АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Размеры бас-барабанов и звук

Подойдет ли вам бас-барабан большого диаметра, например 24" или даже 26"? Судя по тому, как в последнее время продаются большие бас-барабаны, многие барабанщики ответят на этот вопрос утвердительно. Но что, если вашим музыкальным потребностям лучше соответствует звук более глубокого барабана, чем стандартный 16"х22"? И как быть с этими 18-дюймовыми бас-барабанами, которых сейчас так много? Способны ли они выполнять свою работу на все сто?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы консультировались с экспертами, которые разрабатывают, конструируют барабаны и готовят их к музыкальной жизни. И знаете что? Несмотря на единодушие, даже эксперты в некоторых вопросах не всегда согласны друг с другом. До сих пор создание барабанов остается больше искусством, чем наукой. Но сначала немного истории.

Давайте вернемся к началу 20 века. В то время «бас-барабан» означал либо оркестровый либо маршевый барабан, и оба они были скромной глубины, но гораздо большего диаметра, чем современные бас-барабаны. Когда в 1909 году была изобретена первая по-настоящему практичная педаль для бас-барабана, она была установлена на бас-барабаны того времени. Бас-барабаны в составе ударных установок оставались большими и неглубокими в течение следующих 40 лет по ряду причин. Во-первых, в первой половине 20 века музыкальные стили не испытывали таких частых и радикальных изменений, которые последовали во второй половине века. Поэтому достижение различного звучания не было главным двигателем проектирования барабанов. Во-вторых, подзвучка барабанов микрофонами еще не существовала в природе, и большие барабаны были нужны просто для высокого уровня громкости.

Но все изменилось в десятилетия после Второй мировой войны, когда популярные ранее большие танцевальные бэнды уступили дорогу маленьким музыкальным группам. Потребность быть услышанным в составе большого оркестра перестала быть первостепенной. В то же время барабанщики, особенно любящие экспериментировать и играющие в би-боп коллективах, искали новое звучание. Это звучание они нашли в меньших по диаметру бас-барабанах (18" и 20"), настраиваемых на плотный и пробивной звук.

Когда на музыкальном олимпе начал доминировать рок, все барабанные установки были укомплектованы этими маленькими бас-барабанами. Но вскоре барабанщики стали стремиться к большему разнообразию звучания и, возможно, более привлекательному внешнему виду своих бас-барабанов. Так диаметры 22" и 24" стали стандартом. Интересно, что в течение всех этих изменений глубине бас-барабана не придавалось большого значения. Вне зависимости от диаметра, большинство бас-барабанов до середины 70-х годов были глубиной 14", и лишь небольшое количество 12" глубины. Некоторое время спустя стандартными стали барабаны глубиной 16", такой стандарт сохранялся последующие двадцать лет.

Итак, к чему же нас это привело в итоге? По-видимому, сейчас эволюция идет в двух направлениях одновременно: популярны как двойные бас-барабаны, так и маленькие бас-барабаны на опорах ( bass drum risers), используемые в би-боп коллективах. Но вездесущий размер 16"х22" дюйма все еще используется в большинстве установок уровня «для начинающих».

Хотя маленькие или большие размеры бас-барабанов отражают существующие тенденции в мире музыки, опытные барабанщики понимают, что стандартов больше не существует – и это замечательно! Теперь в барабанах используется все, что подходит исполняемой музыке и соответствует определенной манере игры барабанщика.

Теперь ассортимент бас-барабанов очень широк: диаметр может быть от 16" до 26", а глубина – от 14" до 20". Узкоспециализированные производители имеет еще более широкий модельный ряд. В свете таких почти неисчерпаемых возможностей встает вопрос: что делать барабанщику, что выбрать? Давайте взглянем на физику бас-барабана.

Для начала необходимо изучить некоторые научные выкладки. Важно с ними ознакомиться, потому что они помогают понять, как бас-барабан создает тот звук, который из него исходит.

Бас-барабан – цилиндрическая форма, с двух сторон закрытая резонирующей мембраной (пластиком). Удар в пластик посылает столб воздуха по направлению к другому пластику, который начинает вибрировать спустя очень короткий промежуток времени (как правило, это одна-две миллисекунды). Эти пластики – настраиваемые, когда по ним ударяют, они вибрируют с фиксированной частотой, которая зависит от натяжения. Если натяжение пластиков и их вес одинаковые, высота их звучания будет одинаковой. Одинаковая настройка пластиков дает возможность извлекать наибольшую полноту звука из барабана. Если же пластики настроены не одинаково, они будут звучать на разной высоте, что, как правило, дает смешанный звук.

Однако в действительности все не так просто. Ударный пластик гораздо больше влияет на звук, чем резонансный. Пропорция влияния пластиков зависит от глубины барабана, типа пластика и самого удара по нему. Колебание ударного пластика после удара более резкое (быстрая атака), в то время как у резонирующего атака несколько медленнее, и звучание «шире».

Также пластики могут иметь разный вес. Они могут включать в себя демпферные кольца, которые ослабляют определенные обертоны и изменяют высоту основного музыкального тона. Такие демпферные кольца могут быть разными для ударных и резонирующих пластиков. Также один или оба пластика могут быть с отверстием. И, наконец, остается третий элемент «системы», который и определяет звучание – сам корпус барабана.

Как вы видите, существует много возможностей изменить звук барабана. Это объясняет, почему бас-барабан каждого барабанщика обладает уникальным звучанием. Мы даже оставим в стороне, почему один и тот же барабан может звучать совершенно по-разному при смене окружающей обстановки или помещения.

Чтобы исключить эти переменные из уравнения и дать вам возможность почувствовать все возможные характеристики барабана, которые можно измерить, мы решили ограничиться рассмотрением диаметра и глубины. Мы проследим, как эти факторы влияют на такие близкие сердцу вещи, как высота звучания, затухание звука, тон, чувствительность, ход педали и такой неуловимый, но очень важный момент, как “прокачивание” звука.

Gene Okamoto Нам поможет группа настоящих гуру барабанной промышленности: Боб Гатзин (Bob Gatzen), Джин Окамото ( Gene Okamoto ) и Рос Гарфилд (Ross Garfield). Гатзин - дизайнер барабанов, инженер по звукозаписи и продюсер, а также создатель, помимо прочих его барабанных изобретений, устойчивой рамы DrumFrame. Окамото – бессменный волшебник в мире барабанов Pearl и специалист по техническим вопросам. Гарфилд – энтузиаст Drum Doctors, специалист, определяющий суммы арендной платы барабаннов в студии, эксперт по техническим вопросам, проблемам настройки и сервису барабанов.

Вы думаете, что бас-барабан большого диаметра всегда будет давать более глубокий основной музыкальный тон. С физической точки зрения, чем больше диаметр, тем выше вероятность добиться более низких тонов, но это только если не учитывать другие факторы. «Очевидное наблюдение касательно высоты звука, - говорит Рос Гарфилд, - это то, что при увеличении диаметра звук извлекается более низкий. Но в значительной степени это зависит и от настройки барабана. Я могу настроить барабан диаметром 22" ниже, чем барабан в 24". Но 24" настроить на низкие частоты будет гораздо легче”.

Боб Гатзин соглашается, но отмечает различия между высотой основного музыкального тона и его силой. «Барабан большого диаметра будет производить низкие тона», - говорит Боб. «Но вы можете получить больше основного тона на пластике меньшего размера. Чем больше диаметр – чем больше площадь поверхности пластика, - тем меньше вы слышите основной музыкальный тон барабана. Если вы сравните диаметры в 10" и 16", основной музыкальный тон будет более очевидным, ощутимым на меньшем барабане. Это также важно для бас-барабана: при большем диаметре вы теряете в звучании основного тона».

Итак, мы установили, что при равных остальных факторах большие барабаны дают низкие тона, а меньшие будут обладать лучшим соотношением основного музыкального тона и обертонов. Но является ли высокий уровень громкости звука также причиной использования больших диаметров? По большей степени да.

«С физической точки зрения, удар в большой барабан перемещает больший столб воздуха», - говорит Боб Гатзин. «Подумайте о симфоническом барабане 30", о том, как громко он звучит. Барабанщики за первыми ударными установками также использовали большие барабаны. Но с появлением микрофонов нужда в них отпала, так как микрофон располагается внутри бас-барабана».

Рос Гарфилд дополняет, что проекция также зависит от глубины барабана. «Акустическая проекция пропорциональна длине кадушки. Но это становится неважным, если бас-барабан подзвучивают».

Может ли бас-барабан быть слишком большим для того, чтобы эффективно функционировать? Конечно. Большому барабану требуется больше энергии для передачи удара резонирующему пластику, энергии колотушки может не хватить. Эта проблема одинакова как для излишне больших, так и для слишком глубоких барабанов, но по разным причинам.

«При увеличении и глубины, и диаметра барабана уменьшается отдача», - говорит Джин Окамото. «Если барабан слишком глубокий, будет очень трудно, даже почти невозможно, заставить воздух двигаться от одной мембраны к другой. Если барабан слишком большого диаметра, звук может быть «дозвуковой», отклик будет медленным, и для того, чтобы извлечь звук, понадобится сильный барабанщик и педаль с длинной колотушкой. Так что бас-барабаны выпускают таких размеров, чтобы они служили практическим целям».

Боб Гатзин не поклонник «стандартных» размеров барабанов. «Со временем бас-барабаны диаметром 22" стали стандартом. Это пример неправильной постановки дела. Я считаю, что пластики в 22" инертны и их сложно настраивать. Это возвращает нас к физике: вы не можете заставить пластик быстро вибрировать, потому что воздух не прокачивается быстро. Если при настройке вы оставите пластик ослабленным, вы получите шлепающий (хлопающий) звук. Возможно, вы можете исправить это, изменив настройки на четверть и получив некоторый резонанс, но если изменение настройки чуть увеличить, это заставит барабан звучать излишне гулко. Из-за этого я теперь вряд ли когда-либо буду использовать барабаны диаметром 22". В настоящее время я пользуюсь барабанами с диаметром между 16" и 20". Недавно присутствовал на концерте Фила Коллинза – он бас-барабан 18" звучит невероятно!».

Перейдем к глубине нашего «цилиндрического резонансного корпуса». Действительно ли глубина важна для высоты звука? Да, но до некоторой степени. Но эффект не столь значителен для частоты звука, сколько для общего звучания. Послушайте запись бас-барабана или бас-гитары на вашем магнитофоне, настроив бас на эквалайзере – звук богаче и глубже, но фактическая высота звука не изменилась. Усилились низкие обертоны, добавив звуку «вес». То же самое происходит, когда увеличивают глубину бас-барабана. Но и в этой ситуации остается возможность выбора, как объясняет Джин Окамото. «Если вы берете бас-барабаны диаметром 22" с глубиной 14", 16" и 18", более глубокий барабан будет звучать ниже, чем остальные. Однако столб воздуха вынужден пройти более долгий путь, чтобы достичь мембраны , поэтому отдача будет относительно медленнее по сравнению с барабанами меньшей глубины. Также на приведение воздуха в движение до мембраны придется потратить больше энергии, чтобы добиться полного звучания. Барабаны меньшей глубины ответят на легкий удар и, следовательно, будут более чувствительны».

А как насчет чувствительности, в смысле быстроты отклика барабана? Вспомним слова Джина Окамото, про то, что глубокие барабаны менее чувствительны.

Боб Гатзин уточняет: «Чем меньше глубина барабана, тем он чувствительнее, потому что здесь меньше задержка между моментом прикосновения колотушки к пластику и следующим за ударом звуком. Вспомните малый барабан. Какова разница между пикколо 14" и малым барабаном 7" х 14"? Дело во времени задержки. Так что мой обычный совет людям, играющим на глубоком бас-барабане – бейте в барабан сильнее».

Если неглубокие барабаны обладают такой замечательной чувствительностью, какая польза в использовании глубоких барабанов? В возможности получить плотный, насыщенный звук от глубокого корпуса барабана. «Большая глубина корпуса позволит вам почувствовать, что вы добавляете звуку больший вес и широту», - говорит Гатзин.

«Не бойтесь покупать бас-барабан 20", но не 14"х20" – при таких размерах будет недостаточно силы воздуха. Лучше взять 16"х20".

Как все выше сказанное соотносится с тем внутренним комфортом, который мы чувствуем, когда садимся играть за новый бас-барабан? Отвечая на этот вопрос, наши эксперты сошлись во мнениях по поводу одной вещи: у вас будет быстрая отдача от барабана с меньшим диаметром. Но действительно ли это лучший выбор? На этот вопрос также есть несколько ответов.

Рос Гарфилд говорит, что от барабана в 18" отдача будет больше, чем от 20", 22" или 24". «Это означает, что вы сможете играть быстрее, с большим количеством ударов. Но это не значит, что вы будете ощущать себя лучше, чем за барабаном в 26 дюймов, играя « When the leevee breaks".

Джин Окамото также ставит ощущения выше, чем сам звук. «Мне всегда нравилось ощущение от бас-барабанов 70-х годов, заглушенных одеялом. Отскок был быстрый и четкий – почти как от пэда. Конечно, барабан и звучал почти как пэд. Сегодняшние бас-барабаны, со специально заглушенными пластиками с демпферными кольцами и доступной настройкой, сильно отличаются по ощущению отдачи от аналогов 70-х годов, слишком похожих на пэды. Тем не менее, барабанщики играют быстрее, во многом благодаря усовершенствованиям конструктивного дизайна педали и современной технике игры».

Такой аспект, как «ощущения» зависит от персональной игры каждого барабанщика. Бывают случаи, когда, например, быстрый отскок просто не подходит к стилю игры. Боб Гатзен считает, что ощущение – это субъективная область. «Некоторым барабанщикам нравятся 22-х дюймовые бас-барабаны со слабо натянутым пластиком, так что колотушка плохо отскакивает. На меньших бас-барабанах они не смогут играть таким образом столь же эффективно. Площадь пластика маленькая, шлепок не тот. Так что перед вами встает выбор в зависимости от ощущения, звука и стиля игры барабанщика. Думаю, ощущение все же важнее звучания».

Мы вернулись к вопросу: бас-барабан какой конфигурации будет соответствовать вашей музыке и вашему стилю игры? Мы оценили строение бас-барабанов с физической точки зрения и услышали несколько ценных мнений. Осмотритесь и решите для себя, можете ли вы сложить вместе звуковые и механические атрибуты, что вы можете добавить в представление о бас-барабане вашей мечты. Но когда дело коснется «ощущений», помните, что это часть уравнения, которое только ваше сердце (и ваши ноги) могут решить.