Thomas Lang "Ориентир на результат"
Скорость, точность и необыкновенная координация рук и ног – главные козыри в игре барабанщика Thomas Lang. Но за ширмой с надписью Druminator (или робокопа, как его окрестили в русском барабанном сообществе – прим. Drumspeech.com) скрывается нечто большее, чем то, что мы знаем из сольных выступлений мастера.
С пяти лет барабанщик брал частные уроки игры, а затем годы классического образования в Венской консерватории. По окончании которой, Thomas быстро сделал карьерный скачок и получил место в легендарном австрийском поп-коллективе Falco.
Пару десятилетий Thomas Lang, перебравшись в Лондон, играл поп, рок и джаз в ведущих коллективах Европы. Иногда, он одновременно был занят сразу в 15 коллективах как в студиях звукозаписи, так и в гастрольных турах. Затем, барабанщик вместе с женой и двумя сыновьями, меняет место дислокации на солнечный Лос-Анджелес. Если привести пример бесчисленных артистов, с которыми он успел поработать, то пусть это будут: Robbie Williams, Peter Gabriel, Kelly Clarkson, Tina Turner, Kylie Minogue.
Сейчас Thomas Lang владеет двумя студиями звукозаписи, пишет музыку, продюсирует музыкальные проекты, преподаёт, участвует в разработке инструментов совместно с производителями, ездит в туры, играет мастер-классы и проводит барабанный фестиваль-драмкэмп Big Drum Bonanza.
Какое влияние на тебя оказало классическое музыкальное образование в консерватории?
Я научился справляться с давлением, так как учителя были очень авторитарными и постоянно висел страх не перейти в следующий семестр. Нужно было постоянно держать себя в тонусе и выкладываться полностью с домашними заданиями. Ситуация была довольно стрессовая и это научило меня не давать волю нервам, а фокусироваться на поставленной задаче, а не на окружении и обстоятельствах.
Также классическое образование повлияло на моё видение музыки. Например, музыку, перегруженную нотами, я вижу, как ноты с лигами, а не как всплески из 32-х или что-то в этом роде. Думаю, это не свойственно многим барабанщикам.
Столь серьёзное обучение научило тебя особым приёмам в подходе к занятиям?
Еще как! Моим первым учебником малого барабана была книга Richard Hochrainers Kleine Trommelschule. Это очень известный классический венский учебник и внизу каждой страницы было выписано правило по занятиям. Мой первый учитель был просто фантастический, так как он научил меня заниматься. Первые несколько недель ушли на это. Многие музыканты никогда не изучают как заниматься методически, с ориентиром на результат. Думаю, именно это сильно повлияло на мою карьеру. Я научился заниматься эффективно и методично, организованно и по плану, мог планировать свои занятия вперёд, зная сколько времени должно быть потрачено на новые цели. У меня был план занятий с расписанием по времени. Думаю, это результат обучения у классических музыкантов.
Ты начинал как сессионный музыкант, впрочем, ты и сейчас играешь в основном сессионно, что подтолкнуло тебя играть мастер-классы?
С середины 80-х я начал ездить в туры и помогать записывать альбомы, но c 2000-го стали происходить судьбоносные события – я перешёл в артисты Meinl, участвовал в разработке педали совместно с Sonor и переиздал свою видеошколу (“Ultamatives Schlagzeug I & II” видеошкола 1995-го года – прим. Drumspeech.com). Компании предложили мне провести серию мастер-классов в поддержку новых продуктов. В это время, один мой венский приятель, Gerhard Jesel, организовывал фестиваль Millennium Drum Fest и пригласил меня, так как хотел, чтобы среди участников был австрийский барабанщик. Я решил сыграть соло в стиле мастер-класса и в прессе были одни положительные отзывы.
Но я всегда избегал играть мастер-классы, так как сама идея мне не нравилась, но отыграв парочку я нашёл в этом интересные аспекты в плане профессионального роста как исполнителя, так и бизнеса. Тогда я решил продолжить и уже в 2004-м, когда вышла моя новая видеошкола на Hudson music, отправился с мастер-классами в масштабное турне. В тот год я отыграл порядка 220 мастер-классов.
Давай поговорим о твоей онлайн-драм школе Thomas Lang Drum Universe.
В прошлом году я записал абсолютно новый учебный курс, включающий 500 упражнений и уроков, закаченных на сайт. Покупая годовую подписку есть возможность скачивать упражнения. Помимо сотен упражнений, можно скачивать минуса в разных миксах, а также мою неизданную музыку и альбомы моих групп с pdf транскрипциями нот. Подписчик может выслать мне через форум своё видео и задать свои вопросы лично, а я буду подкреплять свои ответы еще и видео-демонстрацией.
Это требует большого объема работы, но мне нравится делиться знаниями с теми, у кого нет возможности посетить мои барабанные лагеря (групповые семинары за барабанными тренажёрами – прим. Drumspeech.com).
Ты упомянул про новый учебный курс, это как-то пересекается с твоими уже вышедшими видеошколами и книгами?
Не пересекается. Хотя базовые вещи остаются теми же, парадидл остаётся парадидлом и я много внимания уделяю этому рудименту, но есть много и нового материала необычно организованного. В общем да, помимо традиционной информации, курс радикально новый. Много передового материала: упражнения на независимость, линейный и нелинейный драмминг, упражнения на координацию по динамике, объяснения полиметрии и большой раздел, посвященный советам и мнениям касательно барабанов, музыки и карьеры барабанщика. Как я готовлюсь к туру, как готовиться к записи начиная от настройки барабанов, распаковки новой педали, тестированию новинок и прочего.
Преподавание всегда вызывало у тебя столько энтузиазма?
Мне нравится видеть, как мой труд преподавателя может менять судьбы людей. У меня много примеров учеников, которые годами страдали на нелюбимой работе или в учебном заведении, изучая то, что их совсем не привлекает, только потому, что давление среды (или родителей) было очень сильным. Моя задача дать им уверенность в своей игре и необходимый профессиональный уровень для достижения мечты.
Игра на ударных частично превратилась в экстремальный спорт. Некоторые юные барабанщики пренебрегают основами в погоне за скоростью. Возможно от незнания, что скорость базируется на правильной технике. Что бы ты посоветовал начинающим, как найти нужный баланс?
Я считаю, что всё, что вдохновляет людей брать палочки в руки, плохим быть не может. Будь то экстремальный драмминг, или конкурс скоростных барабанщиков с драмометром, что является только спортом, без какой-либо творческой и музыкальной составляющей, или упрощенная игра на ударных, как у Meg White из White Stripes или Lars Ulrich. Они, возможно, не самые лучшие барабанщики в мире, но вдохновляют миллионы начинающих. В конце концов, любой, кто по-настоящему увлечён музыкой и получает от этого удовольствие, со временем откроет для себя и другие нюансы исполнительского мастерства.
Поговорим о причинах твоего перехода с традиционного захвата (traditional grip) на симметричный (matched grip).
Иногда использую традиционный захват на мастер-классах с целью демонстрации другого стиля и звука, но никогда в работе. Я поменял захват чтобы бросить себе вызов, выйти из зоны комфорта. Мне было очень комфортно играть традиционным захватом и поэтому стало скучно, к тому же мне совсем не нравился мой звук и как выглядела постановка со стороны. Правда, когда я начинал, именно внешний вид и привлёк меня, как дань традиции, истории и Бадди Ричу, маршевым барабанщикам, асимметричности, но закончилось тем, что я возненавидел традиционный захват. Также у меня был синдром запястного канала обеих кистей. Традиционный захват более требовательный, нужно играть им только разогретым, а играя симметричным я никогда не разогреваюсь, даже перед мастер-классом. Конечно, я не думаю, что это подходит всем, но у меня нет такой потребности, хотя и заметил, что, разогревшись играю по-другому.
Что сейчас происходит в карьере, мы застали тебя в середине тура гитариста Paul Gilbert?
Мы уже два месяца колесим с туром в поддержку нового альбома по Азии, Европе, а затем нас ждут США и Южная Америка. Я очень занят в двух своих студиях в Лос-Анджелесе, где я много записываюсь. Пока я в туре, мне постоянно приходит заявки на запись, высылают музыку для работы, так что меня ждёт много работы дома. После тура у меня много забронированных дней на запись с другими музыкантами, несколько барабанных лагерей уже запланировано, плюс работа над онлайн-школой. Постоянно появляются новые ученики и каждый месяц я пополняю учебный план и загружаю новый материал. Даже когда я в туре, я постоянно что-нибудь снимаю, например, закулисные видео.
Помимо барабанов я много работаю в музыкальной индустрии. Пишу музыку и продюсирую. Сейчас идёт работа над новым альбомом с page Hamilton из Helmet, пишем новый альбом с певицей Ginny Luke, и еще с несколькими японскими музыкантами работаем над новым альбомом проекта Spark 7, сочиняю музыку для нового альбома с Isao Fujita из Babymetal, и всё в таком духе… всего и не перечислишь, я очень занят.
Преподаю онлайн, провожу по 10-15 барабанных лагерей в год, организую барабанный фестиваль-семинар Drum Bonanza в Лос-Анджелесе, монтирую видео, поддерживаю сайт, работаю со звуком, проектирую инструменты, только что вышел пэд бас-барабана, в разработке новые тарелки и так далее…
Может это и есть ключ к успеху в музыкальной индустрии?
Конечно, нужно многое уметь делать самому, если рядом нет компетентных в этом людей, достойных вашего доверия, правда найти таких непросто, да и услуги их недёшевы.