История барабанных рудиментов
Много лет среди барабанщиков, преподавателей музыки, дирижеров и композиторов ведется дискуссия по поводу БАРАБАННЫХ РУДИМЕНТОВ: как они появились и каково их место в современной музыке. Мне бы хотелось проследить историю развития рудиментов и обсудить их назначение и ценность.
В музыкальном преподавании, при обучении начинающего студента игре на каком-либо инструменте, следует руководствоваться единообразием. Методика обучения и исполнения должна содержать в себе некую основу, которая способствовала бы этому единообразию. Для инструментов с четко выраженным тоном используются гаммы, при помощи которых развиваются базовые техники и контроль пальцев. Малый барабан, будучи инструментом неопределенного тона, не имеет звукоряда, и гаммы к нему неприменимы, однако за многие годы были разработаны барабанные рудименты, которые служат, главным образом, для развития техники и единообразия исполнения.
Словарь Вебстера определяет понятие "рудимент" [англ. rudiment – "основы", "элементарные принципы", от лат. rudimentum – "зачаток", "начальная ступень" – прим. Drumspeech.com] как "первый принцип любого искусства или науки". Вот отсюда нам и следует начать – с "первого принципа искусства", или, иными словами, с самых основ драмминга, с барабанных рудиментов. Всего их 26, и, подобно гаммам прочих инструментов, они изучаются на раннем этапе, поочередно – один за другим.
Вы спросите: а кто первым начал пользоваться рудиментами? Историки в этой сфере обычно ссылаются на швейцарцев, которые впервые стали использовать барабанные рудименты в военных барабанно-флейтовых оркестрах. Первая цель, конечно же, состояла в том, чтобы установить среди барабанщиков единообразие, используя в военных оркестрах равное количество барабанщиков и флейтистов. Барабанщики должны были играть в унисон. Все это было около четырехсот лет назад.
Нотное письмо, каким мы его знаем сегодня, в то время не было известно. Барабанщики играли "наизусть" – по звуку, по памяти, как, например: tra-da-dum, tra-da-dum, tra-da-dum dum dum. Длинная дробь тогда выглядела как da-da-ma-ma и начиналась левой рукой, чтобы с самого начала тренировалась более слабая рука.
Именно швейцарцы претендуют на изобретение барабанных рудиментов. Мы основываемся на руководстве для барабанно-флейтовых оркестров доктора Fritz Berger’а под названием "Das Basler Trommeln" ["Базельское барабанное искусство"], изданном в швейцарском городе Базеле. В этой книге приводятся примеры из ранней истории, а также картинка барабанно-флейтового оркестра, изображенного на здании, относящемся к 1525 году. Эта книга увидела свет в 1928 году, но сейчас она не издается.
Доктор Fritz Berger, умерший в 1961 году, был по профессии адвокатом в Базеле (Швейцария). Игра на барабанах была его хобби, и он считался одним из лучших по этой части. В 1951 году я имел возможность нанести визит доктору Berger’у в Базеле, вместе с Eugene Giannini, инструктором-барабанщиком полицейского оркестра в Цюрихе. В беседе с этими авторитетными людьми я узнал, что нотная запись в Швейцарии стала использоваться примерно с 1620 года. Где-то в 1660 году эти нотные записи попались на глаза французам, и те тоже сформировали барабанные военные оркестры, одни с флейтами, другие – с трубами (горнами). И тогда нотная запись начала модифицироваться – возможно, из-за более быстрого маршевого шага французов. Швейцарский маршевый темп был, как и сейчас, довольно медленным – 110 шагов в минуту, в то время как французский – от 120 до 128 шагов.
Следующим пунктом миграции рудиментов стала Шотландия. Опять-таки, возникли легкие вариации, как в плане темпа, так и по стилю исполнения. Оркестры волынщиков маршируют обычно с темпом 120 шагов в минуту. Вскоре это же подхватили и англичане, также адаптировав рудименты под свой особенный стиль. Таким образом, при перемещении из одной страны в другую, происходили легкие изменения и, возможно, даже отказ от каких-то отдельных элементов.
В Америку рудименты пришли, когда Восточные штаты были британскими колониями (примерно в XVI-XVII вв.), вместе с английскими полками.
Во время американской революции XVIII века американские военные оркестры (главным образом, барабанно-флейтовые) были, разумеется, переняты у англичан. Какая в то время использовалась музыка и какие были нотные записи – об этом, к сожалению, данных не сохранилось.
Первая в Америке книга-руководство для барабанно-флейтовых оркестров, в которой перечислялись барабанные рудименты, вышла 16 января 1812 года за авторством Charles Stewart Ashworth’а, и в каталоге Библиотеки Конгресса (Вашингтон, округ Колумбия) она сопровождается следующим комментарием: "Рассчитана, главным образом, на использование в армии и флоте Соединенных Штатов". В этой книге приведены 28 барабанных рудиментов, очень похожих на те, что используются и в наши дни (особенно все дроби, начинающиеся с левой руки).
Следующей наиболее важной книгой XIX века стало руководство Bruce & Emmett, изданное в мае 1862 года. Авторами были: George B. Bruce, в то время ведущий инструктор-барабанщик в школе практического обучения на Губернаторском острове (Нью-Йорк) и Daniel D. Emmett, флейтист и автор популярной американской песни "Dixie". В этой книге впервые акцентируется вторая доля при исполнении длинной дроби da-da-ma-ma. Когда мне было десять лет, мой отец послал меня с этой книгой к John Catlin’у, инструктору-барабанщику, чтобы я взял у него свой первый урок. Данная книга была издана Wm. A. Pond & Co. в Нью-Йорке и получила широкое распространение в последующие сорок лет.
Далее шла книга "Strube Drum and Fife Instructor" ["Руководство Strube для барабанно-флейтового оркестра", автор – Gardiner A. Strube], вышедшая 9 февраля 1869 года. Эта книга была издана для Национальной гвардии Новой Англии (по ее же заказу). Она не добавила ничего нового к книге Bruce & Emmett. Фактически, она ее повторяла, лишь с несколькими изменениями, да и те были явно не в ее пользу. Эта книга не обрела повсеместного распространения, как Bruce & Emmett, а использовалась практически исключительно Национальной гвардией Новой Англии [Новая Англия – исторически сложившийся в начале XVII века регион в северо-восточной части США, состоящий из 6 штатов – прим. Drumspeech.com].
До этого времени оркестры различных военизированных структур состояли, главным образом, из флейтистов и барабанщиков. Но затем появляется Военно-морской оркестр США, представляющий собой подразделение барабанщиков и горнистов. Теперь задачу написать руководство взял на себя сам John Philip Sousa. Его книга называлась "Trumpet and Drum" ("Труба и барабан"). В ней мистер Sousa пишет следующее: "Автор выражает признательность мистеру F.W. Lusby, инструктору-барабанщику Военно-морского оркестра США, за его вклад в эту работу". Книга была опубликована в 1886 году. Она стала руководством для всех барабанщиков всех армейских и прочих военизированных структур и, кроме того, получила широкое распространение и среди гражданского населения, поскольку содержала все барабанные рудименты.
На исходе XIX века барабанное искусство, похоже, было уже поставлено на широкую ногу. С изобретением ножной педали и появлением так называемого "удвоенного" исполнения [англ. double drumming, поскольку изобретение педали и появление ударной установки позволяло одному барабанщику играть "за двоих" – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] число преподавателей барабанной науки возросло еще больше: одни привносили новые идеи или более совершенные приемы, другие были не столь прогрессивны. Инструктор-барабанщик танцевального направления, главным образом, пытался дать понять студенту, что рудименты устарели и не столь важны для современного исполнения. Даже отдельные специалисты старой закалки опубликовали книги, посвященные более совершенным приемам, различным дробям "с прижимом" и т.п., но, несмотря на это, некоторые уроженцы восточной части США оставались верны традиции, и среди них – Carl Gardner, братья Dodge, George B. Stone, Harry Bauer, J. Burns Moore, Gus Moeller и другие. Первая книга Harry Bauer’а, "The Imperial Method of Drumming" ("Высшая методика барабанного искусства"), изданная John Church & Co. в 1889 году, была очень хорошим руководством, основывавшемся строго на рудиментах, и получила широкое признание. Вторая его книга под названием "The Bauer Method" ("Метод Бауэра") была издана им самим в 1904 году и включала в себя раздел "Дробь тройками". Материал оказался недолговечным, потому что дробь тройками была крайне непрактичной.
В первую пару десятилетий XX века в барабанном искусстве произошли огромные изменения: имел место большой прогресс. Появились танцевальные ансамбли, первые ударные установки, ножные педали, рэгтайм, импровизация и многочисленные методики обучения игре на барабанах в помощь барабанщикам, игравшим на первых прототипах ударных установок. Какое-то время и в самом деле казалось, что барабанные рудименты обречены. Тем более, что последовало еще одно грандиозное новшество – синематограф (немое кино), с барабанщиками (всякие бух-трам-бах эффекты для озвучивания – прим. Drumspeech.com) и фоновыми эффектами.
Но были, конечно же, и духовые оркестры в парках аттракционов и городских парках, армейские и военно-морские оркестры, оркестры на всемирных выставках и самое главное – великолепный вашингтонский Военно-морской оркестр, в котором дирижировал John Philip Sousa. Этот оркестр совершил три мировых турне. Именно Военно-морской оркестр, по большому счету, оставался верен рудиментам – больше, чем любой другой коллектив в тот период.
В последующие годы книга-руководство Sousa для барабанно-горновых оркестров больше не издавалась. Печатные формы случайно были уничтожены. У меня сохранился один экземпляр книги, который я показал мистеру Sousa в 1932 году, выразив мнение, что ее следует переиздать. Мистер Sousa тогда был уже на пенсии и не захотел этим заниматься. Я попросил у него разрешения на переиздание книги и получил согласие. Сейчас эта книга включена в каталог Ludwig.
В конце первой мировой войны (1919 г.) Американский легион [крупнейшая организация ветеранов войны в США, в то время только-только основанная – прим. Drumspeech.com] организовал и провел конкурс барабанно-горновых оркестров в масштабе всей страны. Сюда же входил и конкурс индивидуального барабанного исполнения. Школьные ансамбли тоже проводили как конкурсы по индивидуальному исполнению, так и конкурсы среди коллективов. Для этого требовались компетентные судьи, а таковых было не много. Вдобавок ко всему еще и отсутствовало единообразие в исполнении рудиментов: так, например, длинная дробь, согласно Bruce & Emmett, исполнялась с акцентом на второй доле, начинаясь открыто. В книге Strube, напечатанной семь лет спустя (1859 г.), этот акцент опущен. Более того, книга Bruce & Emmett, вышедшая в 1862 году, показывает длинную дробь открытой, закрытой и вновь открытой, в то время как обучающиеся по книге Strube медленно начинают открытую дробь двумя ударами левой руки (но без акцента на второй доле), затем постепенно "закрывают" дробь, разгоняясь до максимального темпа, и на этом останавливаются, так и оставляя дробь закрытой. На странице 7 эта дробь сопровождается следующим комментарием: "Любое рудиментальное упражнение необязательно вновь делать открытым после того, как оно доведено до закрытого состояния". Именно этот комментарий стал причиной многих недовольств, особенно среди жителей западных штатов, которые придерживались методики Bruce & Emmett, в то время как жители восточной части страны (и особенно Новой Англии) настаивали на методике Strube. В результате это привело к формированию N.A.R.D. – Национальной Ассоциации рудиментальных барабанщиков (National Association of Rudimental Drummers).
В 1925 барабанщик Sanford Augustus "Gus" Moeller собрал информацию по рудиментам в своей знаменитой книге "The Moeller Book: The Art of Snare Drumming".
Затем компания Ludwig Drum собрала группу видных инструкторов-барабанщиков со всех районов страны – с востока, запада, севера и юга, чтобы обсудить этот вопрос и прийти к практической системе, которая подходила бы всем.
Собрание состоялось во время Национальной конвенции Американского легиона в Чикаго, 20 июня 1932 года. Мне никогда не забыть того вечера. Мы обсуждали и исполняли рудименты шесть часов кряду, чуть ли не до самого утра. Но мы чувствовали, что спасем барабанные рудименты, если примем в качестве "эталона" наиболее практичные из них, не отклоняясь при этом ни от одной из признанных в то время методик. Мы сохранили дробь Bruce & Emmett, открытую и закрытую. Мы также оставили урок #25 из методики Strube. Мы разделили 26 рудиментов на две группы, выбрав те, которые мы назвали тринадцатью важнейшими, – их должен был сыграть в качестве теста каждый кандидат на вступление в Национальную Ассоциацию рудиментальных барабанщиков; а остальные 13, как мы рассудили, усвоятся уже автоматически. И по сей день мы убеждаемся в правильности такого решения. Когда от молодого студента требовалось сразу выучить все 26 рудиментов, это и впрямь заставляло многих искать обходные пути или даже вообще отказываться от рудиментов. Этого нам нужно было избежать. Все соглашались, что барабанные рудименты выполняют в драмминге роль гамм и их необходимо сохранить.
Единственным вступительным взносом для каждого из кандидатов было требование сыграть 13 важнейших стандартных американских рудиментов, что обеспечивало поступление. Существовал и номинальный ежегодный взнос за членский билет. Эти деньги использовались для распечатки листов с рудиментами, которые рассылались руководителям ансамблей, судьям конкурсов и студентам. Мы спонсировали мастер-классы в школах и военных оркестрах, разнося таким образом весть о новой концепции стандартных американских рудиментов.
Сегодня судейство на всех барабанных конкурсах осуществляется на основе рудиментов N.A.R.D. Даже новые музыкальные сочинения, книги по обучению барабанной игре и марши отражают в себе влияние барабанных рудиментов. Руководители оркестров, как и барабанные преподаватели, осознали их важность – и в результате сегодня Америка может справедливо гордиться тем, что у нас лучшие в мире барабанщики: в танцевальной сфере, на эстраде, в военных оркестрах и школах.
Европейские страны, к сожалению, до сих пор игнорируют рудименты. Как сказал один немец: "Мы играем по нотам: если стоит нота – мы производим удар, и совершенно неважно, какой рукой". Что ж, John Philip Sousa не стал бы так играть. Это одна из причин, почему сегодня наши барабанщики – лучшие в мире.