Chad Smith "Внутренний мотор"
Секрет успеха RHCP не тайна за семью печатями. Когда музыканты играют в атмосфере братства, слушают друг друга, рождается настоящая музыка. Каждый в коллективе индивидуальность, прошедшая через тяжелые времена и сумевшая изменить себя. Особенность звучания RHCP это жесткая, но при этом утонченно-деликатная игра барабанщика, что и делает группу узнаваемой.
Chad продолжает играть в сторонних проектах, например, помогал записывать альбом бывшему вокалисту Deep Purple – Glenn Hughes на его домашней студии. Записался с нео-кантри группой Dixie Chicks.
Твой подход к игре в разных коллективах?
Зависит от того, с кем играю. У Glenn Hughes я не сдерживал себя, играл словно Keith Moon. Мне даже показалось, что я переиграл, а Glenn говорит, что ему понравилось. Dixie Chicks это полная противоположность RHCP, - я старался играть точно во времени, вкладывался в удар прилично и с динамикой, в общем, подстраивался под каждую песню отдельно. Особенно в студии пришлось туго. Переслушивал дубли, и только один из четырех подходил. Ну, так я и не Jim Keltner. Иногда требовалось задемпфировать барабаны, или сменить малый на более глубокий.
Нужно быть чувствительным к общему саунду. Барабаны это же важная часть песни. Играй уверенно, если ты не уверен в себе, то микрофон это только увеличит. Ну а если допустил ошибку, то сделай ее заметнее! Если ты медведь, то будь голодным гризли со своей ошибкой. Когда я допускаю оплошность, то повторяю ее специально. Бывает, что сыграл не уложившись в такт, а прозвучало довольно прилично. Я честен в отношении к себе. Да, я совершаю ошибки, но я ни о чем не сожалею и люди чувствуют это, и они либо принимают это, либо нет, у них есть выбор. Зато наша группа настоящая, такая какая есть.
Ты часто упоминаешь легендарных сессионных барабанщиков, таких как Jim Keltner, Hal Blaine и Earl Palmer на примере которых ты вырос.
Тогда я и подумать не мог о том, что буду записываться с Glenn Hughes или играть мастер-классы с Simon Kirke из Bad Company и Ian Paice. А они мне будут говорить добрые слова о моей игре. Только вот мои фэны, как правило, не знают этих имен. Думаю, все же важно знать ученическую цепь преемственности знаний. Если бы не они, я бы сейчас не играл.
Мои любимые барабанщики из конца 60-х и начала 70-х. Английский хард-рок и блюзовые группы тех времен. Такие группы как Led Zeppelin, The Who, Queen, Jimi Hendrix и Black Sabbath – играли невероятную музыку и все их барабанщики не избежали влияния джаза. John Bonham, наверное, мой самый любимый барабанщик, у него по-настоящему тяжелая манера, но при этом много тонких и изящных моментов в игре. Он любил музыку James Brown.
Музыканты RHCP тоже из фанка, плюс панка. И это тоже не может не влиять на меня. Так и сформировался мой тяжелый стиль с примением гоуст-нот и фанковых битов. И в этой группе это работает!
Что барабанщики чаще всего делают неверно, когда пытаются играть рок или фанк?
Невозможно пытаться, нужно играть то, что требует музыка, а для этого главное, быть самим собой. Когда слышишь игру Stewart Copeland или Phil Collins сразу понятно, что это они. Даже когда они играют другие песни или с другими музыкантами, их индивидуальность проявляется. Индивидуальность музыканта, вот что делает или не делает песню интересной слушателю. Во всяком случае, вызывает реакцию. Самая плохая оценка – ”сойдет”. Меня она не устраивает. Я верю в свою игру и это передается. У RHCP в музыке зашифровано послание.
Отличные парни есть в любом музыкальном жанре. Кто-то скажет: ”Я не люблю кантри”. Кхм, послушай Hank Williams или George Jones или Merle Haggard. Там барабаны неподдельные, наполненные внутренним содержанием, и людям нравится под них двигаться, а песни от этого становятся еще краше.
Такие парни как Buddy Guy просто были собой, их музыка шла изнутри. Я не говорю, что сейчас таких нет, но я свое вдохновение черпаю из музыки времен Chuck Berry. Я не могу играть как они, но в моих силах соединять и комбинировать свои идеи с их подходом, чувством. Да, я копирую их чувство. Это как в детстве, когда я играл под Led Zeppelin и Van Halen и пытался быть ими. Я не могу быть ими, но могу словить внутреннюю атмосферу их грува.
А прежде чем играть с Dixie Chicks, ты прослушал их записи?
Слышал одну или две их песни, и перед встречей ничего не искал и не слушал. Я просто подумал, что если бы им был нужен звук как на старых записях, то они бы нашли кандидатуру и постарше. Так как я не играю под кого-то, словно я одел чужой пиджак.
Так что обычно меня привлекают на запись люди, которые знают мою манеру, иначе они пригласили бы кого-нибудь другого. Мне посчастливилось играть у Johnny Cash, Wu-Tang Clan, LL Cool J и John Fogerty. Всех их я просто обожаю. Я не записываю рекламу для Сникерс и джинглы для радио и рекламы шампуня, мне это неинтересно, но я всегда рад возможности поиграть с музыкантами, которые мне нравятся.
Поговорим об отдельных элементах ударной установки. Начнем с хай-хэта.
Для меня бас-барабан, малый и хай-хэт это святая троица ударной установки. В роке и фанке на хай-хэте играют большую часть нот и это ведущий метроном установки. И что интересно, он может придать индивидуальности игре. Не только с помощью разной динамики, но и ритмически, закрывая, приоткрывая и открывая ногой.
Я был типичным роковым барабанщиком, сильный удар и хай-хэт большого размера. В 1982-м в Детройте я играл в группе Pharaon с лучшими музыкантами города. Мне тогда было 20 лет и попал туда по знакомству. Их перкуссионист Larry Fratangello из P-Funk помогал мне расти. Давал записи Tower of Power для изучения. Каждый день он подвозил меня на репетиции и в его машине слушали много фанка, он объяснял мне как барабанщики обращались с хай-хэтом, когда его открывать, когда нужно поставить акцент и все в таком духе. До этого я лупил в него словно это еще одна тарелка. Он также научил меня когда уместно вставить заполнение, а когда не стоит, как использовать томы в битах, как ритмически мыслить целой установкой, как поддерживать время – много музыкальных нюансов. После его советов я почувствовал себя музыкантом. Он до сих пор востребованный перкуссионист в Детройте и много преподает.
Малый барабан.
Малый барабан самая узнаваемая часть установки. Как, например, Stewart Copeland угадывается по звуку малого барабана. Я много анализировал звучание малых барабанов. В начале 70-х в ходу было плотное приджазовое звучание больших барабанов. Поэтому у меня тоже большие размеры.
Приобщившись к металлическим барабанам, мне приглянулись латунные малые небольших размеров. На Blood Sugar Sex Magic я использовал в основном Black Beauty 5”. Хороший барабан дает силу хорошо играть. Под бэкбит малого люди танцуют, это двигатель песни.
На первых записях RHCP мы играли фанк в быстром темпе. Ускоренный James Brown. И чтобы звук малого хорошо читался, включая обилие гоуст-нот, я использовал латунный пикколо Pearl Free Floating. Он отлично пробивал все вокруг, но в нем не хватало ”тела”, и я перешел на универсальный размер 5”. Мне нравится настройка выше среднего у барабанов поменьше. На роковой записи у Glen использовал барабан на 6”, и у Dixie Chicks он тоже пригодился.
А вообще я редко меняю свой сет, я не большой любитель искать новый звук. Для меня важно как я играю, а не сами барабаны. Так что за новинками я не гоняюсь. Считаю, что хороший звук есть в старых инструментах и многие находят свой звук в винтажных барабанах. Старое дерево звучит особенно. Важно еще и кто играет. Elvin Jones извлекал из тарелки приятный звон, а у меня она будет звучать как крышка от мусорного бака.
барабанщик Chad Smith
Почему ты играешь на Pearl?
Они возятся со мной уже столько времени и снабжают меня инструментом очень высоко качества. Знаю, что другие ведущие компании тоже предлагают великолепный инструмент, но Pearl я выбрал из личных предпочтений к звуку барабанов Pearl. Другой важный момент, это сервис который они предлагают мне в турах по миру. Я не прыгаю с бренда на бренда еще и потому, что я верен своему выбору. Я также не меняю бренды тарелок, пластиков и палочек. Это надежные производители.
Самое забавное, в ситуации когда ты можешь позволить себе любой инструмент и все наперебой предлагают все бесплатно (хотя ты можешь себе позволить купить это незадумываясь), это мысль – ”Где вы были в 1983-м, когда мой максимум это были разбитые тарелки и половина установки?”.
Как вы пишете музыку в группе и какой у вас подход к выступлениям на сцене?
Очень важно на сцене это музыкальная связь с каждым. Это основа удачного концерта. Если из совместной игры не рождается магия – мы не можем нормально работать. Стандарты качества у нас очень высокие, каждое шоу имеет точную цель. И мы последовательны в ее достижении. Мы плотно смыкаемся друг на друге и наслаждаемся созданной атмосферой, видим, как все улыбаются и концерт пролетает как одно мгновение. В первые годы я концентрировался на сцепке с Flea, но игра на гитаре John Frusciante стала разностороннее и мелодичнее, многие песни начинаются с его партии и поэтому я больше ориентируюсь на него.
Много времени мы просто джэмуем в студии. Иногда у меня рождается интересный бит, или Flea находит басовую линию, или John нащупает гитарную мелодию. На основе которой мы выстраиваем новый трек. Каждый привносит что-то свое в конечный результат.
Бывает Flea предлагает внести изменения в мой бит, и я всегда прислушиваюсь к его мнению, потому что он не барабанщик и у него свое видение, отличное от моего.
Мне нравится естественное звучание барабанов на записи. И наш продюсер [Rick Rubin – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] придерживается такого же мнения. Мы сторонники такого звучания на записи, чтобы у слушателя возникало ощущение присутствия барабанов в одной с ним комнате. Так что мы не используем никакую обработку фильтрами и прочее. На мой взгляд, эталон натурального звука ударных это записи Led Zeppelin и The Beatles. Они до сих пор звучат современно. Мы рок-группа, мы сочиняем вместе и записываемся тоже вместе. Так что на выходе вы слышите наше звучание сыгранное всеми одновременно в студии.
Что самое сложное в мастерстве барабанщика?
Наверное, умение играть четко и с чувством во времени. Подобрать нужный темп и нужное ощущение для каждой песни. У каждой песни свой подходящий темп удобный для всех музыкантов. Это как накрыть стол, чтобы другие могли прийти и поесть в хорошей атмосфере.
В студии можно переписать дубль, но на сцене нужно снабжать других музыкантов своим чувством, уверенностью. Мы много импровизируем благодаря доверию, которое друг другу оказываем, мы свингуем, и публика понимает, что это шоу специально для них.
Я не Dennis Chambers или кто-то еще такого же уровня барабанщик. И на своих мастер-классах всегда говорю, что если вы пришли послушать фантастические заполнения и фишки, то вы не по адресу. Я играю в группе, и покажу как я это делаю, как работать в группе
барабанщик Chad Smith
Играя гоуст-ноты, ты обычно и не задумываешься о них?
Да, я не думаю о них, это часть моего грува. Если только не нужно их выделять, я о них и не думаю. Я вообще редко отслеживаю, что делает левая рука между бэкбитами, не знаю хорошо это, или плохо. Это просто естественно. Бывает, продюсер говорит, что нужно убрать лишнее, и сразу понятно, о чем он, ведь все должно быть в контексте песни.
В последнее время я стал подбирать одно определенное заполнение для каждой определенной песни. И в течении песни вношу только мелкие изменения. Что думаешь о таком подходе?
Сперва, я думаю, какая партия лучше всего подойдет к партиям других инструментов или вокалу. Здесь пока не до вариаций. Затем при подходе ко второму припеву вовсе необязательно играть что-то новое, достаточно добавить экспрессии. Это поможет поддержать интерес слушателя.
А что насчет темпа? Для тебя это представляет сложность?
Темп песни полностью моя ответственность. Правда есть такой феномен, что когда по восемь месяцев играешь каждый вечер одни и те же песни, то тебя выбивает.
В песнях, которые начинаю не я, если Flea или John немного выбиваются из темпа, я делаю им подсказки. Но при живой игре от этого никто не застрахован, иначе играйте под клик. Но это не для нас.
Особенно тяжело вступать таким образом за кем-то в медленных темпах, так как в медленном темпе больше пространства и сложнее сыграть плотно и уверенно. А играть быстро умеет каждый.
В таких ситуациях не будешь каждый раз отчитывать доли на хай-хэте.
Я пытаюсь поддерживать время двигая телом. Телом нужно двигать все время. Это учит конечности разговаривать друг с другом. Я не зажимаюсь, а наоборот постоянно двигаюсь. Это как раскручивание внутреннего мотора. На холодную газовать вредно знают все. Так что двигайте головой, шеей. Не нужно изображать игру по воздуху, нужно просто уловить настроение песни.
Ты говорил, что хотел бы, чтобы RHCP помнили не только из-за эпизода с носками. В идеале, чем бы вам хотелось запомниться?
Тем, что мы играли музыку от сердца, что мы были честны в этом и отдавались музыке полностью… Мы играем вместе уже тридцать лет и до сих пор актуальны. Мы просто счастливчики.
барабанщик Chad Smith