АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

Тема: Профобуч #09: Приём «стомпинг» в брэйках и so

рейтинг:

СТОМПИНГ
к вопросу о практическом применении

Сейчас мы поведём речь об исполнительском приёме «стомпинг» и его практическом применении.

Данный вопрос никак нельзя обойти стороной в практическом плане, поскольку это будет большим пробелом в области практических знаний музыканта; в результате чего исполняемая музыка становится достаточно примитивным продуктом любого из направлений современной музыки.

Специфической особенностью стомпинга, при использовании его в брэйках, сольных фрагментах и любых других импровизационных заполнениях, — является стабилизацией и укреплением ритмического движения в заключительных разделах музыкальных построений.

С полной определённостью можно заявить о том, что барабанщик, уверенно чувствующий и исполняющий стомпинг, никогда не выйдет за рамки заданного темпа композиции.

Характерно, что большинство профессиональных музыкантов в своих импровизациях часто используют стомпинг, не задумываясь над самим исполнительским приёмом, поскольку чаще всего это является следствием самостоятельно наработанных штампов, скопированных из популярных композиций. По этой причине они не всегда могут дать теоретическую оценку данному явлению.

К слову сказать, — хорошие вещи примитивными не бывают, потому в музыке распространённого в нашем народе такого направления как «русский шансон» подобного явления не встретишь.

Так что же собой представляет «СТОМПИНГ» с точки зрения теоретического аспекта?

Стомпинг (англ. stomping — топтание на месте). Берёт своё начало от фольклорной танцевальной ритмики характерной для африканских народов, широко проявившейся в музыке (джаз) североамериканских негров.

В метроритмической структуре такта содержит типичные остинатные (постоянно повторяющиеся) ритмические фигуры (разновидность мелодического стомпа — «рифф»).

Этот приём широко используется не только в джазе, но и в большинстве направлений современной музыки; строится на проведении повторений моделей-паттернов (акцентно-ритмических, мелодических, гармонических), которые из-за несовпадения их с метрической структурой тактового размера, нарушают устойчивость основной метрической пульсации, создавая своеобразный метрический конфликт, формируют полиметрический контекст музыкального изложения, динамическое нагнетание, тем самым внося ощущение особого психологического состояния музыканта, родственного понятию драйв.

Подобные ритмические фрагменты исполнения в solo, брэйках или других заполнениях называется «стомп-паттерн», а техника их изложения — «стомпинг».

Фактически, сама модель (стомп-паттерн) может быть выражена любой структурной метроритмической последовательностью но, в данном случае, мы рассмотрим самую распространённую из них форму — 3 на 4.

Схематически (графически), такой стомпинг будет выглядеть так: (см. вложение 1)

В данном случае, техника исполнения трехдольной ритмической фразы идентична исполнению триоли*: высокая позиция рук на каждом акценте и низкая позиция для всех остальных нот модели.
*Никоим образом не следует путать эти понятия с «чистым» видом триолей.

Давайте попробуем перенести тот же самый материал стомпинга, но в движение ритма шестнадцатыми длительностями нот, получим: (см. вложение 2)

Здесь демонстрируются самые элементарные схемы интерпретации, на основе стомпинга. При продуктивной творческой работе их можно «облагородить» многими средствами выразительности, включая в их состав «Флэм», «Флэм-акцент» и др. рудименты, например: (см. вложение 3)

Стомпинг в трехдольных размерах
(гемиола)

Обратным явлением, то есть — соотношения двудольных фраз в трехдольных метрических построениях (размерах), называется «гемиолой».

Гемиола (греч. Hemiolios — полуторный), метроритмический приём в музыке, при котором в трехдольном размере создаются/имитируются чередования двудольных метрических фраз, например: (см. вложение 4)

Такое полиметрическое построение исходит из африканской и восточной ритмики, что, впоследствии, стало широко применяться в джаз и рок-музыке.

При работе с практическими упражнениями используйте метроном. Это поможет вам ориентироваться в полиметрических сочетаниях и почувствовать метрический конфликт.

12.11.14 10:42:04
рейтинг:

Доброго времени суток!

Хочу поблагодарить за прекрасную статью!

Уже второй день занимаюсь стомпингами и уже огромное колличесво идей! Это целый инструмент развивающий муз. мышление и интерпретацию идей на драмсет!!!
Причем прочитав и осмыслив теоретическую базу начинаешь понимать то, что делаешь, игра становится осмысленно, и от этого приятно!

Удачи всем в освоении этого приема!

19.11.14 20:24:53
рейтинг:

Очень хорошая статья. Спасибо.
Разрешите дополнить: гемиола встречается в музыке эпохи венских классиков, и даже ранее, в музыке барокко. Хотя, конечно, в то время гемиола использовалась очень редко, как пикантный приём. В стилях современной музыки основанных на джазе стомпинг является ведущим принципом ритмической организации. Например, достаточно взглянуть на темы джазовых стандартов начиная с 40х годов (стиль Би-боп).

25.02.16 21:04:40
рейтинг:

коллега Andrey_Suslin пишет:

В стилях современной музыки основанных на джазе стомпинг является ведущим принципом ритмической организации.

Абсолютно правильно мыслите, Andrey_Suslin. Вот именно – ведущим принципом. А я дополню к выше сказанному, что стомпинг – это пластика, драйв, вдохновение, ощущение полётности. На сегодня широко применяется не только в джазовой музыке, а во всей современной музыке вплоть до рэпа (за исключением нашей пошлой попсы, не имеющей ни смысла, ни притягательности, поскольку конфликт в этой попсе следует не от моторной сферы на основе метроритмических сочетаний, а брызжет слюной только в текстовом испражнении, типа: ты меня бросила, а я так тебя хотел…))) ) Но хочу оговориться, что сами музыканты здесь не виноваты, - они вынуждены подчиниться общему мышлению. К сожалению, общий культурный уровень наших людей определяет коэффициент музыкального интеллекта в популярной музыке.

В качестве примера использования стомпинга можно послушать трек 03. Richard Bona — Good Times из его диска «The Ten Shades Of Blues» http://nnm.me/blogs/arktik/richard_bona_-_the_ten_shades_of_blues_2009/

Здесь, в ритмической основе мелодии песни исполнитель чётко формирует приём стомпинг в размере 12/8 (3х4), формируя метрическое соотношение 6 на 4 (то есть, - поёт двудольными фразами в базовой триольной ритмике (гемиола), где получаются не 4 метрические сильные доли в такте, а шесть сильных, созданных певцов искусственно, которые он накладывает на эти четыре базовые.

07.03.16 13:52:05
Страницы: 1