Метод обучения Карла Орфа
Метод Орфа это способ обучения детей музыке занимая их разум и тело посредством пения, танцев, актерства и игры на перкуссии. Обучение проходит с элементами детской игры в соответствии с уровнем понимания ребенка. Поощряются импровизация, сочинительство и детское естественное восприятие музицирования.
Автор метода Карл Орф, немецкий композитор, педагог и театральный деятель, чья самая известная работа это оратория "Carmina Burana" (кстати, ранние работы композитора были очень похожи на работы Стравинского – прим. Drumspeech.com). Метод создавался в 1920-е и 1930-е годы, когда Орф работал директором музыкальной, танцевальной и гимнастической школы G?nther-Schule, которую основал в Мюнхене. Его идеи основывались на вере в важности ритма и движения. Свои идеи Орф изложил в книге Orff-Schulwerk , которая позже после коррекции и адаптации вышла на английском под названием Music for Children (Музыка для детей).
В классе играют народную музыку и композиции, которые дети написали сами. Специально для обучения детей Орф подбирал и инструменты. Это специальный комплект инструментов, основу которого составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик), только глокеншпиль - это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Его впервые в европейской музыке использовал В. Моцарт в своем известном хоре “Волшебные колокольчики” из оперы “Волшебная флейта”. Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры) Они разделяются на мелодические (звуковысотные) - ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и шумовые различных видов.
В базовый набор входят: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Прообразом ксилофонов Орфа стал африканский ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.
Разнообразие шумовых инструментов, используемых на уроках по методу Орфа трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, барабаны конга и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.
Инструменты Орфа обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и подходят в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся и не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в ансамбле не рассматривается как солирующий, но каждый может им на время стать.
Завораживающая красота звучания инструментов Орфа притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.
Интерес детей к инструментам Орфа просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них красивые звуки. С помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект инструментов Орфа в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям.
Не существует строгого единого учебного плана преподавания, каждый учитель использующий метод Орфа, проводит уроки по собственному плану адаптируя к возрасту и размеру группы учащихся. И все же, как проходит типичный урок? Например, учитель может выбрать стихотворение или историю для прочтения в классе, затем учащимся будет предложено выбрать инструмент и представить героя истории. Когда учитель читает историю повторно, учащиеся добавляют звуковые эффекты на выбранном инструменте, после учитель уже сам аккомпанирует. По ходу занятия инструменты можно менять, в игру вовлекается весь класс, незадействованным детям предлагают показать сценку из истории.
Упрощенный пример формата занятия:
1) Выбор стихотворения и чтение перед классом
2) Просьба повторить стихотворение с вами
3) Повтор стихотворения под ритм (хлопки в ладоши или по коленкам)
4) Выбор учащихся которые будут играть на ксилофоне и глокеншпиле
5) Просьба учащихся играть определенные ноты в определенных местах текста. Звук и слово должны совпадать.
6) Добавьте еще инструменты, например китайский колокольчик.
7) Обсуждение урока с учащимися. Например, было легко или сложно?
8) Конец урока. Инструменты откладываются в сторону.
Во время исполнения песен учитель дирижирует, подавая сигналы частям оркестра. Некоторые играют на выбранном инструменте, другие поют по нотам или без, главное, чтобы нотная партия была по силам. По методу Орфа учащиеся познают ритм, мелодию, гармонию, склад, фактуру и другие музыкальные элементы. Учат этому через объяснения, пропевание, танцы, театральные постановки и игру на инструменте. Выученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих изысканий в импровизации и сочинении собственной музыки.
Важно чтобы дети держали четкий ритм и научились правильной технике игре на маллетах.
И напоследок, развенчаем некоторые заблуждения вокруг метода, - успех преподавания по ней не только в любви к детям, но и в музыкальном образовании учителя. "Чайники" разного рода из элементарного делают пошлое и вульгарное. И второе, Орф не создавал свою систему для раннего возраста, она адресована детям 6-11 лет! Все, кто ее сейчас адаптируют под дошкольный возраст, талантливо и не очень, к Орфу не имеют никакого отношения. Это всего лишь их интерпретации. Представление же о том, что с помощью системы Орфа все у детей формируется легко - заблуждение дилетантов, которые ничего не формируют, так как не видят целей и не знают как их достичь.
Некоторые цитаты Орфа для лучшего понимания его философии:
”На первом месте практика, осознование после”.
”С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру”.
“Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор”.
Метод Карла Орфа
Метод Карла Орфа