Tony Williams (1945-1997)
Карьере Tony Williams позавидует любой барабанщик. Родившись в Чикаго в 1945-м, вырос в Бостоне и начал обучение с легендарным преподавателем Alan Dawson уже в 11 лет. “Mr. Dawson помог мне увидеть в себе возможности для роста. По воскресеньям он позволял мне играть с его трио, данный опыт бесценен. Мне было 12 лет” (речь Tony Williams на присуждении Alan Dawson к PAS Hall of Fame – прим. Drumspeech.com).
Ранние годы Williams провел за штудированием великих барабанщиков, определивших лицо драмминга того времени. “Когда я был ребёнком, я покупал все записи с Max Roach какие мог найти и старался играть в точности как на записи, включая соло. Так же я изучал стили от Art Blakey, Philly Joe Jones, Jimmy Cobb, Roy Haynes и других. В наше время после года обучения уже начинают работать над своим стилем. Но этого мало, нужно очень много времени на изучение великих барабанщиков. И не только как они играли, но и почему так”.
Подростком Tony Williams выступал с культовыми саксофонистами Sam Rivers и Jackie McLean. В 17-ть, Williams получил работу у Miles Davis, став звездной частью квинтета с такими светилами как саксофонист Wayne Shorter, пианист Herbie Hancock и бас-гитарист Ron Carter. Уже на ранних записях с Miles Davis, барабанщик показал себя не только как мастер с богатым словарем своих предшественников, но и поднял джазовый драмминг на новый уровень. Он добавил и расширил арсенал барабанщика в свинге и би-бопе до невероятной ритмической свободы, создавая эффект парения всего бэнда. (Кульминация такого направления в музыке Miles Davis на альбоме In A Silent Way – прим. Drumspeech.com).
Среди его стилистических характеристик было отвязывание хай-хэта от его традиционной роли поддержки бита на два и четыре, сложные полимитрии, метрические модуляции и роковые рисунки восьмушками в райде.
Сам Miles Davis говорил, что такие барабанщики как Tony рождаются раз в 30 лет и называл его центром саунда коллектива.
Williams записал несколько ставших классикой альбомов Miles Davis, включая Four & More, Sorcerer, Nefertiti и In A Silent Way. В 1969-м формирует трио The Tony Williams Lifetime. Первооткрыватели стиля фьюжн, совмещали филигранность джаза, ритмику фанка и мощь рока. Первый альбом Emergency!, вызвал бурю негодования в джаз-сообществе того времени, однако Miles Davis был под большим впечатлением от эксперимента. Сейчас этот альбом считается классикой жанра.
В 80-е и 90-е барабанщик фокусируется на написании музыки и лидерстве в собственном квинтете с трубачом Wallace Roney. Много записывается и принимает участие во множестве проектов.
Williams всегда стремился к совершенству: “Я всегда буду учеником. Обучение это большой стимул. Барабанщики годами чувствуют себя неуютно за инструментом, вместо того, чтобы потратить несколько лет на обучение. Спустя годы, время потраченное на занятия, вернётся сторицей. Считаю, то изучение джаза позволяет лучше чувствовать инструмент. Я не хочу, чтобы все играли джаз, я хочу, чтобы вы играли лучше”.
Такие барабанщики как Jack DeJohnette, Terry Bozzio, Bill Bruford, Billy Cobham, Vinnie Colaiuta, Peter Erskine, David Garibaldi, Steve Jordan, Jim Keltner, Michael Shrieve, Steve Smith, Charlie Watts и Dave Weckl, говорят, что Tony Williams оказал на них значительное влияние.
Сердечный приступ после операции на желчном пузыре, оборвал жизнь барабанщика в 1997-м.