АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам сайта www.mikedolbear.com

Яна & webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Тур по фабрике Zildjian

Наше путешествие по фабрикам привело нас в город Норвел, штат Массачусетс, в святая святых старейшей фамильной компании - фабрику Zildjian.

Avedis Zildjian III История тарелок Zildjian начиналась в давние времена. Аведис был сыном арменина, прибывшего в Константинополь (Стамбул) в начале 17-го века, спасаясь от притеснений армян в Восточной Анатолии (азиатская часть Турции).

Его отец отливал металлы на службе у султана, и Аведис, родившийся в 1596 году, пошел по стопам отца. Однако молодой Аведис занимался не только производством чаш и блюд для сервизов султана, но и немного интересовался алхимией, смешивая металлы и химические элементы, пытаясь получить золото. В марте 1618 года Аведис получил заказ от султана, Мустафы Первого, сделать тарелки для его армии, и ему был дарован титул - Zildjian, слово состоящее из двух турецких слов и одного армянского суффикса "тарелка (Zil), мастер (Dj) + сын ian".

Аведис разработал формулу смешивания меди и олова (белой жести), для производcтва тарелок с уникальным звучанием. Созданная смесь была очень эластичной, на ней не появлялись трещины после закаливания, и при этом она обладала великолепным музыкальным качеством. Сплав бронзы в те времена был хорошо известен, но предложенный Аведисом метод смешивания составляющих частей был уникальным. Он принял меры для сохранения этого метода в секрете, чтобы никто не мог составить ему конкуренцию, и секрет сохранялся в течение смены поколений семьи Зилджян вплоть до наших дней.

Aram ZildjianПереместимся на 300 лет вперед в Америку, где недалеко от Бостона управляет делами кондитерской фабрики молодой эмигрант из Турции, - Аведис Зилджян Третий, с женой и сыном Армандом. Кондитерская фабрика приносит семье хороший доход, но в 1927 году Аведис получает письмо из Европы от брата отца - Арама.

Арам, будучи уже в летах, чувствует, что подошло время передать семейный секрет, поэтому он пишет письмо своему единственному преемнику, Аведису, в котором просит продолжить семейный бизнес. Так как Аведису не очень понравилась мысль о возвращении в Европу, он дал дяде согласие продолжить семейный бизнес, но только в Америке. Он убедил Арама и семейное дело было продолжено.

До экскурсии непосредственно по фабрике, нас познакомили с людьми, вовлеченными в процесс производства, начиная с отдела маркетинга, продаж, поддержки и работы с артистами.

Нам не понадобилось много времени, чтобы понять - все, кто работает на Zildjian, действительно любят эту компанию.

Затем мы долго рассматривали обилие реликвий, семейных фотографий, фамильных ценностей и знаменитых комплектов инструментов, выставленных в вестибюле. Здесь есть и многочисленные фотографии и картины последних поколений семьи Зилджян, и оригинал письма Арама своему племяннику Аведису III, и множество других вещей, бережно хранящих историю семьи. Стены коридора, ведущего вниз к фабрике, заполнены сотнями фотографий знаменитых музыкантов эндорсеров Zildjian.

В конце коридора специальный холл - Drummers Lounge , весь заставленный стойками с моделями всех тарелок, которые когда-либо сделанными Zildjian.

Большая часть лучших барабанщиков мира выбирали новый набор тарелок или просто пробовали новинки именно здесь.

На возвышении стоит одна из ударных установок Бадди Рича в классической расстановке. Вы можете свободно поместиться за установкой, что мы, конечно, и сделали, - хотя бы только ради того, чтобы сказать, что мы там были!

На противоположной стене располагается одна из первых тарелок, сделанных в США в 1920-е годы из серии 1910 года выпуска, которая, кстати говоря, смотрится просто потрясающе.

Заводской цех.

Вот, собственно, ради чего мы и приехали. Экскурсия по заводскому цеху с целью увидеть суть операции. Мы начали с обзора появления бронзовых тарелок Zildjian. В основном Zildjian производит два вида тарелок: из листовой (ковкой, malleable bronze, B8) бронзы и колокольной (литой, B20) бронзы. Колокольная бронза Zildjian изготавливается из нескольких металлов, которые соединяют на фабрике в один сплав. Основа же для листовой бронзы прибывает с заводов по обработке цветных металлов на фабрику и скручена в большие рулоны. Сплав для этого вида тарелок состоит на 92% из меди и на 8% из олова. Пример тарелок из листовой бронзы это серии ZXT и ZBT. Производство тарелок из этого сплава не такое дорогостоящее, как литая бронза, требует гораздо меньше вложенного труда, и такие тарелки замечательно подходят для начинающих. Сочетают приемлимое звучание и невысокую цену.

Из заводского цеха мы отправились в плавильный цех. Здесь смешивают расплавленные металлы. Только несколько авторизованных плавильщиков работают здесь. Они подписали пожизненное соглашение сохранять в секрете рецепт и технологии изготовления сплавов.

За закрытыми дверьми находится огромный тигель, в котором крошатся на мелкие части медь и олово и затем соединяются вместе в расплавленном жидком состоянии, перед тем как сплав разольют по формочкам. Затем болванкам дают остыть, затвердеть и вываливают, сортируя по весу и размеру. Чем большего размера тарелка, тем больше болванка.

Для райда 24” может подойти болванка толщиной в 1.5 дюйма , что значит, что она побывает много раз в печи, где разогреется для того, чтобы пройти через прокатный стан не менее 8 раз. Снаружи плавильного цеха мы видели контейнер, полный болванок, ожидающих, когда их нагреют и проведут через прокатный стан. Это были всего лишь куски остывшего металла, которые, однако, при ударе, даже на этой стадии, издавали довольно чистый звон.

Двигаясь дальше, мы достигли вращающейся печи. Это изготовленная на заказ система печей, в которой можно работать с температурой выше 1400 градусов по Фаренгейту.

Эта система заменила собой те четыре, что компания использовала раньше. Работа со старыми печами требовала много ручного труда для загрузки и выгрузки тарелок.

Использовалась система “первый обслуживается последним”, когда толстые тарелки загружаются первыми, так как на их обработку нужно больше времени, а тонкие в последнюю очередь. Это похоже на печь, в которой пекут пиццу.

В новой же печи, которая представляет собой карусель, все по-другому. Это платформа на роликовых колесах, позволяющая перемещать заготовки внутри печи, она движется по кругу, благодаря чему все заготовки прокаливаются одинаково. К тому же она достаточно велика, чтобы в ней помещались без преувеличения сотни заготовок одновременно, что позволяет компании разнообразить продукцию: они могут получать сплэши, хай-хэты и райды, делая прогона заготовок через печь. Если необходимо, процесс прокаливания и раскатывания повторяется несколько раз.

Сразу за печами находятся прокатные станы. После каждого оборота в печи заготовки выгружаются и пропускаются через эти прокатные станы, которые разглаживают их до тех пор, пока поверхность не примет нужного размера (учитываются площадь поверхности и насколько заготовка тонка). Заготовки раскатываются до тех пор, пока их края не начнут колоться.

Процессы, описанные выше – промышленные, cтрашный шум, сложное оборудование и большие парни, извлекающие горячие заготовки, пропускающие их через прокатные станы перед тем, как снова прогнать их через печь. Мы заглянули внутрь печи: она была заполнена заготовками на разных стадиях готовности. Далее каждую заготовку закаливают. Этот процесс включает в себя быстрые погружения будущей тарелки в раствор соли. Закаливание позволяет мастеру работать с тарелкой, не ломая ее. Такая работа напоминает искусство ковки мечей. Этот процесс действительно ключ к достижению заготовки такого состояния, когда она эластична и податлива, что позволяет далее обрабатывать металл с помощью молота без страха, что металл начнет колоться. После закалки выдавливается центральное отверстие и чаше придается нужная форма.

Начиная с этого момента, мы уже видим что-то больше похожее на тарелку. В далеком прошлом вы могли увидеть группу парней, сидящих полукругом с молотками, передающих друг другу тарелку для обработки ее сторон. Сегодня все делается не так. На фабрике Zildjian не используется ручная ковка, все работы с использованием молотков совершаются машинами. Если вспоминать старые времена, когда компания не обладала никаким оборудованием для придания тарелке нужной формы, это делалось руками, они делали это замечательно, это было искусство. В настоящее время с помощью современного программного обеспечения контролируются автоматические молоты, что позволяет компании производить тарелки любого дизайна, какие только можно себе вообразить. Можно выбрать режим работы нанесения молотком ударов, от хаотичного до точно рассчитанного места для каждого молоточка, а также задать силу ударов.

Арманд Зилджян придавал большое значение использованию современных технологий для облегчения труда рабочим и для того, чтобы весь процесс производства тарелок был наиболее эффективным.

Что касается тарелок серии K Custom, то после ковки и обработки на токарном станке они снова подвергаются ковке. Для серий A и A Custom ковка симметричная и равномерная. Для K Zildjian рисунок ковки более случайный, благодаря чему серия имеет большое количество обертонов. Тарелки серии K Constantinople подвергаются ковке в большей степени по сравнению с тарелками других серий.

Дальше мы попадаем в помещение с токарными станками. Процесс точения преследует две цели. Во-первых, придать тарелке соответствующий вес, а во-вторых, вырезать на поверхности желобки, придающие звучанию определенный тон.

Каждая серия обладает заданным диапазоном веса, и поэтому при обтачивании стараются ему соответствовать, но каждая тарелка остается неповторимой, что обусловлено легкими вариациями веса и высоты тона среди тарелок одной серии. Далеко не все тарелки проходят обработку на токарном станке, но она обязательна для серий A Zildjian, A Custom и K Custom. Все серии обтачиваются по разному, и тональные желобки у всех разные.

Теперь, наверное, самое захватывающее зрелище в туре по фабрике – как тарелка начинает приобретать бриллиантовый блеск после обтачивания. В операции задействованы шесть или семь вертикально-фрезерных машин. Каждая операция является продолжением предыдущей: тарелка прибывает сюда после предварительной обработки, ее помещают на станок, где шлифуется одна ее сторона. Для каждой стороны тарелки процесс повторяется. Внутреннюю поверхность чаши полируют вручную, пока тарелка находится на станке. Кажется, что рабочим это дается очень легко, но, конечно же, эта легкость - результат долгой работы с этими машинами.

Далее мы перешли в помещение, где тарелки полируют кожаными кругами (мягкая полировка). Некоторые модели тарелок проходят через эту операцию для достижения совершенного блеска.

После шума заводского цеха мы попадаем в безмятежность комнаты для тестирования. На первый взгляд, это непритязательная комната с грудой тарелок, ожидающих тестирования.

Однако, если бы стены могли говорить, их рассказ стал бы бестселлером, потому что в этой комнате царит неповторимый Леон Чиаппини (Leon Chiappini). Леон, главный тестировщик, работает в компании Zildjian вот уже 42 года!

Через его комнату проходит каждая тарелка, созданная в Zildjian, однако только когда тарелку прослушивает сам Леон или его заместители, на нее ставится логотип Zildjian. Таким образом, звучание каждой тарелки проверяется "вручную".

Стены этой комнаты увешаны фотографиями Леона с многими знаменитыми барабанщиками разных лет, и здесь вы действительно ощущаете течение истории и силу традиций.

Далее мы перешли в цех травления и чеканки логотипов. При нанесении логотипов используется метод шелкографии. Здесь буквально горы тарелок, приготовленных для печати логотипов, так что глядя на это, начинаешь верить в то, что фабрика работает 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

С помощью новейшей лазерной технологии Zildjian может наносить торговые марки на свои тарелки гораздо быстрее, чем это делалось раньше оттиском. Новый метод создает более стойкие, долгосохраняющиеся логотипы и не оставляет на тарелке пятен, вмятин и трещин.

Zildjian всегда ставят серийный номер под каждой торговой маркой. Рассмотрите свои тарелки Zildjian, вы найдете серийный номер, который позволит выяснить ее происхождение: когда была произведена, в какой печи и т.д.

И вот, наконец, мы идем в знаменитый склад. Здесь находятся тысячи тарелок ждущих отправки, сваленных друг на друга до самой крыши.

И вот тур закончен. Больше всего нас потрясли размеры фабрики. Она гораздо меньше, чем вы можете себе представить, зная товарооборот тарелок Zildjian в год, хотя фабрика работает все 24 часа в сутки.

Вы можете найти много информации об истории компании в книге “Zildjian – A History of the Legendary Cymbal Makers” автор Jon Cohan ISBN 0793591546. Онлайн тур по фабрике доступен по ссылке www.zildjian.com/en-US/abouе/factor_tour.ad2