mikhan, спасибо за очень интересные вопросы
Вопрос игры свинга настолько серьезен, что можно написать не одну странцу, посвященную этой теме и все равно будет недостаточно. В основном потому, что искусством играть джаз можно овладеть скорее слушая и наблюдая, нежели читая пособия и смотря видео. И несмотря на это, помощь опытного исполнителя несомненно окажет большую помощь. В свое время я пошел учиться к джазовому барабанщику специально из-за этого. И его советы и уроки мне очень помогли.
Для освоения рисунка свинга я бы рекомендовал (как, видимо и ваш преподаватель) начать слушать и играть более-менее традиционный джаз и музыку из так называемой "эры свинга". И в этих стилях, как и в диксиленде, вторая и четвертые доли акцентируются с разной степенью, но достаточно заметно. Так что, ваш преподаватель прав, акцентировать 2-ю и 4-ю доли нужно.
Очень важным моментом при это будет научиться контролировать силу акцента при игре на разных инструментах, поскольку в основных вариантах сила этого акцента будет различной.
Например: при игре в райд (без chick звука хай-хета ногой на 2-ю и 4-ю доли, а только в тарелку) этот акцент будет достаточно ощутимым.
Если же вы будете играть ногой в хет на 2 и 4, то тогда у вас будет "двойное подчеркивание", если можно так выразиться, рукой и ногой. В этом случае акцент в руке надо убрать.
Если вы играете по закрытому хету рукой, то акцент опять же, как в случае с тарелкой райд должен быть.
Но если вы открываете хай-хет, то акцент в руке нужно смягчить и ударить на 2 и 4 абсолютно синхронно с закрыванием хета ногой. Это - САМАЯ большая проблема начинающих.
Что же касается постановки и техники, то это глубоко индивидуально. Я предпочитаю использовать французский вариант для игры свинга, для более активного использования пальцев. В быстром темпе я перехожу на технику drop'n'catch.
И....Джон Райли тоже прав. Он точно знает, что в джазе хай-хет, а точнее chick sound, извлекаемый ногой - САМЫЙ ГРОМКИЙ ИНСТРУМЕНТ. Таким образом, если вы играете абсолютно ровные четверти рукой в райд, акцент на 2 и 4 будет, когда вы добавите chick sound левой ногой.
Нужно заметить, что в более "современном" джазе, с приходом би-бопа и других ответвлений, ощущение, рисунок и манера исполнения свинга барабанщиками стала заметно меняться, вследствии прихода больших скоростей, увеличению роли компинга в малом барабане и перемещения партии бас барабана с легких подчеркиваний четвертей на синкопированный аккомпанимент. С математической точки зрения "процент" свинга с приходом экстремальной скоростей также стали изменять и вспомогательная нота смещалась в сторону ровной восьмой, в сравнении с более традиционным исполнением - в триольной пульсации. Исполнение быстрого свинга технически стало напоминать современную манеру бразильских барабанщиков играть быструю самбу, или наоборот, бразильцы стали копировать манеру для исполнения быстрых 16-х нот.
Что касается рисунка на 3/4 никакого стандарта, как и во всем джазе, скорее нет. Приглядитесь к версиям в школе Tommy Igoe, и послушайте побольше джазовых стандартов на 3/4 типа "One Day My Prince Will Come". Все здесь будет зависить на какую долю бы будете играть chick ногой (на два или три), и где будете вставлять skip note (вспомогательную ноту).
И самое главное - SKIP NOTE - проходящая, или вспомогательная нота. Главное - пульс четвертями. Стив Гэдд иногда (хороший пример - Five Brothers из диска Dave Grusin "Out of the Shadows"), как и многие другие из великих просто умеют играть четверти в тарелку и свинг ЕСТЬ! Свинг строится не из игры одного музыканта, а всего ансамбля.
Удачи. Если интересует эта тема или что-то непонятно, спрашивайте не стесняясь.
Тема: тарелка райд в джазе
Здравствуйте. Возник вопрос, о том как правильно распределяються акценты при игре стандартного джазового рисунка на райде (на 2 и 4, или на 1, 2, 3, 4?). Преподаватель учил акцентировать 2 и 4 доли, а начав изучать книгу Джона Райли, столкнулся с тем, что он объясняет, что основой джазового ритма, являются 4 акцентированные ноты с неакцентированными триольными предударами. Интуиция подсказывает, что и так и так правильно, но хочу узнать ваше мнение. А также интересно какой захват лучше подходит, немецкий или французский? И вообще как правильно технически исполнять этот рисунок? И последний вопрос, есть ли какой-то стандартный рисунок на райде в размере 3/4? Заранее благодарю.
Спасибо за очень интересный и развернутый ответ! Я правильно понял, что при исполнении экстримально быстрых боповых фраз, рисунок на райде с триольной пульсации всегда превращается в 16е четного деления?
mikhan, не понятно, что вы имеете ввиду по поводу фраз, я же имел ввиду, что рисунок райда становится более похож на четверть и две ровные восьмые ввиду того, что маленькое расстояние между skip нотой уже тяжело выдерживать в большом темпе. И сам рисунок меняется, например, две восьмые в начале рисунка, и потом четверть и так далее. Если вы имеете ввиду, говоря о "16-е четного деления", рисунок - четверть и восьмая с точкой плюс шестнадцатая, то такой рисунок скорее подходит для очень медленных джазовых баллад.
В двух прошлых частях мы рассказали о некоторых понятиях, которые должен знать каждый джазовый барабанщик. Данную часть статьи мы посвятим выбору тарелок и креплений. Мой опыт ни в коем случае не является единым правилом по которому решаются все обсуждаемые вопросы. Я лишь делюсь своим опытом и искренне надеюсь, что он будет Вам полезен.
Одно могу сказать наверняка - подбирать тарелки под джаз является задачей не из легких, в особенности тарелки райд, так как он считается своего рода главным источником звука барабанной установки, особенно в совокупности с бас-барабаном. Поэтому, Ваш райд должен иметь соответствующие характеристики, которые выручат Вас в любой ситуации. Очень важно определиться с тем, КАК Вы будете играть на тарелках. Я советую воздержаться от покупки джазовых тарелок, если Вы играете в оркестре или энергичной группе и наоборот. Для каждого стиля требуется свой уникальный звук, к примеру, оркестровые тарелки могут оказаться слишком громкими для джаза.
Если Вы играете в небольшом коллективе, я советую приобрести вместо одного райда и одного крэша – 2 райда, и использовать один в качестве креша. При этом Вы будете иметь у себя в арсенале множество фонов, которые пригодятся при исполнении соло других музыкантов. Если же Вы играете в большом составе, то определенно, креш Вам будет нужен. Будьте внимательны при выборе райда в ситуации с большим коллективом - он должен быть немного толще, быть ярким, но в то же время легким по звучанию. Толще он должен быть для того, чтобы выделяться из большинства других звуков. Следует упомянуть, что вес и толщина играет далеко не последнюю роль. В целом, тарелки для джаза должны быть намного легче тарелок используемых в оркестре или тяжелой музыке. Легкие тарелки звучат не так резко. Так как зачастую производители не указывают вес тарелок, сложно судить, подходит ли та или иная тарелка для Вас.