АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

Тема: Профобуч #04:«Комбинаторика, пэд, скорость»

рейтинг:

Продолжение полемических заметок "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
Следующие темы:



_______________________________________ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА БАРАБАНЩИКА_____________________________________

Если говорить о качественной стороне исполнительского уровня барабанщика, то здесь, как правило, доминирует наша чувственная воля, развивающая и подчиняющая себе физическую комбинаторику — своеобразную «артикуляцию рук», заведомо наработанный комплекс определенных моторно-двигательных элементов (рудиментов).

Умение играть не зависит от одного идеализированного мышления. Наше желание строится на том идеале, к которому мы стремимся, а идеал, первоначально — иллюзия. В этом ничего нет плохого, просто от природы человек не наделен видением качественных возможностей воплощения своего идеала, потому-то идеал цикличен и зависит от степени познания профессии.

НИКТО ИЗ НАС НЕ ВЕДАЕТ ПУТЕЙ ИДЕАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ В ИСКУССТВЕ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ.

Самостоятельно, без преподавателя занимающийся ученик, как правило, находится в плену своих фантазий и, концентрируя внимание на конечном результате, видит себя самодостаточным, признанным, уважаемым и популярным. В этой фазе он пребывает буквально до тех пор, пока иллюзия не переходит в реальность, замок-фантом рушится и на смену приходит первое разочарование.

Для воспитания себя музыкой человеку вполне достаточно иметь хороший слух и эрудицию (в зависимости от своего духовного мира).

Чтобы воспитать в себе музыканта — потребуется знание многих законов исполнительства, с которыми связаны не только слуховые органы, но и зрительные, динамические (двигательные) и тактильные (сенсорно-чувствительные).

В постановке рук барабанщика заимствованы две двигательные зоны, условно называемые: «силовая зона» область широких мышц плечевого пояса (плеча и предплечья) и «игровая зона» (кисть руки, предплечье) — см. ниже рисунки.

Каждая зона работает по определенным принципам биомеханического движения. Потому-то студенту сразу следует уяснить, что «силовая зона» напрямую не связана с игрой на барабане. Свое непосредственное влияние она оказывает на обогащение динамических функций «игровой зоны», тем самым принимает активное участие в формирование исполнительской техники барабанщика.

«Силовая зона», в повседневной жизни не воспитана какими-либо действиями, схожими с игрой на барабанах. Она находится в стадии рефрактерности (не управляемая), то есть, — не подчиняется приказам мозга, так как этого действия еще не заложено в его кладовых памяти (в моторике).

Как правило, в 99% случаев самообучающиеся, не зная основ постановки рук, используют только «игровую зону». Потому часто наблюдается брутальная техника игры из-за некорректно поставленной двигательной комбинаторики сочетания мышц плечевого пояса.

Это проявляется потому, что в сознании ученика еще не заложен процесс последовательной активация мышц рук и синхронизации движений суставов между верхними (силовыми) и нижними (игровыми) позициями. А без этого навыка, путь к профессиональной технике барабанщика — невозможен.


________________________КАКОЙ ЖЕСТКОСТИ ПЭД ПОДОЙДЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ «СИЛОВОЙ ЗОНЫ» РУК_______________________

Рекомендации по использованию жесткости пэда должны основываться не на наших симпатиях к модели пэда, а на принадлежности его к тренингу определенных участков рук или наработке тактильного ощущения, — вибрации и установки степени динамики моментов отражения палки и формирования пальцевого контроля.

Силовая зона рук (в основе, плечевой сустав) является для барабанщика не только источником динамического импульса, снабжающего энергией игровую зону, но и мобильной субстанцией игровой зоны. Она предназначена для «доставки» игровой зоны рук к тому или иному инструменту ударной установки.

Исходя из этого, самое первое, на что следует обратить особое внимание в постановке рук, должно стать развитие мускульной памяти силовой зоны рук.

Потому-то на первых порах используется очень мягкий пэд (поролоновая подушка, мешочек с песком), который исключит отражение, отскок палки и участие тактильной памяти, чтобы не мешать концентрации внимания развитию плечевого пояса. Это делается для того, чтобы хорошо прочувствовать работу больших мышц плеча, включая грудные и спинные мышцы и добиться их полного расслабления.

На первых порах во время занятий необходимо научиться различать степень расслабления и скованности мышц, по мере возможности контролировать этот процесс. Как правило, точкой скованности руки всегда является область ключичного сустава (см. рисунок ниже).

После того, как студент почувствует, что его движения рук от механических действий перешли на автоматические (подсознательные), то мягкий пэд (подушка) для занятий уже не потребуется.

Следующий шаг в постановке рук — это переход на резиновый пэд с идентичным барабану отскоком палки. На данном этапе следует развитие игровой (рабочей) зоны рук и, в первую очередь, — формированию тактильной памяти (регистрация и последующий контроль отраженной палки от барабана).

На этой основе будет развиваться пальцевой контроль и синхронизация игровой зоны с импульсом силовой зоны.


______________________________ОТНОСИТЕЛЬНО СКОРОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ_______________________

Не следует преждевременно утверждаться в том, что алгоритм действий наших рук при игре барабанного рудимента или любого отдельно взятого ритмического рисунка, всегда идентичный акустическому звучанию, независимо от темпа его воспроизведения.

Очень полезно заниматься циклическими (остинатными) упражнениями с равномерным увеличением скорости движения, скажем, на одну единицу (bpm) через три такта. Большинство современных метрономов оснащены такой функцией.

Еще лучше — иметь метроном с миди-функциями. При использовании в работе миди-трека добавляется много плюсов, так как занятия обогащаются музыкальными впечатлениями, воздействующими гораздо плодотворнее, чем чистый клик. В этом случае мы приобщаемся к ощущению музыкальной формы, чувству гармонии, нюансам — состоянию, близкому реальному музицированию.

______________________________________ЗАСТАВЬ БАРАБАНЩИКА ТЕМПУ МОЛИТЬСЯ, ТАК... ______________________________

Весьма актуальный вопрос относительно выбора нижнего порога темпа, то есть, от какой отметки (единицы темпа, bpm) следует начать отработку упражнения. В этом случае требуется положиться на логику и учесть, что шкала метронома это всего лишь спидометр, не более. И стремиться осилить всю его градацию — не более, чем ребячество, спортивный азарт.

Следует помнить, что метроном не музыкальный инструмент, а прибор, помогающий нам в моменты становления техники контролировать и закрепить чувство, связанное с определенными проблемами удерживания музыкального времени.

В повседневной жизни с чувством времени связана любая наша деятельность. Ведь недаром же циферблат часов представляет собой совершенство человеческой мысли. Потому-то приближенной единицей измерения скорости темпа в нашем сознании является секунда, что приравнивается к скорости равной 60 bpm (ударов в минуту).

Излишне заставлять себя заниматься ниже порога этой отметки, ведь гравитация метрических импульсов в нашем сознании так же имеет предел ощущений.

Необходимо помнить, что увеличение скорости игры способствует изменению чувства метрической гравитации. А при чрезмерном увеличении темпа вполне возможны кратные замены одного размера на другой, скажем 4/4 — на 2/2. В связи с этим, при исполнении одних и тех же ритмических фигур, изменяется и первоначальная позиция рук.

Как правило, темпоральность (временная сущность, особенность движения ритмических построений) оказывает большое влияние на двигательную комбинаторику рук, которая коренным образом отличается между умеренными и быстрыми темпами игры даже при исполнении одной и той же ритмической фразы.


..................................................................................Следующая тема:.......................................................................................
........................................................................«Ноты — наши враги или друзья?».........................................................................
.

12.05.12 22:03:25
hvx  
рейтинг:

Интересная статья, спасибо! Про то, что нужно отдельно работать с силовой зоной не знал!
Только не понял - при работе с ней, что нужно записать в мышечную память? Нужно наносить сильные замашистые удары и добиться полной расслабленности всего, что изображено на рис. 1? Техника Меллера подойдет для этой цели? И нужно ли это на различных скоростях делать?

02.02.13 14:48:16
Страницы: 1