Тема: соло - какое оно должно быть?
СОЛО. Какое оно? В джазе... в роке...
Для чего?
Как его правильно выстраивать?
Какое оно должно быть по времени?
Чего играть, чего не играть?
..и надо ли вообще...?
Есть ли классические образцы форм построения? (как например Стик контрол для рук)
Бадди Рич например часто любил просто веселить публику и всегда улыбался.
А у нас? что нужно?
Я думаю надо не забывать, что есть уши слушателя и уши профи (которыми мы являемся или стремимся к этому).
+ есть кровь "совковая" и "тамошняя"...
Для кого и для чего это всё?
был вчера на мондэй драмере? послушал бы Павла Кована. его комментарии к сыгранному. и про совковость хватит уже. по мне так Кован-фирмач. а ему 24 только.
Хорошая тема!
Я тоже долго мучался этим вопросом. Ведь набор техничных рудиментов - это не соло вовсе...
Тогда что же соло?
Соло делится на 2 типа: open solo и с командой (под "тути" или вообще под какую-либо музыку).
Если брать открытое соло, то к нему может быть применима традиционная схема построения музыкального произведения. В консерватории это называется драмматургия. Т.е. должна быть интродукция (вступление), развитие, кульминация, кода. Дальше есть еще 2 составляющие: ритмическая (это длительности и размеры) и тембральная (соло может быть исполнено на малом барабане или на всей установке, включая удары по стойкам, кадушкам и коленям (видел парня, он начал на установке, затем плавно перешел на свое тело и закончил настукивая по коленкам и пузу). Ко всему этому нужно незабыть добавить артистизм, финты и лучезарную улыбку т.е. элемент шоу, если это концерт.
Совокупность использования нетривиальных реитмических решений и технических приемов, очевидная драмматургия - это залог успешного open solo.
Если говорить о соло с командой, то тут все иначе. Соло может зависить от жанра, от своего места расположения в произведении тупо от темпа и размера произведения.
Например соло в стиле рок 90-ых:
Исходя из истории жанра этих годов, я бы не использовал двойные удары, мелкие синкопы. Т.е. мощные поступательные движения в ритме произведения на основе "колес" через бочку в разных комбинациях, сокрушительные удары по тарелкам, вращение палок и страшное лицо :)- это если совсем примитивно.
Для соло в стиле джаз должен быть большой запас техничеких приемов, умение играть с разной динамикой и с большой скоростью мысли.
Бывает ведущий солист обозначает time-stop для всех музыкантов со следующего такта и тычет в барабанщика. Это значит, что через пару секунд нужно будет сыграть такта четыре чего нибудь красивого, а не исключено, что тайм стопов будет немало (от 4-ех до 12-ти) к примеру. Чтобы построить такое соло нужно переслушать множество исполнителей этого жанра, а что то даже и поснимать.
В общем соло - это импровизация! И чтобы научиться его играть, нужно смело практиковать этот аспект. В процессе правильной практики наступит момент, когда куча рудиментов наконец превратится в соло! Успехов всем!
В основе может лежать всё тот же универсальный музыкальный принцип: "ВОПРОС-ОТВЕТ", только самому себе.
коллега trava пишет:
В общем соло - это импровизация! И чтобы научиться его играть, нужно смело практиковать этот аспект.
Не полностью. Даже очень мощной импровизации вряд ли хватит на какое-то длинное разнообразное соло. Мне кажется, тут ещё есть доля композиторства. Обдуманной музыкальной работы которая производиться ещё до того как ты будешь играть своё соло.
Мне кажется мелодия в соло - это самое главное, она всего лишь украшается ритмом. Нужно отстроить свой сет. Например, можно брать какой-нибудь грув и с него уже начинить мелодику на разных барабанах по средствам рудиментов, потом возвращаться в прежний грув на пару тактов или же начать прокачивать новый, а затем очередная порция мелодии, причём порции должны быть связаны через грув, иначе это будет звучать глупо и абсурдно. Очень могут оказаться в тему паузы. Это один из возможных вариантов построения соло... Количество ограничено только фантазией исполнителя.
П.С.
Я пока не придумал ни одного соло, поэтому всё написанное мной может оказаться полной ерундой. ))
соло это высшее мастерство, по крайней мере для меня! я думаю что нужно придумывать основные черты соло до его исполнения! А мелочи придумывать уже в исполнении!!
бред а не тема! давайте сейчас будем обсуждать как построить идеальный автомобиль!
Да у всех автомобилей есть одни и те же черты и основы! но начинка и внешний вид разный! так и с соло:
Есть общие понятия - рудименты, основные биты, размер соло, мелодика. Но вот пробовать сейчас вогнать его в рамки какого-то описалова - это бред! Такой ху..й занимаются только наши музыканты наверное! Другие просто творят!
2 Renown_(Слава) - Я считаю что соло должно быть в стилистике (тематике) концерта, где ты выступаешь, и в стилистике коллектива. Оно должно быть оправданным и вписываться в программу. Соло - это демонстрация собственного технического уровня и музыкальной мысли. Должно быть развитие - от простого к сложному. Должны быть элементы шоу (на мой взгляд). Еще ведь и от зрителя зависит (то что поймут драммеры - не факт что оценит обычный зритель). Надо построить соло так, чтоб люди не устали его слушать. Соло - это момент разнообразия концерта и если тебе есть что сказать на музыкальном языке - просто подумай и подготовь чтоб это было в тему и скажи. А насчет имровизации - для большей уверенности она может просто базироваться на определенных ходах и формах, которые продумываются зараннее (ну этот пункт - у каждого по своему).
коллега drumboy пишет:
бред а не тема! давайте сейчас будем обсуждать как построить идеальный автомобиль!
Да у всех автомобилей есть одни и те же черты и основы! но начинка и внешний вид разный! так и с соло:
Есть общие понятия - рудименты, основные биты, размер соло, мелодика. Но вот пробовать сейчас вогнать его в рамки какого-то описалова - это бред! Такой ху..й занимаются только наши музыканты наверное! Другие просто творят!
Бред, а не пост. Нормальная тема. Обсуждение творчества и подхода к нему. Соло - это разве не творчество ? А что - разве интересней рассуждать - какой хэт купить или мнения об какой то установке? Для меня вот именно такие темы (связанные с музыкой и музыкальностью) -самые интересные, так чт не надо камни кидать. И опять фраза - "Такой ху..й занимаются только наши музыканты наверное" - заставляет спросить - Ваши - это какие ??? В вашем городе чтоль? Обсуждение творчества Векла, Бонема и т.п. - почему то это нормально, а если человек хочет обсудить подходы к своему творчеству, то это не интересно.
На форуме много тем, и если не интересна эта тема - то есть возможость просто обсудить что то другое. Зайти в другую тему. Не так ли?
А вот у меня большущая проблема с барабанным соло. Даже не в плане сыграть, а в плане услышать. Т.е. беру я диск с классическими соло и drum battles и слушаю. И ничего не слышу! Пытаюсь уловить фразу, сюжет хоть что-то, отличное от "нефигасе-я-крутой-барабанщик-хреначу-быстро-и-технично." Иногда проскакивает какой-то вкусный фрагмент - аж слюнями захлебываюсь, а так полный штиль. Не понимаю в чем дело, толи я не дорос, толи понятия "соло" у меня неправильное.
Как быть и что делать?))
Действительно в последние два десятилетия барабанные соло особенно от рока и тяжелее превратилсись в демонстрацию скорости и техничности. Возможно я ошибаюсь, но слушая соло Джона Бонема или Нейла Перта, Саймона Филлипса или Фила Фоллинза производит совершенно другое впечатление в отличии современных технарей. Я не говорю что математический подход Томаса Лэнга плохо, но сплошная математика - скучна. Конечно, барабаны это не гитара или клавишные, но элемент музыкалности в барабанном соло обязательно должен быть.
Как строить соло? Полагаю надо иметь основу - красивый рисунок , мелодию, которыая обыгрывается на разных барабанах, тарелках , перкуссии . Затем он обрастает вступлением, окончанием, преодическими повторениями. Велик соблазн сыграть все что умеешь, выдать по полной. Тут главное не переборщить. Иногда лучше чуть чуть недоиграть чтобы соло не "давило, чтобы слушатель сам "дорисовал картину"
У меня лично в соло так.
В джазе без проблем, ритм уловил или "того" кто до меня что то наиграл и продолжая развил или увёл в свою сторону... ну и конечно же вопрос-ответ. В общем, по сути в общем ключе пьесы. По привычке даже обычно и не задумываюсь. Где кивнули там и начал. Правда бывает то ли от настроения толи от музыкантов (не пойму)
Если увлекусь чем то, а играть 4 квадрата, а не 1ин там мне сложнее, я иногда теряюсь после первых 16 тактов, потом думаю толи что ещё сыграть, толи сколько осталось до конца, 8 или всего 8?!! Хорошо если правильные музыканты долю покажут...
Ну конечно спасает шара почти всегда...
А вот в роке мне сложнее... (да и вообще, чем взрослее тем больше понимаю, что рок при своей внешней простоте ни фига не простой... типа "мочи громко и всё" уже не "катит"...)
С начала я придумывал концепцию, как выше описывали. Писал на листочке. Условно: Вступление из песни вытекает после припева тра-та-та, потом я уже один и в середине бум-бум, кода дыр-дыр... и все музыканты подхватывают. Все довольны, все счастливы.
На деле фигу!
То одно забудешь, то другое, то не выхиливаешь.
То на публику работаешь, а ей плевать... Делаешь вид, что радость, а в душе какашки...
Короче как то отказался от этой затеи.
Хотя опять приду к этому наверно, сделать хочется...
Это наверно от переизбытка занятий. Технику наращиваешь, а применить и показать некому...
Вот.
Чем барабанное соло похоже на насморк?
- Все могут точно сказать, когда оно началось, но никто точно не знает, когда оно закончится…
Барабанное соло должно быть музыкальным, зрелищным, выразительным и интересным прежде всего обычным слушателям а не другим барабанщикам, ведь многие забывают для кого они в основом играют :)))))))))))))) Чаще всего строится соло так: вступление, потом развитие, кульминация и т.д. возможна кода...(работа с динамикой просто необходима). Хотя я больше ценю грамотный и интересный аккомпанемент чем соло.
коллега avdrums пишет:
ля меня вот именно такие темы (связанные с музыкой и музыкальностью) -самые интересные, так чт не надо камни кидать.
почти ни в одной такой теме не было реально ничего полезного! зато отношения выясняли все кому не лень!
Прежде всего соло должно быть произведением искусства, все остальное в принципе прилагается. Трава вот хорошо написал про композицию, про мысль. И если большинство соло не понимает, то это еще не повод его менять. Последнее время серьезно поднял свой технический уровень и попытки играть в одиночестве приводили в интересные места. Техника же в соло должна имхо служить лишь для реализации идей, а не для собственно демонстрации техники. Вот.
От себя скажу мое понимание соло:
- Соло должно быть донесено до слушателя. Это не набор нот построенный на рудиментах а музыкальное произведение!
- Соло есть отражение собственного понимания музыки, инструмента, отражение своих музыкальных и технических способностей
-
коллега wicked пишет:
Техника же в соло должна имхо служить лишь для реализации идей
в точку!
- Важна также и визуальная сторона соло!
Все! дальше Read only
2 drumboy - ну вот видишь, и тебе нашлось что сказать. Причем сказал правильно и полезно. И зря ты все таки Юра про бесполезность темы - если бы в свое время я наткнулся на такое обсуждение, то мое первое соло в жизни было бы куда более грамотным, очень многих вещей я тогда не дооценивал, все познавал постепенно, благо за это время появился интернет ;-))
Еще примерчик в тему - будучи несколько лет назад в Москве я беседовал со своим приятелем - классным барабанщиком Валерой Чернооком - я зашел к нему на базу и он немного поиграл для меня. После я ему сказал - "Валера, с момента нашей последней встречи твоя игра заметно разнообразилась". На что он ответил так:"Просто у меня вырос "словарный запас" в муз. плане. Мне и раньше в соло было что сказать, но делал я это меньшим арсеналом приемов". То есть мало иметь в арсеналемного приемов, надо еще с умоми и музыкально их связать.
Еще пример - с Володей Журкиным - он как то рассказывал, на чем основывает солирование. Цитирую "Сперва я беру ритм, потом на одну из долей синкопирую, потом синкопирую все доли, потом смещаю и синкопы, в результате ритм уведен, но я всегда знаю в какой доле нахожусь." По мнению Журкина (с мастер-класса) - соло желательно должно быть в одном взятом темпе и в одном размере. То есть чтобы вы не делали,что бы не играли - надо всегда твердо знать в какой доле находишься, чтобы вернуться в ритм и продолжиь пьесу.
Вот такие два мнения. Я кстати их давно на вооружение взял. Сорри за длинный пост )))
коллега avdrums пишет:
И зря ты все таки Юра про бесполезность темы
Я высказал свое мнение :) Просто мне все это напоминает посиделки в парке несколько летней давности когда мы с друзьями музыкантами, довольно неплохими кстати рассуждали о том как правильно построить песню, как грамотно связать воедино каждую ниточку композиции! приходили к каким-то мнениям! Но только воз и ныне там!
Ну да ладно! проедем!
Соло и все что связано с барабанами, да и не только, должно быть, прежде всего, конструктивным, обдуманным заранее и отрепитированным, а не как "насморк"
коллега afanasiev пишет:
- Все могут точно сказать, когда оно началось, но никто точно не знает, когда оно закончится…
Можно за основу взять какую то ритмическую фразу, можно использовать рудименты, да все что угодно, лишь бы во всем этом была локоничность, завершенность, логика. Соло это полноправная часть партии ударных и требует серьезного подхода и разбора, как вариант, записи на нотном листе.
В одной из наших кмпозиций у меня есть короткое соло, секунд на 20 (точнее на 8 тактов) слушается это просто как яркое пятно в песне, как акцент. Начинается со свинга и вливается в обычный роковый рисунок с ровной бочкой. За основу взято чередование триольного и четвертного размеров с расстановкой акцентов, играется рудиментами. Все просто и общую картину не нарушает. Опять же ко всему есть индивидуальный подход.