АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

Тема: Профобуч #05:«Ноты, цезура»

рейтинг:

Продолжение полемических заметок "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
Следующие темы:


___________________________________________НОТЫ — НАШИ ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?__________________________________________________


В среде людей, мечтающих стать музыкантами, бытует мнение, что ноты это зеркальная копия музыки, застывшей в графических значках. Как правило, с нотами ассоциируют весь комплекс музыкальной грамоты исполнителя.

В действительности, — это так! Нотная графика является ключевым универсальным музыкальным языком, благодаря которому мы научно и творчески подходим к познанию основ теории, законов гармонии, чувства музыкального времени и ритма.

И все-таки, следует уяснить себе, что при изучении нотной грамоты основная проблема заключается не в трудности познании нотных знаков, а в том, что требуется знать о нотной системе; как подойти к изучению и познанию нотной символики, чтобы затем не тратить драгоценное время на объективное переосмысливание самой сути — таинства нотописи.

Ноты — молчаливые символы, это ключ к вратам несметных хранилищ музыкального арсенала всей истории человеческой цивилизации. Знание нотной грамоты, её законов, правил предоставляет музыканту неограниченную возможность проникнуть в тайны музыки. И только опытные музыканты благоговейно и поэтично могут поведать нам об их сущности: «Высокочтимая Нотная Грамота! Я бесконечно благодарен тебе за твои щедроты, без которых мне просто был бы закрыт путь в мир музыки!» — (Б.Иоффе)



___________________________________НОТЫ — ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГА-КОНДИТЕРА ИЛИ ДЕТСКАЯ ФАМИЛЬЯРНОСТЬ___________________________

Чтобы наиболее точно приблизиться к пониманию степени релятивности (относительности) нотного языка и соответствию реальному акустическому звучанию записанной музыки, — необходима расшифровка этого феномена.

Речь идет не о «приблизительности» или исполнительской импровизационности в моментах игры с нотного листа, а о естественном отражении и обработке нашим сознанием нотного текста.

При изучении нотной графики самые незначительные, на первый взгляд, бытовые трактовки экзальтированной учительницы музыкальной теории о том, что «длинные» ноты «делятся» на более «короткие» — достаточно примитивная гипотеза.

Подобные «доходчивые объяснения» закладывают в сознание ученика ошибочный стереотип мышления о музыкальном времени в целом, чего затем невозможно выровнять метрономами самых лучших фирм.

К некорректной схематической демонстрации нотных длительностей можно отнести и стремление к чисто математическому делению музыкального времени в виде вертикально градуированной нотной пирамиды (нотной схемы, см. пример №1 во вложении) вместо горизонтальной (см. пример №2 во вложении), соответствующей читки нотного текста.

Или, — как можно сравнивать ТЕЧЕНИЕ МУЗЫКИ с разрезанным на равные дольки тортом, яблоком, условно обозначенных длительностей нот согласно количеству этих долек? Подобное «кондитерское меню» (см. рисунок, пример №3 во вложении) не может олицетворяться отдельными музыкальными длительностями нот вне системы метрической гравитации такта. Человеческие чувства не подвержены музыкальному возбуждению от исчисления точного количества «усвоенного» торта.

Как можно разделить буквы алфавита, знаки, цифры или текущий временной континуум? Если да, то, как можно преподнести слушателю отдельными частями свинг, драйв, остановить, разделить, «заморозить» мысль исполнителя?

В подтверждение сказанному музыканты, незакомплексованные подобными «методиками» изучения нотной грамоты, на слух начинают быстрее и правильно усваивать смысл музыкального содержания и соответственно — играть. И весьма проблематичным творческий процесс становится для них тогда, когда эти индивиды начинают знакомиться с теорией и, встретившись с подобными методами, протестуют не против нот, а несоответствия информационных и коммуникативных представлений, что значительно тормозит их путь развитии.

Следует сразу научиться корректному изложению теоретических понятий и осознать, что любая нота — это НЕДЕЛИМЫЙ графический знак, условно обозначающий использование того или иного инструмента комплекта (в нашем случае) и одновременно обозначающий длительность, время звучания, а не математически делимая единица, состоящая из «звуковых частей».

Потому-то наша воля выступает в качестве посредника между нотным текстом и его акустическим воспроизведением, подобно нашему дыханию и сердцебиению, синхронизированными со скоростью ходьбы.



________________________________________________ПАУЗЫ — ЭТО ТОЖЕ МУЗЫКА!_____________________________

Как правило, разговор о паузах – вообще проблемное место в системе теоретического воспитания барабанщика. По всей вероятности это происходит потому, что барабаны относятся к инструментам без определенной длительности звучания.

В физическом плане — так оно и есть. Но речь идет не об физических свойствах инструмента, а обучении музыканта-барабанщика, у которого, так же, как и у других инструменталистов, музыкальный мелодико-гармонический план не является второстепенным, а отправным звеном, на основе которого выстраивается вся эмоциональная метроритмическая структура, а не наоборот. А значит и задача барабанщика, в плане музыкального анализа, эмоций намного шире и сложнее, чем принято считать нашими коллегами по ритм-секции.

Любой профессиональный музыкант знает, что пауз в музыкальном времени не существует. Это аллегорическое обоснование заключается в том, что паузы — те же нотные знаки, обозначающие относительные, пограничные места звучания, но не перерыв текущего временнОго континуума музыкального полотна. Настоящая пауза для музыканта наступает после окончания композиции, и то — не всегда. Как писал док. искусствоведения М.А. Аркадьев: «Внутренняя ритмическая динамика музыкальной ткани определяется взаимодействием двух относительно независимых основ, «звучащей», т. е. в принципе допускающей акустическое воплощение, и «незвучащей», принципиально не выходящей на акустическую поверхность».


_____________________________________________________________О ЦЕЗУРЕ______________________________________________________

Цезурным паузам у барабанщиков, почему-то, вообще мало кто уделяет должного внимания (цезура лат. caesura — рассечение; очень короткая пауза, момент дыхания, смысловые разделения между ритмическими фразами).

В музыке, это пограничные паузы смысловых фраз (не метрических, а подобно синтаксическим знакам препинания в словесной речи), которые в нотном письме редко указываются специфическими знаками, за исключением моментов чередования фразировочных лиг.

По этой причине происходит много путаницы в тех местах, где от барабанщика требуется утонченное отображение метро-ритмической фразировки. В данном случае речь идет об исполнении ролловых и раффовых рудиментов.

К слову сказать, в рудиментальной теории этот фактор занимает весьма значительное место, но в книгах для ударных инструментов классического направления — вообще не рассматривается или весьма примитивно трактуется исполнительской расшифровкой аббревиатурных обозначений барабанной дроби (см. пример №4 во вложении).



...........................................................................................................Следующая тема:................................................................................................
......................................................................................«Элементарные понятия о нотном языке».......................................................................

.

19.03.13 17:41:40
Страницы: 1