История фанк-драмминга
Автор принятой с восторгом книги Give The Drummer Some (переиздание популярной книги The Great Drummers of R&B, Funk & Soul – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков), капитального труда по истории фанк-драмминга, Jim Payne, широко известен как востребованный барабанщик и композитор с репутацией заслуженной за все 30 с чем-то лет в музыке, участника множества мастер-классов и преподавателя.
Вы всю жизнь играете фанк. В чем суть фанк-драмминга?
Когда я преподавал в Drummers Collective (известная частная школа барабанщиков в Нью-Йорке – прим. Drumspeech.com), много барабанщиков со всего света задавали этот вопрос, но нужно понимать, что каждый подходит к этому с разных точек зрения. Музыка некоторых культур давно устоялась и берет начало в разных ритмических школах, где существует только один способ их играть. Но о фанке такого не скажешь, так как это скорее отдельный музыкальный стиль, чем специфичный бит. Например, можно сказать “это ритм босса-новы”, но фанк это творчество со множеством внутренних элементов.
Если в общем, то в фанке есть тенденция по расшатыванию прямых восьмых рок-музыки и вокруг этого создаются идеи с линиями из 8-х и 16-х. Специфичное отличие от рока еще и в том, что творческие идеи можно реализовать где угодно, в бас-барабане, на малом или хай-хэте. И вместо 1&2&3&4& вы внезапно получаете 1e&a 2 e&a 3 e&a 4 e&a. Еще его можно представить как удвоенное время внутри обычного. Это типичные приемы во всем творчестве James Brown, Sly Town и до наших дней. Фанк это другое чувство ритма, где бэкбит абсолютно лишний. Когда Clyde Stubblefield играл Cold Sweet он смещал акцент с 4 на 4&. По-началу, это действовало всем на нервы, но с этого момента грув получил новое развитие. А по сути, фанк это изменение рисунка восьмых с добавлением чего-либо для другого дыхания грува.
Какие знаковые моменты были в фанк-драмминге?
Еще в 1959-м Earl Palmer представил концепцию игры 16-х нот на бас-барабане во вступлении на хите Fat Domino – I’m Walking. Такой подход можно еще услышать и на James Brown – I've Got Money от Clayton Fillyau за барабанами (считается, что это первое появление фанк-бита – прим. Drumspeech.com). Он играл у него весь ранний период включая концертник Live At The Apollo. Абсолютно новый взгляд на вещи и стал рождением того, что сейчас называют битом от James Brown. На мой взгляд, это стало мощным прорывом. Когда я впервые услышал это, передо мной открылся новый ритмический мир.
James Brown – I've Got Money
После поворотным моментом стала песня James Brown – "Papa’s Got a Brand New Bag". Барабанщик Melvin Parker просто ведет в райд и простой римклик, но происходящее в бас-барабане сводило с ума. Все эти удары на “и” превращали ритм в сплошное “вау”. И у него очень чистая техника надо отметить! В общем, все кто его слышали пускались в пляс, Melvin определенно новатор.
James Brown – Papa’s Got a Brand New Bag
Ну а затем, конечно, Clyde Stubblefield c “Cold Sweat”, где он смещает бэкбит, еще одна в последствии популярная фишка.
James Brown – Cold Sweat
В плане других знаковых изменений в фанк-драмминге, это, конечно, призрачные “гоуст” ноты, появлением которых мы также обязаны музыке James Brown. Добавляя мягкие удары между акцентами, грув наполняется внутренним движением. Jabo Starks был мастером таких штук. Clayton Fillyau играет гоуст ноты на протяжении всего Live At The Apollo. Он говорит, что первым их стал использовать в игре нью-орлеанский барабанщик Charles “Hungry” Williams. Earl Palmer тоже указывает на него, но некоторые придерживаются мнения что изобрел их Smokey Johnson. Впрочем, не так важно кто был первым, главное что бит родом из Нового Орлеана и доведен до ума барабанщиками игравшими у James Brown начиная с Clayton Fillyau.
Новшеством от Clyde Stubblefield была игра поверх бита четвертей в хай-хэт как в песне “Mother Popcorn”. Требуется подтянуть координацию чтоб сыграть этот бит.
James Brown – Mother Popcorn
Вернемся в 1966-й, тогда Joe Tex записал песню “Papa was too”. За барабанами Clive Williams предложил на суд публике интересное видение шестнадцатыми в бас-барабане. Его идеи поддержал великолепный барабанщик Rodney Brown игравший в то время с Dyke & The Blazers.
И вот в конце 60-х, начале 70-х появились Tower of Power. Их барабанщик David Garibaldi великий новатор. Когда я услышал Soul Vaccination в 1975-м на вечеринке в Сан-Франциско, то был ошарашен и стал слушать ее раз за разом не веря своим ушам.
И что привнес в фанк Garibaldi?
Думаю он корнями из музыки James Brown’а, но великолепно расширил этот словарь и сделал это не без логики. У него ломанные ритмы не только в малом, но и в правой руке по хэту и много влияний латины.
У него есть ритм, который называется King Kong бит, состоящий из восьмушки, две шестнадцатых, шестнадцатая пауза, две шестнадцатых и шестнадцатая пауза. И подобные штуки он играл в хэт и с тех пор, фанк-барабанщики стали играть ломанные ритмы на хэте, рисунки в малом и бас-барабане тоже могли быть какими угодно.
Такой высокий уровень независимости конечностей задал новую моду в фанке, что поддержал Mike Clark и сейчас мы видим на примере Dave Weckl и Horacio “El Negro” Hernandez.
Верно. Возвращаясь в начало 70-х никто и представить себе не мог, что возможно так играть, как играют сейчас перечисленные тобой товарищи. Но так устроено, что как только появляется невозможное, появляется кто-то кто находит пути осуществить это. И таким барабанщиком стал Garibaldi игравший сложные вещи – абсолютно разные рисунки в хай-хэте, малом и бас-барабане, в то время так никто не играл. Более того, у него все делилось на ноты с акцентами и без. В малом барабане у него гоуст-ноты и акценты, в хай-хэте акценты и удары обычной громкости. Должно быть, он занимался днями и ночами. Я разбирал его партии и могу сыграть, но все равно не звучу так же как он!
Многому можно научиться разбирая партии любимых барабанщиков. Но можно ли сыграть оригинальную партию и звучать как он? В случае с мастерами, включая Garibaldi, это не выйдет. Послушайте альбомы Back To Oakland (1972) и Tower of Power (1973). Ну или современные концертники группы. Garibaldi вернулся в группу, где играет с бас-гитаристом Rocco Prestia, c которым 30 лет назад играл хиты группы.
А что насчет игры Mike Clark’а на альбоме Herbie Hancock “Headhunters”?
Я думаю, что Mike немного из другой оперы. Конечно, он тоже родом из Окленда (город на западе штата Калифорния – прим. Drumspeech.com), где тогда был фанк-рассадник, Sly Stone оттуда и Tower of Power тоже. В то время я специально переехал в Окленд из-за местной сцены. Так вот Mike одновременно джазовый и фанк барабанщик. Он также черпал идеи у Clyde Stubblefield как и у Tony Williams. Его подход был в смешении этих стилей.
В фанке партия барабанов – главный ингредиент песни, вокруг него строится все остальное. У него же идет импровизация по ходу и тут нужно быть очено осторожным, так как удержать грув будет нелегко, если только с вами не играет бас-гитарист как Paul Jackson. Они могли не теряя ровности и фанкового движения меняться ритмически местами, разговаривать на языке музыки. У них очень слаженная ритм-секция, благодаря бас-гитаристу у барабанщика большая свобода. Еще хороший пример слаженной ритм-секции это Bootsy Collins c Jabo например в проигрыше песни Sex Machine, где бас прыгает как сумасшедший16-ми вокруг бита, в то время как барабанщик грувит бэкбитом изредка вступая в диалог с бас-гитарой.
Что скажешь про невероятную сцепку тяни-толкай между Zigaboo Modeliste и George Porter в The Meters?
Zig удивительный новатор ударной установки. Я видел их во времена их хита Cissy Strut. Что меня больше всего поразало на том концерте, это что Zig вел по хэту двумя руками, ведь когда слушаешь эту песню, представляешь что в хэт играют одной правой. Но игра двумя руками меняет ощущение в партии хай-хэта. Zig отлично создает ощущение второй линии, словно отдельно играют барабанщик на бас-барабане, барабанщик с малым барабаном и за тарелками. У него высокий уровень координации чтобы соединять все воедино.
The Meters – Cissy Strut
В фанке мне больше нравится ранний период, когда барабанщикам не нужно было играть слишком громко. Большую часть раннего James Brown’а с начала до 80’х, ребята не играли громко, что позволяло играть с большим изяществом и лучшим чувством. Тоже и с Zigaboo. На первых записях он не выбивает из барабанов всю душу, а радует гоуст-нотами. Очень творческий период в фанк-драмминге.
Но с ростом площадок пришлось играть громче. И когда появилось диско с плотной игрой, многие перешли на такую манеру, потеряв при этом потенциал изящной игры с ее малозаметными украшениями.
Какой вклад в фанк сделал Bernard Purdie?
Он один из плеяды настоящих мастеров. Послушайте Aretha Franklin “Rock Steady” и все станет понятно. Его игра звучит на многих хитах и всегда он играл великолепно. В то время я брал у него уроки, у Purdie была своя студия звукозаписи. Там было два этажа, на втором этаже три помещения для занятий где он обучал. После обучения он брал меня поприсутствовать при работе на студии.
Aretha Franklin – Rock Steady
Например, когда он записывался с B.B. King, писал рекламу для Pepsi, или с Ashford&Simpson, я в частенько сидел позади на полу и наблюдал за работой. Тогда я многому научился у Purdie, я понял, что барабанщик должен быть сильной, уверенной натурой. Нужно чтобы у всех была уверенность, что именно такое ощущение времени должно быть. Взаимодействие с продюсером и другими артистами само по себе целое искусство. Вот как сейчас помню один момент, - играет он что-то с римкликом, а продюсер недоволен, говорит вообще не то, не подходит. Тогда Purdie говорит ему – “Ок, кажется, я знаю, что тут нужно. Давай попробуем”. И клянусь вам, начинает играть все тоже самое, но так как пыль в глаза уже брошена, продюсер говорит – “Йее приятель, вот оно!”, а Purdie ему – “Ну я же говорил, что тебе понравится”.
А сейчас барабанщики возвращаются к фанк-наследию?
Без сомнений. Это происходит в джем-бэндах (синтез блюза, фанка, соула, рока и т.п. с ярко выраженным импровизационным началом – прим. Drumspeech.com) и на хип-хоп сцене. Они возвращают к жизни мир винтажных фанк-грувов. Популярность джем-бэндов вдохновила меня собрать музыкантов в свой коллектив. Люди соскучились по живой игре, когда на сцене не шоу, а живые потеющие музыканты.
Посмотрите что творит Billy Martin в Medeski Martin and Wood. Играет как Clyde, только импровизации больше. Ученики часто подходят и спрашивают как играть как Billy Martin. Он определенно вдохнул новую струю и вдохновляет многих играть фанк.
Medeski Martin & Wood – Hey-Hee-Hi-Ho
А пока джем-бэнды изучают грувы от James Brown, рэперы сэмплируют грувы из 60-х и 70-х и получаются новые хиты. То есть берут два такта игры Purdie, закольцовывают и партия ударных готова. Вот оно свидетельство живучести оригинальных грувов. Так что винтажные биты все еще в основе современной популярной культуры.