Александр Машин "Cамообразование, джаз и депрессия"
Хочу поздравить тебя с выходом твоего второго альбома Happy Synapse. Расскажи о нем подробнее.
Это своего рода итог длинного увлечения музыкой John Coltrane. Это один из этапов моей жизни, когда я был настолько увлечен его музыкой, что ничего другого не мог слушать.
Музыканты для этого альбома подобрались удивительно подходящие. Несколько лет назад пианист Бенито Гонсалес (Benito Gonzalez) в очередной раз приехал в Москву, и мы отыграли несколько концертов, нам так понравилось и стало очевидно, что это нужно продолжать каким-то образом. И более того, он меня вернул к идее и воспоминаниям о музыке Колтрейна, потому что он играет в духе пианиста, который играл с Колтрейном.
Так же там играет Розарио Джулиани (Rosario Giuliani), это итальянский саксофонист, наверное, один из самых ярких саксофонистов современности. Наш соотечественник Дмитрий Мосьпан – московский саксофонист, Макар Новиков – это мой партнёр по сцене с 2005 года, басист, с которым я играю большую часть того, что я играю. А так же Джош Эванс (Josh Evans) – трубач из Нью-Йорка
Я очень рад, что вышел этот альбом. И вообще, всё что происходит со мной в последнее время связано со словом happy и идея была в том, что если мы можем поднять своё настроение при помощи улыбки, при помощи физической активности, т. е. изменить химию мозга, то почему бы не сделать это при помощи музыки. Несмотря на то, что всё-таки музыка сложная, я надеюсь она принесёт радость.
Ты обладаешь своей философией, особым подходом к делу. И по названию твоего второго альбома можно отметить, что тебе интересна такая наука, как нейробиология. Расскажи, как эти знания помогают тебе в твоем музыкальном развитии, да и вообще по жизни?
Это началось не с проста, я пережил клиническую депрессию. И мне как человеку, столкнувшемуся лицом к лицу с проблемой, которую большинство недооценивают, стали очевидны многие вещи. Мы зависимы от процессов, которые происходят в нашей голове, это такие же процессы, как и работа других органов, но почему-то в нашей стране область, которая связанна с психикой человека стигматизирована.
Я знаю многих людей, которые были готовы расстаться с этой жизнью. И после того, как я долго размышлял на эту тему, понял, что стоит дистигматизировать эту область и начать о ней говорить открыто. Потому что это вполне нормальная вещь, к примеру, когда ты ломаешь ногу, ты же идешь к врачу, и никто не говорит – соберись тряпка, ты что не мужик, ходи со сломанной.
И после того, как во многих интервью я стал касаться этой темы, мне стали писать люди, которые находятся на грани, в отчаянии. Одна девушка мне написала, что фактически прочитанное интервью спасло её, дало возможность надеяться на то, что с ней будет все в порядке.
Поэтому даже если одна жизнь может быть спасена при помощи вот таких разговоров, я решил для себя, что больше не буду молчать о таких вещах, потому что они имеют огромное значение. Для того чтобы справиться с такой проблемой существует много разных способов, в том числе спорт. У меня есть 10 км пробежки Sasha Mashin Happy Run. Любой человек, к примеру студент, у которого нет денег, может пробежаться со мной 10 км и спросить что угодно, это будет абсолютно бесплатно.
Есть куча способов сделать свою жизнь наполненной, счастливой и это одна из моих задач. Я думаю не только о музыке и о том, чтобы играть на барабанах, для меня важны и другие вещи, гораздо более широкого масштаба. Если та девушка передумала умирать, один этот факт придает моей собственной жизни смысл.
Расскажи о своем музыкальном пути, ты же в барабанах по большей степени самоучка, что было для тебя главной школой?
Да, это так. Все началось с того, что бабушка мне на день рождения подарила детский барабан, я порвал его первым ударом, на что мои родители ответили: «О, похоже будет музыкантом.» Меня отдали в музыкальную школу, преподаватели все порадовались и каждый из них хотел забрать меня в свой класс, но победил тромбонист, потому что у меня были большие губы. Собственно, я пошел в музыкальную школу на класс тромбона и получилось так, что я был кандидатом, так как в том году было много тромбонистов. Но никто не отсеялся и через полгода мне предложили пойти учиться играть на барабанах. То есть это не мой выбор, мне просто предложили класс, в котором были свободные места.
В музыкальную школу потом купили ударную установку, в то время обучение происходило на классических ударных – маримба, ксилофон, литавры, треугольники.
И соответственно я должен был самостоятельно понять, как играть на ударной установке. Тогда не было YouTube и видео было мало кому доступно, и я просто пытался по наитию играть на крышках и кастрюлях, что не осталось незамеченным соседями сверху. Это оказались ребята, которые пытались играть джазовую музыку, и они позвали играть меня с ними. Я тогда понятия не имел, что такое джаз.
Я им сказал, что мне для этого нужна как минимум барабанная установка и они на какое-то время пропали. Потом вернулись с деньгами, заработанными на заводе, и мы купили установку.
Репетиции у нас проходили на лестничной площадке, приходили соседи, садились с пивом и слушали нас.
Потом ребята ушли в армию, и я начал искать места, где звучит джаз и нашел джаз-клуб "Квадрат". Стал регулярно ходить туда на джемы, познакомился с музыкантами Петербурга и начал играть с ними. Сначала мы играли традиционный джаз – диксиленд, бибоп, потом что-то более современное и так потихоньку все стало происходить, само собой.
Из музыкальной школы меня выгнали, из общеобразовательной школы я ушел не закончив 9 класс, который потом заканчивал в вечерней школе, и то потому, что меня заставляли мои старшие друзья-музыканты, которые хотели, чтобы я поступил в музыкальное училище. В училище я проучился два месяца и перестал ходить, потому что понял, что это бесполезно, с тех пор я нигде не учился.
Самообразование наше всё?
Да, самообразование это суперкрутая, супер эффективная вещь, если ты умеешь обращаться со своим мозгом и можешь быть структурированным, последовательным и целенаправленным, в противном случае это путь к неудаче.
Когда ты учишься в заведении, с тебя снимают ответственность, как будто тебе говорят, что нужно делать, но это путь не очень хороший, потому что он не подразумевает развития собственного мышления. Я не говорю, что это везде так.
Но если ты научился самостоятельно заниматься, это гораздо более эффективно.
Я не говорю, что нельзя научиться заниматься в заведении, можно конечно, особенно если вам повезло учиться у какого-то крутого преподавателя. Который не просто пытается сделать из тебя свою копию, а вырастить какого-то уникального музыканта, приучить самостоятельно думать, размышлять логически и критически.
Мог бы ты отметить барабанщиков, которые оказали особое влияние на твое формирование, как музыканта?
Когда я оказался в среде супер традиционных джазовых музыкантов, соответственно мне нужно было использовать какие-то элементы, и я очень увлекся Бадди Рич (Buddy Rich). Много слушал, снимал, копировал его соло, у меня с детства была очень хорошая техника, я был таким, мелким виртуозом. Мы играли с этим диксилендом возле Елисеевского магазина, это был первый момент, когда музыканты в нашей стране стали выходить на улицу. И мои коллеги сразу смекнули, что чем больше барабанных соло, тем больше кидают денег.
Как в целом эффективно выстраивать структуру занятий, можешь дать какие-то общие рекомендации?
Самая распространенная проблема – я знаю, чем мне нужно заниматься, и вроде все нужно и все важно, но что конкретно – непонятно. Да берите что угодно. Записывайте в записную книжку или телефон все мысли по поводу собственной игры, чего не хватает или что плохо получалось на предыдущем выступлении, или то, чего хотелось бы добавить в свою игру. И каждый раз, когда не знаете, чем заниматься, открывайте свои заметки и берите первую попавшуюся запись.
Либо другой подход – вы уже играете с какими-то музыкантами, вы вчера сыграли какое-то выступление, вспомните, что было самым ярким недостатком в вашей игре, чего не хватило на концерте – трудно было держать темп или играть интересное соло. Возьмите эту проблему и сфокусируйтесь на ней на долгое время, на целый день. Когда я говорю целый день, я подразумеваю 4 часа целенаправленных и сфокусированных занятий. И заниматься нужно 6 раз в неделю на протяжении лет 10, это просто базовые условия, чтобы вы достигли какого-то более или менее приличного результата в своей жизни.
Сейчас многие расстроились…
Они с одной стороны расстроились, а с другой стороны есть супер крутая идея, чтобы не расстраиваться нужно понимать, что многие люди думают, что им что-то не дано, но это не так, просто кому-то нужно чуть больше времени чтобы добиться схожего результата с другим человеком.
Что я хочу сказать – научиться играть музыку может любой человек. Скорее всего самая главная преграда – это лень, таланта по большому счету не существует, существуют часы осознанных и очень сфокусированных занятий. Когда вы занимаетесь и изучаете что-то новое, вы должны испытывать дискомфорт, другой вопрос, что нельзя этого делать постоянно, потому что это демотивирует. Если вы заставите себя очень жестко заниматься, желая достигнуть быстрых результатов, вы можете перегнуть палку и абсолютно сломать себя, потому что вы всегда будете иметь дело только с негативом.
Нужно ставить себе достижимые цели, добиваться их и обязательно, после того как вы их добились осознавать это, говорить себе – я молодец.
Еще один способ – никогда не баловаться за инструментом, пока вы не позанимались. В первую очередь вы должны работать со сложной для осмысления информацией. В контексте барабанов это может быть работа с изучением полиритмии, координации…
Вы должны следовать графику 45/15, как в школе. Мы теряем способность усвоения новой информации, когда мы долго напрягаем свое сознание. Ставите авиа режим и таймер с обратным отсчетом на 45 минут, а второй таймер на 3 или 5 минут и каждый раз, когда короткий таймер срабатывает, вы задаете себе вопрос – о чем я сейчас думаю? Это самый верный способ контролировать себя.
Итог такого подхода заключается в нескольких вещах – вы научитесь отслеживать как ваше внимание теряется, научитесь все раньше и раньше отслеживать, когда фокус уходит от того, над чем вы работаете. То, что я сейчас описываю это целенаправленное, сфокусированное, спланированное занятие. Это очень жесткий подход, который дает максимальный результат. И после того как вы отзанимались 4 урока по 45 минут делайте что хотите – играйте брейки, грувы, да что угодно, чтобы было ощущения радости от общения с инструментом.
Сейчас будет несколько ссылок, о которых я говорю в каждом интервью, потому что считаю, что это очень важно - книга Джеффа Колвина (Geoffrey Colvin) "Талант ни при чем" (Talent is Overrated), ее нужно прочитать каждому человеку творческой профессии. В добавок к этому блог www.waitbutwhy.com, The Procrastination Matrix – сколько мы прокрастинируем и вообще сколько у нас есть времени. Тим Урбан (Tim Urban) придумал визуализацию, где он квадратиками изображает недели жизни, исходя из того, что жизнь человека 90 лет. Ты зачеркиваешь сколько уже прошло, в конце тоже лет двадцать можно зачеркнуть, и ты понимаешь, что этого времени остается очень маленькое количество. Нужно иметь примерный план на жизнь, чтобы бережно расходовать свое время.
А над чем ты сам сейчас работаешь?
У меня сейчас затишье в плане барабанного развития, основное количество времени у меня поглощает запись музыки, как звукозаписывающий инженер, микс музыки, изучение профессии рекординг и миксинг инженер, как записать и как свести. Я сейчас уже начал зарабатывать на этом и все свое свободное время трачу на видеообучающие материалы. Ну и разумеется я задаю вопросы правильным людям. Мне очень везет, что рядом со мной находятся лучшие во всех профессиях – лучшие инженеры, лучшие музыканты и это конечно экономит время.
Есть ли какие-то свои особенности, нюансы при записи в студии джазовой музыки?
Да, конечно, это очень сильно отличается от записи популярной музыки. В целом концепция как в классической музыке – не нужно менять звучание, нужно передать звучание. И гораздо меньше используется компрессирование, потому что динамический диапазон должен быть больше, чем в популярной музыке. В джазовой музыке могут быть супер тихие и супер громкие звуки и эта динамическая широта, диапазон, передают часть эстетики. Это то, как должна звучать эта музыка, соответственно мы не можем сплющивать все компрессором.
Что касается тембров и звучания самих барабанов, конечно здесь глобальная разница. Как я часто люблю объяснять в джазовых барабанах бочка это не совсем бочка, это том том, просто он лежит на полу, и ты играешь на нем ногой. Тембр и звучание бас-барабана должен быть таким же как звучание открытых не заглушенных томов.
В джазовой музыке используются однослойные пластики, высокая настройка и максимально длинное звучание. То есть мы не глушим и бочка не исключение – она должна звенеть, гудеть. Нужно уметь контролировать длину сустейна в джазе, очень часто оба пластика на бочке натянуты высоко, внутри нет ничего, дырок нет и получается звенящий сустейн.
Как работать над динамикой? И как контролировать ее в игре?
В первую очередь надо понимать, что в барабанах мы очень ограничены средствами выразительности. Если брать среднестатистический подход к барабанам – там нет гармонии, там нет мелодии, это по сути несколько нот всего. И все что у нас есть, – это возможность сыграть ритм на разных барабанах и сделать это громче или тише. Динамика – это одно из главных средств выразительности на барабанах. Если мы не достаточно используем динамику, нам почти больше нечем пользоваться. Это очень сложно, играть точно, с хорошим грувом и тихо. Как работать над динамикой – играть одну часть тише, а другую громче. Та часть, которая играется тихо, нужно пытаться играть еще тише, а та часть, которая громко, еще чуть громче.
Обычно все дубасят на барабанах, а научиться играть тихо и так же плотно – это супер сложная задача. Посмотрите на Марка Джулиана (Mark Guiliana), как он еле-еле двигает руками, а звучит все точно и плотно. Кажется, такой большой инструмент – логично замахнуться и ударить. Нет, вам нужно всего лишь кисть приподнять, даже локти не нужны или предплечья. Кисти, пальцы - этого более чем достаточно чтобы звучать.
Иногда, в некоторой музыке классно замочить громко и задорно, но очень важно уметь это делать и тихо. То есть я не к тому, что никогда не играйте громко. Очень мало кто специально сидит и учится играть тихо, а это просто жизненно необходимое умение. К примеру, когда мы играем инструментальную музыку без подзвучки нужно уметь играть на барабанах с такой громкостью, чтобы слушая не подзвученный квартет музыкантов, со стороны они звучали в балансе.
Как ты аккомпанируешь солисту?
Это очень общий вопрос, сколько музыкантов столько и способов аккомпанементов и даже гораздо больше. Исходить нужно из музыки и не быть эгоцентриками, потому что мы действительно очень мощный инструмент. Конечно же для того, чтобы научиться аккомпанировать нужно слушать и изучать музыку, разумеется, это должны быть выдающиеся образцы. Обращать внимание на то, как барабанщик аккомпанирует.
Большую часть времени, когда мы играем на барабанах, мы аккомпанируем, а не соло играем. Большую часть времени, когда мы занимаемся, мы учимся играть соло. Нам кажется, если мы научимся играть нереальные соло, все скажут: «Вау, какой чувак нереальный.» Нет, скажут какой ты нереальный, когда ты сможешь сесть и сделать офигенный бит. Это и есть аккомпанирование и не важно какая это музыка – джаз, хип-хоп или еще что-то. Соответственно большую часть времени, когда мы занимаемся, мы должны уделять биту, аккомпанементу. Странный вывод, но вроде как логичный.
Ты начал играть джаз еще в 90-е, по твоим наблюдениям, как формировался интерес к джазу в России? К примеру, сейчас люди больше слушают джаз, чем раньше?
Да, есть прогресс и развитие – люди стали больше слушать качественной музыки. Все чаще и чаще, заходя в какие-то заведения я слышу качественную музыку, раньше такого не было. Мне кажется, что наступает то время, когда джазовая музыка может вновь стать "горячим пирожком".
Сейчас большое количество молодых феноменальных джазовых музыкантов выросло. К примеру, Макар Кашицин, ему сейчас 20 лет, свой альбом он записал в 19. Этот альбом получил 4 звезды от Down Beat, это самый главный журнал о джазовой музыке в мире. Такую оценку получают самые известные музыканты, к примеру Майкл Брекер (Michael Leonard Brecker).
То есть Россия набирает вес в джазовой музыке?
Ну не то чтобы набирает, я бы сказал, что нас замечают. Я рад, что и наш лейбл Rainy Days теперь к этому причастен. Так же одним из больших популяризаторов является Игорь Бутман.
Да, давай поговорим о джазовом лейбле Rainy Days, получается вы поддерживаете молодых музыкантов и в какой-то степени формируете российскую джазовую сцену?
Молодые музыканты очень радуются, что есть такой лейбл, они ценят такое отношение. Мы даем им возможность играть с выдающимися известными музыкантами, например, из США. Очень часто у молодых талантливых музыкантов с большим потенциалом просто нет возможности контактировать с носителями культуры. И мы даем таким музыкантам возможность не только вместе поиграть, а еще и записаться, это невероятная поддержка, которая в молодом артисте может просто произвести революцию. Он начинает верить в себя, он понимает, что все не зря и начинает заниматься с двойной силой.
Наша цель поддержать молодых музыкантов, играющих именно современный джаз. Потому что джаз, это способ коммуникации, это язык, с помощью искусства нужно говорить о том, что с нами происходит сегодня, а не то, что с Чарли Паркером происходило в 41 году. Да, возможно мы ничего хорошего не создадим, возможно мы никогда не приблизимся к уровню того же Чарли Паркера, но мы пытаемся, мы хотим быть современными. Мне кажется очень правильно поддерживать в людях веру в то, что они должны экспериментировать и создавать. Да, будет создано большое количество фигни, но что-то неплохое рано или поздно получится и у нас уже получилось.
Реально ли в России джазовому барабанщику достойного уровня зарабатывать адекватные деньги, занимаясь только музыкой?
Не учитывая именно данный момент (пандемия), то да, конечно реально. Если раньше можно было воспринимать музыку только лишь как стороннее увлечение, то есть в советском менталитете не было такого представления, что музыка может быть профессией. Сейчас очевидно, что жизнь музыканта – это большая лотерея. Если ты выбираешь путь музыканта, то, во-первых, ты должен инвестировать просто тонны времени и сил, чтобы добиться чего-то, но если пойдет что-то не очень хорошо, ты можешь не преуспеть. То есть ты можешь стать классным музыкантом, но не факт, что твоя карьера сложится хорошо.
Совершенно точно джазовой музыкой можно зарабатывать и при этом это может быть полноценная успешная комфортная жизнь. Ты гастролируешь по разным странам, видишь других людей, другие культуры. Но может быть и ситуация, когда ты не выиграешь, но это может быть и в любой другой профессии. Нужно заниматься музыкой только если ты не можешь не заниматься. Если ты человек, который может не играть музыку, не играй ее.
Ты являешься артистом 7 брендов, расскажи о механике взаимодействия артиста и бренда? (Yamaha, Zidjian, Vic Firth, D'Addario, Sunhouse, Jerry Harvey Audio, Nevaton).
Для того, чтобы тебя подписала какая-нибудь компания, нужно чтобы ты давал, а не брал в первую очередь. Никому не интересно что ты хочешь, всем интересно, что ты можешь дать компании как артист. К примеру, Yamaha и Evans попросили меня сделать в рамках партнерства видеошколу. Это заняло у меня 48 часов практически без перерыва, то есть я приехал домой, поспал и поехал обратно. Это много энергии, это не просто дайте мне барабаны.
Тебе дадут инструмент, позовут и подпишут, если, во-первых, тебе есть что сообщить этому миру, во-вторых ты можешь это сделать. Например, некоторые музыканты очень здорово знают музыку и прекрасно исполняют ее, но не могут общаться, не могут сформулировать свою мысль.
Быть артистом компании это набор разных качеств, которые не всегда связанны только непосредственно с игрой на инструменте. Ну и конечно же нужна вера в бренд. Если давать совет ребятам, которые хотят запартнериться с кем-то – ничего не просите, не говорите, что вас интересует, не рассчитывайте на бесплатный стаф, а предлагайте свою энергию и свои умения, для того, чтобы поддержать компанию и ничего не нужно в начале просить. К примеру, я могу сделать видеоролик и рассказать, что это самое лучшее и мне ничего не надо за это, просто используйте, если хотите. Два-три раза вы так сделаете, и компания подумает, зачем мы кому-то платим, если вот есть человек. Они конечно же предложат вам что-то из своего ассортимента.
Но подписывать сразу вас никто не будет, они посмотрят, что вы сделаете с предоставленным ассортиментом. Если у вас много подписчиков, и вы каждый раз рассказываете о том, что вам подарила компания, то это будет неплохой рекламой. Через какое-то время вероятно бренд предложит стать артистом.
Что бы ты мог посоветовать музыкантам, которые имеют неплохой уровень, но, возможно, в силу своего характера не совсем уверены в своем мастерстве?
Тут уместно процитировать фразу, которую любит повторять Сережа Мазаев – скромность сестра неизвестности. Не нужно быть слишком скромными, не нужно бояться, но и не нужно наглеть конечно же. Нужно общаться с людьми, музыка — это область, где люди создают что-то вместе, это социальная история. Если подводить итог, то самая большая проблема ребят, которые обращаются ко мне за консультацией или приходят на уроки – это отсутствие веры в самого себя. Именно это является самой большой причиной того, почему люди не добиваются чего-то. Ребят, если вы сами в себя не верите, в вас никто не поверит, другой человек в вас всегда будет меньше верить, чем вы сами.
Для того, чтобы решить эту проблему нужно помнить, что нету никаких врожденных препятствий к тому, чтобы стать выдающимся музыкантом. Да есть гены, есть предрасположенности, но вы можете с помощью образа жизни преодолеть свои недостатки очень легко.
Талант, да, он есть в каком-то виде – у кого-то сразу получается, у кого-то нет. Талантливый человек очень часто теряет мотивацию к тому, чтобы научиться учиться. Потому что он думает, что ему Бог дал. А человек, у которого нет таких очевидных задатков, он учится какое-то время чтобы преодолеть несовершенство. И он развивается многочасовыми регулярными занятиями и очень часто выдающимися становятся именно эти люди. Да, если ты и талантливый и супер структурированный, это будет самая мощная комбинация, но таких единицы. Остальные либо с одним перекосом, либо с другим.
А ты к каким себя относишь?
Я отношусь к ранним талантам, но первая половина жизни, это просто бездарная потеря времени, никому не пожелаю такой юности. Сейчас я нашел в себе силы и энергию, в свои уже не юные годы, продолжать быть заряженным на какое-то движение вперед. Можно было бы успокоиться, ну вот я такой, меня вроде знают, куда-нибудь позовут, на хлеб заработаю. Можно было бы и расслабиться и на этом еще лет 20 побултыхаться, а там уже пенсия. Но нет, все только начинается!
Текст: Evgeniya Freiheit