Gavin Harrison и его потрясающие "фишки"
С помощью своих замечательных книг и DVD-дисков Gavin Harrison претворяет в жизнь миссию – обучает барабанщиков исполнению полиритмии, смещенных долей и метрических модуляций, которые, вместе взятые, способны вогнать ваших товарищей по группе в ступор, стоит вам сыграть первые ноты. Если вы никогда не слышали, как играет Harrison, то из последнего предложения можете заключить, что его барабанное исполнение, вероятно, грешит самоупоением и перенасыщенностью, раз он только и делает, что куролесит вокруг бита. Но тут вы заблуждаетесь как никогда. Harrison – великий мастер грува, и его игра всегда наполнена превосходным ощущением. Он обладает невероятными динамикой и вкусом, всегда приправляя аранжировку достаточным количеством "специй", чтобы музыка была более интересной, – это может доказать любая песня, где он играет с Porcupine Tree, группой, которая смешивает идеи Radiohead или Coldplay с более тяжелыми влияниями таких коллективов прогрессивного направления, как Tool или A Perfect Circle. Представленные ниже отрывки взяты из последнего релиза группы – Deadwing, замечательного альбома, где барабаны выступают на переднем плане. Своей игрой Harrison дарит нам массу восхитительных моментов, которыми можно только наслаждаться. Итак, поехали.
"Halo"
Эту песню Harrison начинает очередным потрясающим фанковым грувом с великолепной динамикой и игрой в открытый хай-хэт, и заканчивается заполнением в виде дроби из шести ударов (six stroke roll). В припеве он переключает правую руку на тарелку райд, а левой рукой играет на открытом хай-хэте. На диске имеется множество примеров, где игра идет в нечетном размере, а в этой песне есть место, где чередуются размеры 9/8 и 8/8, хотя второй размер можно с такой же легкостью назвать 4/4. При исполнении этого паттерна во второй раз Harrison играет менее плотный рисунок на "хлюпающем" хай-хэте и добавляет двойных форшлагов на бас-барабане, чтобы еще больше повысить уровень сложности.
"Shallow"
Harrison играет простое короткое вступление на малом барабане, прежде чем начать фанковый грув. Эта часть создает прекрасное ощущение благодаря безупречному чувству времени и мастерским использованием дробей "с прижимом" [англ. buzz rolls ], "мертвых" нот [англ. ghost notes – очень тихие, почти не слышно сыгранные ноты, играющее, тем не менее, определенную роль в ритме - прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] и игрой на открытом хай-хэте.
"Главным образом, это тяжелый грув в духе Bonham’а, – говорит Harrison. – Мне нравится добавлять немножко украшений, не слишком явно выраженных, только чтобы задавать движение". Предприпев и припев имеют необычную ритмическую фразу, которая, как ни странно, звучит не так уж экстравагантно. Обратите внимание, как он исполнят акценты на тарелках в предприпеве, а затем в припеве дополняет тот же рисунок добавочными нотами на бас-барабане.
"Lazarus"
Когда я впервые услышал это потрясающее заполнение, я прокрутил его повторно раз шесть. Но, пока я не замедлил скорость воспроизведения, я мог поклясться, что каждая повторяющаяся фигура на бас-барабане начинается паузой и содержит только три ноты. Когда же я прокрутил запись вдвое медленней, мне показалось, что я различаю более тихую первую ноту, которая еще больше усложняла рисунок. Но после того, как я вслед за Harrison’ом пробежался по нотной записи, пришлось вновь поменять свое мнение. "Фигура и в самом деле начинается с паузы, – поясняет он. – Там две ноты играются на бас-барабане и одна – на напольном томе перед акцентом на малом. Записать это нотами непросто. Думаю, это довольно необычно – начинать заполнение с тридцать второй паузы, поэтому подсознательно ты просто вставляешь туда ноту, чтобы не свихнуться!"
"She's Moved On"
Эти два заполнения являются вступлениями к двум разным припевам этой запоминающейся песни. Сохраните их под грифом "Совершенно невероятно"!
"The Start Of Something Beautiful"
После того, как Harrison просмотрел все нотные записи для данной статьи, он сделал такое, чего не делал еще ни один барабанщик. Он попросил нас включить в статью еще один маленький фрагмент – кусочек песни "The Start Of Something Beautiful". В конце концов, чего не сделаешь, чтобы доставить радость, и поэтому вот как он это прокомментировал: "Песня начинается в размере 9/8, а в припеве переходит в 5/8. Мне всегда были интересны нечетные размеры, когда им можно придавать атмосферу грува, чтобы они "лились" естественно и свободно. Когда это удается, то звучит прекрасно, и даже не всегда поймешь, в каком размере исполняется вещь. А если не удается, то в итоге у вас остается нелепое, смешанное и неприятное чувство (чего я стараюсь избегать)".