Производство dvd для барабанщиков на Hudson music
Hudson Music – компания, которая вывела искусство видео и DVD обучения на новый уровень. Со времён видео Стива Гэдда [Steve Gadd], а затем Йоджи Хортона [Yogi Horton], школы которых первыми появились в музыкальных магазинах во всём мире, барабанное сообщество взяло эти форматы за основу получения доступа к знаниям ударного искусства. Неподражаемое мастерство и технику теперь стало возможно изучать с помощью vhs-кассет.
Hudson не является монополистом в этой области, но возможно это одна из самых быстро растущих компаний с репутацией производителя качественной продукции. В конце 2004 года Hudson совместно с Греггом Биссонеттом начал работу над новым DVD, под названием “Musical Drumming In Different Styles” (Искусство игры на ударных в различных стилях), что стало идеальной возможностью встретиться с Робом Уоллисом и его партнёром Полом Сигелем из Hudson Music, чтобы узнать, как происходит запись видео пособий. Роб Уоллис ведёт повествование…
В Начале
Многие годы люди просили меня и моего партнёра Пола объяснить: как мы делаем видеошколы. Как основатели DCI Music Video, мы начали делать видео для барабанщиков в 1982. Отсняли сотни всевозможных программ, переключившись несколько лет назад на производство DVD. DVD формат – золотая середина для программ? что мы производим, независимо от того является ли программа обучающей как, к примеру, Classic Jazz Drummers Series, либо это выступления, такие как Drummers Collective 25 th Anniversary Show и Modern Drummer Festival, либо смесь того и другого, как, например, Steve Smith DVD.
DVD формат позволяет в небольшую упаковку поместить огромное количество материала. Наши программы раньше длились около 90 минут. Теперь мы можем записать на двойной DVD материала на 5-6 часов. Этот формат позволяет записать как видео, так и аудио 5.1, комментарии, фотогалереи и многое другое.
Продолжаем…
Независимо от формата, барабанщика и направленности продукта, каждая программа тщательно продумывается, прежде чем начнётся работа в студии. Для школы Грегга Бисссонетта мы начали с наброска того, что мы хотим собрать на диске. Набросок составляли и редактировали попеременно Пол, Грегг и я. Грегг в студии сделал пробную запись материала перед камерой. Это позволило Греггу примерно оценить, как всё будет выглядеть и сгладить моменты, на которых он хотел бы остановиться подробней. Мы просмотрели материал, что в свою очередь позволило нам продумать дизайн обложки, понять какие кнопки и меню будут использованы, а также определиться со временем на каждую часть материала.
Пока происходило всё вышесказанное, решался вопрос о том, какую студию мы будем использовать для записи. Сначала планировалось использовать студию Beartracks за пределами Нью-Йорка. Но мы чувствовали, что нужна смена обстановки и решили провести съёмки на студии в районе Woodstock . Студия расположена на вершине горы, и чтобы добраться до неё, нужно потратить 15 минут, по просёлочной дороге, которая чаще выглядела, как размытая грязью тропинка. С горы открывался восхитительный вид, а внутри комплекса и зданий была звукозаписывающая студия с просторной комнатой для Грегга с барабанами и аппаратурой, плюс спальные комнаты для всех нас. Одной из проблем была еда - 15 минут спуска, а затем подъёма слишком бы нас задерживали, поэтому мы решили нанять повара, который готовил бы нам 3 раза в день, и мы могли принимать пищу все вместе в столовой.
Затем мы набирали команду техников. Многие из операторов, световых и аудио-техников работают с нами уже долгое время. Когда команда и студия были подобраны, мы вместе составили примерный график работ, основанный на демо-записи Грегга.
Грегг прибыл за день до начала, и поэтому у него было время приспособиться к смене временного пояса, так как он прилетел из Лос-Анжелеса. Также ему требовалось время для внесения последних изменений в программе записи, для настройки ударной установки, которая была специально прислана компанией Mapex, и для прослушивания новых тарелок Zildjan, присланных в дополнение к тем, что он привёз с собой.
День первый
Начало работы команды в 6:30 утра. Мы разделили команду на две части. Одна из них работала внутри помещения: подзвучивала установку, устанавливала освещение и камеры. В это время другая часть вела съемку вне помещения. Мы решили, что великолепные виды, открывающиеся с горы, можно использовать в нашем новом фильме.
Я (Роб Уоллис) прибыл в 8:30 с нашим партнёром Роном Фраем, представителем Hudson Music Europe, прилетевшим на съёмки. Погода начала портиться. Пошёл небольшой дождь, но худшим был туман, который становился всё сильнее с высотой.
Грегг начал работу с изучения программы и ознакомления с вводными словами фильма на фоне природы. Мы решили снимать моменты, в которых можно обойтись без барабанов вне стен павильона. В 9 утра мы начали съёмки вводной части. Грегг должен был идти по каменной лестнице к бассейну и говорить, используя радио микрофон.
Дождь прекратился прямо перед тем, как мы начали съёмки, но из-за тумана дождь постоянно возобновлялся. Мы думали, как же это будет выглядеть на плёнке, и решили сделать так, чтобы люди смотрящие программу поняли, что это настоящий туман.
Все это время Грегг был на высоте с его комедийными гримасами и шутками в перерывах. Мы засняли несколько мест неподалёку от студии, в то время как “внутренняя” команда усиленно работала, завершая все приготовления. Внутренняя команда работала от 9 утра и до 7 вечера, а наружная с 7 утра 6 вечера. Вечером все встретились за ланчем.
После ланча дождь начался снова, и мы были вынуждены искать интересные места для съёмок внутри комплекса старых зданий. Некоторым из них было около 80-ти лет, поэтому найти подходящее место было нетрудно. Позже, когда было готово освещение, а пластики на барабанах поставлены нашим барабанным техником Даниэлем, на барабаны закрепили микрофоны, и после обеда Грегг настроил их.
Мы использовали для записи две барабанные установки Mapex: одна большая и одна маленькая (джазовая комплектация). Грегг прослушал большой ассортимент тарелок и решил, какие будет использовать. После этого все отправились спать, так как нас ждал тяжёлый день.
День второй
В наших планах была съёмка в 9:30 с началом работ в 8:30. В 9 часов мы обнаружили гул на аудио плёнке, которого не было днём раньше. Шон (наш аудио-инженер), Ральф (видео-инженер) и Майк (светотехник) пытались выяснить, в чём проблема. Через три часа проблема была решена. Помехи создавал набор ламп, точнее их проводка. Мы заменили линию и наспех пообедали. После обеда был произведён последний тест освещения, во время которого Грегг разогревался за установкой, и мы сделали пробную запись для проверки звучания барабанов. Ровно в час началась съёмка.
Грегг использовал огромное количество разнообразного материала. Он начал с небольшого обзора барабанщиков Джеймса Брауна, продолжил рассказом о роли ghost notes в создании грува, говорил о Моррисе Дэе, барабанщике Jellubean Johnson и о песне «777-7311», о том, как вдохновляет его грув из песни « Marbles ». Затем он разобрал отрывки некоторых песен. Обьяснил, как барабанщик должен держать ритм, о динамике исполнения, акцентрировал внимание на том, что барабанщик влияет на темп и динамику исполнения больше, чем кто-либо другой из группы. Показал способы группировки рудимента парадидл-дидл и продемонстрировал классический вариант смещения бита.
Затем Грегг рассказывал о пении за барабанами, о необходимости играть в берушах, нюансах игры на прослушивании, выборе оборудования, особенностях игры на тарелке крэш, заполнениях на бас-барабане, остановился на разборе стиля игры Тони Уильямса и многом другом.
Затем Грегг уделил внимание латинской музыке: 2/3 songo, 2/3 son clave, 3/2 songo и 3/2 son clave. Продемонстрировал cascara patterns и говорил о важности умения прислушиваться к тому, что играешь, а также о пользе исследования музыки, которую барабанщик играет, и посоветовал послушать таких барабанщиков, как Horacio El Negro Hernandes, Chanquito, Luis Conte и его учителя Jimmy Branly.
Грегг подчеркнул важность открытого отношения к различным музыкальным стилям и показал, как один стиль повлиял на другой, что, к примеру, джазовому барабанщику проще сыграть шаффл. После он играл примеры из песни «No Hay Porqueo».
К половине шестого Грегг перешёл к нечётным размерам. Говорил о музыке Frank Zappa, Yes, Dream Theater и о игре Joe Morello в песне “Take 5”. Показал различные способы счёта в размерах 5/4, 7/4, 9/4 и способах группировки длительностей в нечётных размерах. Рассказал как играть грув в 7/8, а затем сыграл отрывки из песни “Noath Ark”. Всё это было снято с первого дубля, и мы прервались на обед. Благодаря профессионализму Грегга мы нагнали упущенное время и теперь укладывались в расписание.
Во время обеда Грегг рассказывал истории, случавшиеся с ним в турне за последние 15 лет. Во время перерыва мы обсудили оставшийся материал и прослушали заснятое.
Вторую часть съёмок Грегг начал с объяснения принципов настройки томов и раскрыл секрет настройки бас-барабана в песне Wayne Shorter “Footprints”. Продолжил объяснения разбором партии в песне “Train to Willoughby”. Разоткровенничавшись, Грегг признался в любви к группе Foo Fighters, к чему было продемонстрировано пара брейков так называемого New Orleans стиля.
Затем Грегг говорил о блюзе, начав с Chicago Blues, Bone Walker и блюзовом варианте шаффла. Показал технику игры на хай-хете, родоначальником которой считается Steve Gadd, плюс игру ghost notes перед акцентами. Говорил о соло в блюзе и, резюмируя все вышесказанное о блюзе, сыграл “Cloudy Day”.
Несмотря на то, что уже было 8 часов вечера, Грегг был в отличной форме и продолжил рассказ его излюбленной темой – игра в биг-бэндах. Осветил некоторые нюансы игры барабанщика в больших оркестрах. Грегг разъяснил важность быть «музыкальным», что нужно концентрироваться на музыке, а не на солировании. Показал классические партии ударных: “Rock'n'Roll” Джона Бонэма, “Sing,Sing,Sing” Джина Круппы, “Rosanna” Джеффа Поркаро и пример игры Ринго Старра в песне “Come Together”.
На этом мы закончили запись заключительной части, на часах было 10-ть вечера. Благодаря опыту Грегга, накопленному в течение множества проведённых мастер-классов, мы смогли заснять огромное количество материала за короткий промежуток времени.
День третий
Собрание команды в 8:30 утра, а уже в 9 часов начало съёмки. В этот день нам осталось отснять, как Грегг играет песни, на примере которых днём раньше были освещены различные техники и стили.
Начали с того, что Грегг сыграл ещё раз демо Джина Крупа, так как он почувствовал, что вчера сыграл его немного быстрее чем нужно. По инициативе Грегга пересняли комментарии, которые он дополнил новыми замечаниями и рассказом о нюансах работы барабанщика в студии и на концертах.
Где-то в 11-ть Грегг сыграл песню “Marbles”. Она была записана с первой попытки. В 11:45 Грег начал играть “Submarine”, но кто-то в студии зацепил провода и несколько микрофонов упало. Пришлось переснимать.
В 12:25 Грег сыграл “Train of Willoughby”. Нам снова удалось записать за одну попытку. Во время игры “Noah's Ark” Грегг в середине песни перепутал секции и только со второй попытки песня была записана.
В 13:10 Грегг сыграл “No Hay Porqueo” записанную с первой попытки, а затем сразу начал играть свободное соло, и это тоже было заснято за одну попытку.
После того, как мы засняли “Cloudy Day”, был объявлен перерыв на обед. Получалось, что Грегг, не вставая, записывался около 4-х часов за установкой.
В 15:30 Грегг сыграл песню “Lum Lum” и решил, что может исполнить её лучше. И он был прав - вторая попытка была великолепна. Затем Грегг исполнил свой трибьют Тони Уильямсу “Tribute to Tony”. В соло использовал характерные для Тони Уильямса проходы по томам и другие особенности легендарного барабанщика. Затем Грегг вернулся к обсуждению песни “Lum Lum” и сыграл быстрые варианты и один замедленный различных моментов песни. Говорил о его сконцентрированности на райд-тарелке, когда играет свинг.
После этого Грегг перешёл к обсуждению композиционных форм и показал типичный ААВА вариант. Также говорил о важности концентрации во время выступления.
В 17:30 было заснято объяснение Греггом его трибьюта Тони Уильямсу. Он рассказал о своих поездках в Сан Франциско, где брал уроки у Тони, и показал, чему научился: оригинальные форшлаги по томам и его быструю манеру игры на тарелке райд. Мы закончили к 6 часам вечера на рассказе о игре в биг-бэндах.
После чего тщательным образом проверили по 20-ти страничному плану – всё ли было сделано. И команда техников приступила к демонтажу оборудования – типичная процедура на 3-4 часа работы. Остальная часть команды фотографировалась на память с Греггом.
Ночью, по пути домой, я думал о том, какой Грегг общительный и добродушный человек, профессионал, играющий в различных музыкальных стилях, о том насколько музыкально правдива его игра от первой до последней ноты.
Послесловие
Три дня съёмок и работа большой команды - лишь часть проделанной работы. После съёмок начинается тяжёлая работа по монтажу, созданию обложки, маркетингу и дистрибуции продукта.