АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Bernard Purdie "Позитивный настрой"

Bernard Purdie родился 11 июня 1942-го в небольшом городке Элктоне, что на северо-востоке штата Мэриленд. В семье он был одиннадцатым ребенком из пятнадцати, и свою первую настоящую установку приобрел не для обучения, а чтобы зарабатывать на ней, играя в любых стилях. Это помогло сформировать собственный стиль и комфортно чувствовать себя, играя джаз, рок, поп и, конечно же, R&B, благодаря которому и стал известным барабанщиком.

Bernard обладает большим сердцем, огромным шармом и создает вокруг себя атмосферу веселья, но в студии это настоящий требовательный эгоманьяк со слоганами ”Маленький гигант большого хита” и ”Вы только что наняли доктора-шлягер, Bernard Purdie”. И кто с этим поспорит, если уже в 60-е он записывал хит за хитом? Mickey Sylvia “Love is strange”, Doris Troy “Just one Look”, James Brown “It’s a Man’s, Man’s, Man’s world”, The Chi Lites “Have you seen her”, Aretha Franklin “Rock Steady”, “Spanish Harlem”, “Day Dreaming” и многие многие другие.

Хиты продолжили сыпаться как из рога изобилия в 70-е и 80-е. Например, Daryl Hall & John Oates “She's Gone” и чуть ли не все знаковые вещи от Steely Dan - “Home at Last”, ”Babylon Sisters”. За карьеру длиной в 50 с чем-то лет Bernard Purdie увековечен на записях Miles Davis, Tom Jones, Isaak Haynes, B.B. King, Ray Charles, Joe Cocker, Brecker Brothers и это только вершина айсберга. Исследователи отмечают более 3000 альбомов с его участием, и это не считая несчетного количества засемплированных грувов мастера в хип-хоп и эсид-джазе. И, что самое удивительное, он до сих пор продолжает записываться, играть концерты и давать мастер-классы.

Предлагаем вашему вниманию интервью с самым влиятельным сессионным барабанщиком, создателем half-time shuffle, базового грува, без которого не обходится ни один приличный преподаватель, основа таких хитов как Toto “Rosanna” и Led Zeppelin ”Fool in the Rain”.

Как ты взял в руки палочки и как проходило твое обучение?

Барабанить я начал года в три, по горшкам и кастрюлям, связывал воедино ритмы, которые мне нравились. А палочки взял лет в шесть, вместе с детской ударной установкой и первым преподавателем Leonard Hayward. Первое, что он дал мне понять, что ты играешь музыку, чтобы сделать так, чтобы люди начали танцевать. То есть танец во главе всего, никакой техники, только философия. Каждые пятницу и субботу я ходил на выступления его оркестра, помогал расставлять и разбирать барабаны, такое вот ученичество.

А так как я не мог позволить себе не только нормальную ударную установку, но и уроки, то он разрешил мне присутствовать на занятиях других и время от времени просил меня продемонстрировать что-то. Так как многое из услышанного на концертах, я уже умел играть. И то, что я схватывал на лету, детям приходилось повторять месяцами.

Он научил меня не только как играть, но и как настраивать и ремонтировать барабаны. Самый важный его урок для меня в том возрасте, - это музыкальная игра. Для этого просто необходимо знать ноты и понимать музыку.

Помимо ритмов ты еще учился играть мелодии, верно?

Абсолютно верно. Помимо ритмического исполнения мелодий их нужно должным образом продумать. В этом мне помогло умение настраивать барабаны и умение чувствовать их тон. В наше время мало кто настраивает барабаны на определенный тон и следит, чтобы он не резонировал с тоном бас-гитары и пианино. Например, напольный том настроенный на Eb или G, может гудеть и дребезжать вместе с бас-гитарой или пианино.

Интересно, значит нужно тренировать слух на акустическую чувствительность?

Еще как! Я начинаю с бас-барабана, добиваюсь хорошего тона, который не будет пересекаться с тоном бас-гитары или пианино. Затем напольный, потом по уменьшению диаметра к томам и в конце уже малый барабан. Настройка в таком порядке позволяет установке взаимодействовать с мелодией. Внимание к частотам при настройке научит вас внимательно относиться к музыкальной нотации. Важное умение, прежде чем переходить к игре ритмов и занятиям под метроном. Естественная последовательность в обучении. Сейчас барабанщики сразу начинают подражать любимым барабанщикам, не заложив основы мелодического видения установки.

Ты до сих пор даешь уроки, что у тебя за метод?

Мысленно я с моим учителем Leonard Haywood и его советом, который он дал мне: ”Будь сосредоточен на занятии и всегда знай, где первая доля”. Научить играть можно любого и учиться никогда не поздно. Но стоит понять, что процесс обучения займет много времени. Не торопите события, это как входить в двери задом наперед. Играйте упражнения как можно медленнее, потому что чем медленнее отрабатываете, тем быстрее учитесь. И еще важно научиться считать.

Chad Smith – феноменальный барабанщик, David Garibaldi, Kenny Aronoff – это все мои ученики, пришедшие из Беркли [Berkeley College of Music – престижный музыкальный колледж в Бостоне. прим.



В Let the Drums Speak ты сказал, что груву можно научиться.

Чтобы научить груву, надо перестать думать о технике и забыть про метроном. Это твоя работа и здесь в качестве клика ты сам. А когда занимаетесь под клик, относитесь к нему как к еще одному инструменту, гитаре, пианино или басу. Обязательно оттачиваем свое ремесло – понимание, где первая доля позволяет отклоняться от курса. Игра на разной динамике, с разным касанием и с разным вкусом и дает грув. И держитесь подальше от мониторов. Заводить себя в монитор это худшая из идей, потому что вы будете слушать себя, а не группу и будете переигрывать. А идея выступления в том, чтобы позволять другим раскрыть себя. Работа барабанщика это тащить на себе группу и уважать ремесло других музыкантов в группе.

Простой совет начать с посадки. Сидите прямо, не зажимайте локти, кисти, расслабьтесь и сможете играть долго. Пластики настраиваю так, чтобы максимально контролировать звук. Неважно какая у вас манера, мощная подача, легкая, играете вы быстро или медленно, старайтесь полностью контролировать ситуацию.

Помните, что время – деньги, особенно при работе в студии. Студийная работа требует расторопности и эффективности. Я знаю о чем говорю, так как проводил в студии по пять-шесть дней в неделю практически всю свою карьеру.

Еще одну вещь я бы отметил - это позитивный настрой. Пусть другие видят на вашем лице улыбку во время игры. Если улыбаешься, то и грув появится, и лидер группы начнет доверять. Только позитивный человек может производить положительные вибрации в музыке. Первое правило бизнеса – улыбайся и будь почтителен, улыбка открывает двери. Готовьтесь к работе заранее, ну и одевайтесь прилично. Что еще сказать?

А как играть с динамикой, как управлять ритмами в контексте динамики?

Это умение приходит с опытом, так как знание как раскрыть музыку с помощью ритма и как обращаться с ритмами в контексте музыки, это и есть суть динамики. Еще важно барабанщику уметь вести группу. Ты водитель автобуса и над каждым держишь зонтик, оказываешь поддержку, чтобы они свободно себя чувствовали.

Кто из современных барабанщиков вдохновляет тебя?

Таких много, но если и называть, то пусть это будут Chad Smith и Will Calhoun. Потрясающие универсальные барабанщики.

Ты играл со многими известными бас-гитаристами. Как сыграться с бас-гитаристом?

В музыкальном плане будьте как муж и жена. Любите их до смерти и уважайте. Следуйте за ними, и я гарантирую, вы обретете настоящее счастье. Кто-то называет это ритмической сцепкой, я же называю счастьем.

В твоем поколении было много невероятных барабанщиков: Uriel Jones, James Gadson, Piston Allen, Tony Thompson. Тогда в целом недостатка в барабанщиках не ощущалось, да?

Студийные барабанщики всегда в цене. Многие играют концерты, но на студии у них паника. Большинство не читает с листа и это работает против них. У меня это в голове не укладывается, так как меня сперва этому научили и мне это сильно помогло.

Из барабанщиков того времени хочу назвать имена Herbie Lavelle, Panama Fancis, Joe Marshall и Grady Tate.

Отличается ли твоя игра в студии и на концерте?

Подход к игре в студии совсем другой. Удары тише, а чувствительности больше. Внимание на звук, с его обертонами и дребезгом. И, главное, не переиграть. Действует правило ”Чем меньше, тем лучше”. Не тратьте энергию на демонстрацию супер-техники, позвольте энергии течь свободно. Но, независимо от того, где вы играете, делайте это уверенно.

За свою карьеру на твоих глазах в музыкальной индустрии многое изменилось. Что бы ты посоветовал молодым барабанщикам?

Сейчас барабанщиков мало заботит деловая составляющая в карьерном продвижении. Они относятся к работе механически и теряют возможность быть независимыми, твердо стоять на ногах. Сейчас важно разбираться в бизнесе, заниматься маркетингом и продвижением себя как продукта. Если у вас музыкальный талант, то стремитесь построить музыкальную карьеру, оно того стоит. И не тяните руки к наркотикам. Я ни разу в жизни к ним не притронулся.

Ты все еще занимаешься за установкой?

Конечно. И помногу. И, так как к моим услугам прибегает молодежь, у меня много нерешенных задач. Практика ведет к совершенству, а в моем возрасте еще и подстраховка. Всем следует заниматься, только так можно отточить свой уровень и то, что давалось с трудом, станет вам по силам.

На чем ты концентрируешься, когда играешь сложные куски?

На времени. Счет очень важен. Поэтому занимаюсь в разных темпах. Под это отводится минимум 20 минут. И только потом играю импровизации.

А есть ли такие, с кем тебе еще не приходилось работать, но хотелось бы?

Мне бы хотелось записаться с Madonna.

Поиграем в ассоциации. Я называю имя барабанщика, а ты первое, что приходит в голову. Начнем со Steve Gadd.

Взрывной кач, хороший грув и отличное знание инструмента.

Vinnie Colaiuta.

Великолепный бэкбит и превосходное чувство ритма. Очень музыкальные соло.

Billy Cobham.

Самый качевый барабанщик в мире, независимо в каком стиле он играет. Великолепно читает с листа.

Jeff Porcaro.

Это еще один барабанщик с превосходным бэкбитом, игра которого качает невероятно. И да,он очень хорошо научился играть Purdie Shuffle. В песне Toto ”Rosanna” использовал все части этого бита.

John Bonham.

Очень мощный бэкбит, и тоже отлично овладел Purdie Shuffle. Он играл все с превосходным качем.

Liberty DeVitto.

У Liberty красивый бэкбит, это один из лучших груверов в настоящее время.



Как вообще появился твой знаменитый шаффл?

Он родился из звуков и ритмов, которые окружали меня в детстве. В основе ритм грузовых составов, что ездили мимо железнодорожной станции. Название придумал я, а сам грув, честно говоря, придумал мой первый учитель мистер Heywood, а вся слава досталась мне.

В музыке 40-х, 50-х и 60-х шаффл был без свинга. Мне это однообразие быстро надоело, и я решил подкинуть в шаффл свое локомотивное движение. Началось с медленных песен на 12/4 с триольным ощущением, где я начал играть в половинном размере [half-time – прием, когда ритмический рисунок играется вдвое медленнее, в то время как основной музыкальный размери темп не меняются – прим. Drumspeech.com]. Стал сдвигать ощущение от 6/8 к 12/4 шестнадцатыми и добавлять гоуст-ноты, когда нужно придать энергичности. Можно еще акцентировать бэкбитом, что придаст дыхание ритму. Важно еще привязать это с хай-хэтом и чашей райда . Простор для игры с разной динамикой.

А вот еще одно имя - Ringo Starr.

Его подход к игре в корне отличается от моего. Сыграть его партии никогда не представляли никакой сложности для меня. Не могу сказать, что он плохой барабанщик. Я не хочу судить. Но по моему скромному мнению, его драмминг не соответствует моим стандартам.

Как прокомментируешь споры, что на первых альбомах The Beatles играл ты?

Все, что я могу сказать по этому поводу, это что данный вопрос давно был решен к моему удовлетворению. Я написал об этом в моей книге и сейчас полностью спокоен.

С чего ты вообще решил написать мемуары?

Идея родилась во время уроков с одним из студентов. Я часто привожу личные примеры во время объяснений. И студент сказал, что мне нужно написать книгу. Я работал над ней лет пятнадцать. И думаю, сейчас самое подходящее для нее время, так как я не становлюсь моложе, а передать свои опыт и знания нужно. Да и очистить душу не помешает.