АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

Тема: Профобуч #08:«О постановке рук барабанщика»

рейтинг:

_______________________________________________О ПОСТАНОВКЕ РУК БАРАБАНЩИКА________________________________________


Музыкально-исполнительское мастерство немыслимо без развитой технической базы музыканта. И в первую очередь это связано с обиходным, но наиболее избитым выражением — «постановка рук».

К сожалению, осмысление данного термина ограничивается предположением того, как (каким способом) требуется держать барабанные палки и «наносить» ими удары по барабану. И чаще всего этот процесс ограничивается боксерским термином — «поставить удар». Сразу назревает девственный вопрос: удар, следующий от руки или удар палкой?

Казалось бы — все просто, чего философствовать: играют палками, а руки выполняют функцию хорошо отлаженного механизма управления ими (контроль). Но и этот факт многими учащимися попросту не воспринимается либо игнорируется.

Но речь идет об игре, а игра, — это плод эмоционально-психического состояния, предполагающего не только физическое воздействие на инструмент через удары палками, но и ритмоинтонационную, музыкальную выразительность.

Что же в действительности представляет собой термин «постановка»?

На вид, кажущаяся простота, опрометчиво расшифрованная и представленная только самой оболочкой этого слова, как способ захвата палки, приводит к неутешительным результатам в исполнительской практике.

Постановка барабанщика — это неописуемый свод законов и правил, связанных с тончайшим миром субъективных и объективных чувственных форм звучащих (акустических) и незвучащих (двигательно-моторных) динамических процессов; зрительной, слуховой, мускульной и тактильной памяти, развития музыкального слуха, ментального метроритмического чувства, музыкальной формы, синхронизации, координации и мн. др. — всего того, что называется музыкальным языком.

На сегодня уже нет смысла доказывать, что мысль у человека — первична. Но и целенаправленной мысли должна предшествовать мотивация — ЛОГИЧЕСКОЕ ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ.

К сожалению, в отечественной преподавательской практике на уровне государственного образования до сих пор не определено четко сформулированных образовательных программ по обучению игре на ударной установке. У многих чиновников культуры нет даже понятийных представлений об этом явлении, как обособленной области обучения от других ударных инструментов класса академических.

Потому-то и рассуждения о постановке рук из-за неимения специализированной научной базы барабанщика — явление субъективное, больше эмпирическое.

Рудиментальная система, как метод для приобретения элементарных навыков игры у барабанщиков есть. Но для многих студентов, начинающих карьеру, это «мертвый» материал, нежели стройная система упражнений для формирования основ технического аппарата. По сути, эта система требует серьезной методической расшифровки, чтобы иметь представление о ее активации в своей творческой работе и музыкальной интерпретации. Для умения варьировать барабанными рудиментами требуются определенные креативные знания, носитель которых — сам музыкант, уже сможет оперировать ими (импровизировать) по-своему усмотрению.

В рекламных объявлениях начинающих преподавателей можно встретить предложения: «Обучаю по собственной методике». Тут же добавляется: «На основе книг Стоуна, Моллера, Б.Грэба, Ж.Майера, Т.Ланга и др.».

И снова вопрос, а что в этих книгах описана та самая «собственная методика», по которой собирается преподавать юный ментор, или он слегка заимствует «ноты» из книг популярных колоссов для разработки собственной методики? А где образовательный контент?

Следует дифференцированно подходить к таким понятиям как МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ и КОМПИЛЯТИВНЫЙ МЕТОД.

Ведь в представленных книгах вышеперечисленных авторов не усматривается методика преподавания. В них присутствует лишь тот материал, изложенный нотами, который использовали эти авторы для достижения своей поставленной цели. Задумается ли читатель над тем, насколько это будет соответствовать его индивидуальным качествам, и насколько точно он подойдет к его расшифровке!?

Вне всякого сомнения, что книги перечисленных авторов являются весьма весомым вкладом в сферу обучения технике игры барабанщика, но было бы куда весомей определение их значимости в системе профессионального обучения.

Мы же не можем исключить тот факт, что данный материал совсем не для новичков и ему должна предшествовать серьезная познавательная база ознакомительного характера, процесса восприятия материала нашим сознанием, элементами постановки и знанием элементарной физиологии человека. Для этого необходима живая связь с опытным наставником, который поможет корректировать любые творческие начинания.

Другими словами, МЕТОДИКА — это рецептура (комплексная процедура обучения) направленного системного воспитания, а МЕТОД — один из рудиментов методики. Данные понятия — вещи не однозначные.

27.12.12 13:13:43
parker  
рейтинг:

у меня есть вопрос. вы часто пишите о том как важна методика в занятиях музыканта. существуют ли какие то методики для барабанщиков на сегодняшний день, занимаясь по которым можно освоить инструмент, иметь возможность выражать свои мысли музыкально??

Сейчас благодаря прорыву информации через интернет мы можем видеть совсем молодых западных музыкантов уде хорошо владеющих инструментов а это значит что ТАМ такая методика существует. но какая именно лично мне до сиз пор неизвестно. Просто регулярные сисетематические занятия и годы упорных тренировок + постоянная практика с живыми музыкантами?? Интересно услышать ваше мнение на этот счет. Спасибо!

18.01.13 13:46:19
Makievskiy  parker
рейтинг:

Ответ у Вас в личке)

20.01.13 18:33:11
рейтинг:

Вопрос parkerА мне очень интересен. ВЫ не могли бы на него ответить???

22.01.13 13:48:05
рейтинг:

Уверен, ответ на вопрос будет интересен многим.

25.01.13 10:14:35
рейтинг:

Уважаемый heavydrummer, я никогда не работаю на интерес)
Предпочитаю результат. Ведь вокруг нас столько интересных вещей, но выбрать нужно только то, что необходимо, что непременно будет или должно работать…

А мы постоянно ждем доказательств, тратя на это драгоценное время жизни…

коллега heavydrummer пишет:

Уверен, ответ на вопрос будет интересен многим.

Этот вопрос весьма дискуссионный и даже если на него кто-то конкретно ответит, все равно пойдут субъективные мнения, риторика (несдержанность и пр.), поскольку почти всегда не разделяют понятия «барабанная индустрия» и «учебный процесс».

А данный подфорум авторский (не общий), он требует конкретики и не должен подразумевать длинных дискуссий.

Здесь многие проблемы освещаются в научном плане и не должны растворяться в ненужной риторике.

Да, конечно, форум – самая демократичная среда общения и здесь может каждый излагать мысли по-своему. Ну, если речь идет, скажем, о тарелках, барабанах, то действительно – факт налицо: «на вкус и цвет товарищей нет», или – «о вкусах не спорят». Но в плане научного обоснования понятия - «может» и «имеет на то право» - не являются синонимичными.

Хорошо, heavydrummer, я сделаю всего лишь несколько цитат из темы, чтобы Вам было понятна сама идея:

Ведь на самом деле мы имеем дело не с ИХ МЕТОДИКАМИ (школами), а с формой, под названием ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ, только нотный, где не бывает методических пояснений. Это то, что и в наших государствах всегда используется в классическом образовании, с учетом работы с ПЕДАГОГОМ. А, как известно, здесь у нас все в полном порядке! Наши классические музыканты и педагоги дадут фору любым образовательным системам в Мире (но, к сожалению, только в классической музыке).

25.01.13 12:28:26
рейтинг:

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Makievskiy за взвешенные и, очевидно, много раз подтвержденные личным опытом замечания.

Часто можно слышать от отечественных музыкантов о "неправильной" постановке рук у Pat Metheny, например("смотри, да он все неправильно делает"), - наблюдения, явно смешанные с восхищением при этом:"так же не бывает - гениальный гитарист, а делает все неправильно", или, более того, критику со стороны соотечественников (!) самого Elvin'a Jones по поводу "плавающего темпа" и "невнятной" фразировки...

При этом никто не ставит под сомнение художественную ценность их наследия, а также Monk'a или Ornette Coleman'a и так далее. Значит дело не совсем в "правильности" технической стороны вопроса, а в чем-то еще. Книги и аудио-видео школы-курсы, многочисленные clinics и crash courses - конечно, потрясающее подспорье для понимания и выстраивания какого-то представления о профессии, но, как говорил Charlie Parker - "Master your instrument, master the music & then forget all that & just play."("Осваивайте инструмент, свой музыкальный стиль, а потом забывайте обо всем и просто играйте". Позволю себе уточнить гиганта): "ПОТОМ" не наступает никогда, если вдруг понять цитату буквально: конечно, никак не "потом", а одновременно/параллельно...сказал бы больше, но не буду. Было бы странно сначала познакомиться с девушкой, жениться на ней, а потом сказать себе, что вот-де настал тот сакраментальный момент и пора уже начать испытывать к ней трепетные чувства. Парадоксально, но случается и такое...

Здорово стать счастливым обладателем восхитительного инструмента и начать "правильно" отыгрывать на пэде и пр. рудименты, пользуясь всяческими удивительными "замками" и прочими "grips". При всем уважении к Jo Jo Mayer и его весьма популярной школе, в наших пределах особенно, не могу припомнить ни одного безоговорочно серьезного и самостоятельного продукта, производящего впечатление именно как музыкальное произведение, да простят меня его поклонники и, вообще, что тут о вкусах, но, на мой 20 раз субъективный взгляд, он пока остается в жанре сольной барабанной эксцентрики и, собственно, тем и радует. Он ведь в школе показывает и French и Moeller и Swiss grips и чего только не показывает...

А Dave Weckl демонстрирует свои уточнения, а кто-то - свои, на том только основании, что строение рук, длина пальцев, кистевая анатомия и пр. ортопедия у всех сугубо индивидуальна, что, как ни странно, влияет и на музыкальный продукт. Так что "судьба играет человеком, а человек играет на барабанах"). Что же остается делать хорошему преподавателю, как не смириться и применять индивидуальный подход. Вот так скучно.)) Hope you get my drift?

25.01.13 18:20:06
рейтинг:

Уважаемый DaGroovy!

…вообще, верю, что настанет время, когда станут подписываться настоящими именами, но – это отдельный разговор из категории – начать представлять себя, а не кодировать!)

Абсолютно и в целом с Вами согласен (и даже подстрочно)). Я бы больше добавил. В ожидании того ЧУДА, что кто-то из-за границы непременно представит нам все ключи к открытию секретов музыки, мы теряем время и не учимся такому образному понятию как ТВОРЧЕСТВО, которому через кого-то обучиться невозможно. Можно перенять только сам ПРОЦЕСС, алгоритм того из чего оно вытекает.

И наша задача передать молодым коллегам знания и понятия не искаженные «испорченным телефоном», а по существу - правильные)

К примеру, сколько раз приходилось пояснять даже своим ученикам, что современное понятие такого мероприятия как «мастер-класс», по сути, не соответствует качественному содержанию данного мероприятия, поскольку здесь присутствует заинтересованность только коммерческой стороны, которая платит деньги не за то, чтобы кого-то на таких собраниях научить, а продать свою продукцию.

То, что мы чаще всего видим – это вовсе не мастер-классы, а МАЭСТРО-КЛАССЫ, где профессиональные музыканты, топовые музыканты мастерски демонстрирует свою технику, трюки, фишки и пр. – не более чем завлекалочка менеджера по продажам предлагаемого товара.

Может, DaGroovy, поменялся мир, а мы с Вами смотрим на него «нафталинно», по-старому? Думаю, что не совсем так. Мне кажется, что в нас (славянах) еще сидит «ген доверительности» в плане таких серьезных мероприятий. И большинство из нас уверены в том, что устроители этих мастер-классов занимаются «барабанным просветительством», не думая о дивидендах, а делают подобные акции от «чистого» волонтерского сердца))

Посмотрим на такую сторону. Если бы каждый из присутствующих впитал в себя, хотя бы один момент из увиденного/услышанного, и стал бы богаче в технике на один элемент от каждой встречи, то результаты не заставили бы себя долго ждать…

Нет, нет - такого, к сожалению, не происходит, да и никак не может произойти по ряду объективных причин, поскольку название мероприятия вовсе не соответствует познавательному контенту. Ведь это явление смело можно назвать с прилагательным «индустриальный мастер-класс». А тот, кто утверждает обратное – кривит душой или не хочет показаться, простите, невеждой.

Я примерно расскажу о «мастер-классе» О.Хакима (в Киеве). Он минут двадцать играл на электронных барабанах Roland в ансамбле со своим клавишником. Затем столько же рассказывал (вернее сказать, - доказывал) насколько электронные барабаны Roland хорошие и если кто их купит, то сделает правильный выбор и никогда не пожалеет об этом…)

Далее перешли к вопросам. Это примерно выглядело так.
Вопрос из зала
- А что такое свинг?
Ответ Хакима
- Ну, знаете, свинг – есть свинг! Ну, в общем, свинг – это всё!
Вопрос
- А можно играть без свинга?
- Не знаю, как это можно, лично я себе этого не представляю.

Далее были еще пару подобных вопросов и таких же ответов (читай выше) на что ушло минут десять.
Затем автограф-сессия и фото на память. Всё!

Знакома ситуация?

На самом-то деле, публика пришла в восторг от игры О.Хакима, не думая о том, что на мастер-классах знакомят не с искусством игры исполнителя, а рассказывают о тех тонких деталях мастерства в профессии, которые невозможно описать на бумаге или запечатлеть на сюжетных видео роликах.

Мастер-класс – это непрограммируемая, а больше импровизационная ситуация решения проблем через живое общения с публикой той или иной профессии.

Дальше, наверное, необходимо предложить пример, что такое настоящий мастер-класс, каким он должен быть!

Вместо того чтобы рассказать о том, какую направленность представляет собой это действо, рекомендую посмотреть мастер-класс М.Л.Ростроповича:
https://www.youtube.com/watch?v=sSdoIIGQrpE

Я уверен, что даже из данного мастер-класса классического направления от выдающегося виолончелиста, многие получат для себя определенную пользу и задумаются над тем, как подходить к посвящению себя музыкой (не обязательно какого направления, важен пример!).

И я благодарен судьбе, что в свое время мне довелось неоднократно общаться вживую на мастер-классах с этим гением, признанным во всем Мире музыкантом.

О признании его заслуг в музыке свидетельствуют большое количество орденов от разных государств по масштабу соответствующих званию «Героя России».

27.01.13 13:57:24
рейтинг:

Уважаемый Станислав!

О, нет-нет, никакого кодирования в моем случае (хотя не вижу ничего особенно предосудительного, при условии, что код, пусть отчасти, но адекватен жизненному и/или творческому кредо заявляющей о себе персоны, хмм, тенденция...); скорее игровой момент, невинная шалость в духе раблезианского карнавала);

Если серьезно, меня зовут Сергей, и я живу в Москве, у меня лингвистическое образование, даю частные (и, надеюсь, честные) уроки английского - скромный "приходской" учитель. В некотором смысле - коллеги). Никакие опасения, связанные с "большим братом" или желание скрыть личину из-за комплексов или каких-то конспиративных планов меня наяву не посещали (смеюсь...), хотя, понятно, "наблюдает"...

Очень интересен Ваш метод, с моей невысокой "колокольни"), т.к., увы, не "отягощен" профессиональным муз. образованием, являясь по сути здесь девяностодевятипроцентным автодидактом); он представляется мне междисциплинарным и даже холистическим, что чрезвычайно близко и моим мироощущениям. Так что барабаны - моя давняя любовь, столь романтическим отношением к ним пытаюсь компенсировать недостаток официального обуча. "Все мы учились понемногу..." - мой случай).

Фонология, просодия как аналитика поэтического высказывания и разделы практической и теоретической лингвистики(для меня) по сути не отдаляют, а вплотную сближают те области, где мелодика (интонация), тональность, ритм, метрика, пульсация, темп, динамика и т.д. являются общими или чрезвычайно близкими величинами двух языков: музыки - невербального и вербального- словесного, оба - средства коммуникации и потенциально всегда выходят за рамки, отведенные им любой, даже казалось бы самой изощренной когнитивной конструкции.

Небесспорны, но интересны работы Хомского (Chomsky) в этом отношении. Два безбрежных океана! И, научившись хоть как-то плавать в одном, стою на берегу и наблюдаю за непостижимыми волнениями и вибрациями другого - музыкального. Во всяком случае, кажется, что исполнение музыки - это шанс обратиться к слушателю, пытаясь познать себя прежде всего (как Зевс заповедал Аполлону)) и совершать попытки, пользуясь музыкальным языком, приращивая свой, сокровенный, интимный смысл, а не Омара Хакима(чуть не оговорился Хаямом)), который только может показать некий промежуточный результат своих! поисков и даже если и даст пару дельных рецептов дыхания за установкой, то мне они могут и не пригодиться - у меня хронический гайморит и, вообще, не хватает фаланги на указательном пальце левой руки и требуются сугубо специфические tips от пара! методиста(опять смеюсь)). А ему ведь еще нужно и эндорсерские отработать успеть. Надеюсь, не "нафталинно" смотрим.

Здесь, мне кажется, некий эффект обманутого ожидания, мы же знаем, что объяснить что такое свинг на полугламурном мероприятии просто физически невозможно, есть же другие формы - тоже несовершенные, но не в пример серьезнее: youtube может ответить некоторым запросам внимательных! музыкантов, ну, не сравнить с 10-летней давностью... С мастер-классами у меня совсем никакого опыта, не берусь судить.

О "гене доверительности": да нет, думаю, в целом они порядочные и открытые ребята, особенно "небожители", потому такими и стали, просто не все преподавателями родились - это особый дар и не очень-то, далеко не всегда на самом деле, смыкается с исполнительским даром на сцене. Может я правда идеализирую...

Думаю, в той ситуации не все зависело от О.Х.: он, вообще, мог полностью быть повязан деньгами и обязательствами перед Roland - единственный повод его приезда. Будь его воля... Другое дело - наша провинциальность: смотреть в рот, даже на постановку рук, координацию в работе и цепенеть от восторга, утрачивая аналитическую, естественную критическую мыслительную функцию, которая, напротив, оказывается вдруг гипертрофированной и очень буквальной при оценке своих, отечественных,"пророков". Да, еще тоже вот - заслуженно не избалованы вниманием к себе западной культуры... длинная и знакомая история. Какая-то неизбежность в этом почти рефлекторном взгляде сверху вниз. А ведь заслужили: самое жалкое зрелище еще видеть натужные попытки гордо идти "своим" путем... Может сменить систему координат и попробовать просто заняться делом?

Есть (хорошая?)поговорка: "с паршивой овцы хоть шерсти клок", где "коммерческий" мастер-класс - овца (конечно, не О.Хаким, как можно!)), а почерпнутое вдохновение и заряд на всю жизнь от созерцания примера настоящей преданности делу - тот громадный клок, который "да обрящет ищущий".

Я вот все смотрю их интервью и классы, где старики-динозавры говорят, что в детстве была одна лишь виниловая пластинка ragtime , Count Basie или Гершвина, и этого оказалось достаточно для начала формирования музыкальности и, вообще, начала большого пути (в хорошем, не только "звездно-истерическом", смысле). Кажется, время здесь не при чем, это вневременные законы, связанные со вкусом к жизни и осознанным выбором.

Мда, до неприличия многословно получилось - растекся, кажется, мыслью по древу). О многом хотелось сказать, что-то неизбежно упустил...

19.04.15 20:59:12
Страницы: 1