Стив Смит "Лидер коллектива".
Ты один из величайших барабанщиков современности, и при этом находишься в постоянном поиске как барабанщик и музыкант, что поддерживает тебя в этом стремлении?
По началу, когда я был значительно моложе, мною двигало стремление узнать, столько всего хотелось изучить. На тот момент, мои занятия основывались на развитии умений с целью быть востребованным и выполнять свою работу на все сто, вне зависимости в каком стиле играю. В 1976-м, в свои 22, играл с фьюжн-скрипачем Jean-Luc Ponty. Я был счастлив такой возможности, но к сожалению моих умений было недостаточно, чтобы делать эту работу хорошо. Для получения работы у уважаемых музыкантов, требовалась напряженная работа над собой. Тоже самое я почувствовал и через пару лет в Journey. Такая музыка была нова для меня, и снова потребовалось провести годы фокусируясь на роке. Тоже самое произошло после Journey, в 1986-м, когда я стал играть в Steps Ahead. На раскрытие своего потенциала ушли годы занятий. И теперь, как бэнд-лидер, сам ставлю перед собой новые задачи.
Сейчас исследую тонкий мир индийской ритмики, то есть снова бросаю себе вызов и ставлю новые задачи. Еще нахожу вдохновение в том, что я лидер коллектива. В ситуации, когда публика приходит на звезду, но не на тебя, твоя задача аккомпанировать. Теперь же на мне вся ответственность перед аудиторией. Люди, заплатившие деньги чтобы посмотреть на мою игру, полны ожиданий чего-то, а уж если они видели меня и в прошлом году, то ожидают еще большего. С одной стороны это немного пугает, а с другой служит стимулом.
А не добавляет ли лидерство лишней головной боли? Организационные вопросы и прочие волнения?
Да, это требует большой ответственности, слишком многое нужно брать во внимание. Помимо самой группы и музыки, нужно работать с записывающей компанией, с агентом для поиска и назначения выступлений. Я не могу позволить себе менеджера. Барабанщиков лидеров коллектива не так уж и много, из современников: Dave Weckl, Bill Bruford, Billy Cobham и еще пара имен. У меня есть агент, занимающийся графиком выступлений, но всё что касается организации перелётов, бронирования гостиниц, работа с журналистами и прочее я беру на себя. Просто потому что не могу себе позволить. Выступления не приносят достаточного дохода. Нанимать кого-то на эту работу значит терять деньги, а нам нужно очень осторожно расходовать бюджет, так как доход очень низкий. Но как-то мы выживаем все эти годы и чувствуем себя прекрасно. (странно слышать такое от бывшего барабанщика группы Journey с мульти-платиновыми альбомами! – прим. Drumspeech.com).
Почему ты захотел брать уроки у Freddie Gruber? И чему научился у него?
Ну, во-первых, у меня влечение к получению знаний у мастеров. Когда мне было 9-ть лет я впервые стал брать уроки. Моему преподавателю было за 60. Из-за огромной разницы в возрасте, само собой установились естественные отношения мастер/ученик, и я действительно очень многому научился за те восемь лет обучения. Потому уже в Berklee College of Music моими наставниками стали Alan Dawson и Gary Chaffee. Я не из тех, кто говорит что он самоучка и не являюсь сторонником самообучения. Так как если вы не обладаете исключительным даром как Buddy Rich, ваши рамки сильно ограниченны. Может за редким исключением, но я не из них.
У меня есть внутренняя тяга к барабанам, но она находит свой выход под руководством. Разумеется, когда речь идет о создании музыки, здесь мы все самоучки, но я говорю об обучении. Я хочу продолжать и развивать традиции возникшие до меня, аккумулируя знания. Нет смысла заново изобретать колесо.
К тому времени как встретил Freddie, я уже имел большой опыт всевозможных консультаций, будь то занятия с Ed Thigpen, который показывал игру щетками, или совместные посиделки с Jeff Hamilton, который тоже делился своим мастерством игры щетками, или занятия с Michael Brecker, на которых он показал мне серьёзные фразы от Elvin Jones. Freddie мне порекомендовали Peter Erskine и Ian Wallace. Ian у него учился когда мы выступали на Zildjian day в 90-м году и представил меня ему. За 20 секунд общения, Freddie сказал, что видел мои обучающие видео (the 1987 Alfred Music video Steve Smith Part 1 и Part 2), что он разглядел потенциал во мне. Когда мы с Ian, откликнулись на приглашение посмотреть его игру, то я за пять секунд был заинтригован его мастерством и уехал к нему учиться в Лос-Анджелес. Он вывел меня на новый уровень. Играть на барабанах стало гораздо свободнее. Для достижения этого я много работал, но все же так и не добился нужного мне результата.
Самая фундаментальная вещь, которой я у него научился - баланс палочки. До встречи с ним держал палочку слишком близко к краю, что не позволяло ей свободно отскакивать. Правильный баланс позволяет достигать естественного отскока. В общем, он помог мне совместить игру с законами физики. Плюс, он не только учил технике, но и умению быть музыкальным. Все игралось с оттягом, с грувом.
Твое обучающее видео отличается глубоким анализом и тщательным подходом к теме. Какова была концепция последнего видео (речь идет о Steve Smith - Drumset Technique/History of the U.S. Beat DVD (2002) – прим. Drumspeech.com)?
Я проделал много исследовательской работы по истории драмминга, потому что мне интересна история музыки и культура моей страны. Я чувствовал, что это лучший способ улучшить свою игру. Не в смысле, что мне хотелось снова испытать влияние музыки на которой я вырос. Ударная установка инструмент со столетней историей и я хочу лучше понять его корни. Я всегда интересовался историей музыки, и чем больше я узнаю об эволюции разных стилей, тем лучше я могу их играть. Так что я просто поделился своими исследованиями на заданную тему. Я провел пять лет всесторонних поисков, прочитав много книг по истории музыки, опросил множество барабанщиков игравших в 40-е, 50-е, 60-е и 70-е. Прослушал определенные записи, по которым проследил эволюцию драмминга в джазе, блюзе, кантри, госпел, роке и фьюжн. Искал общие точки, нити и различающиеся моменты. И в конце пришел к выводу, что вся игра на ударной установке родом из джаза и пульсации свинга.
Я стал рассказывать об этом на своих мастер-классах. Rob Wallis и Paul Siegel (основатели Hudson Music – прим. Drumspeech.com) посетив один из них, предложили сделать обучающее видео на этой основе.
Расскажи как ты пришёл к индийским ритмам?
Шесть лет назад на пару выступлений меня нанял исполнитель на табла. Его выбор пал на меня так как он слышал что я могу играть некоторые нечетные размеры. В общем мы отыграли, хотя не имел ни малейшего понятия о индийских ритмах, но в процессе они произвели на меня неизгладимое впечатление. В другой раз я преподавал на Rhythm drum camp, в Германии, в 2002-м, где иакже был инструктор по индийским барабанам Karuna Murthy, игравший на распространённом на юге Индии барабане Tavil. Я посещал его класс каждый день и он научил меня фундаментальным основам ритмам южной Индии, а также основам konnakol (индийское искусство пропевания ритмических слогов – прим. Drumspeech). Я стал заниматься и вскоре после этого меня пригласил саксофонист George Brooks в свою группу Summit, где на табла играл великий мастер Zakir Hussain. Для меня слышать его игру каждую ночь было уроком. Смиренно я принимал его игру, некоторые вещи он показал мне лично. Чем больше я играл с ним, тем больше осознавал, что он величайший барабанщик из всех, кого я слышал. С тех пор, встречая музыканта, исполняющего индийскую музыку, всегда прошу об уроке.
Я отыграл серию концертов с ситаристом из Южной Индии по имени Prasanna, и, играя его музыку, тоже многому научился. Так что в основном знания получал на практике, что радует. Я не упустил свой шанс сразу применить изученное на выступлении, от чего быстрее разобрался. Затем я встретил Pete Lockett и он многое показал мне из ритмов и konnakol. В 2006-м мы выступали на Rhythm drum camp в Marktoberdorf, где Pete работал инструктором. Он и сейчас посылает мне задания по сети интернет. Я продолжаю упражняться и сейчас чувствую себя уверенно настолько, что на последней записи Vital Information мы используем индийские ритмы и konnakol. Pete Lockett приезжал в Лос-Анджелес на запись альбома Vitalization, его игра на tabla и kanjira, присутствует на трех треках.
Сегодня ты выступал с Pete Lockett, какой нотацией вы пользуетесь для записи индийских ритмов?
Мы не пользуемся нотацией. Раньше я записывал, теперь все запоминаю. Мы заранее договариваемся, какие индийские ритмические “композиции” будем играть. Многое из стандартного репертуара Южной Индии, что-то из его сочинений. Как человек западной культуры, я подметил, что в Индии есть свой стандартный репертуар, позволяющий музыкантам свободно взаимодействовать. Если провести аналогию с джазовыми музыкантами, которые учатся на таких джазовых стандартах как Autumn Leaves или Stella By Starlight, то индийские музыканты тоже могут играть программу без единой репетиции.
Расскажи о новом альбоме Vitalization. У вас новый гитарист.
Как полноценный участник Vinny Valentino стал играть с нами в июле 2оо6-го. Мы уже играли несколько концертов с Vinny в 2оо4-м, когда он замещал Frank Gambale в четырех недельном туре по Европе и UK. Мы были под большим впечатлением от его игры, так что когда Frank ушел в свой проект, выбор пал на него. Отыграв концерты в июле, мы принялись сочинять музыку. Поехали к нему домой, в окрестности Нью-Йорка, где провели 10-ть дней репетируя новый материал. И немного откатали программу в небольших турах, перед тем как записывать.
На запись мы пригласили специальных гостей. Такое и раньше практиковали, только давно, в середине 80-х. Годами мы были самодостаточным квартетом. Новая музыка в некоторых мелодиях просила саксофон, и я пригласил одного из своих любимых музыкантов, с которым играл в Steps Ahead – Bill Evans. Еще в музыке не хватало перкуссии. Конечно, не обошлось без Pete Lockett. Еще пригласили перкуссиониста из Мадрида - Juan Carlos Melian. Его я встретил на Marktoberdorf drum camp. Пару лет назад он играл с нами в Испании во время тура по Европе. Всем очень понравилось что он делал, так что его тоже решили позвать. У Vinny есть своя группа, где играет невероятный перкуссионист из Израиля – Gilad. Его тоже пригласили. Разные музыканты внесли свой вклад в новый альбом, от чего мы просто счастливы. И для меня это лучшее из когда-либо записанного нами. Одна из самых разноплановых записей, при этом цельно звучащая от начала до конца.
Как придумывались мелодии под индийские ритмы?
На репетиции я играл грув, а ребята придумывали что-нибудь подходящее и естественное. Мы записывали это, прослушивали, и обсуждали. К примеру, “Vinny вот эти восемь тактов ты играл клеевую мелодию, продолжай в том же духе”. Или Tom и Vinny показывали свои наработки, а мы их развивали.
Посоветуй молодым барабанщикам, какие верные шаги предпринять поначалу.
Что касается изучения инструмента, то единой методики игры на ударной установке нет. Но я бы посоветовал начать с джазового драмминга. Потому что это даст основы координации, которые пригодятся в любом музыкальном стиле. В наше время барабанное сообщество находится под большим влиянием сверхбарабанщиков с нечеловеческой координацией и возможностями. Но чтобы быть просто хорошим барабанщиком это вовсе необязательно. База, которую дает джаз, поможет вам играть музыкально. Это не означает, что нужно становится джазовым барабанщиком. Это самый лучший путь изучения инструмента. Если вы научитесь свинговать, ваша игра в других стилях только выиграет от этого. Более продвинутым барабанщикам, я бы порекомендовал близко познакомиться с музыкальной гармонией и научиться играть на фортепьяно, чтобы узнать как на практике работают музыкальная гармония и аккорды. Это поможет свободнее взаимодействовать с другими музыкантами в группе.