Родни Холмс. "Художник ритма".
Ты известен своими сессионными работами. Какие из них наиболее полно характеризуют твою игру и вызывают гордость?
Горжусь двумя-тремя треками с последнего альбома Brecker Brothers, который называется Out of the Loop. Даже несмотря на то, что этой записи уже несколько лет, я очень горд тем какой она получилась, при том что материал был не из легких, но все звучит довольно легко. А еще я работал с гитаристом по имени David Gilmore (не путать с David Gilmour из Pink Floyd) на записи альбома Ritualism, и эта работа тоже была несколько лет назад, это акустический альбом где много свинга. Но так же там много нечетных размеров. David писал музыку видимо находясь под влиянием Steve Coleman, с которым он много работал, ну а сам Steve очень часто в своей музыке пользуется нечетными размерами причем делает это уникально, очень по-своему. Поэтому David и вставил эти приемы в свой акустический джаз. И это одна из тех записей, слушая которые воспринимаешь все очень естественно. И записывал большинство треков на этом альбоме, и меня действительно это увлекло, даже слушая эту запись спустя несколько лет, мне до сих пор очень нравится, как там все получилось. Но, кроме того, что это интересно послушать, было по-настоящему здорово это играть, так что этой работой я тоже горжусь.
Еще была запись с Jim Weider, который заменил одного из гитаристов в группе The Band, пожалуй он один из величайших блюз-рок гитаристов. Пару лет назад мы записали альбом под названием Percolator. Toni Levin играл на басу, John Medeski на органе, диск получился в стиле инструментальный рок… или даже блюз-рок я бы сказал. На нем было очень много интересных и красивых секвенций, которые пришлись очень к месту. В общем, я горжусь этим альбомом в целом, хотя думаю, что не много людей слышало эти записи. Мне нравится, как я сыграл на этих треках, и сама музыка мне очень понравилась. Да и мой сольный альбом думаю, удался, работа над ним заняла около года, но я удовлетворен результатом. Думаю, хорошо получилось. Пожалуй, упомянутые мной альбомы и есть мои любимые.
Опиши свою ударную установку.
В настоящий момент это Tama Starclassic Maple, собираюсь опробовать барабаны Bubinga, любопытно весьма их опробывать. Что касается моего сет-ап'а, то обычно я использую 16х20 или 16х22 бас-барабан, 8х10 и 8х12 том-томы, и 14х14 и 16х16 напольные томы. Малый барабан чаще всего кленовый 5х14, но иногда 5,5х14, бронза. Пожалуй, на этих двух и буду продолжать.
Как настраиваешь барабаны?
Стараюсь пониже. Пытаюсь найти момент наиболее полного резонанса. Люблю полное, тонально богатое звучание, в общем, барабаны начинают звучать, не то чтобы как литавры, но так, чтобы на них можно было играть мелодии. И резонаторный пластик люблю настраивать немного выше основного, потому что это дает чуть лучший питч-бэнд, сустейн короче, барабан отзывается немного быстрее, по сравнению с барабаном, на котором оба пластика настроены в унисон. Возможно, кто-то с этим не согласиться, но это мое понимание. Многие посчитают такую настройку наиболее подходящей для рок музыки. Стараюсь настраивать барабаны в зависимости от музыкальной ситуации. Например, на альбоме David Gilmore, который как я уже сказал, был акустическим, барабаны были настроены почти так же, как и на записи с Santana, но более джазово. Бас-барабан был настроен пониже, мне не нужна была мощная атака, малые барабаны так же настроил чуть ниже. Основные же изменения в звучании моего сета для разных записей, в использовании разных райдов. Так что я пытаюсь найти такую настройку, которая бы универсальной, работала бы в большинстве музыкальных ситуаций.
Твоя игра характеризуется наличием множества звуковых оттенков, что ты извлекаешь из стандартного набора барабанов и тарелок. Как ты добился такого разнообразного звучания?
Сам не знаю (смеется). Возможно, это обусловлено тем, что в детстве у меня было совсем не много инструментов. Моя семья не могла позволить себе купить для меня миллион барабанов, так что у меня был очень скромный набор – бас-барабан, том-том, напольный том, малый барабан и одна тарелка, старый райд фирмы Camco, ну и еще хай-хэт. Это все что у меня было. Позже, когда стал тинэйджером, появилась установка из пяти барабанов.
Я слушал много записей, и естественно понятия не имел, какое именно оборудование у музыкантов Но тем не менее, я пытался воспроизвести их игру, их звучание, старался адаптировать свое звучание. Экспериментировал, к примеру, по-разному играл на тарелке, добиться похожего звука. Возможно, это и оказало влияние на мою игру, на мое стремление выжать максимум звучания из минимального набора инструментов. Я уверен, что из барабанов можно извлечь намного больше разных звуков, чем можно представить.
Имея в своем распоряжении такой невероятный технический арсенал, сталкивался ли ты, в процессе создания партий, с трудностями в плане сочетания технических сложностей и простой, ориентированной больше на грувы игры?
Никогда не сталкивался. Работа над техникой исключительно ради самой музыки. Музыка в приоритете. И если в какие-то моменты не могу воспроизвести то, что звучит у меня внутри, то приступаю к работе над техникой ради достижения этого. Многие от чего-то разделяют эти два понятия. Я же верю, что без связки техника плюс музыка, они теряют по отдельности.
Я не использую наработанные приемы в игре только потому, что я ими владею. Они стали естественной частью моего словаря. Однажды, почувствовал, что хочу добиться легкости в чередовании ударов разными конечностями, раскидывая одиночные удары между ними. Сначала играл одиночные между левой рукой и левой ногой, потом правой рукой и правой ногой. Сейчас это умение помогает мне в определенных музыкальных ситуациях. А практика ритмических перестановок под метроном расширило мой словарь, и я продолжаю работать над этим всегда, когда располагаю временем.
Постижение техники – бесконечный процесс. Можно выучить все слова в словаре, но это не означает, что каждый раз надо писать одну и ту же книгу. Некоторые просто хотят играть как можно быстрее. При этом основная цель быть быстрее других. Техника очень важна для меня, но я не ставлю ее во главу.
Еще один момент – необходимо достичь определенного уровня в технике, прежде чем придет та легкость, и свобода, о которой меня спрашивают. Не важно, что именно вы играете, техника дает возможность творить. Оговорюсь – есть барабанщики создающие прекрасные вещи и без хорошей техники. Но посмотрите на большую часть картин Пикассо, на первый взгляд они выглядят нарочито просто. В его руке чувствуется знания анатомии, а профессионалом в традиционной манере он стал еще в детстве. То есть художник обладал свободой самовыражения! Или возьмем импрессионистов, разумеется, они могли рисовать реалистичные картины, но им было, что сказать именно такой техникой. Барабанщики же, да и другие музыканты, забывают об этом аспекте, и превращают все в Олимпийские игры.
Брюс Ли говорил, что если человек обладает только совершенной техникой, - он превращается в машину, если человек движим только инстинктами не контролируя их, он превращается в животное. И надо найди золотую середину между двумя состояниями, чем я и занимаюсь.
Многое из сыгранного на Modern Drummer смотрится просто, но было не просто органично “усадить” в песню, чтобы слушалось комфортно. Мне не хотелось, чтобы звучало нагружено или как-то ритмически сложно. Там была пара остинатных рисунков на бас-барабане, поверх которых я играл по томам и тарелкам. Я хотел, чтобы это “дышало” естественно, но для этого требовалась четкость. Получается парадокс – чтобы зазвучало натурально, необходима четкость в исполнении. Небрежность не дает такого эффекта. Но если вы переборщите, получиться игра робота, а этим тоже не привлечешь слушателя. Подобной игрой робота можно привлечь только других барабанщиков, с профессиональным интересом желающих разобраться, как вы это делаете.
Сложный момент, но за это я и люблю инструмент. Планирую и дальше “чистить” технику рук, банально звучит, - возвращаться к основам.
Steve Gadd говорит, что всякий раз когда хочет улучшить традиционный захват, он возвращается к основам – большой палец указывает на стенку, указательный поверх палочки. Ты часто пересматриваешь свой традиционный захват?
Регулярно этим занимаюсь. Это специфично и наша задача найти то, что работает конкретно под себя. Существует масса способов игры в традиционном захвате. Многие одинаково хорошо работают, так как учитывают анатомические особенности, другие же могут вызывать чувство дискомфорта. Это приходит с опытом. Возможно, еще два года назад это не работало, а сейчас идеально подходит.
Ты годами был с Zildjian, а недавно сменил эндорсмент на Zildjian. Что заставило сделать такой шаг? Ты мастерски извлекал множество оттенков из тарелок, нашел ли ты их в каталоге Meinl?
Нашел. Ребята делают все возможное и невозможное. Они по-настоящему хотят создавать новое звучание, при этом располагают прочной базой и представлениями о том, что дает тарелке широкий диапазон обертонов. Я попробовал серию Meinl Byzance Turkush и они великолепны! Обладают теплым звучанием и прорезают не резко, агрессивные в меру.
Импонирует, что на фабрике весь персонал барабанщики и они действительно хотят работать со мной, я ценю это.
Ты долгое время играешь на барабанах Tama.
А что тут скажешь? Tama делают великолепные барабаны, кое-что я бы сделал чуть иначе, но я бы не был с ними, если бы не верил в их продукцию.