АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

Тема: Профобуч #06:«Язык нотописи»

рейтинг:

Продолжение полемических заметок "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
Следующие темы:


________________________________________«ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ О НОТНОМ ЯЗЫКЕ»__________________________________

Ноты, нотный текст, (от лат. notatio — записывание, обозначение) — определенная система графических знаков, условно обозначающих, моделирующих музыкально-ритмический рисунок (музыкальный образ). И это всего лишь частица грамоты музыканта, говоря условно, — записная книжка, что не обеспечивает нам всей полноты акустического отображения, а только моделирующая музыкальный материал.

Ноты, подобно буквам алфавита, — это графическая запись музыкально-ритмических смысловых сигналов, система информационного значения, не претендующая на абсолютную точность временнОго исчисления нашим сознанием (см. внизу документ — «Нотная грамота_№№1,2,3,4,5». Материал из книги С.Макиевского «Школа постановки рук барабанщика»).


___________________________________«И СНОВА О ТРИЕДИНСТВЕ: СЕМАНТИКЕ, СИНТАКСИСЕ и ПРАГМАТИКЕ»________________________________

Чтобы изучить нотную азбуку, вполне достаточно того материала, который изложен в предложенном документе («Нотная грамота»). Но если вы желаете познать значение образности НОТНОГО ЯЗЫКА, его недосказанную сущность, что выражается в познании гармонии метро-ритмического, временного континуума, то этому требуется посвятить гораздо больше времени.

И даже в этом случае мы коснемся лишь некоторых основных семантических правил раскрытия толики секретов, аналитики. Речь идет об особенностях исполнительского характера современного барабанщика. Ведь одни и те же ритмические фразы можно сыграть по-разному.

Яркий пример варьирования ритмическими последовательностями — жанр, стиль, направление, где нотная информация является лишь отправным звеном, а не идеальным отображением, что контрастно выявляется только при акустическим воспроизведение композиции (см. внизу документ — «Некоторые сведения об эстетике джазовой ритмики», файл "Джазовая ритмика_№№6, 7").

Для того чтобы воплотить мечту в реальность необходимо отбросить все барабанные игры в песочнице и глубже смотреть на вопросы, касающиеся специфических проблем профессии и полностью посвятить себя изучению фундаментальных основ ритмического словаря.

Вполне понятно, что для многих современных читателей, слегка утратившим способность к вдумчивому и терпеливому отношения к обучению, сложно вникнуть в смысл предлагаемого материала. Но в данном случае, мы рассматриваем проблемы, связанные не только с читкой нот с листа, а и исполнительскими секретами, не совместимыми с таким распространенным нынче выражением, как: «обыденным языком можно рассказать всё…».

Процесс познания системы нотной грамоты следует обвязать с семиотикой — наукой, исследующей свойства знаков, знаковых систем и процесса обработки знаковой информации нашим сознанием.

Значение семиотики приводится здесь не случайно. Не следует воспринимать это как призыв к дополнительному изучению и наполнению себя еще одной громоздкой единицей информации. Гораздо проще следует подойти к вопросу с точки зрения, на какие аспекты необходимо обратить внимание, и что требуется знать при изучении музыкальной культуры:

1. Семантика — идентификация отображения звуков, обозначенных в нотном тексте;
2. Синтаксис — внутреннее свойство, качество, содержание (штрихи);
3. Прагматика — интерпретация, внутреннее видение качественной стороны нотного текста в творческом сознании музыканта.

СЕМАНТИКА

Как лаконично и емко дал определение этому термину Е.Трифонов, сказав, что семантика – это смысл знака или текста.

Специфика инструмента — первая характерная особенность графического обозначения звукового полотна (партии барабанов) в нотном изложении. В нашем случае нотные обозначения заимствованы из традиционной нотной графики, где ноты, расположенные на пятилинейном нотоносце, не обозначают высотное положение инструментального звука, а определяют его нахождение, своеобразную партию, ритмическую последовательность для каждого отдельно взятого инструмента (подробнее см. внизу документ №8, материал из книги С.Макиевского «Школа постановки рук барабанщика»).


СИНТАКСИС БАРАБАНЩИКА.

В данном случае, заимствовав лингвистический термин (синтаксис), мы не делаем основной акцент на его научное содержание, а придерживаемся смыслового значения.

К примеру, рассмотрим самое элементарное правило динамической артикуляции (лат. articulatio — членораздельно произносить), которое никогда не определяется специфическими нотными знаками:

Всегда акцентировать удар, длительность которого больше предыдущего либо последующего ударов.

Или вот еще один из тех секретов, о которых вы не найдете сведений в нотных партитурах:

Один, два, три последовательных удара однотипной длительности, стоящие перед сильной долей или ударом с большей длительностью, всегда исполняются в нижней позиции.

Эти азбучные принципы пригодятся вам как основные звенья формирования исполнительской техники.


3. ПРАГМАТИКА

Что касается прагматики (интерпретации), то чем выше уровень природной одаренности музыканта, его кругозора, ощущения тончайших музыкальных оттенков, тем больше будет деструктурирован читаемый им нотный текст.

Творческая интерпретация при читке нот с листа, — это незакомплексованность и смелость исполнителя в принятии неординарных решений, свое видение при игре композиции.

Природа тончайших динамических процессов, происходящих в нашем сознании в моменты игры, во многом не обусловливается рамками общепринятой нотописи. Если попробовать вывести весь свод исполнительских правил в инструментальной партитуре, то в ней не останется места для основных нотных знаков.

Как раз эти детали чаще не указываются в нотном тексте, но для профессионального музыканта — очевидны, как форма художественного повествования. Без этих тонкостей музыка становится пресной. В то же время, чувство тончайших динамических оттенков и их ювелирное исполнение разительно отличает уровень профессионала от аматеров. Как правило, последние, не только не в состоянии воспроизвести подобное, но и распознать (услышать) мельчайшие детали технического арсенала виртуоза-исполнителя.

И как самая непередаваемая деталь — выход за рамки написанного нотного текста — импровизация (с лат. — неожиданный, внезапный) на заданную нотным текстом тему. Это уже новое качество исполнителя, его форма музыкального мышления, формирующаяся на основе музыкального образа, когда музыкант, свободно варьируя музыкальным текстом, добивается развития и обновления композиции под призмой своего видения.

Во все времена импровизация является синонимом профессиональной квалификации музыканта.

Ну, разве можно вести разговор об импровизации, если постоянно синхронизировать и измерять свою мысль с точно выраженной длительностью нот.

Как же замечательно об искусстве импровизатора сказал У.Сарджент: «Зачем, в самом деле, нужно по доброй воле обращать в холодные абстрактные символы то искусство, сущность которого не может быть выражена такими символами? В любом случае музыкант-импровизатор вряд ли может быть заинтересован в том, чтобы кто-то имитировал его специфический стиль творчества в этом жанре, если допустить, что кому-то, кто начисто лишен воображения, может прийти в голову заниматься подражанием вместо того, чтобы творит самому».

В среде джазовых музыкантов даже существует аллегорическое выражение — «ноты — наши враги».

С этим иносказанием нельзя не согласиться! Ведь в случае, если музыкант идентифицирует свою игру по нотам, делая из себя зеркало нотного стана, его отражение, ставит равенство между нотным текстом и игрой, добиваясь «метрономно-трафаретного» звучания обозначенных в тексте длительностей, то это музыкальным искусством назвать нельзя.
.

01.06.12 12:20:34
Furik  
рейтинг:

Замечательные Темы. Почему Вы не напишите новую книгу «Психологический подход к Ударной установке»? )) Судите меня как хотите, но меня Эти статьи вдохновляет на движения вперёд! Спасибо Вам за то что Вы творите для Нас!

01.06.12 13:13:53
рейтинг:

Я вот тоже с большим удовольствием прочитал все темы, очень интересно и познавательно! Огромное вам спасибо за ваш труд

03.06.12 13:46:40
Страницы: 1