фабрика Drum Workshop: производство барабанов
К этому времени Good уже начинает нас подгонять, поскольку нам еще надо съездить на фабрику PDP, и желательно до того, как автомобильное движение в Лос-Анджелесе достигнет своего пика. Следующий этап нашей экскурсии – посещение цехов, где барабаны снабжаются всеми необходимыми лагами и кронштейнами, после чего их готовят для отправки. Множество металлических труб, сложенных на тех же полках, где составлены барабаны, предусмотрительно завернуты в пластик, чтобы предотвратить повреждение кадушек. Вроде бы мелочь – но именно такое внимание к мелочам и отличает DW от прочих компаний.
Под звуковое оформление из настраиваемых барабанов Good отводит нас посмотреть, как у них делают педали. Здесь, совсем как на конвейерной линии по сборке автомобилей (разве что нет оборудования, машин и прочего в том же духе), рабочие деталь за деталью собирают педали DW, которые пользуются немалым спросом. Один собирает цепь привода, другой – стержень колотушки. Третий прилаживает эксцентрик и пружины к стойкам педали, после чего еще один рабочий крепит подножку к основанию.
Случайно мы встречаем беспружинную педаль B.O.A (Bow Oriented Action – принцип действия на основе эластичности – прим. Drumspeech.com), и Good прямо-таки сияет. Педаль собирается на DW, но продается как изделие PDP. “Она работает так, что просто…” – вместо завершения фразы Good зажмуривается и чмокает сложенные вместе кончики пальцев, словно довольный шеф-повар. Педаль и впрямь играет превосходно, но вот какова она на вкус, так и остается загадкой.
Экскурсия близится к концу, и мы направляемся на участок, где происходит отбор дерева по звучанию, который тут с любовью окрестили “место, где простукивают кадушки”. Здесь Good простукивает каждую кадушку, чтобы отобрать группу барабанов с нужным соотношением звуковых интервалов. Это, возможно, самый важный этап во всем производственном процессе. Если кадушки не звучат идеально как группа, из них не получится сделать барабанную установку. “Для нас это очень важно. Здесь нельзя полагаться на случайность”. Когда набирается нужное число согласованных по звучанию кадушек, которые пойдут в дальнейшее производство, они вводятся в компьютерную систему DW и получают индивидуальный номер. “Если клиент позвонит и назовет нам этот номер, мы сможем определить, на какой стадии выполнения находится заказ: принят, запущен в производство, проходит этап отделки, снятия фаски, сборки или уже готов к отправке”.
Простучав все кадушки, Good ведет нас в демонстрационный зал. Около дюжины полностью оформленных барабанных установок красиво сияют при свете ламп, в том числе и новая джаз-установка, которая будет представлена на предстоящей зимней выставке NAMM. Нас можно сравнить с детьми, попавшими в кондитерскую лавку: каждый выбирает барабанную установку и исполняет на ней лихую импровизацию. К нам присоединяется Curt Bisquera, чтобы провести импровизированное интервью и поучаствовать в мини-практикуме, – вполне достойное завершение того, что смело можно назвать фантастическим утром.
La Fabrica De PDP. (Фабрика PDP). На расстоянии многих километров от “ловушек для туристов” и дурацких баров, которые завлекают американских любителей веселья своими дешевыми напитками, расположена фабрика барабанов и перкуссии PDP (Pacific Drums And Percussion, фабрика находится в нескольких сотнях ярдов от тихого океана, отсюда и название бренда – прим. Drumspeech.com). Проехав через самый центр мексиканского города Ensenada, сопровождаемые на этот раз мексиканскими специалистами – менеджером проектов Tivadar Horvath и директором по производству David Leoncavallo, мы прибываем на завод, и у дверей нас встречает директор предприятия Victor Ballesteros. Он ведет нас в маленький демонстрационный зал, где вкратце показывает нам, что представляет собой линия продукции PDP, и позволяет нам немного повыть, чтобы унять муки от невыносимого желания поиграть на всех этих барабанах.
Временно подавив в себе барабанный порыв, мы отправились на просторную фабрику, которая пока что еще не завалена до отказа, подобно заводу DW. Свободного пространства на новой фабрике предостаточно, и Ballesteros отводит нас к нескольким большим оранжевым полкам, на которых сложены листы из клена. Как и на DW, каждый лист имеет толщину 1/36 дюйма, и восемь таких листов используются для производства кадушек PDP. “У нас кадушки не такие, как на DW. У нас используется две трехслойные оболочки и еще по одному слою изнутри и снаружи, – говорит директор по маркетингу Scott Donnell. – К тому же, отсутствует усиливающий обруч”.
Хотя на PDP и делают вполне доступную по цене продукцию, но их барабаны далеко не низкого уровня (PDP дочерняя компания Drum Workshop, и производственные процессы близки к процессам на фабрике DW, только автоматизированы на компьютеризированных машинах и выполняются не столь тщательно, как в производстве профессиональных барабанов DW – прим. Drumspeech.com). К сожалению, некоторые барабанщики составляют себе неправильное представление, будто PDP использует в качестве дерева отходы, остающиеся после производства DW. “Многие думают, что это мелкие остатки или второсортное дерево – т.е. все то, что не было использовано на DW. Но это не так. Это клен совершенно такого же качества, как и тот, что идет на производство кадушек DW”, – заявляет Donnell. А Leoncavallo добавляет: “Когда мы заказываем дерево, грузовик приходит в Oxnard, сгружает там часть материала, а остальное везет в San Diego на экспорт. Это одно и то же дерево”.
Фабрика прекрасно открыта для обзора, и многие производственные участки видны с одного наблюдательного пункта. Рядом с металлическими полками рабочий режет листы клена, которые потом будут прогоняться через специальную машину, чтобы та полностью покрыла их клеем. Другой рабочий берет листы и складывает их в пачки, которые затем помещаются в большой металлический пресс, такой же как в Oxnard. Еще через несколько минут эти листы сворачиваются и помещаются в цилиндры для прокаливания. Здесь этот процесс происходит быстрее, чем на DW, но от этого он не становится менее точным.
Когда кадушки изготовлены, их подготавливают к финальной отделке и направляют на разные операции. Некоторые идут на участок, где их протравят, а затем отправят в покрасочный цех для нанесения каких-нибудь приятных полутонов. Другие передаются на специальный станок, который снабжает их вертикальной выемкой. “Мы делаем на кадушке выемку в том месте, где слой отделочного покрытия FinishPly, оборачиваясь вокруг, сходится краями”, – говорит Leoncavallo. Именно благодаря этой выемке внешняя поверхность барабана остается идеально круглой, несмотря на то, что края покрытия для прочности шва заходят один за другой.
Иногда края не перекрывают друг друга, и тогда производителям PDP приходится прибегать к хитрости. Лист FinishPly не настолько длинный, чтобы им можно было полностью обернуть весь бас-барабан, поэтому в таких случаях используется дополнительный кусок для оставшейся поверхности корпуса. Этот кусок помещается на нижнюю часть бас-барабана, благодаря чему он почти незаметен.
PDP не делает на продажу барабаны с индивидуальной отделкой, однако это вовсе не значит, что таковых не существует. Рядом со штабелями голых кадушек живописно выделяются несколько кадушек с красным покрытием Red Oyster – не только благодаря своему изумительному виду, но еще и потому, что это единственный набор, для которого было использовано подобное покрытие. Donnell говорит, что на PDP экспериментируют с новыми разновидностями покрытий и отделок, которые в дальнейшем, возможно, будут введены в производство, а возможно, и нет. Чуть позднее мы встретили табачное покрытие Tobacco Fade с плавными переходами цвета, которое так и не было принято, поскольку оно слишком уж бледное; зато можно надеяться, что очаровательную красную отделку когда-нибудь введут в производство и она увидит свет.
Сегодня будет изготовлено много ударных установок, и кадушки для них сейчас переходят с одного участка на другой. После того, как кадушки сделаны, их полируют, шлифуют и снимают с кромки фаску. Затем на станке, который по виду напоминает средневековое приспособление для пыток, выполняются отверстия для крепления лагов. Станок оборудован лапами, которые, медленно выдвигаясь, просверливают ряд отверстий в верхней и нижней частях кадушки. Затем станок переворачивает кадушку и сверлит дальше, пока не будут сделаны все отверстия. В довершение работы еще одна лапа просверливает точно посредине отверстие для воздуха.
После того, как с кадушек вытрут пыль, а вентиляционные отверстия снабдят втулками, они отправляются на конечную производственную линию. В настоящий момент финальный этап проходят малые барабаны синей расцветки Blue Onyx CX. Один рабочий прикручивает лаги и передает барабаны второму, который крепит бэджик. Следующий ставит машинку, держатель, обода и подструнник. Последний рабочий настраивает барабан, протирает его до блеска и упаковывает. Томы и бас-барабаны проходят чуть большее число операций, во время которых их снабжают подвесом STM, ножками, кронштейнами для ножек и прочим.
В завершение нашей экскурсии Ballesteros отводит нас в дальний конец фабрики, где производители PDP работают над кое-какими новыми “игрушками”, которые до поры до времени хранятся в секрете. Зато не секрет, что DW и PDP по мере своего дальнейшего роста будут все так же сохранять пристальное внимание к мелочам и применять нововведения. “Мы рады необыкновенному росту, который имел место за последние несколько лет, однако мы по-прежнему придерживаемся менталитета небольшого специализированного предприятия, – говорит Donnell. – Наш энтузиазм и наша миссия остаются неизменными. С брендом Pacific мы повысили планку по показателям и профессиональным качествам, а что касается DW, то мы в высшей степени гордимся, что наша продукция считается промышленным стандартом. На нас лежит ответственность перед барабанщиками – мы обязаны не только делать барабаны, педали и хардвер, но и в целом способствовать дальнейшему развитию искусства игры на барабанах”.