Thomas Lang: 10-ти дневная программа занятий для 4-х сторонней свободы. Часть 1
Каждый барабан и тарелка в сэте имеет свой звук и свою функцию в музыке. Барабанные партии каждого элемента установки организованы в связанные слои ритмов, где каждый ритм соотносится с остальными по законам математики (длительность нот умножается или наоборот делится).
Поэтому по своей природе современная барабанная установка требует большого уровня координации и независимости. Традиционно, правши играют ведущую партию правой рукой (более сильной конечностью), удары в бас-барабан на 1 и 3 правой ногой, а бэкбит в малый барабан левой рукой, при этом левая нога ведет время. Левши обычно играют зеркальную версию. 4-х сторонняя независимость означает, что у вас есть способность свободно переключаться между игрой как правша и как левша, и ногами и руками. У этого есть множество преимуществ: вы можете играть на различных частях вашей установки с большей легкостью; играть более продвинутые, нетрадиционные и креативные рисунки, а также многослойные рисунки; и переосмыслить свой сэт-ап, сделав более уникальную конфигурацию.
Продвинутой 4-х сторонней независимости тяжело достичь. Она требует линейной и нелинейной координации, ритмических и динамических координационных навыков, контролируемой взаимозависимости. Это, возможно, самая технически и интеллектуально продвинутая форма игры на барабанах, и требует огромного количества методических занятий. Но это того стоит. Если все 4 конечности будут одинаково сильными и развитыми, то это откроет полную свободу для самовыражения и развития с точки зрения ритма и динамического контроля.
Для правшей это означает, что 'слабая сторона' (левая рука и левая нога) требует большего внимания во время занятий. Применение независимости требует не только большого количества физической подготовки и тренировок, но также высокой степени ментальных и интеллектуальных усилий и концентрации. Мы должны тренировать наш мозг работать по-другому. Мы должны воспринимать все 4 конечности как одинаково важные компоненты и научиться думать о ритмических структурах многомерным способом. Этого можно достичь только методичным пошаговым способом.
ДЕНЬ 1. ТРЕНЕРОВКА ТЕЛА.
Для начала сделаем разминку для нашего мозга с помощью нескольких упражнений вне барабанной установки. Начните хлопать клаве 3 на 2. Продолжайте хлопать, а в этот момент начните просчитывать вслух упражнения с 1 по 5.
Когда вы справитесь с этими упражнениями, попробуйте изменить клаве паттерн на 2 на 3 и поиграть все те же 5 упражнений. А затем, когда почувствуете себя уверенно, попробуйте переключаться между клаве 3 на 2 и 2 на 3 каждый такт.
Это был первый шаг к 4-х сторонней независимости. Давайте продолжим.
Вот еще один способ проложить новые нейронные связи. Скажите любую фразу на ваш выбор, а в это время прохлопывайте ритм, который вы создаете, когда говорите.
Говорите естественно, в своем обычном ритме и играйте ритм поочередно руками на бедрах, идеально совпадая с голосом. Думайте о том, что вы говорите. Прогнозируйте и анализируйте ритм произнесенных слов и одновременно переводите его в паттерн, который вы играете между двумя конечностями.
Технически это не сложно, но требует большого количества концентрации и умственного усилия. Запишите себя и убедитесь, что то, что вы говорите, звучит естественно, а не как у робота. Должно быть много пауз, синкоп и нечетных фраз, как вы видите в примере 6.
Это взаимозависимость. Если один компонент разваливается, то разваливаются и остальные. Один влияет на другой. Данный навык очень важен во время игры одного и того же паттерна разными конечностями с разной аппликатурой. Нам это пригодится в последующих уроках.
СОВЕТ: Предпримите серьезные усилия НЕ играть аппликатуры и комбинации, которые вы обычно играете на концертах или репетициях.
ЗАМЕТКИ:
1. Как себя чувствует ваша слабая рука?
2. Что сложнее? Хлопать или говорить во времени?
3. Вернитесь и сфокусируйтесь на этих слабостях.
ДЕНЬ 2. ЛИНЕЙНАЯ И НЕЛИНЕЙНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
Линейная координация состоит из упражнений на линейные рисунки, заполнения и фишки. Барабанщик играет одной конечностью за раз, не играя при этом другой конечностью в унисон (упр. 1).
Нелинейная координация, это когда барабанщик играет несколько нот одновременно на разных (или на одном) инструменте. Играя таким образом мы можем создать полифонический эффект (более чем один инструмент/нота вместе в одно и тоже время), а также интересные многослойные рисунки (упр. 2)
Линейные рисунки из упражнений с 3 по 8 стоит играть до тех пор, пока они не начнут звучать плавно и естественно, и только затем двигаться дальше.
ЗАМЕТКИ:
1. Как себя чувствует ваша слабая нога?
2.Что сложнее? Играть линейные или нелинейные упражнения?
3. Вернитесь и поиграйте наиболее трудный паттерн, начиная с конца.
ДЕНЬ 3. ДИНАМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.
В музыке четыре основных элемента: мелодия, гармония, ритм и динамика. Но в барабанах, чтобы выразить себя, мы имеем только два из них: ритм и динамика.
Получается, что динамика это 50 процентов нашего потенциала для того чтобы выразить себя. Используя динамику и играя акценты, мы можем установить цикл, группу или размер. Без динамики, игра на барабанах звучит любительски, механично, не качево и не музыкально.
Сейчас вам опять придется положить палочки для упр. 1 и 2, которые показывают сложность правильной динамической координации. Убедитесь, что вы четко понимаете в чем сложность упражнения, перед тем как начать укладывать его во времени или под метроном.
Нога играет громкую ноту, одновременно руки хлопают очень тихо. Затем поменяйте динамику и играйте очень тихо ногой, а руками хлопайте громко. Сначала попробуйте поиграть это упражнение свободно (без метронома или счета). Как только вы освоитесь с динамикой, поиграйте его во времени как обычный даунбит или оффбит рисунок.
Руки играют простой рисунок в упр. 3, восьмые ноты на хай-хэте и малый барабан бэкбит на 2 и 4 долю. Динамика малого барабана и хай-хэта не меняется. В тоже время, ноги играют крещендо (увеличение громкости) в первой половине такта, от пианиссимо (pp) до фортиссимо (ff),а затем декрещендо (понижение громкости) во второй половине такта.Когда вы освоитесь, попробуйте играть крещендо целый такт, а затем следующий такт декрещендо, и продолжайте повторять это упражнение таким образом.
В заключении, правая рука играет на хай-хэте восьмые ноты с акцентом на четверти в упр. 4. Громкость хай-хэта и малого барабана не меняется, а бас-барабан играет динамически, при этом следите, чтобы в этот момент руки не реагировали на изменение динамики. Для большего контроля и простоты, используйте технику heel-up и heel-down при разной динамике. Все ноты pp и p играем heel-down, а f и ff играются heel-up.
СОВЕТ: Думайте об установке, как о сборном инструменте с множеством опций и возможных вариаций. Ставьте его по-разному каждый месяц.
ЗАМЕТКИ:
1. Как много времени ушло на появление чувства комфорта при динамической игре?
2. Что сложнее? Играть от тихого к громкому или от громкого к тихому?
3. Тренируйте переход до тех пор, пока не будете чувствовать себя естественно.
ДЕНЬ 4.ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА НОГ.
Как мы уже знаем, динамический контроль - это ключ к использованию полного потенциала самовыражения и музыкальности на барабанах. Что ж, настало время привести ноги в форму для включения этого важного аспекта независимости в нашу игру.
Мы должны уметь использовать различные техники, движения и механику, и комбинировать их в каждом динамическом паттерне. Не переживайте на счет скорости – сконцентрируйтесь на динамическом контроле, точности и правильности. В идеале, к концу дня, ваши ноги будут в состоянии сравняться с вашими руками по скорости и динамике.
Последующие упражнения демонстрируют три основные техники игры на педали: heel-down, heel-up и удар стопой (чтобы сделать удар стопой, вы должны, находясь в позиции heel-up, поднять носок примерно на один дюйм над платформой, и затем толкнуть платформу, используя только стопу, при этом бедро и голень остаются неподвижными).
Начнем с 3-х тактового паттерна в упр.1.Первый такт это одиночные 16-ые ноты, которые играются техникой heel-down, второй такт это 16-ые, которые играются техникой heel -up. Убедитесь, что вы прижимаете колотушку, играя первые два такта. Третий такт это 32-ые ноты, которые играются ударом стопой, в данном случае колотушку прижимать уже не надо. Повторяя эти три такта, убедитесь, что переходы между ними слитные, особенно когда вы возвращаетесь к технике heel-down после ударов стопой.
Упр. 2-6 показывают как переключаться между техниками heel-up и heel-down. Акцентированные ноты играются техникой heel-up, а неакцентированные heel-down. В упр. 7-8 ноги играют различные паттерны с акцентами и динамикой, а руки ведут простой рисунок на тарелке и малом барабане.
Вы можете играть эти упражнения как на двойной педали, так и со второй ногой на хай-хэте. Если вы выберете хай-хэт, то на акцентированные ноты делайте на нем сплэш. На двойной педали используйте heel-up для акцентированных нот и очень тихий heel-down для неакцентированных нот. Как только вы освоитесь с динамикой, эти паттерны можно будет перенести в реальную игру. Динамичный бас-барабан добавит музыкальность в вашу игру.
СОВЕТ: Играйте в бас-барабан левой ногой, в то время как будете вести по тарелке правой рукой.
ЗАМЕТКИ:
1. Чтобы играть паттерны вы используете всю руку, кисть или пальцы?
2. Какая техника игры на педали наиболее сложная?
3. Поработайте над этой техникой дополнительно.
ДЕНЬ 5.НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Выбирайте медленный темп когда начнете работать над следующими упражнениями, где-то 100 –120 bpm. Вскоре вы поймете, что занятия этими паттернами в медленных темпах требуют большего контроля и концентрации, чем при игре их в быстром темпе, так как расстояние между нотами делает эти паттерны более сложными для освоения.
Если вы застряли и просто не можете сыграть эти паттерны в медленных темпах, то постепенно увеличивайте темп, до тех пор, пока вы не сможете без проблем понять паттерн. В упражнениях на независимость иногда прощепрактиковаться в быстрых темпах. Цитируя Тони Старка: "Иногда сначала нужно побежать, перед тем как пойти!".
Играйте каждой конечностью на разных поверхностях и избегайте флэмов между руками и ногами. Вы можете играть эти упражнения на установке, играякаждой конечностью на разном инструменте, или вне установки, щелкая пальцами на одной руке, хлопая по бедру второй и играя при этом ногами на двух разных поверхностях.
СОВЕТ: Поиграйте, поставив тарелку райд и напольный том слева, до тех пор, пока не начнете чувствовать себя комфортно.
ЗАМЕТКИ:
1. Как долго вы тренировали каждое упражнение?
2. Какой паттерн было сложнее всего играть медленно?
3. Ставьте метроном 8-ми или 16-ми нотами, чтобы легче было играть эти паттерны в медленном темпе.
Продолжение статьи Thomas Lang: 10-ти дневная программа занятий для 4-х сторонней свободы. Часть 2
По материалам журнала DRUM!
Перевод: Олег Кузнецов (vk.com/okdrummer)
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.