабанщик может делить время на бит очень искусно оставляя его течение нетронутым, нейтральным. Новичок же может спотыкаться и прерывать течение времени, следовательно, на музыке это будет сказываться негативно. Это то с чего мы все начинаем!
Думаю, что очень важно заниматься упражнениями под клик, в особенности для новичка, чтобы четко слышать деление доли. Но не стоит стремиться практиковаться в джазе с кликом.
Лично я не терплю игру на концерте под клик – все силы уходят на это, и ты перестаёшь слушать остальных музыкантов. Если так случилось, что ты играешь в клик - всё что может с тобой произойти, барабанщик – это что-нибудь плохое. Музыке неоткуда выйти и некуда придти.