АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам журнала Modern Drummer 2oo6 www.moderndrummer.com

перевод - webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Извлекаем хороший звук или почти все дело в технике

Claude ColemanИтак, вы потратили двухмесячную зарплату (речь о зарплате в США – прим. Drumspeech.com) на превосходную ударную установку топовой серии. Впервые почувствовав себя профессионалом за настоящим инструментом, вы в предвкушении волшебного звучания.

Когда пришло время репетиций с группой, явно чувствуется, что барабаны необъяснимым образом не звучат как ожидалось. Они скорее звучат как ваша предыдущая установка, может громче и яснее, но уж точно не волшебно. В чем же дело то?

Один из самых упускаемых аспектов драмминга, особенно среди начинающих – умение извлекать из барабанов насыщенный и четкий тон на любых уровнях громкости. Это целое искусство, и в противовес популярной догме, в большей степени зависит от техники, чем от стоимости барабанов. Само собой, настройка, тип дерева, качество конструкции и выбор пластиков – это важно. Но установка с ценником от Lexus не зазвучит как надо если вы бьёте как бешенная горилла, уж как ни настраивай.

Звук любого инструмента, во многом определяется человеческим контролем, и звук барабанов, по сути самого акустического в особенности. В наших руках – тон, высота звука и тембр.

Разберем ключевые моменты в создании хорошего звука. В статье будем говорить исключительно о барабанах, тарелки это отдельная тема.

Между дешевыми и барабанами высокого качества есть существенные различия влияющие на звук, но это не причина считать, что недорогой инструмент при должной настройке и что важнее – хорошей технике барабанщика, не будет хорошо звучать. Многие великие барабанщики создавали свой неповторимый саунд на установках, которые по сегодняшним стандартам студенческого уровня.

Техника многогранна и все входящие в это понятие правила и методы взаимосвязаны. С технической точки зрения самое важное добиться высокого контроля и постоянства ударов. Помимо физических умений требующих развития и постоянной работы, другие аспекты техники – слушание, музыкальность и креативность заслуживают не меньшего внимания.

Claude ColemanНаша задача чистый и ровный звук ударов. Тугой захват подавляет звук, в то время как слишком расслабленный не даёт необходимой мощи натуральному звучанию кадушки. Из-за слабого развития одной руки заполнения звучат непоследовательно, и подобные неточности и нестыковки отражаются на звуке в первую очередь независимо от настройки барабанов.

Книга Stick Control for the Snare Drummer автор George Stone – как раз посвящена вопросам развития чёткого “sticking”(stick technique). Содержит упражнения на силу, точность, чувствительность и прочее развитие слабой руки. Работа с данной книгой не только руководство к улучшению вашего звука, но и необходимый ресурс упражнений на развитие координации и скорости. Качественный стикинг позволяет одинаково хорошо играть на разной динамике, - важное умение барабанщика в меняющиеся музыкальные моменты.

Развив хороший “стик контрол” пора прийти к пониманию, что каждый барабан обладает уникальным набором факторов влияющих на звук. Помимо настройки, очень важен плотный удар в правильную точку. Это касается и бас-барабана. Здесь также необходимы постоянство и хлесткость на разных уровнях громкости. Даже частотная обработка на студии не поможет, если барабанщик играет непоследовательно.

Техника heel-down даёт свободный и быстрый отскок, что позволяет варьировать динамику. Техника heel-up, в наше время используется повсеместно, включая и меня (на фото к статье автор - прим. Drumspeech.com). И даёт плотный удар, что важно когда требуется низкое звучание. Heel-down используется в основном в джазе, и даёт больше сустейна и тона.

За то время что играю, я развил оба метода, потому что приходится выступать и записываться в разных условиях и с разными музыкантами. Даже если вы считаете себя джазовым барабанщиком, не далек тот день, когда обнаружите себя за бас-барабаном в 26” играющим медленную рок-балладу.

Claude ColemanОдин из способов развить плотную и динамически ровную игру на бас-барабане – дублировать ногу с противоположной рукой (R нога + L рука). Следите, чтобы колено поднималось на одну высоту. Играйте палочками разного веса для различных уровней громкости. Чередуйте одиночные, двойки и парадидлы между ногой и рукой. Или в любой другой рудимент вставляйте ноги.

Другой важный момент – положение колотушки. Колотушка должна бить приблизительно в центр, рядом с точкой наиболее ясного звучания (sweet pot). Я написал “приблизительно”, потому что в ряде случаев размер бас-барабана диктует неудобное и непривычное для вас положение колотушки.

И все же, как достичь полного и богатого звучания? Звук барабанов определяется физикой резонансных энергий. Основа явления – поток энергии ударной волны совпадает с натуральным резонансом кадушки и резонансного пластика. Это вызывает вибрации, превращающиеся в звук. Чтобы контролировать его, нужно выверять нашу работу над ударной энергией от удара.

Claude ColemanУ кадушки есть свой основной тон и тембр, пластики определяют атаку, тон, обертона и улучшают тембр. Но то, как мы ударяем определяет равномерность распределения вибраций в кадушке. При ударе захват должен быть легким и контролируемым, удар плотным, хлестким. Очень важен угол наклона палочки (угол между плоскостью пластика и палочки), чем он меньше, тем лучше. Удар перпендикулярный плоскости пластика даёт палочке свободный отскок, как-бы позволяет палочке играть самой. Эту концепцию можно интерпретировать как игра в барабан, а не на барабане. Используйте кисти и пальцы. Контролируемый отскок это решающий элемент в достижении открытого тона.

Вернемся к теме точки наиболее ясного звучания барабана. Как правило это центр барабана. Каждый барабан имеет такую точку. Вам просто нужно настроить слух, чтобы услышать ее. Играя заполнения по томам, сфокусируйтесь на полном, богатом звучании. Со временем вы сможете извлекать превосходный тон из любой установки. Что, поверьте, важное умение, когда каждое выступление приходится играть на чужом аппарате. В теории, хороший барабанщик будет хорошо звучать на любой установке, а не только на своей собственной.

Помимо внимательного слушания собственного инструмента, вы должны работать над слушанием других музыкантов с которыми играете. Настройтесь на музыкальную канву и энергетику, вкладываемую каждым в данный момент. Только при таком условии, когда вас уже не будут ограничивать рамки плохой техники, начнётся настоящая музыка и творчество.

Ударная установка это набор индивидуальных инструментов. Играя одновременно по нескольким, наша задача добиться общего звучания. Найти баланс в звуке всей установки, так же важно, как и хороший звук каждого компонента.

Типичная ошибка неопытных барабанщиков - провалы звука во время заполнений по томам или несоответствие динамики между малым и бас-барабаном. Мы должны добиваться ровного баланса по громкости. Каждый барабанщик это и еще свой личный режиссер сведения.

В теории мы можем получить сбалансированное звучание установки на записи даже с двух микрофонов. На заре студийной записи так и было. Многие записи студии Motown записаны с одного микрофона. Легендарный звук барабанов John Bonham на “when the levee breaks” это два микрофона Meyer M160! Вот что значит правильное исполнение.

На закуску еще одна история про John Bonham: во время записи какого-то альбома Led Zeppelin в комнату музыкантов зашел ассистент звукорежиссера поправить стойки микрофонов, со словами - “тарелки слишком громко звучат”. John Bonham остановил его со словами – “Не надо ничего двигать, я буду играть мягче”. Вот этот урок стоит нести с собой до могилы. Все дело в наших руках!

Некоторые рекомендации:

  1. Найдите где-нибудь старую установку. Настройте её и играйте. Даже попробуйте записать свою игру и старайтесь зазвучать! В большинстве случаев это осуществимо. Это поможет вам развить звукоизвлечение!
  2. Время от времени играйте в группе с разным и минимальным набором. Попробуйте бас-барабан/малый/хэт/ тарелка. Или играйте акустические вещи на одном только малом барабане. Это разовьёт ваши уши, музыкальное пространство и умение заполнять время.
  3. Попросите другого барабанщика поиграть на вашей установке. Тренируйте уши и постарайтесь услышать разницу в звуке, текстуре и динамике. Эти параметры индивидуальны для каждого барабанщика.
  4. Когда будете менять пластики. Снимите резонансный пластик или поставьте барабан на ковер. Простукивая пальцами или резиновой маллетой, найдите место ясного и натурального резонанса. При настройке придерживайтесь найденного тона.