Игорь Джавад-Заде "У нас огромный ресурс"
Летом 2010-го известный барабанщик Игорь Джавад-Заде (Арсенал, Наутилус Помпилиус, Альянс) съездил на Meinl Drum Festival в Германию. Своими впечатлениями Игорь поделился с посетителями сайта Drumspeech.com - форум барабанщиков.
Какие впечатления от Meinl Drum Festival?
Я ничего там для себя сверхъестественного не увидел. Мне понравилось, что все барабанщики с кистевой игрой, в новой манере с открытым звуком и больше всего порадовала музыкальность. А вот удивила простота и открытость людей, я с ними общался все два дня, чумовые люди. Чувствовал себя человеком, хочется еще раз оказаться там. Есть стимул заниматься, чтобы попадать на такие тусы.
Все очень просто, демократично. Все вокруг заводика. Куча перкуссии, кто хочет садится и играет, умеешь ты или не умеешь. Целый день играют люди. Даже меня затянуло на джембе поиграть.
Когда показали на экране какой фест был в Москве зал ахнул. Такой зал у нас был, столько пафоса, громадные деньги. А здесь пара крытых ангаров со сценой, все очень свойски и простенько.
А есть ли возможность для наших барабанщиков там оказаться?
Абсолютно есть, у нас огромный ресурс. Ничего космического там не играют, а свои крутые люди у нас есть. Но вот как они это делают, это, конечно, разные вещи. Но есть и много других фестивалей по всему миру, и стоит копить деньги и просто самому ездить и участвовать. Для этого нужно становиться эндорсером и уже от фирмы ездить. Я сейчас от Meinl могу ездить. А потом смотришь, и уже устроители фестиваля за тебя будут платить.
Ты упомянул тему эндорсмента. Твое понимание механизма бренд/артист?
Эндорсмент это в первую очередь взаимовыгодное сотрудничество. Твоя задача самому себя продвигать, устраивать какие-то тусовки, и естественно будешь представлять там тарелки. А фирма обязана обеспечивать тебя технически. А вопрос получить тарелки/барабаны на шару в сравнении с этим полная ерунда. Просто у нас народ неправильно расставляет акценты в этом слове.
Например, я не просил о поездке на Meinl Drum Festival компанию OK & Co. Это не самая богатая компания дистрибьютор, но я давно с ними общаюсь, и Олег Кузминич и девчонки работают очень серьезно. Они нашли возможность меня пригласить, а я даже и не думал. Просто позвали, сказали: “В знак хорошего отношения к тебе, так как у нас сотрудничество хотим тебе предложить”. Фантастическая поездка была, фантастические разговоры с барабанщиками, все очень расслаблено. Ломовое пиво, обалденная еда.
А ты посетил саму фабрику Meinl?
Знаешь, я обалдел от того какая она маленькая. Одна смена – 10 человек, 7 из них это русские. Всякие усовершенствования, которыми они очень гордятся. Очень хороший центр логистики. На холме огромный ангар в десять этажей, где все роботизировано. Например, на выходе забираешь свой заказ, тебе выезжает твоя коробочка и тут же начинается движение роботов, освободившаяся ячейка заполняется. Товар за которым приедут сегодня поближе к выходу.
Надо заметить, что Meinl экслюзивный дилер в Европе по Tama, Evans, D'Addario и куче других, и там же в центре логистики демо-зал всей продукции. Видел Speed Cobra педаль, очень крутая, понравилась.
Фантастический контроль качества. Мне интересно было, как все немецкие тарелки звучит одинаково. Все очень быстро, каждый занят строго своим делом, компьютер все контролирует. Фотографировать нельзя, так как многие станки их собственные разработки. А это значит наши разрабатывали, наши русские. Тарелки Meinl - 60% русских рук.
Такая же щепетильность была и в организации фестиваля? Что бы ты хотел перенести на почву Modern Drummer?
Там очень плотно помогает государство с подобными фестивалями. У нас же государству до лампочки это все.
Monday Drummer ты делаешь уже третий год. Какой можешь подвести итог?
Есть толк, свои плюсы и минусы. Больше, конечно, плюсов. Народ подтягивается, а это и была моя изначальная задача, чтобы принимали участие. Люди разные и каждый играет по-своему, и всегда есть что обсудить. Само движение ширится и растет. На гастролях в Петрозаводске ко мне подошел местный педагог с желанием прислать своих учеников. У нас двери открыты всегда, звоните.
Это наша общая заслуга, что на Monday Drummer люди ходят. А в Москве сложно себя заставить куда-либо пойти, много дел. Но нужно заставлять себя. Хочу хорошо подготовиться и сделать фестиваль Monday Drummer на два-три дня по три-четыре барабанщика. Оборудование, а именно дорогие цифровые пульты, уже есть.
Часто темой твоих мастер-классов становится “Один день барабанщика”. Чему конкретно ты уделяешь внимание занимаясь? Как и сколько?
Сейчас у меня такое количество проектов в которые я вписался, поэтому мало времени заниматься. Пока что час-два в день. Но мне дико и совестно, если я не позанимаюсь четыре-пять часов. По моей системе нельзя заниматься меньше четырех часов, так как есть некоторые сегменты которые нуждаются в постоянной поддержке, иначе либо стоишь на месте, либо скатываешь назад.
Сейчас с Инной Желанной езжу играю, Вадим Шубин уезжал. Альбом целый пришлось учить. С Барыкиным альбом целый снял. С Лешей Гоманом. С Safety Magic (сообщество музыкантов играющих world музыку - прим. Drumspeech.com)тоже, сложнейшая музыка с нечетными размерами. А это репетиции. Еще хочу свой сольник с экраном сделать, будет еще и перкуссия.
Потом я с сентября начал преподавать. Учеников шесть, максимум восемь взять и прямо по старой советской школе как меня учили. Минимум два раза в неделю. По два человека, по два с половиной часа. Должен быть не спарринг, а такое соревнование. Ученики могли друг друга поддерживать. Я занимаюсь с одним, у другого постоянно спрашиваю. Как нас в Мерзляковке учили. Лучший колледж в мире был, ученики моего отца все шикарно играют.
Сейчас, к сожалению, педагогика сводится к зарабатыванию денег. Неприятно об этом говорить, но я все же начну. Это надо пресекать. Не в смысле запрещать зарабатывать, а искоренять тупую стрижку капусты. Ладно, хорошо, покажи мне своих учеников. Пусть выйдут твои ученики и поиграют. Ведь по три-четыре года люди занимаются.
А нужно заниматься базово, без фундамента дом не построишь. Какие там сразу парадидлы за установкой?! Сперва руками без двоек нужно по полгода заниматься. Нужно выучить паузы, сидеть с метрономом. У меня будет немного по-другому, - один день за малым барабаном, на второй день установка. Буду искать что-то средне-арифметическое между подходами.
Как начинающему определить к кому идти? Стоит у него заниматься или нет?
Нужно всегда смотреть, что построил этот человек, посмотреть всех его учеников. Если тебе нравится, как они играют, тогда стоит. Если нет, ну это не твое. Все очень просто. Ведь носят же люди с собой свое портфолио.
Уже все знают, что нужно помногу заниматься. Какие рекомендации ты бы дал начинающим?
Не надо пугать людей, не нужно много, главное все же стабильно заниматься. Это отпугивает людей, должна быть радость в занятиях. Ученику должно быть интересно. Два часа в день достаточно будет.
Ну вот стало что-то получаться. Что дальше? Какие коллективы искать? Где их искать? За деньги, не за деньги…
Если ты учишься, не стремись сразу играть за деньги. Лучше искать интерес, а оплата дело второе. Деньги придут как вознаграждение за ожидание и труды. Они не должны загораживать цель. Потому что чем меньше мыслей о деньгах, тем быстрее научишься играть, хотя бы грув держать с хорошими руками.
Любого барабанщика спроси: “Какой самый главный элемент в ударной установке?”. Не каждый ответит, что это хай-хэт. Сколько в нем вариаций! Меняешь хэт в рисунке, меняется стиль. Хотя бы уметь применять эти моменты, а на это все равно уходит год-два.
Пока не сможешь хорошо держать грув, извлекать звук, тебя не возьмут в профессиональный коллектив. Как только в твоей игре появляется движение, о тебе начнут говорить: “Он играет”. Москва не такой и большой город по барабанщикам.
Как ты подходишь к созданию барабанных партий?
Я немного занимаюсь аранжировкой. Стараюсь в первую очередь оставаться музыкантом. Минимум это попасть в движение с басом, либо в унисон, либо добавить какие-то длительности в партии, например, бас-барабана, в малом подхлест. Потом уже включаю более мелкую игру с гитарой и секвенциями. Это уже 80 процентов. А все остальное, это динамика, тарелка, хэт закрытый, хэт открытый все зависит от того, какой у вокалиста вокал, какая частота, форте это или пиано. Очень много своих нюансов.
В основном это, конечно, бас и мелкая такая окутывающая перкуссия. Это все с опытом пришло. И это тоже нужно преподавать. Кроме установки обязательно учить пацанов работать в Cubase. Сейчас Nexus есть, где тысячи арпеджиаторов с разными ритмическими делами. Не сделал домашнее задание? Раз, поджопник и вылетел с занятия.
А так у нас знаешь как? Заплатил человек деньги и уже диктует педагогу. Педагог это человек, которому ученик доверяет, и заранее договариваются чем будем заниматься. На полгода составляют программу. Выполнение каждой главы должно быть добросовестным. Вот действенная система. Со своей стороны я гарантирую, что не быстро, но из человека делаю профессионала.
Сейчас такая куча преподавателей, а барабанщики в Москве где? Уже столько лет все подряд преподают. Мне жалко ребят, ведь деньги платятся. За два года можно очень круто научиться, а некоторые и по десять лет никакого результата.
Какие слабые стороны в твоей игре, над которыми ты сейчас работаешь?
Ноги хочу подправить. Слабые потому что у меня в приоритете руки и координация. Но чрезмерной координацией я запариваться боюсь, как, скажем, у Томаса Ланга. Ну не совсем мое. И стараюсь работать над музыкальностью, все же это моя слабая сторона. В сравнение с тем, что я увидел на Meinl Drum Festival я если не пионер, то еще студент.
Какие тенденции в современном российском драмминге ты подмечаешь? К чему мы идем?
К сожалению, к неоправданному пафосу среди профессиональных молодых барабанщиков. В противовес этому скажу, что на фестивале Meinl я общался с людьми первой величины, они не показушные, очень контактные и простые.