АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

ParalleloDRUM Барабанная мудрость 7 выпуск

Формирование устойчивого метроритмического чувства на основе игры долевых ритмов.



ВНИМАНИЕ! Начиная с этого выпуска к каждому бесплатному ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ уроку будет предложен ПРАКТИЧЕСКИЙ индивидуальный видеохелп, который вы можете получить за чисто символическую плату (всего 100 руб – меньше двух долларов). Речь идёт о вспомогательных видео материалах всем тем, кто серьёзно намерен заниматься совершенствованием своего технического аппарата рук, но по каким-то причинам не в состоянии посещать уроки преподавателя. Это будут отдельные видео-ролики, предназначенные для индивидуального скачивания, с моими видео демонстрациями и рекомендациями к использованию всех уроков и материалов книги Станислава Макиевского. Напомню, что данная книга рассчитана на постановку рук именно для ударной установки. Для того чтобы получить эти индивидуальные видеохелпы, вам необходимо отправить мне запрос по адресу: a34nov@mail.ru

(Вводная часть).

В каждом из нас заложено музыкально-ритмическое чувство.
Одних природа наделила этими качествами в полной мере, других – меньше. Известно более десяти разновидностей музыкального слуха, вершиной которых считается абсолютный слух. Его обладатели способны без инструмента определять и фиксировать любые звуковысотные, мелодические и гармонические звучания, но при этом никто из нас не наделён абсолютным ритмическим слухом; и какие бы ни были на этот счёт мнения, такого феномена в природе ещё не выявлено.

В широком смысле, ритмический слух, это способность человека физически улавливать и воспроизводить комбинацию любых звуков различной временно?й длительности. Музыкальный ритмический слух, — это уже сформированная специфика ощущений определённой организации ритмических рисунков, динамическим конструктором которых являются метр и темп, где метрическая доля выступает в роли импульсного активатора в свя?зи с нашей моторно-двигательной природой, а темп – условное формирование скорости прохождения музыкально-ритмических последовательностей за единицу времени.

Итак, сегодняшняя тема нашего проекта «УРОКИ БАРАБАННОЙ МУДРОСТИ» будет посвящена ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО МЕТРОРИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА НА ОСНОВЕ ИГРЫ ДОЛЕВЫХ РИТМОВ.

Данный Урок является логичным продолжением прошлого, шестого видеохелпа. В этом уроке мы планируем посвятить вас в более глубокие понятия развития чувства долевых импульсов при игре на драмсете. На примерах ряда демонстраций, мы познакомимся с синхронизацией силовой и игровой позиций рук. А для закрепления нового материала в режиме самостоятельной работы, вам будет предложен ряд паттернов–упражнений.

Что такое музыкальное время?
Каким оно бывает в нашем представлении?
Как следует воспитать в себе слуховой контроль, понимать и отображать то, на чём формируется наша исполнительская сторона?

К сожалению, мы часто видим как преподаватели-аматеры и даже некоторые педагоги музыкальных школ, моделируя для своих учеников понятия музыкального времени, длительности нот и временны?х пауз, устраивают примитивные демонстрации, используя для этих целей съестные продукты: торт, яблоко, хлеб, разделяя их по частям с присвоением каждой из них какой-либо временной длительности. Все эти неуместные гастрономические фантазии, никак не связаны с музыкальной культурой ритма.

Ну, как можно вымеря?ть условные компоненты временной ритмической последовательности количеством частей плодов, кондитерских изделий или определять их в сантиметрах!? Уверяю вас, — подобное обучение будет способствовать, только выделению желудочного сока, и вовсе не принесёт положительного результата, который рождается только в соответствии с воспитанием определённых реакций нашего сознания на музыкальный нотный текст.

Ритмический слух невозможно считать хорошо развитым вне свя?зи его с моторно-двигательным и эмоциональным процессом.

Внутреннее чувство ритма, хотя и незвучащее, но многограннее внешнего, и без определённой подготовки, мы не в состоянии воспроизвести даже самую малость того, что рождается в нашем внутреннем мире.

С другой стороны, если ничего не сформировано внутри, то бесполезно искать снаружи. Потому, главной проблемой некорректной игры студентов является несогласованность действий рук и ног при наработке мышечной памяти моторно-двигательного аппарата. Ценность этих связей очевидна и в дальнейшем будет способствовать развитию творческого мышления и уверенности в своей игре.

Ритмический слух, как эмоциональная, так и физическая его сторона, должны развиваться одновременно, через систему статических упражнений комплексного обучения способности слышать, чувствовать, визуально воспринимать нотно-графическую запись ритма, соответственно формируя движения рук в определённых позициях при игре на своём инструменте.

Для того чтобы развивать эту тему в образовательной системе, нам первоначально необходимо познакомиться с двумя терминами, обозначающими импульсные виды движений, это: «арсис» — термин, указывающий на движение руки (или ноги) в верхнее положение и термин «тезис» — обозначающий движение вниз.

Эти термины, взяты из законов древнегреческой метрики, которые используются в теории музыки и поэзии. Фактически оба термина обозначают одно действие руки, соответствующее привычному для нас слову — «замах». Согласитесь, что невозможно сделать удар палкой по барабану, не подняв её над барабаном. Как это точно перекликается с пословицей: «Нельзя пожарить яичницу, не разбив яйцо».

Однако речь идёт не о спонтанном замахе, а о планированном. И для дальнейшего конструктивного подхода к занятиям очень важно, чтобы вы уяснили для себя простейшее требование относительно движений ваших рук, выраженных в функции арсиса и тезиса, как предшественников удара по барабану.

Всем хорошо известно, что барабаны относятся к инструментам без определённой длительности звучания. Потому барабанщику, как ни одному из музыкантов, на НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ требуется компенсация недостающей длительности звучания барабанов непосредственно через позиционные движения рук, выраженные через арсис и тезис, что в современном лексиконе барабанщика соответствует терминам «Up» (с английского – вверх), и «Down» (вниз); в первоначальном смысле – без каких-либо ударов по барабану. Это вовсе не «апстрок» (Upstroke) или даунстрок» (Downstroke)!

Именно на этой проблеме мы и сконцентрируем ваше внимание на занятиях по развитию ощущения временных длительностей, построенных согласно принципов позиционных движений рук. При этом следует помнить, что в данных упражнениях высокая позиция руки формируется вовсе не для выполнения акцентированных ударов, а несёт смысл временно?го отношения.

Давайте первоначально посмотрим, какие ошибки чаще всего встречаются у начинающих барабанщиков, которые не придают никакого значения позициям рук, а бессознательно выколачивают услышанные ритмические рисунки. Для того чтобы более наглядно показать вам примеры с неоправданными действиями рук, мы временно введём два пояснительных значка, один из которых в форме дуги с указаниями аппликатуры рук, будет условно обозначать замах и второй значок, в форме направленного вверх клинышка, — будет указывать на движение руки вверх (арсис), соответствующий термину «Up».

На основе этих значков, мы сможем более точно продемонстрировать вам формирование позиционных действий рук.

Обратите внимание на то, что начало импульса на подъём руки, арсис, обозначенный клинышком вверх, производился буквально перед самым ударом в долю, то есть — не рационально, не подготовлено, и вне ощущения заданного счётом времени.

Сконцентрируйте своё внимание на этих деталях, памятуя о пословице — повторение – мать запоминания, — как непременное условие качественного обучения! Ведь всё познаётся в сравнении! Мы мало придаём значения первому знакомству с материалом и без повторения забываем о многих его деталях; а проводить коррекцию своих знаний, можем только тогда, когда имеем представление о том, какие недостатки нам требуется устранять. Другими словами, не умея контролировать свои действия, мы сами становимся виновниками того, что нарабатываем себе вредные привычки, чтобы затем многие годы страдать от их наличия.

Для лучшей наглядности, я предлагаю смоделировать данные варианты игры на примере ходьбы ногами...

Вот на модели движения ногами, вам более стали заметны те моменты моделирования ошибок, о которых я вам говорил. Вы сейчас увидели неровный, прерывистый шаг, чего мы в жизни, в принципе, не наблюдаем.

Представляете, сколько волевых усилий мы прикладываем для обеспечения перехода рук от инструмента к инструменту, когда они следуют рывками, без подключения мобильной зоны, плечевого пояса. При таком подходе к наработке техники бесполезно добиваться лёгкости игры. Ритмический рисунок всегда будет сухим и тяжёлым по характеру, даже если вы сыграете его ровно относительно времени.

А сейчас давайте вспомним уроки из прошлых видеохелпов, где я вам рассказывал о том, что на силовую зону возложена функция мобильного перемещения рук по инструментам ударной установки и, используя этот принцип, сыграем этот же паттерн, но с заимствованием мобильной фазы плечевых суставов.

Используя мобильный фактор силовой зоны для лёгкого и плавного перехода рук по инструментам драмсета, мы обеспечим себе ощущение течения времени, а не выбивание отдельных ударов. При этом возрастает фактор физической выносливости при формировании технических навыков скорости игры.

К примеру, забегая наперёд, но при этом, не развивая темы, я продемонстрирую вам наложение групп триолей исполняемых в игровой зоне, синхронизируя их игру с мобильным движением плечевого пояса по инструментам драмсета. Вот что мы получим:

Посмотрите, как плавно движутся мои руки в долевых ритмах. И затем, не ни на йоту не изменяя взятой формы позиционного и мобильного движения плечевого пояса, я вкладываю в каждое из них по одной триоли, которые исполняются уже игровой зоной. ЗАПОМНИТЕ!

Мобильная зона НЕ ИГРАЕТ, а ФОРМИРУЕТ ПЕРЕХОД ОТ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА К ДРУГОМУ!

Вот, ещё один пример к тому, как можно организовать игру триолей не только в линейном переходе от одного инструмента к другому, а с долевым «голосоведением» первого удара каждой триоли на том-томах, за счёт мобильного перемещения рук силовой зоной. Сначала мы представим триольный ритм игрой на малом барабане.

Определим условно, что такое звучание у нас будет являться ритмическим заполнением междольного пространства. Затем мы назначим голосоведение на том-томах каждого первого удара триоли, объединим и синхронизируем игру всего сольного построения.

Вникните в смысл процесса и смелее развивайте свою креативную сторону мышления.

Однако наперёд хочу сказать, что данный практический вариант, я показывал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для демонстрации работы плечевого пояса. А темы развития игры триоли, мы коснёмся гораздо позже.

Для чего мы должны воспитывать в себе ощущение метрического времени в полной свя?зи с моторным импульсом?
Прежде всего, воспитывая в себе это чувство, приобщаясь к контролю времени, вы сможете подчинить своей воле управление музыкальным метроритмом, не полагаясь исключительно на метроном. При этом на практике, у вас никогда не возникнет проблем с «вылетом» из грува, точностью заполнений и брэйков. Появится драйв и уверенность во всём, что бы вы ни играли.

Вот мы и познакомились с тем, что представляют собой долевые ритмы, и какая роль возлагается на силовую зону рук, обвязанную в игре как с метрическим пульсом соответственно метрических долей, так и с основой мобильного перемещения их по инструментам ударной установки.

А в заключении я хочу предложить вашему вниманию НОВИНКУ. Речь идёт о вспомогательных видео материалах всем тем, кто серьёзно намерен заниматься совершенствованием своего технического аппарата рук, но по каким-то причинам не в состоянии посещать уроки преподавателя. Это будут отдельные видео-ролики, предназначенные для индивидуального скачивания, с моими видео демонстрациями и рекомендациями к использованию всех уроков и материалов книги Станислава Макиевского. Напомню, что данная книга рассчитана на постановку рук именно для ударной установки. Для того чтобы получить эти индивидуальные видеохелпы, вам необходимо отправить мне запрос по адресу: a34nov@mail.ru

Ну, а для тех, кто считает, что он способен самостоятельно решить все проблемы, довольствуясь предлагаемым материалом проекта «Секреты барабанной мудрости», попытайтесь самостоятельно разучить Урок, взятый из книги Станислава Макиевского «Школа постановки рук барабанщика» со страниц 35-38. Вы должны понимать, что этика и авторское право не позволяют мне напрямую выложить все материалы книги, поэтому я рекомендую вам приобрести эту книгу, обратившись к услуге почтовых рассылок. Согласовать все связанные с этим вопросы, вы можете перейдя на страничку в контакте вот по этому адресу https://vk.com/sambooks А если что-то непонятно, — пишите, разберёмся вместе.

Желающим приобрести эту книгу в Москве можно напрямую обратиться ко мне по указанному на экране адресу электронной почты, или отправив мне личное сообщение в контакте. a34nov@mail.ru

В следующем Уроке мы планируем знакомство с материалами по изучению структурной синкопы — её особенностей к практическому применению, что будет продемонстрировано на ряде паттернов–упражнений.

ВСЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА ЯВЛЯЮТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ С. А. МАКИЕВСКОГО.

Все видео на канале ParalleloDRUM: www.youtube.com/user/a34nov/videos