Барабаны Brady
С малыми барабанами чего только не бывает, например, дорогой, красивый инструмент может звучать как банка из-под кофе, а дешевенький, на шесть винтов выдавать райскую трель. Определенно, многое решает качество конструкции и превосходные компоненты, но есть в этом и элемент волшебства, который наука и инженеры предсказать не могут. Тот самый “вау” фактор, который выделяет барабан из десятка других. А остались ли еще мастера, бросающие вызов устоявшимся нормам в поисках этого фактора?
Chris Brady один из тех редких людей в музыкальной индустрии, кто осмеливается спрашивать “а что если?”. В 80-е Brady представил свои блочные малые барабаны из наборных кадушек, сделанные из очень твердых и плотных экзотических пород дерева родом с запада Австралии, где он и живет.
Долгое время имя Brady было покрыто мифами, - некий мастер, ездит по стране в поисках подходящей древесины, сам рубит и перевозит, а затем с усердием создает необычайно красивые малые барабаны.
Громкая атака и быстрое затухание инструмента благодаря повышенной плотности дерева и технологии производства кадушки из наборного массива (как бочки из готовых долей). После того, как разобрались с финансированием и правом собственности на марку, которые все еще туманны, барабаны Brady появляются под именем Chris Brady & Craftsmen. В то время как другие производители барабанов стремятся достичь постоянства в звуке внутри каждой серии, Brady славятся уникальностью каждой кадушки.
Сегодня Chris Brady & Craftsmen производят не только малые барабаны из наборных вертикально брусков [англ. block shell "кадушка из блоков" – прим. Drumspeech.com], но также малые барабаны и ударные установки с кадушками из слоев шпона. В статье я намерен уделить внимание именно малым барабанам – как с наборными кадушками, так и с многослойными. Мне прислали два малых барабана 14" x 5 1/2": один – с наборной кадушкой из "красного дерева" [англ. desert redwood; скорее всего, имеется в виду один из видов эвкалипта, предположительно eucalyptus resinifera – эвкалипт смолоносный (иначе – красное камедистое дерево), древесина которого широко употребляется для производства паркета, панелей и т.п. – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], с отделкой под натуральный блеск, второй – с многослойной кадушкой из дерева ярра [англ. jarrah – эвкалипт окаймленный – прим. Drumspeech.com], с эксклюзивным отделочным слоем, представляющим собой расположенные в шахматном порядке фрагменты шпона из древесины ярры. Кроме того, я получил два малых барабана 12" x 5 1/2": у первого – многослойная кадушка из ярры с наружным белым шпоном из другой разновидности эвкалипта [а именно – eucalyptus salubris; по-английски данная разновидность из-за особой конфигурации ствола называется gimlet, что переводится как "бурав"], у второго – наборная кадушка из ярры с отделкой под натуральный блеск. Количество экзотических пород дерева, предлагаемых Brady, поражает воображение – на выбор предоставляется более 600 различных австралийских древесных пород, каждая из которых обладает своими звуковыми характеристиками.
Наборные кадушки собираются по тому же принципу, что и составные [stave shells – кадушки из составных долей наподобие "бочарных клепок", т.е. staves – прим. Drumspeech.com], при этом волокна текстуры идут вертикально от одного края к другому. Составные доли соединяются друг с другом при помощи шипов и пазов и укрепляются посредством эпоксидного клея. Эффект, который подобная технология оказывает на звучание, на мой взгляд, заключается в том, что это придает кадушке более твердый и сфокусированный тон, чем у многослойных барабанов, которые обычно звучат более открыто по сравнению с наборными. В качестве основы для многослойных барабанов используется лист шпона из ярры толщиной 0,6 мм. Ярра, как и многие другие породы, используемые при изготовлении этих барабанов, имеет очень плотную и твердую древесину, с которой не сравнятся традиционные клен или береза, столь часто идущие на кадушки для малых барабанов. В то время как в большинстве барабанов из шпона слои соединяются перекрестно, так что направление волокон текстуры с каждым новым слоем меняется, кадушки Chris Brady & Craftsmen отличаются одинаковым расположением слоев, при котором волокна всегда идут горизонтально. Барабаны 14" состоят из десяти слоев ярры, в то время как барабаны 12" – из девяти. Выемки для струн выполнены довольно круто по сравнению с многими современными барабанами. Кромки кадушки заостренные, а сами кадушки уменьшены ровно настолько, чтобы пластик имел возможность смещаться и резонировать в полной мере.
Малые барабаны Chris Brady & Craftsmen снабжены натяжной системой из трубчатых лагов, гнутыми ободами с тремя кромками и стандартным механизмом натяжения/сброса струн с фиксатором. Отделка каждой кадушки включает в себя привлекательный логотип в виде военного барабанщика. Малые барабаны поставляются в комплекте с пластиками Remo Ambassador.
Хотя с визуальной точки зрения все барабаны прекрасны, я сперва подробно остановлюсь на вопросе звучания. Сказать, что эти барабаны звучат сухо, – значит мало сказать. Лично я в малых барабанах отдаю предпочтение более влажному и открытому звучанию, и поначалу мне было нелегко приноровиться к быстрому угасанию и отрывистости этих барабанов. В небольшом репетиционном помещении малые барабаны совершенно без проблем "прорезались " сквозь громкий гул гитары, баса и органа – но где же, спрашивается, резонирование в духе Charlie Watts’а, которое я так люблю? Если вы ищете барабан, который обладал бы "бесконечным" резонансом, то Brady, пожалуй, вам не подойдет. Даже сама компания в своих публикациях признает эту особенность, отмечая, что для наборных кадушек характерны "очень быстрое угасание и более густой тон". Чем я все-таки проникся – так это высотой звучания и контролем, что дают эти барабаны. Я одолжил барабан Lorne Entress’у, местному студийному барабанщику и продюсеру, которому нравится более сухое звучание, и он отозвался о нем так: "Инструмент обладает очень обтекаемым, контролируемым звучанием, чего у размера 14" x 5 1/2" я никогда прежде не встречал. Возможно, этот тип малого барабана будет лучше реагировать при использовании другого микрофона (а не Shure, применявшегося в нашем случае) – такого, который обеспечит более качественное снятие транзиентных колебаний [англ. transients – резкие изменения уровня сигнала – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков]. И в итоге я пришел к мысли, что, если поэкспериментировать, то из Brady может получиться потрясающий барабан для работы в студии".
Во время технического демонстрирования барабанов, устроенного для одного молодого коллектива, игравшего в направлении панк-ска, продюсер, с которым я работал, предпочел прочим малым барабанам многослойный Brady 14" из ярры – именно потому, что тот обеспечивал чрезвычайный контроль. Он хотел, чтоб малый барабан было слышно поверх духовых и гитар, и ему нужно было слышать четко артикулированную игру барабанщика. Барабаны Brady превосходно годятся для такой ситуации. К тому же они идеальны для исполнения очень точных фигур на малом. Они отличаются четким исполнением какой-либо ноты без чрезмерного ее расцвечивания. Конечно, такой тип звучания имеет и свои недостатки. Вы не добьетесь тех долгих обертонов, которых можно ожидать от латунной или тонкой кленовой кадушки. А получаемые обертоны звучат хоть и приятно, но коротко.
Когда я настраивал многослойные и наборные барабаны до одной и той же основной высоты, то обнаружил, что наборный барабан 14" из "красного дерева" обладает атакой, которая задерживается на более высокой частоте, чем у многослойного барабана из ярры. Наборная кадушка звучала четче, и проекция у нее была лучше, но я пришел к выводу, что мне больше по душе многослойные кадушки 12" и 14". Когда я в студии поставил многослойный барабан 14" x 5 1/2" из ярры рядом с многослойным барабаном из березы, с кадушкой такой же глубины и приблизительно той же толщины, я, к удивлению своему, обнаружил, что барабан из ярры обладает характерным среднечастотным послезвучием, в отличие от барабана из березы. Громкость и атака не обязательно означают высокий тон, хотя ваши уши могут вас обмануть, и вы можете подумать иначе.
Просто чтобы убедиться, что слух меня не подводит, я устроил барабанам 12" (оба из ярры) "слепое" тестирование. При игре на барабане с наборной кадушкой атака отличалась более высоким тоном и была более сфокусированной, чем у многослойной кадушки, даже когда я использовал более низкую настройку! Хотя наборные барабаны обладают сильной выразительностью, их тон становился приглушенным по мере того, как я сильнее натягивал пластики. Диапазон настройки у них более узкий, чем у многослойных барабанов, которые, казалось, не теряли слишком много тона при высокой настройке.
Никогда не видел более красивой отделки, чем структурированная поверхность из ярры у многослойного барабана 14", где фрагменты шпона расположены наподобие шахматной доски, которая переливается, когда на нее падает свет. Подобное внимание к деталям можно встретить в образцах эксклюзивной заказной мебели, но вряд ли кто стал бы ожидать подобное от барабанов. На первый взгляд все виды отделки казались красивыми и демонстрировали необычное применение экзотической древесины, используемой Brady. Однако при более внимательном обследовании я обнаружил кое-какие визуальные изъяны, которые должны бы выявляться в ходе приемочного контроля. Оба барабана с наборными кадушками имели на одной из долей дефект в виде сучка, из-за чего заметно нарушалась ровность блестящего покрытия. Эти доли следовало отбраковать или хотя бы заполнить углубления. Подобным же образом большие трубчатые лаги оказались плохо отполированными у основания, и там ясно проступали следы обточки.
Когда я снял пластик с многослойного барабана 12" x 5 1/2" из ярры с наружной отделкой из белого шпона, то заметил, что вентиляционное отверстие (обрамленное хромированной втулкой) было просверлено наспех и древесина на внутренней стороне кадушки в этом месте расщепилась. Машинка с боковой системой сброса струн не могла похвастаться плавным ходом; и, хотя на трех барабанах были одинаковые литые фиксаторы, на четвертом стояла более дешевая версия из штампованного металла. Мне могут возразить, что это мелкие изъяны, и тем не менее в заказном барабане таким недоработкам не место, поскольку здесь главное – внимание к деталям, т.е. именно то, чего вы ожидаете и за что, собственно, платите деньги.
Розничные цены на эти барабаны вовсе не запредельные, особенно если учесть, что Chris Brady & Craftsmen – единственная известная мне компания по производству барабанов, которая полностью контролирует весь процесс изготовления кадушек, начиная с заготовки деревьев и непосредственной сборки и кончая нанесением отделочного покрытия. Это очаровательные инструменты, изготовленные полностью вручную и обладающие специфическим звучанием. Упомянутые мной мелкие дефекты не следует сбрасывать со счетов, однако это вполне терпимо и исправимо. На протяжении лет Brady продолжает совершенствовать производственный процесс, меняет дизайн (так, на одном из этапов малые барабаны имели полые деревянные лаги с металлическими сердечниками) и по-прежнему играет важную роль в сфере производства заказных барабанов. Всегда было интересно и увлекательно следить за тем, как эта компания из Южного полушария готовится преподнести свой очередной сюрприз. Жаль, что слоган "The Thunder From Down Under" ("Гром снизу") [англ. down under ("внизу") – разговорное обозначение Австралии – прим. Drumspeech.com] уже занят другой компанией, ведь Chris Brady & Craftsmen уже давненько производят немалую шумиху.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.