Михаил Тюфлин - Реальный рок на ударной установке
О книге от автора:
Книга предназначена как для барабанщиков, начинающих, что называется, "с нуля", которым надлежит заниматься под присмотром опытного педагога, так и для действующих музыкантов, желающих повысить свое мастерство и ознакомиться с какими-то новыми для себя идеями, чтобы впоследствии применить их на практике.
До недавнего времени считалось, что существуют 26 канонических рудиментов барабанной техники, основанных на различных сочетаниях форшлагов, одиночных и двойных ударов, но цифра эта была взята только из-за количества букв латинского алфавита. Сегодня мы вправе говорить уже о сорока рудиментах, но они все равно не отвечают реальному количеству барабанных приемов, тем более что упомянутые упражнения развивают исключительно координацию только горизонтального типа, в то время как игра на ударной установке требует и координации вертикальной.
Не отвергая и не умаляя полезности рудиментов, стоит отметить, что книга построена не на их базе и хотя теоретически подкованные музыканты найдут здесь ритмы и брэковые заполнения, возникшие на основе канонических элементов, книга составлена не на их перечислении. Много барабанных школ, рассматривая рудименты, отличаются друг от друга только порядком их перечисления и различной степенью углубления в них, забывая показать конкретные примеры их применения в живой сценической игре. Эта книга имеет целью показать различные средства и способы подачи материала на ударной установке в практическом исполнении, то есть в реальном роке. В любой теме, кроме нескольких первоначальных тактов, идут совсем не упражнения, а готовые, ритмически осмысленные и, надеюсь, красивые ритмы рока.
На протяжении всего курса занятия идут в двух параллельных направлениях:
а) малый барабан как основа барабанной техники;
б) ударная установка как конечная цель занятий.
Вначале тема разбирается на малом барабане, после освоения которой, предлагаются при- меры применения этой темы на ударной установке. Стоит обратить ваше внимание на то, что предлагаемая тематическая последовательность только рекомендуема и несколько условна. Она совершенно необходима лишь для первых двух разделов, а затем по желанию может быть изменена с условием, что вы отдаете себе отчет, что и зачем делаете.
Хотя вы и должны, занимаясь над материалом, представленным в этой книге, безусловно, справляться с ним, реальная польза придет только тогда, когда вы сможете взять эти образцы и на их основе составлять собственные предложения. Цель состоит не в том, чтобы просто правильно проиграть написанные здесь ноты, а использовать их как средство для развития собственных идей.
Приобрести книгу можно в магазине Музимпорт www.musimport.ru/product_info.php?products_id=7972
Содержание:
О книге 9
О компакт-диске 9
Нотные обозначения инструментов ударной установки 11
Длительности нот и паузы 12
РАЗДЕЛ I. Начальные упражнения и ритмы 13
Постановка рук 13
Целые, половинные и четвертные ноты. Аппликатура рук 14
Динамические оттенки. Знаки нюансов 14
Восьмые ноты. Двойные удары 15
Триоли 15
Квартоли. Шестнадцатые ноты. Up-Down 17
Восьмые паузы. Четверти с точкой.
Ритмические этюды на малом барабане 18
Координация 19
Ритмы на ударной установке 20
Брэковые заполнения на ударной установке 21
РАЗДЕЛ II. Ритмические группы с шестнадцатыми нотами 22
Восьмая — две шестнадцатые 22
Синкопы 23
Две шестнадцатые — восьмая 24
Ритмические смещения 25
Восьмая с точкой — шестнадцатая 26
Шестнадцатая — восьмая — шестнадцатая 27
Шестнадцатая — восьмая с точкой 28
Восьмая пауза — две шестнадцатые 29
Шестнадцатая пауза — шестнадцатая — восьмая 30
Шестнадцатая пауза — восьмая с точкой 31
Восьмая с точкой пауза — шестнадцатая 32
Шестнадцатая пауза — шестнадцатая — шестнадцатая пауза — шестнадцатая 33
Шестнадцатая пауза — три шестнадцатые 34
Ритмы на ударной установке по темам раздела II 35
Брэковые заполнения с ритмическими группами из шестнадцатых нот 38
Размер 2/2 40
РАЗДЕЛ III. Ритмы на ударной установке 42
Педаль бас-барабана: удары «пятка — носок» 42
Открытый/закрытый хай-хэт 43
Малый барабан: акценты на сильные доли 45
Малый барабан: акценты на слабые доли 46
Размер 16/16 47
Хай-хэт: шестнадцатые, одна рука 49
Хай-хэт: ровные четверти 51
Хай-хэт: шестнадцатые, две руки 53
РАЗДЕЛ IV. Акценты 55
Ритмические фразы из акцентов 56
Брэковые заполнения с тремя уровнями громкости 57
Ритмическое развитие фраз 58
Ритмы из тембровых ударов на малом барабане 59
Акценты на крэш-тарелках 60
Акценты на крэш-тарелках в ритмах 60
Акценты на крэш-тарелках в брэках 61
РАЗДЕЛ V. Триоли 62
Ритмические группы из триольных нот 62
Триоли: ритмы на ударной установке. Часть 1 65
Триоли: ритмы на ударной установке. Часть 2 67
Триоли: акценты 69
Триоли: брэковые заполнения 71
Горизонтальное соотношение восьмых нот и триолей 74
Вертикальное соотношение восьмых нот и триолей 75
Триоль и квартоль 76
РАЗДЕЛ VI. Свинг 77
Ритмы свинга на ударной установке 78
Засвингованные ритмы 81
РАЗДЕЛ VII. Двойные удары: Шестнадцатые ноты 82
Удар при помощи пальцев 82
Двойные удары: «бросок — пальцы» 82
Двойные удары: акценты 82
Двойные удары: малый барабан — томы 83
Рикошетные двойные удары 83
Двойные удары: брэковые заполнения 84
Двойные удары: триоли 85
Хай-хэт: удары на слабую долю 86
Хай-хэт: восьмая — две шестнадцатые 88
РАЗДЕЛ VIII. Шестнадцатые триоли и секстоли 90
Шестнадцатые триоли 90
Секстоли 91
Шестнадцатые триоли: ритмы на ударной установке 92
Шестнадцатые триоли: брэки 94
РАЗДЕЛ IX. Размер 12/8 96
Размер 12/8: ударная установка 96
Размер 12/8: малый барабан 97
Размер 12/8: брэковые заполнения 99
РАЗДЕЛ X. Форшлаги 100
Одиночный форшлаг 100
Двойной форшлаг 104
Тройной форшлаг 108
Четверной форшлаг 108
РАЗДЕЛ XI. Чередования одиночных и двойных ударов 110
Одиночные парадиддлы 111
Акценты и форшлаги 111
Ритмические комбинации с томами и малым барабаном 115
Ритмы на ударной установке на основе парадиддлов 119
Брэковые заполнения с применением парадиддлов 123
Квартольные парадиддлы в триолях 124
Пара-парадиддлы (двойные парадиддлы) 127
Парадиддл-диддлы 128
Свободные чередования одиночных и двойных ударов 130
Упражнения на горизонтальную координацию 130
РАЗДЕЛ XII. Асимметричная техника исполнения 132
Линейные ритмы 132
Ритмы с элементами линейных фраз и парадиддлов 133
Хай-хэт: свободная ритмическая форма 134
Малый барабан — открытый хай-хэт: одна рука 136
Фоновые заполняющие удары (призрачные ноты) 138
РАЗДЕЛ XIII. Тридцать вторые ноты 140
Малый барабан 140
Брэковые заполнения из тридцать вторых нот 142
Дробь из одиночных ударов 144
Брэковые заполнения с дробью 145
РАЗДЕЛ XIV. Игра на двух бас-барабанах. Карданная двойная педаль 146
Упражнения для развития ног 146
Ритмы с двумя бас-барабанами 147
Брэковые заполнения с двумя бас-барабанами 154
РАЗДЕЛ XV. Дробь из двойных ударов 159
Упражнения для качественного исполнения дроби 159
Ритмическое заполнение дроби 161
Ритмические фразы с применением дроби 162
Ритмические фразы с элементами дроби 163
Один дробный удар 163
Два последовательных дробных удара 165
Три последовательных дробных удара 168
Фразы с элементами дроби, акцентов и форшлагов 171
РАЗДЕЛ XVI. Сложные размеры 172
Сложение четвертей 172
Сложение восьмых 174
РАЗДЕЛ XVII. Сольные фрагменты 178
Соло с элементами дроби, акцентов и форшлагов 178
Соло c аккомпанементом в ногах 179
Соло: правая рука и правая нога. Аккомпанемент: закрытый/открытый хай-хэт 180
Соло: левая рука. Аккомпанемент: бас-том, бас-барабан и педаль хай-хэта 181
О компакт-диске
Компакт-диск является звуковым приложением к книге «Реальный рок на ударной установке», с помощью которого ее книжные страницы зазвучат барабанными ритмами и предназна- чен для работы на компьютерах с системой Windows.
Программа MagicScore Book воспроизведет все напечатанные в этой книге ноты в звуковом формате с указанием местоположения ноты, играющей на данный момент, предоставляет возможность изменения темпа в изучаемых упражнениях, выбор бесконечного повтора отмеченной фразы, включения/выключения метронома и т. д.
Первоначально ознакомившись с нотами изучаемой фразы, переходите на занятия вместе с MagicScore: Для воспроизведения нажмите «Play» в кнопках управления. Установите ползунком скорости темп, в котором вы готовы играть упражнение. При необходимости включите метроном, он находится рядом с панелью управления. Включив бесконечный повтор играйте предложение вместе с плеером до появления чувства комфорта и уверенности.
С обретением опыта, когда ритм освоен, включайте в занятия импровизацию по теме изученного ритма, то есть, упрощайте или усложняйте его. Постепенно изменяйте темп на более быстрый, пока не дойдете до скорости, установленной по умолчанию.
Отзыв Андрея Шатуновского:
Честно говоря, я никогда и представить себе не мог, что мне придется писать комментарии к барабанным школам и всему такому прочему, но, видно, теперь пришел и мой черед… :)
Автора сего бессмертного труда (то бишь данной барабанной школы) я имею честь знать аж с прошлого века, а именно с конца 1982 года, когда мы познакомились на Долгопрудненском рок-фестивале. С тех пор мы периодически где-то встречались и даже вместе ездили на гастроли и…
Но я и представить себе не мог (как в сТршНам сНе, так и в обычном), что, будто бы восставший из пепла времен, Михаил готовит многим из нас сюрприз (кому приятный, а кому и…) в лице очередной барабанной школы, да еще и с таким многообещающим названием — «REAL ROCK»! Ну, тут уж и я не смог удержаться, чтобы не ознакомиться с содержимым этого весьма объемного труда…
Хочу сказать, что я и сам подумывал на досуге о создании чего-то подобного и не ожидал получить вот такой вот «ножъ ф спину», и от кого — от своего давнего знакомца, товарища, можно сказать, по несчастью :(((.
Не, ну я-то предполагал все сделать намного круче, понятней и… но ОН сделал ЭТО раньше, чем ЭТО сделал Я. Так что теперь, видимо, придется пока только прокомментировать чужой труд, нежели представлять на Суд свой собственный…
Изобрести в этом деле что-то новое почти невозможно — можно только углублять, расширять и множить. Поэтому на страницах этой школы можно встретить много чего из другого, ранее написанного и уже даже отчасти пройденного, но это и не так важно. Как говорится, «нот всего семь», зато сколько порой их различных сочетаний… что некоторые на этих самых «сочетаниях» до сих пор неплохо зарабатывают… хе-хе.
Скажу, по правде, я давненько не заглядывал в подобные издания и не могу точно сказать о преимуществе данной школы перед другими подобными, но думаю, что Михаил один из немногих, кто отважился рассказать об основах постановки рук, ног и многих прочих нюансах барабанных таинств, не показывая ничего в реале самому. Только чисто на словах. Большинство авторов подобных изданий себя этим практически не утруждают.
Хорошо то, что здесь присутствует всего понемногу и от барабанной классики (Jim Chapin, Joe Morello, John Lombardo, Rod Morgenstein etc), и плюс довольно много других интересных вариантов исполнения, фраз и всего того, что может составить неплохой багаж для музыкантов, вне зависимости от их уровня знаний и подготовки. Меня самого тут кое-какие вещи заинтересовали и заставили многое вспомнить. Пожалуй, перечитаю-ка я еще и «Войну и мир» по новой, тож поди, какая-никакая, а все же классика… Шучу я. Вотт!
И еще мне понравилось то, что к этим нотам прилагается CD, где можно менять темпы исполнения изложенного и, соответственно, облегчать усвоение каждого из элементов. Жаль только, что все исполняет компьютер, а не непосредственно сам Михаил (что довольно необычно для подобных вещей), но для работы с материалом действительно так удобней… и потом — многоуважаемый Автор клялся и божился, что Он все это давно опробовал, типа, «на себе», то бишь сыграл Лично. Ладно, попробую поверить ему, НО! В последний раз! :)
Вообще, конечно, немного завидно: вот как он это так взял… написал и наверняка сразу прославился (в барабанном смысле, конечно). Я как закончу с гастролями, все свои деньги заработаю, так сразу тоже засяду: в прохладной беседке, с пивком, закусочками, негромкой музычкой и… естественно, ноутбуком и принтером. Тоже напишу, издам и буду растлевать своими сочинениями всякие невинные и незапятнанные, прочими барабанными школами, заблудшие души.
С Барабанным Приветом!
Андрей Шатуновский