Ссылки по теме:
Необщие советы, или как сделать занятия привычкой
Специально для Drumspeech.com Яков Солодкий www.jakovsolodki.com
Авторская аргументация этой статьи опирается с одной стороны на пристальное погружение в перкуссионную специфику, где речь пойдёт о выборе инструмента, системе занятий, использовании упражнений, настройке барабанов, а также краткий анализ творчества ведущего мастера современной перкуссии. Центр тяжести в этом анализе перенесён на раскрытие приёмов техники звукоизвлечения на конга и стремлением поделиться накопленным за многие годы опытом, с теми, кого это по-настоящему интересует.
Джованни Идальго – самый простой Гений!
Как в этом человеке сочетается высочайшее мастерство и глубочайшее знание музыки, невероятная способность к импровизации, отличающаяся таким редким и оригинальным вкусом – уму непостижимо! Хотя, собственно говоря, название всему этому – Талант. И, совсем не будет банальностью, если сказать-многолетний труд.
Джованни Идальго - это одно из немногих чудес современного музыкального мира, к чьим гениальным рукам Бог добавил ещё и первородный дар неповторимости, яркого мышления и многогранной творческой энергии.
Перкуссионисты, которых привлекает не внешняя атрибутика барабанной профессии, а кропотливое изучение нотного материала, поиск тембральной палитры своих инструментов, оттачивание рудиментов и прочая куча «скучных вещей» – заслуженно считают его музыкантом, отвечающим всем джазовым критериям, не знающим технических трудностей и обладающим изысканнейшим вкусом.
О Джованни Идальго в музыкальной прессе написано не так уж много, поэтому здесь совсем не лишним будет рассказать несколько историй, связанных с ним.
В 2006-м году в Нью-Йорке Джованни проводил Workshop (мастер-класс - прим. Drumspeech.com) в известном музыкальном магазине. Как всегда он потряс присутствующих своей техникой, изобретательностью, скоростью, и настолько, что во время одного и того же паттерна, доведённого им до немыслимого темпа – аплодисменты, раздавались по многу раз. Он играл соло, которое состояло из бесчисленных технических приёмов, дающихся только ежедневными занятиями и многолетним упорным трудом. Глядя на Джованни Идальго, казалось, что все эти немыслимые комбинации ритмов он плетёт, как фантастические кружева и это не стоит ему ни малейшего напряжения. Но только "посвящённые» глубоко понимали, сколько лет целенаправленной энергии стоит за этой кажущейся лёгкостью и красотой, а сердце замирало у каждого, кто следил за музыкантом.
Закончив свой мастер-класс, Джованни извинился, что не может ответить на многочисленные вопросы публики, так как через два часа он должен уже быть в самолёте : вечером – концерт в Монреале.
Книгу о Джованни ещё предстоит кому-то написать, включив в неё наиболее интересные факты и эпизоды его биографии. То, что до сих пор такая книга не появилась, говорит о многом: лучшие работы Джованни Идальго ещё впереди, он находится в самом расцвете творческих сил, с каждым выступлением всё больше и больше очаровывая и любителей и специалистов своей игрой. Во-вторых, если книга о Джованни и будет написана, то, наверняка, каким-нибудь очень серъёзным музыкантом, а не критиком-музыковедом, потому что эти чаще всего рассуждают о музыке вообще, а в случае с Джованни Идальго – очень нужно В ЧАСТНОСТИ!!!
Мы живём в такое время, когда критерии истинного творчества во многом утрачены, а наш музыкальный быт загрязнён всякого рода поделками и откровенной халтурой. Личность Джованни Идальго, как и великое искусство джаза – это убедительные примеры решительного противостояния натиску низкопробной массовой культуры.
Именно поэтому, любые исследования в области джаза и латинской музыки потребуют от пишущего о нём, глубокого музыкального интеллекта, составляющего фундамент этого стиля, придавая музыке неповторимую чувственность, радость и остроту ощущений, одинаково переживаемых как самими музыкантами, так и слушателями.
Мои личные отношения с Джованни Идальго исчерпываются всего двумя встречами во время его туров по Европе, но встречами довольно продуктивными: с игрой на барабанах, совместным просмотром видео и моими вопросами. И ещё одним джемом, на который он меня пригласил и где я имел возможность в процессе игры почувстововать невероятное ритмическое время Джованни Идальго и побыть в фантастическом окружении его партнёров, таких как Hilton Ruiz, Ruben Rodriguez, Chicko Freeman... в 2003 году. И вообще, человек он – лёгкий, открытый, жизнерадостный и всегда готовый показать вам на инструменте всё, о чём бы вы ни спросили.
Такое помнится долго.
Стремясь систематизировать собственный опыт, Джованни выпустил 3 ценнейших видео-школы, в которых он кропотливо отобрал всё самое полезное для тех, кто серъёзно занимается техникой игры на конга. В этих видео-уроках он не только раскрыл суть самых сложных с технической точки зрения перкуссионных знаний, но и без всякой саморекламы обозначил последовательный процесс становления перкуссиониста, постепенно переходя от элементарных упражнений к всё более сложным.
Я говорю об этом так подробно, потому что несмотря на огромное количество видео-материалов на www.youtube.com и множества online-учителей, кроме Джованни мало кому удалось так точно и доходчиво передать самое важное, что составляет технический багаж перкуссиониста и входит основу его ежедневных занятий на инструменте. Занимаясь по его методике и добиваясь полной идентичности в звучании и темпе, я убедился ещё и в педагогическом таланте Джованни Идальго, потому что почти каждый предлагаемый им паттерн открывает возможность для импровизации, обогащает технику, расширяя тем самым собственные способности к сочинительству, не выходя за рамки стиля.
Джованни Идальго - ярчайший представитель латинского джаза, который уже давно вышел за рамки легкожанрового плана, хотя и пронизан танцевальными ритмами; он обладает вместе с тем мощным физиологическим воздействием, ставящим это направление в мировой музыке на гораздо более высшую ступень и вызывающим у нас такие яркие эмоциональные ассоциации.
Технические аспекты игры на КОНГА, или один на один с инструментом...
Тема 2 : Инструменты, кожа, настройка интервалов.
О настройке барабанов конга говорят почему-то крайне редко или вскользь, не особенно вдаваясь в детали. Останавливаюсь на этом вопросе более подробно, надеясь, что такая детализация обогатит опыт музыкантов, занимающихся перкуссией профессионально.
Правильная настройка тонов зависит от множества факторов, каждый из которых может глобально влиять не только на мелодическую палитру ваших инструментов, но и на звучание всего оркестра. Итак:
Звучание трёх барабанов – Quinto, Conga, Tumba – существенно связано со стилем музыки, в котором вы собираетесь на них играть:
SALSA – это одна схема, Latin-Jazz – другая. Несмотря на то, что настройка барабанов– дело сугубо личное и зависит от ваших профессиональных предпочтений – позволю себе дать несколько общих советов.
Мои собственные настройки для
Salsa : QUINTO-B-flat, CONGA-C, TUMBA-G.
Для джаза :
QUINTO-D, CONGA-C, TUMBA-A
В любом случае, настройка конга – дело тонкое, требующее серъёзных навыков, которые, как и всё остальное в нашем деле, нарабатывается с течением времени, рамки которого мы не определяем из соображений индивидуальности каждого отдельного случая. Конец освоения настройки вы почувствуете сами и с этого момента настройка барабанов будет отнимать у вас всё меньше и меньше времени. Настраиваемые от концерта к концерту тональные интервалы будут побуждать к сочинению собственных мелодических отрезков, которые в процессе музицирования будут обыгрываться, обрастая всё новыми и новыми молниеносными находками.
Барабаны-конга настраиваются обычным гаечным ключом (на 13* или 14*, в зависимости от модели), начиная с первого гайки от ручки, двигаясь по ходу часовой стрелки, на пол-оборота для равномерной натяжки по всей площади кожи, но ни в коем случае не перетягивая её. Когда кожа барабана начнёт приближаться к «игровому» состоянию, обороты гаек натяжки снижаются пошагово до четверти, обеспечивая более тонкую настройку. После каждой проходки , следует сильно ударить кулаком в центр барабана, дабы помочь коже занять своё рабочее положение под обручем. Кожа должна быть натянута равномерно и по окончании настройки вы проверяете тон, не сильно ударяя по ней тем же ключом вблизи каждого натяжного крючка – около всех 5-ти или 6-ти крючков, тон должен быть одинаковым. Ни в коем случае не настраивать барабаны настолько высоко, что неизменно создаст неприятное звучание или чересчур низко, когда кожа на барабане от удара рукой вибрирует, и это видно. Правильно настроенный барабан должен «петь» своим «родным» голосом естественно и свободно!
Тональный интервал между Quinto и Conga и Tumba, может быть Квартой или Квинтой, но это зависит от ваших собственных представлений о звучании вашего инструмента.
После занятий или концерта, кожу барабана желательно ослабить на 2-3 оборота, начиная от ручки в обратном порядке, то есть – против часовой стрелки. Если этого не делать, то со временем любая кожа вытягивается, если будет находиться постоянно натянутой, и вам, чтобы от концерта к концерту достигать нужного тона, придётся её подтягивать всё выше и выше, что приведёт в дальнейшем к полной неспособности настроить барабан по вашему желанию. И, всё-таки, настройка тонов барабанов-это понятие условное, потому что конга – это инструменты не имеющие точно выраженной высоты , то есть «шумовые», по определению музыкальной теории. Но несмотря на это, сверяясь с роялем или с каким-нибудь другим инструментом, в котором есть хоть одна октава, вы сумеете настроить свои барабаны более или менее в соответствии с выбранными интервалами. Или, если в памяти закрепился какой-либо мелодический фрагмент с участием 3-х барабанов, тогда настройка тонов ощутимо облегчается.
Здесь я предлагаю сыграть, используя QUINTO и TUMBA, настроенных в «B-flat“ и «G“ соответственно, нижеследующий паттерн, и вы увидите, как комбинация этих двух тонов нарисует мелодическую линию всеми любимой румбы GUAGUANCO, к которой в настройке ваше ухо постепенно привыкнет и которая станет отправной точкой в настройке 3-го барабана (TRESS GOLPES) или CONGA-в «C»
Мембрана:
Кожа для конга бывает двух видов: натуральная и синтетическая. Натуральная кожа обладает богатыми обертонами, что вызывает «тёплое» и светлое звучание инструмента. Единственный её недостаток – воздействие на неё температуры воздуха, а именно – влажности, которая глобально изменяет звучание инструмента за короткое время и в худшую сторону. Проще говоря, натуральная кожа «садится», теряя первоначальную настройку.
Поэтому очень важно понимать, чего именно вы хотите от своего инструмента : играете ли вы в небольшом помещении или на открытом воздухе, или предстоит работа в студии; частота путешествий с инструментом (колебания температуры во время погрузки-выгрузки).
Синтетическая кожа - fiberglas(стекловолокно), так же богата обертонами, но гораздо меньше реагирует на влажность, почти не теряя при этом ни высоты тона, ни теплоты звучания, но стоит она существенно дороже.
В вопросах выбора кожи стоит пожалуй положиться на «своё ухо» и условия вашей концертной работы, идя экспериментальным путём.
Корпуса барабанов тоже бывают двух видов: деревянные - из северо-американского дуба и из стекловолокна, которые гораздо меньше, чем деревянные, подвержены ударам и царапинам, но в любом случае – это дело вашего вкуса, профессиональной специфики и финансовых возможностей!
А) Звукоизвлечение
Первостепенное значение на всех своих мастер-классах или обсуждениях технических моментов игры на conga я придаю звуку и способах его извлечения. 6 звуков являются «базисными», то есть, основными - остальные – производными.
1. „O“ -open ton, открытый звук.
2. „S“-Slap (по-испански - SECO), резкий шлепок, исполняемый в особой позиции руки.
3. „B“-Bass (удар всей ладонью в центр барабана)
4. „T“- the tips of the finger (звук, извлекаемый кончиками пальцев)
5. „M“-maffled - полуприжим кожи пальцами ближе к обручу барабана-глуховатый звук
6. „P“ – Palm (ладонь, комбинация между запястьем и кончиками пальцев- попеременно)
Обозначенные буквами звуки так же и нотируются в перкуссионных партиях и являются универсальными.
Правильное звукоизвлечение требует довольно длительного времени и каждодневной серъёзной работы и самое важное в этом процессе–научиться извлекать базисные звуки обеими руками совершенно одинаково. Если Slap левой рукой отличается по звучанию от Slap правой – значит, этому моменту нужно уделить больше времени и довести выполнение этого приёма обеими руками до полной их идентичности. Извлекая из барабана не очень ясный звук, не имеющий никакого смыслового и динамического значения – трудно добиться яркого ритмического высказывания.
Одно из полезнейших упражнений для развития техники игры на конга – Double Stroke Roll, или попросту, двойки-чередующиеся удары обеими руками. Начинать занятия нужно с метрономом на скорости не более 50-ти ударов, открытым звуком (Open Tone), переходя через каждые 8 или 16 тактов на темп, в два раза быстрее предыдущего и плавно возвращаясь в прежний, извлекая в этих темпах– открытый звук-open tone, bass tone, и slap, попеременно. Очень важный совет:
постарайтесь не допускать совпадения первого удара из двух с первым кликом метронома. Этот рудимент надо начинать условно говоря, из-за такта, чтобы с кликом совпадал только второй удар в этой двойке, иначе никогда не добиться хорошей дроби на конга. Отскока руки, как палки на малом барабане здесь нет, поэтому двойки на конга достигаются совершенно другим методом.
Двойки, с каждым из перечисленных выше базисных звуков, надо играть медленно по 10 минут каждый день или дольше – это зависит от вашего терпения и цели занятий. Вы должны сами почувствовать, когда можно будет переходить к более быстрому темпу.
SLAP!
Slap в игре на конга является самым труднодостижимым звуком, на освоение которого понадобятся некоторые усилия и продолжительное время. С самого начала этот звук не будет получаться совсем, вызывая при этом боль в руках, возникновение кровавых мозолей и трещин на пальцах. Но если перкуссионист будет тренировать свои руки, чтобы добиться настоящего звука, используя обычный пластырь, наматывая его в болезненных местах, то со временем Slap начнёт звучать совершенно естественно, потому что не только руки, но и тело запоминают сложный путь движения руки в момент звукоизвлечения, а также едва заметное глазу, изменение позиции руки перед соприкосновением с кожей барабана. Всё, что касается правильного звукоизвлечения на конга, то это напрямую зависит от многих факторов – комплекция тела играющего, посадка за инструментом, индивидуальные особенности рук – их физиологические различия друг от друга и множества других вещей.
Великие перкуссионисты 20-го века Монго Сантамария (Mongo Santamaria) и Кандидо Камеро (Candido Camero) всю жизнь проиграли на барабанах в... пластыре.
Вот упражнение, направленное на извлечение основных звуков из барабана и с которого следует начинать каждое занятие, по 10 минут каждой рукой в медленном темпе.
Последовательность базисных звуков здесь несколько условна, но вы можете сами выбрать, какие из них должны следовать друг за другом. Например :
«ОООО ОООО SSSS SSSS MMMM MMMM OOOO OOOO“ или добавить, например, к этому «BBBB»- что означает бас, обеими руками. Маленькое дополнение: упражнения на «бас» - через 10-15 минут занятий делают руки «лёгкими и воздушными»...
O-Open Tone, MT-muffled Tone, Closed Slap-закрытый Slap, Open Slap-открытый Slap.
В этом упражнении важно добиться одинаковых звуков в обеих руках. Через 10 минут можно переходить от восьмых нот к триолям и шестнадцатым, меняя эти длительности, скажем, через каждые 8 тактов. Таким образом в сознании закрепляется 8-тактовая форма, что в дальнейшем облегчит музыканту понимание формы в целом.
Тема 3:
Рудименты и парадидлы, ежедневные упражнения, анализ.
К рудиментам надо относиться, как к пожизненной данности, тренируя и оттачивая их скорость и звучание в повседневных занятиях и применяя их в игре до тех пор, пока они не станут неотъемлемой частью ваших профессиональных возможностей.
Здесь мы рассмотрим наиболее важные для перкуссиониста рудименты, постепенно их усложняя, но перед тем, как показать нотные примеры, я должен дать несколько советов, которые помогут добиться точности исполнения и пополнить арсенал технических возможностей.
Итак:
1. Играть рудименты ежедневно!
2. Начинать осваивать каждый новый рудимент неизменно в медленном темпе,
метроном - 1/4 = 60 ударов в минуту, постепенно доводя до 120-ти. Внимание: постепенно!
3. Избегать каких-либо акцентов на первых порах, тем более, если они совпадают с кликом метронома. Желательно выставлять клик метронома на более крупные длительности - это позволит вам контроллировать собственное ритмическое время, сходясь с метрономом в конце каждого такта.
4. Необходимо сохранять взятую вначале динамику до конца и добиться полнейшей ровности ударов обеими руками.
1. Five Stroke Roll (Open Tone+Slap): 2. Five Stroke Roll (Bass+Slap):
3. Seven and Nine Stroke Roll`s (Open+Slap):
4 Double Stroke with double Time:
Key:
RR LL RR ll rr
LL RR LL rr ll
5. Double Stroke with double Time (5-Strokes and 7-Strokes)
Key:
RR LL RR ll rr
LL RR L rr ll rr
LL RR LL rr ll
RR LL R ll rr ll
(6) В этом примере : (T)-или Ghost, означает лёгкое прикосновение пальцев к барабану, но в комбинации с Palm и Slap – имеет очень важное значение.
(7) Теперь, когда вы уже играете вышеприведенный рудимент чётко и уверенно, предлагаю несколько вариаций, которые будут исполняться на двух барабанах, например CONGA-TUMBA, или QUINTO-TUMBA.
И последнее:
Очень важно разыграться не только перед концертом, но и перед основными занятиями, то есть, «разогреть» руки. В течение часа, начиная с базисных звуков и кончая двумя нижеприведёнными парадиддлами, вы приведёте себя в рабочее состояние и можете приступать к упражнениям, назначенных вами самими на сегодня. По принципу : «Что полезного для профессии, я буду делать СЕЙЧАС?»
Планы ваших занятий должны выглядеть осмысленно и чётко, и составляться от занятия к занятию.
Key:
R L R R L R L L R L R R
1 and i 2 and i 3 and i 4 and i
L R L L R L R R L R L L
1 and i 2 and i 3 and i 4 and i
Одиночный парадидл (RLRRLRLL) играется 8-ми нотами 16 тактов на 4/4 в триольном изложении, начиная с клика метронома от 60-ти ударов, и не прекращая звучания переходит к следующему одиночному парадидлу 16-ми нотами, 16 тактов в двойном темпе. Из парадидла 16-ми нужно плавно вернуться в триольный парадидл.
Соединяя вместе оба этих парадидла, вы контроллируете как триоли, так и шестнадцатые ноты в заданном времени. Это очень полезное упражение, позволяющее разнообразить свою игру, дополняя его акцентами и комбинацией различных тонов – развивайте свою ритмическую фантазию и воображение. Главная составляющая ваших занятий на инструменте должна основываться на доведении каждого упражнения до автоматической способности включить какое-либо из отрабатываемых упражнений в своё соло.
Правильное звукоизвлечение, динамика, плавные движения кистей рук - всё это требует собранности и внимания в индивидуальных занятиях. Неверное выполнение этих упражнений обязательно приведёт к боли в руках и позвоночнике и к развитию неправильной техники игры, или к отстутствию таковой.
В заключении:
Для тех, для кого перкуссионные инструменты – профессия, стремление к техническому совершенству - самая верная жизненная позиция! Советую быть по отношению к себе требовательным, но не снисходительным! В индивидуальных занятиях, как впрочем, и во всём остальном, нужна мера, поэтому чересчур нагружать себя тоже не стоит. А вот, быть осторожным в оценке своего музыкального роста – нужно всегда!!!
Просто наберитесь терпения и со временем всё придёт : появится свобода разговора на инструменте, уверенность и стабильность в игре, осмысленность своей роли в ансамбле – всё это и будет вашим вознаграждением за многолетний и тяжёлый труд.
А однажды вы просто почувствуете, как за вашей спиной говорят : «ЗдОрово играет!»
Желаю всем успеха и радости творчества!