Papa Jo Jones (1911-1985)
Многие годы я собираю редкие записи с выступлений известных барабанщиков, в основном из американских ТВ-шоу. Гордость коллекции это выступления Buddy Rich, Gene Krupa, Joe Morello и одна очень интересная версия ‘Caravan' в исполнении Jo Jones.
Соло Jo Jones отличало особое изящество и ловкость в управлении палочками, а если посмотреть на лицо, то казалось, Jo Jones получает удовольствия не меньше чем слушатели.
Вспоминаю, что на вопрос о любимом барабанщике, Buddy Rich среди прочих называл и Papa Jo Jones отмечая индивидуальный стиль и уникальность музыканта. Rich не раз говорил, что если б у него не было собственного биг-бэнда, он работал бы в оркестре Count Basie, по работе с которым многие и знают Papa Jo Jones.
Louis Bellson считал Papa Jo Jones величайшим мастером игры на щеточках – “Just like a fun dancer” – отмечал он .
Jo Jones родился в Чикаго 7 октября 1911, вырос в штате Алабама и как и все великие барабанщики того времени учился степу (чечетка). Buddy Rich хорошо танцевал степ и Steve Gadd тоже.
Jo Jones начал играть на барабанах с четырех лет. Потом в течение двенадцати лет изучал музыку и профессионально освоил также фортепьяно, трубу и саксофоны. Гастролировал как инструменталист с карнавальными шоу южных штатов.
C о временем Jo серьезно погружается в драмминг и присоединяется к бэнду 'Blue Devils' под руководством Уолтера Пэйджа в Оклахоме. После подростком играет в Lloyd Hunter's Band штат Небраска. В 1933 переезжает в Канзас и уже в 34-м присоединяется к The Count Basie Orchestra.
В 1934-м Count Basie переезжает в Нью-Йорк и с Jo Jones за барабанами, Freddie Green гитара и Walter Page на басу формирует одну из самых сильных ритм-секций в истории джаза.
В те дни главным хронометром был бас-барабан, на котором чаще всего отсчитывали четверти и иногда половинные ноты. Jo Jones перенес счет с бас-барабана на хай-хэт, своей деликатной, негромкой игрой он вел музыку бэнда держа ритм на хай-хэте. Впоследствии такую манеру переняли и другие барабанщики, включая Buddy Rich , Gene Krupa и Louis Bellson.
Jo играет в Count Basie Band до 1948-го, исключая два года 1944-1946 проведенных в армии. И позже он много раз играл в Count Basie Band.
Также играл в концертной серии Jazz at the Philharmonic участниками которой в разное время были все ведущие музыканты эпохи, начиная от Чарли Паркера и заканчивая Эллой Фицджералд.
В 50-е записывался со многими джазовыми музыкантами – Billie Holoday, Lester Young, Art Tatum, Teddy Wilson и Duke Ellington. Играл в турах с Roy Eldridge, Ben Webster и другими.
В 1957- м выступал на знаменитом Newport Jazz Festival с Coleman Hawkins и Roy Eldridge Sextet. В конце 50-х, начале 60-х записал несколько сольных альбомов. Выступал на джаз-фестивалях в 70-х, был запечатлен в ряде джазовых фильмов, продолжал записываться даже в 80-е.
Многие молодые барабанщики искали у него совета, вот откуда пошла приставка ‘Papa' к имени барабанщика. Его стандарты и требования были на высоком уровне, что делало его похожим на Buddy Rich 'а, который на вопрос журналиста “кто самый великий барабанщик в мире” ответил "он перед вами".
Jo Jones был новатором и сыграл значительную роль в эволюции техники игры на ударной установке. Советую всем послушать его работы.
Музыкант ушел от нас 3 сентября 1985-го года в возрасте 75-ти лет.
Thanks Jo, you were an inspiration to countless young drummers.