Virgil Donati "Усмиряющий плоть"
Если верить закулисным разговорам, то Virgil Donati - один из самых преданных своему делу барабанщик всех времен.
Ну, вот сколько времени на занятия уходит у вас? Какую часть вашей жизни посвящаете барабанам? В случае Donati, жизнь ради барабанов, означает жизнь ради постоянного совершенствования. Шесть, восемь, и даже десять часов занятий в день для него норма. А когда не занимается, или работает, то сочиняет музыку или делает физ. упражнения.
Представитель компании, одного из лидеров индустрии по производству барабанов, рассказывал, как Donati заказал ударную установку на время посещения фабрики компании. Никаких проблем. Это были выходные, фабрика закрыта и Donati обещал позвонить когда закончит. Проходит несколько часов, от Virgil ни слова, и представители начинают нервничать, они возвращаются на фабрику и обнаруживают его с обнаженным торсом, покрытого потом, за оттачиванием "невероятно сложного ритма".
Еще одна история была рассказана представителем другой компании, который привез Donati, для официального приветствия его в качестве эндорсера, знакомство с сотрудниками и подбор нового оборудования. Они приготовили прекрасное приветствие и тур по фабрике, которые прошли замечательно. Но затем, когда представители компании пригласили барабанщика на праздничный ужин, он отказался, сказав, что ему необходимо вернуться к себе в комнату, чтобы "поработать".
Слышал я и другие истории про ”странности” Donati, и, тем не менее, он снова меня удивил. Когда на мой стук в дверь его номера в Орландо, во время проходившего тогда фестиваля Percussive Arts Society, открылась дверь - меня обдало волной горячего, как в сауне, воздуха. Комната выглядела как раздевалка хоккейной команды - стоял плотный запах разгоряченного физическими нагрузками тела. Даже окна запотели. Рядом с кроватью стоял тренировочный пэд, палочки,пэд педали и прикрепленная к нему двойная педаль, а рядом быстро щелкал метроном. Virgil, должно быть, заметил моё удивление, пожал плечами и, как бы извиняясь, сказал: "я тут занимался немного".
Virgil Donati методично и старательно расширяет границы возможного, как в отношении физических возможностей, так и творческих концепций, которые он разрабатывает. Что касается "фишек", то техника рук Донати - это мощная комбинация скорости и выносливости с использованием традиционного захвата! И, конечно, его феноменальная техника игры на двойной педали просто поражает воображение - Вирджил играет на любой манер всевозможные быстрые одиночные удары, но также он является первым барабанщиком, который успешно стал использовать комбинации двоек в ногах.
Добавьте к этому шоу-элементы - кручение, подбрасывание палок, удары ими друг о друга, игра перекрещенными руками - и получится удивительный барабанщик. Кажется, что Donati появился из ниоткуда... ну, так и есть. Он покинул родину - Австралию, где у него было прочная карьера сессионного музыканта, записывался и гастролировал со многими местными рок и поп-артистами. Но Virgil хотел прорыва, уехать в Америку и проверить, сможет ли он добиться успеха на мировом уровне.
Годы мастер-классов по Северной Америке и Европе, сольные выступления на самых престижных барабанных фестивалях – и о нём заговорили. Его сольные альбомы Stretch и Just add Water, а также видеошкола - Power drumming и запись выступления на фестивале Modern Drummer в 1997 году, помогли закрепить его репутацию. Проще говоря, он взял аудиторию барабанщиков штурмом.
Virgil, поговаривают, что ты помешан на постоянных занятиях. Должно быть ты ведешь образ жизни монаха.
Ну, я не считаю себя монахом (смеется). Я считаю себя преданным своему делу музыкантом и барабанщиком. Я полностью посвятил себя своему делу и развитию личных возможностей и музыкальных способностей. Для меня музыка - совершенная форма искусства и для того, чтобы сделать свой вклад в её развитие, необходимо вложить много времени и усилий. Рецепт прост.
Так значит слухи о многочасовых занятиях правда.
Ну... отчасти, в зависимости от ситуации... и моего расписания. Я, возможно, один из немногих барабанщиков, которые, достигнув определенного уровня, признают, что много занимаются. И я занимаюсь с полной отдачей.
Мои занятия включают много всего, не только музыку. Мой стиль жизни крутится вокруг барабанов. А поскольку барабан это один из тех инструментов, которые требуют определенного уровня физического развития, мне приходится поддерживать себя в форме. Кроме того, приходится следить за здоровьем, поскольку организм получает изрядную трепку - в особенности ноги, бедра, плечи, локти, запястья и кисти. Они могут серьезно пострадать, если играть слишком интенсивно. Так что вещи, над которыми мне приходится постоянно работать, как мне кажется, не относятся только к игре на барабанах. Меня заботят вопросы восстановления мышц и суставов для каждой следующей "схваткой". Стараюсь правильно питаться и соблюдать баланс углеводов, жиров и белков. Я соблюдаю диету, описанную в книге Барри Сирсом (Barry Sears) в книге "Войди в зону здоровья" ( Entering the zone) и заметил, что эта диета помогает поддерживать силы. Так что режим питания - один из важных для меня моментов.
Интенсивность, с которой проходят мои выступления, требует очень высокого уровня физической подготовки. Поэтому я тренируюсь на его повышение. Кроме игры на ударных моим главным упражнением является бег - я отправляюсь на пляж или в горы - Голливуд-Хиллз чтобы намотать несколько миль. Также я стараюсь использовать любую возможность, чтобы поплавать.
Обычно я начинаю свой день с утренней пробежки или плавания. Затем я иногда занимаюсь йогой Айенгара (классическая хайтха-йога адаптированная для людей Запада индийским йогином Айенгаром – прим. Drumspeech.com), занятия очень динамичные и включают интенсивные растяжки. Я занимаюсь йогой с перерывами c 89-го года, и на себе почувствовал как это способствует поддержанию хорошего физического и психического состояния. После этого завтракаю, а затем занимаюсь музыкой весь оставшийся день. Эти занятия могут включать как тренировку, так и написание нового материала. В большинстве случаев они прерываются из-за необходимости репетировать для какого-либо проекта или выступления. Но в таких случаях я занимаюсь после возвращения домой. Так что график очень насыщенный, и я стараюсь его придерживаться.
Многие профессионалы вашего уровня отдавали очень много времени занятиям. Но в большинстве случаев, личная жизнь брала свое, и они не могли продолжать заниматься также интенсивно. Что поддерживает ваше желание быть сконцентрированным и тратить время?
Я знаю чего мне нужно достичь, представляю, как я сыграю то, или это, - и пытаюсь двигаться в этом направлении. Кроме того, одна из черт моего характера, которая может показаться странной, я не люблю самодовольства. "Изведанное" не должно входить в перечень ограничений и правил, по которым творит любой музыкант. Неинтересно играть то, что мне известно, и довольствоваться этим. Мне необходимо ежедневно отправляться в неизведанное. И возможности откроются вам. Наверное, именно это подталкивает меня.
Только техника не является целью сама по себе. Она может проявить себя в очень мелких деталях. Совершенно необязательно, что это будет какой-то невообразимо сложный вызов исполнительской технике или "налёт" на установку. Звукоизвлечение и чувство музыкальности - это концепции, над которыми я также работаю.
Я много играл с рок и поп-музыкантами, и это только внешне кажется легко играть. Рок и поп-музыка необязательно сложна в техническом плане, но включает глубинные элементы - грув, звукоизвлечение, динамику и мне нравиться играть такую музыку. Кроме того, движение конечностей также вступает в игру - грация и красота движений, которые барабанщик развивает, выражаются и в музыке. Мне не претит играть на бас-барабане на 1 и 3 доли, а на малом - на 2 и 4. Такой ритм сам по себе может быть вызовом, многие сложности лежат в самых простых вещах. Звукоизвлечение и чувство ритма являются очень важными для меня моментами. Развивать их нужно проводя много времени с палочками в руках и ногами на педалях. Это что-то необъяснимое, неощутимое, что развивается лишь со временем.
Однако некоторые могут взять в руки палочки, и это уже будет присутствовать в их игре. Они сыграют ритм, который легко прочувствовать. Как вы считаете, это врождённый талант?
Каждый из нас наделен потенциалом, который в одних проявляется больше, чем в других. Каждый из нас обладает разными склонностями. Некоторые садятся за барабаны, и их игра зажата, неровна и создает впечатление дискомфорта. Откуда это идет? С другой стороны, есть люди, абсолютно расслабленные, обладающие естественными способностями. Что касается меня, то я начал заниматься в очень раннем возрасте, так что я уже не помню, как это было. Но у меня есть видеозапись моей игры, когда мне было три года, и хотите, верьте, хотите, нет, выглядит неплохо. Ритм, звукоизвлечение... ну... неплохо для трехлетнего (смеется). Мне кажется, что эти элементы можно развить. С годами я чувствовал, как они растут во мне. В этом состоит польза постоянных, тяжелых тренировок - чувствуется рост. Иногда скачок происходит за очень короткое время - за ночь. Я беру в руки палочки и испытываю совершенное новое ощущение - сильнее, лучше. Это восхитительное чувство. Это то, ради чего стоит жить.
Но за всё в этом мире нужно платить. Боюсь показаться грубым, но личная жизнь у вас есть?
Высокие цели требуют сильной воли. Поэтому я отказался от женитьбы, семьи и ограничений, что они несут. Мне комфортно с моей независимостью и одиночеством. Правда у меня сильная связь с родителями, у нас итальянские корни и они всегда поддерживали мои начинания. Отец был клавишником, а мама певицей. Они иммигрировали в Австралию и работали в ночных клубах. Отец за одну ночь играл в двух или трёх клубах, занимался целыми днями, один или с группой в нашем доме. И родителям не приходилось искать меня, я был рядом и с интересом наблюдал за репетициями.
Играть я начал очень рано, в три года мне купили установку, а в восемь я уже играл концерты с отцом. Работал по пятницам, субботам и после школы. Постепенно попал на рок-сцену, записывался и ездил в туры с группами по стране все свои подростковые годы.
Было ли формальное обучение игре?
Несколько прекрасных учителей в Мельбурне, направивших меня в правильном направлении. Где-то с семи до одиннадцати я брал уроки. А потом уже в свой первый приезд в Штаты, лет в 19-ть, я взял несколько уроков у Philly Joe Jones.
Зачем вы приезжали в Штаты в девятнадцать лет?
Это была мечта детства. Хотел увидеть любимых музыкантов за инструментом. Как только отец заметил мой интерес к барабанам, он начал покупать записи Buddy Rich, Louie Bellson. Затем я начал слушать Led Zeppelin, Deep Purple и других. А когда появился фьюжн я плотно засел за Return to Forever, Mahavishnu Orchestra. Потом меня захватил би-боп, музыка Coltrane и Miles Davis. Что-то новое открылось мне и представления о музыке стали шире. И поэтому, играя поп и рок, у меня всегда был сторонний проект с фьюжн-музыкой.
В своей первый приезд я провел в Нью-Йорке пол года. Играл с чёрными в фанк-группе и было весело. Когда я пошёл посмотреть игру Philly Joe, он был добр ко мне и дал свой адрес и номер. На занятиях, к моему удивлению, мы много занимались рудиментальными соло из книги Charles Wilcoxon – Modern Rudimental Swing Solos. Он хотел, чтобы я отточил их до мастерства. После проработки этой книги, я стал слышать её влияние на его барабанные соло, все эти красивые, лиричные комбинации рудиментов.
После мне было интересно изучать его технику игры щетками. Было весело даже просто проводить с ним время, он был открытым миру человеком с большой коллекцией фанка, R&B и даже рок-записей.
А почему с вашей мощной подачей, вы продолжаете играть традиционным захватом?
Я рос играя традиционным и даже когда стал играть рок не сменил его, это было нелегко, но я считал, что мне так нравится. Теперь это стало для меня естественным. Я преодолел все проблемы недостаточно мощного удара и теперь традиционный захват никак не ограничивает меня. Но я не стану рекомендовать его, так как им гораздо сложнее играть мощно. Многие переходят на симметричный, когда нужен мощный удар.
Какие преимущества даёт традиционный захват?
Дроби с отскоком мне удобнее играть левой рукой в традиционном захвате. Определенные движения по установке лучше идут в традиционном. И, вы не поверите, есть и другие вещи, которые мне удобнее играть левой традиционным захватом, чем правой рукой. Хотя, честно говоря, неудобств у традиционного захвата больше, чем преимуществ. Он требует больше терпения и усидчивости, поэтому начинающим лучше фокусироваться на симметричном захвате.
Вы играете с мощными ударами, такой подход вам больше нравится?
Да, у меня горячая итальянская конституция. Но это не значит, что я только так играю. Раньше в Австралии я играл в разных стилях. Например, после выступления с хэви-метал группой, сразу шёл играть акустический джаз. Очень важно развивать разное звукоизвлечение.
Раз вам нравится мощная, громкая манера игры, поделитесь секретом хорошего контроля над техникой при таких ударах?
Самое эффективное средство это физическая подготовка. Следующий момент это ваш инструментарий. У меня довольно тяжёлые палочки, моя совместная с Vater разработка модель Shedder. Они немного больше чем 2B и очень плотные. Люблю ощущение дерева в руках.
Многие великие барабанщики играли большими палочками: Tony Williams; Vinnie Colaiuta; Billy Cobham.
Большие палки дают контроль и мощный звук барабанов и тарелок. Чем мне нравится модель Shedder, что они большие, но при этом не длинные. У длинных палочек сложнее найти точку баланса и в руках из-за этого ненужные вибрации. Конечно у всех руки разные, но длина где-то 6 1/4 оптимальна.
Что касается практической стороны вопроса, то я записал на тему развития силы и выносливости целую видеошколу ”Power Drumming”, где поделился своей системой развития выносливости. Дело не только в наборе упражнений, но и в интенсивности их выполнений. Дело в том, что в условиях концерта нужно справляться с повышенным выделением адреналина и это необходимо учитывать в процессе занятий. Я стараюсь поднять уровень интенсивности в занятиях до уровня концертного выступления.
Какие твои излюбленные упражнения на развитие звукоизвлечения и мощности ударов?
Я брал уроки у чемпиона по игре рудиментов по имени Rob Carson. У него замечательный подход к выразительности игры. Я многому научился у этого искусного мастера. Игра на малом барабане для него целое искусство. Например, одно из упражнений это игра одной рукой без привлечения пальцев называется ”запертый замок” (locked grip – прим. Drumspeech.com). Зажимаем конец палочки в ладони и работаем кистью не подключая пальцы. Это отлично развивает мощность и выносливость кистей, а пальцы в моем понимании служат для контроля отскока, если развиты кисти.
Можно играть кистями под метроном в ”запертом замке” четыре, восемь, шестнадцать ударов в разных темпах и через какое-то время почувствуете, как руки начнут ”летать” вокруг установки.
Мне нравится использовать контраст в звучании акцентированных и неакцентированных нот внутри паттерна. Работая над любым упражнением, внимательно отслеживаю высоту поднятия палочек. Тотальный контроль и понимание того что делаешь - основа моего подхода.
Какие упражнения на пальцы вы делаете?
Изоляция и укрепляющие упражнения – лучший способ развить контроль пальцев. Например, играю упражнения только одним пальцем, начиная с указательного, потом средним и т.д., затем в обратном порядке от мизинца, насколько можно плавно сменяя пальцы. Причем придерживаться порядка необязательно, можно начать с указательного, потом перейти на безымянный. Прокачиваем каждый палец как отдельный компонент, чтобы в связке мощность стала гораздо больше.
А какие упражнения для рук для вас оказались наиболее полезны?
Я много работал над комбинациями форшлагов, они отлично развивают контроль и хорошо ложатся на партии. Базовое упражнение это flamadidle c форшлагом на первую ноту, мы сдвигаем форшлаг на вторую шестнадцатую, затем на третью и так далее. Это позволяет затем вставлять форшлаги где угодно, будь то соло или заполнение.
Пару слов о вашей посадке и натяжении пружины педали.
Мне нравится сидеть повыше, что даёт свободу тазобедренному суставу. Если сидеть низко он зажимается внутрь, что сильно ограничивает движение. Да и с высоты легче вкладывать энергию, больше свободы движений.
Педали у меня на среднем натяжении. Как раз такое, чтобы быстро возвращались после удара, если расслабить еще, то теряется энергия удара.
Вы много занимаетесь под метроном. Ведете ли вы дневник занятий для отслеживания прогресса?
Вообще-то нет, но хотелось бы. Рекомендую всем вести дневник занятий для подтверждения своих успехов, это отличный инструмент для мотивации. Я записал Power Drumming в 91-м, там я впервые играл дробь двойками ногами на публике и помню, что тогда максимум держал 180 bpm. Сейчас мне комфортно в 200, и даже в 220 bpm.
Еще одна сторона вашей игры это трюки палочками.
Работа музыканта это не только музыка, но еще и шоу. Люди приходят слушать музыку, но им также интересно увидеть представление, чтобы придя домой, у них сохранился образ увиденного как чего-то необычного.
Финты палочками: кручение, подбрасывание, удары друг о друга, игра перекрещенными руками – привлекают внимание слушателей. А барабанщику дают ощущение полной власти над палочками пока не выскользнут из рук (смеётся). Мне нравится это будоражащее ощущение риска, которое передаётся публике тоже.
Последний вопрос. Не кажется ли вам, что излишняя погоня за техникой может стать ловушкой, искушением сыграть много нот?
Техника сама по себе невинна, вопрос в том как мы её используем. Это вопрос зрелости музыканта, его понимания как эту технику применять. Многие знают меня как помешанного на технике барабанщика для игры барабанных мастер-классов. Но есть люди, которые видели меня играющим поп и рок-музыку и им невдомёк, что у меня такая репутация. Уверяю вас, у меня нет желания сыграть больше, чем того требует музыка.