Ссылки по теме:
- Pearl Demon Drive двойная педаль
- сравнительный обзор педалей
- история появления педалей
- педали Yamaha
- педали Peace Velocity Nitro-Drive
- Tama Speed Cobra
- угол между колотушкой и пластиком
- настройка педали
по материалам сайта www.drummagazine.com
перевод - webdog
Шесть особенностей настройки педали
В течение десятилетий технологии производства педалей бас-барабана практически не развивались. Конечно, компании-производители предлагали несколько различных моделей, но большинство педалей все-таки имели очень схожий дизайн. С другой стороны, педаль для бас-барабана, которую еще столетие назад создал William Ludwig, имеет много схожего с сегодняшними педалями. В то же время современные педали предоставляют потрясающее количество вариаций.
Не смущайтесь, если вас сбивает с толку внушительный перечень особенностей современных педалей: подшипники Ninja, алюминиевые и титановые части, переменное регулирование привода, взаимозаменяемые кулачки, универсальные шарниры с абсолютным отсутствием задержки, шестигранный карданный вал, длинный футборд в противовес короткому раздельному, эксцентрики в противовес линейным кулачкам – и так далее. Одни возможности педалей дают огромную разницу в ощущении, в то время как другие малозаметны. В ходе этого анализа мы рассмотрим некоторые особенности, которые могут привнести существенные различия в ваши личные взаимоотношения со своей педалью.
Колотушки
Колотушки для бас-барабана отличаются широким разнообразием и имеют удивительное количество особенностей для такого предмета, который, по существу, представляет собой молоточек. Не секрет, что размер и форма колотушки влияет на звук бас-барабана. Более крупная колотушка, как правило, извлекает из барабана более громкое звучание. Более плоская поверхность придает чуть больше атаки, хотя головки колотушек редко бывают совершенно плоскими. В большинстве своем они отличаются легкой выпуклостью – в целях компенсации незначительных изменений угла, под которым колотушка ударяет в пластик (илл. 1). Если колотушка совершенно плоская, она может бить в пластик под углом и в конце концов промнет его. Вот почему многие колотушки с плоской контактной поверхностью имеют поворотную головку.
Традиционно у большинства колотушек головка закреплена неподвижно – такой дизайн прост и экономичен. Однако, поскольку глубина обручей бас-барабана не подчинена стандартам, угол, при котором колотушка бьет в пластик, варьируется от педали к педали, поэтому возможность поворачиваться для колотушки не бывает лишней (если, конечно, она не круглой формы).
Материал, из которого изготовлена колотушка, в сочетании с ее формой и размером, определяет звучание вашего бас-барабана. Более твердая поверхность (вроде дерева или пластика) дает больше атаки, в то время как поверхность помягче (например, из резины или войлока) более тихое, обтекаемое звучание. Некоторые специализированные колотушки, изготовленные из мягкой ягнячьей шерсти, обрели популярность у джазовых барабанщиков из-за теплого тона, извлекаемого ими из бас-барабана.
С другой стороны, многие войлочные колотушки по твердости почти не уступают деревянным, поэтому разница между ними может оказаться не столь заметной, как кажется. Мягкая колотушка обычно не отличается той долговечностью, которая свойственна более твердым колотушкам, поэтому рок-барабанщики часто используют войлочные колотушки высокой плотности и твердости [плотный и твердый войлок нередко именуется фетром, а колотушки, соответственно, фетровыми – прим. Drumspeech.com]. Но даже деревянные, акриловые и пластиковые колотушки в конце концов изнашиваются. Много лет назад, на мастер-классе, мне довелось видеть ржавые, обшарпанные (от многочисленных перевозок) педали металлического барабанщика Mike Terrana. Он постепенно истер пластик с передней поверхности колотушек чуть ли не полдюйма, однако не менял их, поскольку привык к их уникальному весу.
Некоторые колотушки предусмотрительно снабжены функцией поворота, что позволяет применять различные ударные поверхности (илл. 2). Такие колотушки могут варьироваться по материалу поверхностей, размерам и форме. Одни предоставляют два варианта, другие - три-четыре. Хотя большинство барабанщиков выбирают одну позицию и только ее и используют, прочие варианты поверхностей могут быть полезны на концертах с различными требованиями в плане уровня громкости.
В то время как более тяжелая колотушка дает больше громкости, она также может извлечь из барабана и больше "низов". Колотушки поменьше часто подходят для не очень громких выступлений, когда используются бас-барабаны меньших размеров. Некоторые колотушки снабжены стопорными зажимами (memory locks), что позволяет барабанщикам установить идеальную для себя высоту колотушки. Хотя многих так и тянет выставить колотушку на всю длину для максимальной громкости звука, но необходимо принимать во внимание и диаметр вашего бас-барабана. Полностью выставленная колотушка будет бить в районе идеальной точки по центру 26-дюймового гиганта, однако на 16-дюймовом бас-барабане Yamaha Hipgig она значительно сместится от центра. Для изменения "массы" колотушки можно использовать противовес (илл. 3). Перемещая его верх или вниз по стержню колотушки, можно менять ощущение от легкого до тяжелого, одновременно изменяя уровень громкости барабана.
Футборды
Большинство педалей характеризуются раздельной конструкцией футборда (илл. 4), при которой более длинная передняя секция и короткий подпятник имеют шарнирное соединение. Но некоторые барабанщики предпочитают педали с цельным длинным футбордом (часто называемым просто "лонгборд", от англ. longboard - "длинная доска"), закрепленным на шарнирах за областью пятки (илл. 5). Ранние образцы лонгбордов включают Speedmaster производства Ludwig эпохи 1950-х и 252-ю модель Premier. Позднее этот дизайн был заново представлен компанией Axis в виде популярных педалей Longboard серии A (Axis A Longboard), а также был принят на вооружение такими производителями, как Trick, Sleishman (Sleishman Twin Pedal) и Pearl (Demon Eliminator) - вот лишь несколько названий.
Педали с длинным футбордом имеют более легкий и чувствительный ход и обрели популярность среди барабанщиков-металлистов, чьим ногам требуется самая быстрая педаль, а также у музыкантов, пользующихся техникой "пятка/носок" (heel-toe), которую гораздо легче применять на логнборде. Однако барабанщики, которым нужно больше громкости и мощи, возможно, предпочтут прочность педали раздельной конструкции. В то время как Axis и Trick позволяют осуществлять выбор между коротким и длинным футбордами, педаль Demon Drive от Pearl может быть преобразована из одного типа в другой. Классическая педаль Speed King производства Ludwig предлагает еще одну вариацию видоизменяемого футборда, с поворотным шарнирным подпятником.
Некоторые барабанщики считают, что текстура футборда не менее важна, чем любой другой атрибут педали. Если вы играете босиком или в носках, футборд с богатой текстурой (например, выпуклые логотипы, большие стилизованные отверстия или текстурные неровности), пожалуй, будет не таким удобным по ощущению, нежели более гладкий футборд. А если вы используете такую же технику игры на бас-барабане, как и Dave Weckl, когда при исполнении двоек и тройных ударов нога скользит вперед, то чрезмерно выраженная текстура может воспрепятствовать хорошей игре.
Регулирование хода
На большинстве педалей кулачок (илл. 6) соединяет узел колотушки с футбордом посредством цепной или ременной передачи. Форма кулачка, наряду с натяжением педали, оказывает наиболее сильное воздействие на ход педали. Если кулачок имеет идеально круглую форму, это дает вполне предсказуемую реакцию: какие усилия вы прилагаете, такой результат и получаете. Однако, подобно шестерням на велосипеде, кулачок большого диаметра вращается легче и кажется не таким тяжелым, чем кулачок меньших размеров.
Еще одна распространенная форма кулачка – овальная, или продолговатая, что способствует более быстрому ходу и более громкому звучанию. Хотя такая форма, пожалуй, требует чуть больше усилий при приведении в движение, на самом деле она создает эффект ускорения после того, как педаль уже приведена в действие. Различия между этими двумя формами, возможно, малозаметны для глаз, но вот ноги ваши заметят их без труда.
Дизайн взаимозаменяемых кулачков педали Pearl Eliminator предлагает хитроумный способ придавать разные физические ощущения одной и той же педали. Каждый кулачок изготовлен из пластика разного цвета (для более быстрой идентификации) и имеет разную форму, соответствующую какому-либо конкретному ощущению. Если барабанщику, скажем, сегодня предстоит громкий рок-концерт, а завтра - акустическое выступление, он может просто воспользоваться разными кулачками - от агрессивного, ускоряющего кулачка до большого линейного кулачка, который легче контролировать при более низких уровнях громкости.
Некоторые топовые педали, такие как Axis или Pearl Demon Eliminator, предлагают еще один способ передачи разнообразия ощущений. Вместо взаимозаменяемых кулачков у них варьируется позиция крепления привода на кулачке, что придает педали либо более легкое, либо более тяжелое ощущение. Педаль Demon Eliminator предоставляет две позиции для присоединения приводного стержня, в то время как Axis имеет переменное регулирование привода, что обеспечивает широкое разнообразие настроек.
Системы привода
В большинстве педалей используется цепной, ременной или прямой привод (цельная металлическая секция или на языке оригинал Direct Drive) для соединения футборда с кулачком и узлом колотушки. Кожаные ремни – когда-то наиболее распространенный вид передачи – имели печальную тенденцию изнашиваться и рваться, и в последующие годы их заменили лентами из армированного волокна (илл. 7). В педалях с цепным приводом используется велосипедная цепь (обычно одна или две, расположенные вплотную); такие педали обрели популярность пару десятилетий назад, благодаря внушительному виду и долговечности (илл. 8). Однако они могут загрязняться, а чистить их нелегко (если у вас недостаточно терпения), да к тому же они производят некоторый шум. И потом, цепи, как правило, дают чуть более тяжелое ощущение, чем педали с ременным приводом.
Некоторые компании предлагают возможность менять один тип привода на другой, пользуясь одной и той же педалью, так что вы можете выбирать, какой вариант вам больше по душе. Я не заметил между ними большой разницы, но, с другой стороны, я ведь не играю на скоростях дэт-металла. Какая из них быстрее? Кто знает? Но лично я слышал, как Mike Mangini несколько лет назад говорил, что, на его взгляд, ремни чуть быстрее, чем цепи. А кто я такой, чтоб спорить?
Педали с прямым приводом имеют передачу в виде цельной металлической секции между футбордом и узлом колотушки (илл. 9), что избавляет от использования кулачка. Такие педали исключают даже самую малую задержку, которая может иметь место в педалях с цепным или ременным приводом. Хотя большинство педалей с прямым приводом предлагают разнообразие возможностей для настройки хода и общего ощущения, диапазон их регулировок обычно более узок, чем у педалей других типов.
Многие металлисты отдают предпочтение педалям с прямым приводом, поскольку по ощущению они более быстры и чувствительны. Когда при игре на педали с прямым приводом вы отводите колотушку назад и отпускаете, стержень колотушки ходит взад-вперед сильнее, чем на педали той же упругости с цепным или ременным приводом, поскольку вес футборда способствует сохранению инерции движения колотушки.
Почтенную модель Ludwig Speed King можно считать педалью с прямым приводом, поскольку в ней используется металлический стержень для соединения футборда с узлом колотушки. Axis, Gibraltar, Pearl, Trick и Yamaha также предлагают высокотехнологичные педали с прямым приводом. Педаль Catapult Linear Motion производства Gibraltar - поистине уникальна по своей конструкции: ее создатели не только отказались от традиционного кулачка, но сама педаль к тому же еще и полностью лишена каркаса.
Регулирование углов
Традиционно угол колотушки и расстояние от пластика регулировались путем помещения небольшого винта в одно из отверстий с правой стороны педали. Многие из современных педалей теперь снабжены специальной ступицей шатуна, которая дает бесконечное разнообразие позиций.
Вне зависимости от того, какой метод применяется при игре на педали, факт остается фактом: чем ближе к пластику находится колотушка, тем быстрее она его достигает, и наоборот. Казалось бы, разумнее всего разместить колотушку как можно ближе к пластику, чтобы достичь наивысшей скорости, но тут есть и обратная сторона – меньшая громкость и мощь при каждом ударе. Поэтому барабанщики, исполняющие тихую акустическую музыку, джаз или играющие в ресторанах, пожалуй, отдадут предпочтение колотушке, расположенной близко к пластику под углом примерно 60 градусов, в то время как музыканты, играющие главным образом рок и поп, могут выбрать что-нибудь поближе к 45 градусам – для большего уровня громкости.
Если вы разместите колотушку слишком далеко от пластика, она, возможно, будет бить вас по голеням при отскоке или некстати зацепится за штанину. Многие барабанщики спид-металла предпочитают близкое расположение колотушки ради скорости и подключают к действию агрессивно звучащий сэмпл бас-барабана посредством триггера. А еще они на время игры часто надевают шорты.
Многие педали предоставляют возможность настроить угол футборда независимо от угла колотушки. Барабанщики, использующие технику игры с опущенной пяткой [англ. heel-down] часто будут отдавать предпочтение более низкой позиции футборда, поскольку так меньше устают мышцы голени. Неистовые барабанщики, нередко предпочитают более высокую позицию футборда.
Настройки отскока
Что в педали для бас-барабана опускается, то должно и подниматься, а для этого требуется какое-то сопротивление, которое отводило бы колотушку назад после удара в пластик. В большинстве случаях это достигается посредством пружины (илл. 10), хотя сейчас на рынке имеются и уникальные беспружинные педали.
В большинстве педалей используется пружина, работающая на растяжение, которая располагается по наружной стороне вертикальных стоек корпуса и растягивается (создавая упругость), когда вы давите на футборд. После удара в пластик футборд отпускается, и пружина возвращает колотушку в исходное положение. Если стандартные пружины для вас недостаточно упруги, некоторые компании предлагают пружины повышенной мощности, обеспечивающие более быстрое реагирование и более тяжелое ощущение.
Некоторые педали имеют пружину, работающую на сжатие - т.е. она сжимается, а не разжимается, при этом толкая футборд обратно и обеспечивая тем самым отскок. Педали Premier 252, Speed King компании Ludwig и Pro1-Vand от Trick - во всех этих моделях используются разные варианты пружин, работающих на сжатие.
Элегантно выполненная педаль B.O.A. производства PDP представляет собой еще одно решение. В педали B.O.A., созданной Bob Gatzen'ом, "гуру" опытно-конструкторских разработок по части барабанов, пружина вообще не используется. Вместо этого футборд Flex-tech и зона сочленения в области подпятника обладают гибкостью и тем самым заменяют пружину.
Drumnetics предлагают наиболее уникальную беспружинную педаль, действующую за счет магнитного отталкивания, благодаря чему футборд возвращается в исходное положение после удара. Ход педали можно регулировать, перемещая магнитные картриджи под футбордом вперед или назад. Это один из способов избавиться от скрипучей пружины.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.