АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Сочиняем партию ударных инструментов

Песня певицы Rihanna - Umbrella вошла в 100 лучших песен журнала Rolling Stone. И во многом заслуга тому вкусная и уместная партия барабанов. Партия ударных должна не только подходить по стилю, но и не должна преобладать над другими инструментами (если только это не произведение для барабанов с оркестром), не должна изобиловать массой вычурных брейков, если это поп песня. И желательно, как в случае с приведенной в пример песней, ещё и узнаваемость партии.


Итак, создание и стилизация состоит из следующих пунктов:

1) стиль;
2) рисунок;
3) темп;
4) время;
5) динамика;
6) заполнения;
7) вкусная приправа для хорошо приготовленного блюда.

В конечном итоге, всё это позволит нам создать то, что называется гордым словом «грув». Всё нижесказанное максимально касается популярной музыки (поп-музыка).

Стиль.

Партия должна соответствовать стилю музыки в котором написана песня. Нет-нет, я согласен, что нужно эксперементировать, освобождаясь от рамок и канонов, но, простите, если это металлическая баллада, а вы начинаете сальсу колбасить, то это просто бред. Хотя умелый ди-джей найдёт хороший способ совмещения этих стилей.

Сперва определитесь со стилем песни. Если сочиняете, то подумайте, в каком стиле лучше всего передать то настроение или эмоцию, которую вы хотите передать.

«Короче, играли какой-то бешеный фанк, а барабанщик как завёл своё «Эй-си Ди-си», так и проиграл это всю песню!» Именно это я однажды услышал после одного фестиваля об одном весьма интересном коллективе. Возвращаемся к вопросу стилизации. Играйте то, что уместно. То, что принято играть в этом стиле. Если это какой-то сумасшедший фьюжн, то играйте по-сумасшедшему. А, если это мелодичная босса, то играйте боссу. Но уж точно не наоборот.

Рисунок.

Не следует сильно нагромождать партию попсовой песни смещением долей, быстрыми брейками, наслоениями и т.п. Песня это песня, это не платформа для демонстрации всех ваших технических возможностей. Я знал массу барабанщиков, которые пытались в 3 минуты песни засунуть все свои технические и мыслительные возможности. Какого чёрта? Это рекламный ролик барабанщика? Поставьте себя на место слушателя! Да вы его за эти 3 минуты утомите больше, чем он сам в своём офисе за неделю. Людям откровенно пофиг, сколько парадиддлов в секунду вы играете. Они даже не понимают, чем отличается парадиддл от одиночного удара. Они не имеют вообще никакого представления о каких-то там техниках и их различиях. Они пришли расслабиться, отдохнуть, потанцевать и отвелечься. Иными словами, развлечься. А тут вы со своими «Тр-р-р-р, та-та-та, бр-р-р-р-р, быщ-быщ-быщ». Большую часть внимания люди концентрируют на вокалисте, помните об этом.

Итак, рисунок. Если это песня с наличием каких-то характерных черт стиля (например, самба, мозамбик и т.д.), то всё упрощается, и вы можете поработать больше над экспериментами. Определитесь с тем, будут ли восьмые и шестнадцатые ноты свингованными или ровными. Что больше сможет прокачать эту песню? Думая над паттерном басового барабана, представляйте, что будет играть ритм секция в целом. Как барабаны будут взаимодействовать с басом. Хай-хэт составляет основное движение песни. Подумайте над тем, что больше подойдёт песне подобного рода. Восьмые? А может просто четверти? А как на счёт играть на «и»? А может лучше сыграть а-ля на шейкере, играя 1, 3 и 4 шестнадцатые ноты каждой доли? Моим главным советом будет – слушайте побольше музыки тех стилей, в которых вы работаете и играете. Это наилучший способ научиться понимать музыку и слышать её. Научитесь слышать, как общую картинку, так и каждый инструмент отдельно. Аккомпанемент к песне? Не следует выходить за рамки, если от вас требуется не более, чем аккомпанемент. И ещё совет. Постарайтесь воспринимать барабаны, как мелодический инструмент.

Темп и ощущение времени.

Эх, больная тема для многих барабанщиков. Сейчас не так часто встретишь барабанщика, который с вопросом темпа на «ты». Зачастую все просто переходят на работу с драммашиной или метроном. Всякое случается на сцене, поэтому барабанщики часто страхуются таким образом. Это не плохо. Но всё-таки не забывайте играть и без клика. Всё-таки группа должна быть живой. Помните всегда о темпе. Ведь у каждой песни он свой, и об этом не стоит забывать. Пусть песня дышит свободно, как вы. Не заставляйте её задыхаться.

Мы подошли к самой интересной части, т.к. ощущение времени барабанщиком – важнейший компонент игры на барабанах. Чувство и настроение песни зависят в первую очередь от барабанщика. От того, насколько хорошо он создаёт ощущение времени в песне. Стабильное и уверенное ощущение времени барабанщика создаёт опору и основу для других музыкантов. Важно заниматься под метроном или драммашину. Это делает барабанщика готовым к любой сессии. Просто включите клик и играйте. Сначала, возможно, будет непривычно, но со временем вы научитесь с ним сливаться и играть, даже не замечая этого клацания. Клик поможет вам избавиться от плавания в темпе, поспособствует развитию точности и стабильности игры во времени. Но не переусердстувуйте. Я встречал немало барабанщиков, которые умели хорошо играть только под клик. Видел и тех, кто играл выше всяких похвал, но, как только ему включали драммашину, парень терялся и не мог сыграть более 2-х тактов. Здесь нужна золотая середина – уметь играть как с ним, так и без него. В любом случае, заниматься я советую с ним. А живые выступления… ну, это уже на ваше усмотрение.

Деннис Чемберс однажды сказал, что он терпеть не может заниматься под клик. Он занимается исключительно под драммашину, в которой программирует разные грувы, а потом джемует под них, играя ритмы, соло, смещения и т.д. Это делает его максимально музыкальным даже во время занятий.

Заменить клик можно также и музыкой. Играйте под записи. Это позволит вам мыслить музыкально. Я одно время даже упражнения играл под музыку, чтобы сразу уметь обыграть мелодическую линию или просто понять как это звучит с музыкой.

Если на живых выступлениях вы играете без клика, то будьте сосредоточены на времени и темпе. Часто мы начинаем играть припев чуть быстрее, т.к. на припевах зачастую приходится играть несколько интенсивнее. Иногда такое можно практиковать, но, если вы ускорились на одном припеве, потом на другом, то это уже просто бред. Следите также за временем других музыкантов. Бывает такое, что трубач играет соло, сплошь состоящее из мелких длительностей, что заставляет его ускоряться. Сдерживайте его, не позволяйте улететь вперёд музыки, продолжая играть в прежнем темпе.

Опять же, многое зависит ещё и от стиля музыки. Если это “Sad But True” Металлики , то её стоит играть с оттягом, а, если это “Birdland” Завинула, то наоборот добавить стремления и движения. В видеопособии Марка Шульмана “A Day At The Recording Studio” показаны три примера времени: играть чуть впереди метронома, чуть позади и ровно в метр, как драммашина. Джон «Бонзо» Бонем играл преимущественно с оттягом, Стюарт Коупленд наоборот с лёгким опережением, а Джеф Поркаро ровно в метр. Не всегда, конечно, т.к. это ещё зависит и от характера песни, а не только от барабанщика, но преимущественно так действовали указанные барабанщики. Но есть ещё один вариант – гибкое время, т.е. изменяющееся. Это присуще всем классическим произведениям и таким шедеврам джаза, как “West Side Story”. Здесь время живое, оно изменяется и движется в музыке.

Занимаясь под метроном, обратите внимание и позанимайтесь ещё вот чем. Играя грув, например, на 4 такта, а потом заполнение тоже на 4 такта, и возвращаясь обратно к груву, следите за тем, чтоб ваши соло и заполнения оставались в том же времени, что и грув. Часто можно услышать грув, например, с оттягом, а заполнение наоборот, с опережением. Старайтесь делать так, чтоб, если уж начали играть ровно в метр, то и заполнение пусть будет ровно в метр, а не с оттягом или опережением.

Работайте над своим собственным внутренним временем. Имея возможность, записывайтесь, а потом прослушивайте запись, учитывая все недостатки и преимущества. Исправляйте недостатки. Запись барабанов – лучший доктор!

Есть ещё один удивительный приём, который я заметил у Стэнтона Мура. Он это называет чувством времени нью-орлеанского джаза. Вся суть заключается в том, что 8-е и 16-е ноты он не играет ровно, но и не свингует, он играет где-то между. Это очень тонко! Очень. Учиться подобному методу он советует следующим способом. Играйте ведущей рукой ровные 16-е ноты, а второй рукой играйте сперва ровные 16-е и 8-е, а потом свингованные, затем снова ровные и т.д. После этого смешивайте свингованные и ровные. Но помните, ведущая рука играет ровно. Затем можно наоборот, посвинговать ведущей рукой, а второй продолжать играть по прежнему методу. Не существует чёткой привязанности к клику у руки, играющей заполнения, но ведущая рука играет чётко с кликом!

Но знайте, ключ ко всему – разнообразие. Будьте разнообразными, не зацикливайтесь на чём-то одном. Эксперементируйте с временем, что позволит вам достигнуть большей свободы. Когда думаете над своим треком, не забывайте обо всём вышесказанном.

Динамика.

Восприятие музыки с точки зрения своего инструмента. Это не верно. Зачастую барабанщик думает о том, что он будет играть, а не то, как партия лучше передаст музыку. Динамика - достаточно серьёзный вопрос. И не так просто взять и начать это делать. Постарайтесь посмотреть на песню с точки зрения аранжировки. Обращайте своё внимание на каждый инструмент по отдельности, потом на общее звучание всех инструментов. Возможно, что-то где-то стоит сыграть тише, а где-то добавить в громкости, а где-то устроить американские горки, возрастая и убывая в каждом квадрате. Я не говорю только о барабанах. Подумайте о динамике в контексте времени. Что это за песня? Её лучше играть с оттягом и плотно или наоборот, стремительнее и легче? Может, здесь лучше пропустить третью долю вообще? Если песня тяжёлая и грузная, то куда это вы полетели, чуть дотрагиваясь к райду? Или чего это вы так громко тянете кота за яйца, если песня задорная, как весенний день?!

Заполнения.

Да, это самое последнее, о чём стоит думать в песне. Заполнения не должны выбиваться из контекста стиля. Они не должны мешать остальным музыкантам. Они должны быть в том же времени, что и основной рисунок. И помните, в поп песне заполнение не более чем украшение или аксессуар, без которого можно и обойтись. Не переусердствуйте.

А теперь добавим вишенку на поверхность получившегося тортика. Или изюминку, если вам угодно. Изюминкой я называю то, что делает бит особенным и уникальным. То, что делает его запоминающимся и узнаваемым даже для обычного, далёкого от производства музыки слушателя.

В упомянутом треке Рианны этой самой изюминкой является открывающийся хэт. По сути то бит достаточно обычен для R’N’B. Но и менно эта фишка с хэтом делает его по-настоящему сильным. Во всяком случае, попробуйте включить трек любому обычному слушателю, и он сразу напоёт «Э-ла-э-ла». Это я называю добавить стилю стиля. Теперь бит по-настоящему вкусен.


Совет в качестве бонуса:

Силён тот, кто знает песню, как свои пять пальцев и может её сыграть в любом состоянии. Это внушает уверенность не только в вас самих, но и тех, кто с вами играет. Я говорю о форме песни, о знании и понимании партий всех инструментов и свободном музыкальном общении.

Возможно, я повторюсь, но главным моим советом будет – слушайте побольше музыки тех стилей и направлений, в которых вы хотите или уже работаете. Это поможет вам лучше понимать время и стиль музыки. Обращайте внимание на все инструменты, на все ньюансы, играйте вместе с записями, с минусовками этих песен.

Эксперементируйте и развивайтесь. Не забывайте слушать! Я же даю советы, касающиеся форматной музыки. Советы, которые помогут вам найти общий язык даже с самым привередливым продюсером.

Автор урока Игорь Chili Олейников - молодой и перспективный украинский барабанщик. Сайт www.igorchili.com/ru