Даниил Оплачкин "Агрессивно, быстро и громко"
Даниил Оплачкин - молодой московский барабанщик с экспрессивной подачей, с большим опытом сессионной работы в разных группах, включая: Tombstone Piledriver, Vagiant, Bordge, Ермак. На данный момент является основным барабанщиком певицы Сати Казановой и маткор группы KIWI.
Что привело тебя в драмминг?
Вырос в музыкальной семье: отец в прошлом барабанщик, мать в прошлом - пианистка. Любовь к барабанам проснулась сама собой, стучал по подушкам, в возрасте 11-12 лет посмотрел Pink Floyd - Pulse и понял, что хочу играть на настоящей установке. Учился играть преимущественно сам по видеошколам и напутствиям музыкантов, с которыми играл.
Стоит упомянуть двух человек, которые, пускай мало, но помогли мне в развитии. Роман Баранюк открыл для меня Stick Control, а Дмитрий Фролов начал помогать с освоением нотной грамоты (нот я не знаю, нигде не учился). К ним я отходил занятий по пять к каждому, к сожалению. Бросил учебу на втором курсе института и всю жизнь зарабатывал сессионной игрой и записью альбомов. Большую часть своей жизни я играю тяжелую музыку, почти во всех ее проявлениях.
Какие видеошколы были засмотрены до дыр и оказались самыми полезными? Как ты занимался вообще?
Jojo Mayer - Secret Weapons For The Modern Drummer - единственная видеошкола, по которой я основательно учился. Во времена Горбушки, мы с отцом покупали у одного дядечки из-под полы пиратские Modern Drummer Festival и некоторую музыку, среди которых я обнаружил когда-то Niacin и Nathaniel Townsley Trio. У меня не было интернета, и я, не зная языка (перевода двд, разумеется не было), повторял движения Jojo Mayer, собственно, до сих пор использую его технику.
В дальнейшем, я учился больше не у барабанщиков, а у гитаристов/басистов. Каждый из них учил меня по-своему. кто-то учил играть в нестандартных размерах, кто-то объяснял суть построения партий, их логики, кто-то учил динамике. С переездом в Москву (жил я в области) и подключением адекватного интернета, появилась возможность наблюдать за массой разных барабанщиков в YouTube. Там фишечку снял, здесь. Так, потихоньку, я развивал свой лексикон. Долгое время сидел на Stick Control, считаю, что к этой книге вообще имеет смысл возвращаться постоянно.
Занимался я по какой-то своей системе, изучал то, что нужно конкретно в данный момент. Узнал про бластбиты, начал играть бластбиты, потом переучивался, коллеги по цеху подсказали, что делал неправильно. И так во всем, услышал где-то или подсмотрел какой-нибудь интересный брейк - снял, потом изобразил по-своему. Вообще, всё, что я познавал, исходило в большинстве своем из групп, в которых играл. Так получилось, что с юных лет я вращался в среде весьма развитых техничных музыкантов, очень рано попал на студию и понял специфику. И познаю до сих пор. Во многом мне также помогли кавера. Периодически что-то записываю, либо сняв в ноль, либо внедряя свой характер.
При этом у тебя всегда было место для занятий?
Почти всегда. Я участвовал при создании именитой студии Destroy The Humanity, поэтому приезжал туда абсолютно в любое время и всегда находил свободную комнату. В принципе, я и так был там постоянно, каждый день, ибо был задействован одновременно во многих группах, мы постоянно с кем-то репетировали. В какой-то момент, у меня было 8 действующих, концертирующих групп. Бывали репетиции по девять часов. Три с одной группой, еще шесть с другой. Поэтому за барабанами я проводил времени больше, чем где-либо. Я получил огромный опыт работы в коллективе, но из-за этого меньше занимался сам. Сейчас наверстываю.
Но однажды мне пришлось покинуть эту студию и какой-то период своей жизни снимал комнаты на других базах и репетировал по три часа за деньги. Сейчас я обитаю в недрах Under the ground и Skylark studio. У нас с ребятами есть комнатка, когда время свободно, я занимаюсь там.
Наверняка, уйдя из института, ты зарабатывал игрой далеко не тяжелой музыки.
Отнюдь, именно ей я и зарабатывал. Дело в том, что когда о тебе никто не знает (даже если ты чего-то стоишь), ты никогда не найдешь хорошую работу в нашем шоубизе. Всё на связях, в поп-музыке - особенно. Что я имел? Ничего, кроме желания и упорства. Знакомств я не имел, образования нет, играть джаз не умею, но уже что-то смыслю в тяжелой музыке. В студии я часто знакомился с разными музыкантами, все хотели играть крутую техничную и быструю музыку, но с барабанщиками - беда. Вот на этом я и выгребал. Я умел играть в разных размерах, агрессивно, быстро и громко. и экспрессивно, поэтому, люди готовы были платить мне как сессионщику.
Все мы понимаем, что тяжелой музыкой на квартиру не заработаешь, по крайней мере, здесь. Я понимал это и осознанно двигался по той же стезе, надеясь в какой-то момент заиметь-таки связи и вырваться из ниши металлиста. У меня ушло на это примерно лет 9, и только сейчас мне удалось пробиться к Сати Казановой (хотя и это все благодаря моему другу из металл-тусовки). Тяжелую музыку я буду играть, видимо, всегда(в разных проявлениях), она уже очень глубоко сидит в моей душе, тут уже дело не столько в самой музыке, сколько в мироощущении, тяжелая музыка имеет свою философию. В частности - хардкор. Но вряд ли я смогу (даже если бы хотел), зарабатывать тяжеляком столько, сколько мне бы хотелось.
Поэтому я стремлюсь развиваться не только как экстремальный барабанщик, зарабатывать мне бы хотелось много, да и против попсы я ничего никогда не имел, считаю, что всё можно делать качественно. Так что, нетяжелой музыкой я начал зарабатывать вот только годик как, а тогда работа была исключительно в хардкоре, металле и иже с ними.
А кого из металлистов-барабанщиков ты бы выделил? Кто из них идеал, слушая игру которого, ты получаешь настоящее эстетическое удовольствие?
Не буду пытаться вспомнить самого любимого, ибо самого на самом деле нет, есть энное количество кумиров, и каждый для меня по-своему дорог. Пускай это будет Chris Pennie. За этим дядечкой я уже давно не слежу, крайние его выступления меня и вовсе не впечатлили, но те партии, которые он сочинил и записал на альбоме Miss Machine многим известной группы Dillinger Escape Plan, оказали на меня не просто влияние, а по сути, определили мой стиль игры на какой-то промежуток времени. Он соединил джазовую технику с хардкор-техникой и делал это настолько взросло, со вкусом и красиво, что довольно долгое время считался для меня идеалом.
Chris Pennie использовал джазовые приемы и рудименты в хардкоре. Там, где рядовой металлист сыграл бы тривиально "два через четыре", или и вовсе тупо бластбит, Крис выдавал интеллектуальные сложные фразы, при этом, очень красивые. Вообще говоря, музыка D.E.P. сама по себе весьма эклектична, в их аранжировках безумные темпы с бластами лихо сменяются откровенно джазовыми мотивами, не дилетантскими, а фирменно исполненными, поэтому все барабанщики этой группы были очень сильными музыкантами. При этом, Крис знает, как работать с динамикой, не играет лишнего (хоть это и может показаться странным утверждением, учитывая интенсивность его партий).
В каждой его ноте есть какой-то посыл, информация. Он играл хардкор не как хардкорщик или металист, и именно это мне в нём и нравилось. Я бы сказал так - Chris Pennie играл панк в нечетных размерах и адских темпах с филигранностью джазмена, а это дорогого стоит.
Ну а ты глубоко копался в других стилях?
Мне всегда интересна любая музыка, если только это не русский шансон и частушки. Являюсь фанатом группы Earth, Wind & Fire и подобной "черной" музыки. Джаз слушаю почти весь, за исключением, пожалуй, традиционного свинга и авангарда(но это временно, я просто пока к нему не готов). Очень люблю минимал техно и вообще Intelligence Dance Music. Границ нет, и уж тем более, ежели ты хочешь быть развитым музыкантом. естественно, это влияет на мою игру.
Занимаешься ли ты, например, игрой латино-амеканских ритмов, или оттачиваешь шаффл?
Однажды был прецедент, играл я математический хардкор в группе Tombstone Piledriver и взбрело мне в голову, снять остинатную фигуру из босса-новы в ногах, а поверх сыграть руками разные штуки со смещениями. Потрепал свой мозг, принес этот бит на репу и предложил скрестить его с присущей нам агрессией. Это было по-прежнему больше похоже на металл, но звучало очень необычно, к сожалению, песня эта так и не была выпущена.
Шаффл я играл эпизодически в еще одной группе, я бы сказал - намек на шаффл. Когда-то пробовал просто так учиться играть упражнения на координацию для свинга. Поиграл и бросил. Когда-нибудь вернусь, сейчас же приоритет у меня на оттачивание имеющихся навыков, хотя последние пару лет развитие мое движется не по металл стезе.
Попав в коллектив певицы, чему пришлось быстро учиться? Какие особенности при игре музыки, где в основе вокал?
До этого я уже работал с плейбэками, и знал, что в поп-музыке чаще имеет смысл аккомпанировать, не выкобениваться. Для человека, впервые оказавшегося в таких условиях, важно понимать, что уровень ответственности много выше, и лажать нельзя в принципе. Именно здесь становится понятно, что ты стоишь из себя как музыкант, твое звукоизвлечение и умение работать в клик раскрываются именно здесь. Это трудно, этому учатся годами. В поп-музыке невозможно скрыть неубедительную смазанную ноту за ревом гитар.
Здесь нельзя не уметь чего-то. Шаффл? Шаффл. Этнические народные ритмы? Ок. Регги? Будет регги. Нужно сочетать в себе много, очень много навыков, и при этом, быть гибким, адекватным и спокойным внутри. Работа в поп-коллективе совсем не такая беззаботная, как может показаться диванным критикам. Играть просто, на самом деле, очень тяжело, и то, что звучит легко, даётся в большинстве случаев с трудом.
Если поразмышлять, то какие качества и черты характера ты развил в себе благодаря драммингу?
Благодаря драммингу и музыке в целом, я развил в себе великое множество качеств. Музыка бесконечна, в ней содержится мудрость, не только дисциплина и упорство. Достаточно один раз уехать на месяц в тур, чтобы понять, мир музыки куда глубже, чем некоторые думают. Это общение с разными, зачастую, сложными людьми. Это развитие собственного характера, адаптация к суровым условиям на сцене и вне ее, это любовь, в конце концов. Это школа.
Если конкретизировать, то лично я стал терпимее. А благодаря драммингу - мужественнее и сильнее как мужчина. Барабаны - инструмент не для мягкотелых. И что самое важное, я продолжаю развиваться как личность каждый день. Все благодаря музыке. Спасибо музыке!