АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам журнала Modern Drummer

перевод - webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Кахон вместо ударной установки

"Если не умеешь играть на одном барабане, не сможешь играть и на четырех". Слова моего отца всплывают у меня в голове всякий раз, когда я думаю о технике исполнения.

Мне чрезвычайно повезло: у меня был свой "домашний" учитель по барабанам – 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. При этом сам барабанщик-самоучка. В 60-70-х годах папа имел довольно большую известность на местной музыкальной сцене, даже выступал на блистательном концерте с королем польки Frankie Yankovick’ом в 70-х. Первые свои шесть недель в качестве начинающего барабанщика я провел за отцовским Rogers Dynasonic 60-х годов, посреди гостиной, изучая дробь двойками. После этого я начал делать первые шаги, работая с коллективами, исполнявшими польку, джаз-бандами, артистами, имитировавшими Elvis’а, или разъезжая в фургоне вместе со своим трио The Danglers, игравшим в жанре арт-рок. Я буквально бредил барабанами и ударной установкой, ел и спал не отходя от нее.

Я часто видел, как играют традиционные перкуссионисты, но я не мог наладить с ними контакт, да и не планировал я стать таким, как Buddy Rich, но только играющим на думбеке, конгах или бонго. Отец советовал: "Продолжай в том же духе, и непременно своего добьешься". Я работал очень усердно, и репутация моя постепенно росла. А потом дела приняли интересный оборот...

В омут с головой

Cajon tuitionТри года назад я попал в Shakuhachi Club MKE – группа, возглавляемая мастером сякухати [японская бамбуковая флейта – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] и легендарным бас-гитаристом из Violent Femmes, Brian’ом Ritchie. Brian однажды позвонил и попросил меня заехать. В гостиной у Brian’а был угол, заставленный музыкальными инструментами со всего света, а на переднем плане красовался басовый кахон. Я узнал этот инструмент (я ведь читал Modern Drummer от корки до корки и понимал кое в чем толк!), а Brian до этого не раз интересовался, умею ли я играть на кахоне. Я всегда отвечал: "Уверен, что смог бы". И в тот день он попросил меня испробовать инструмент.

Итак, я уселся и начал играть простой роковый бит. Тогда Brian взял свою акустическую бас-гитару и начал наяривать песни Violent Femmes. Группа Violent Femmes играла для меня немалую роль в подростковые годы, так что вы понимаете, какие мысли проносились у меня в голове. После того, как мы обменялись кое-какими соображениями, поимпровизировали и поговорили, Brian вручил мне лист бумаги, на котором было проставлено три даты. "Отбываем на следующей неделе", – сказал он. Я упаковал кахон и отправился домой – изучать инструмент и материалы о нем за все двадцать пять лет.

Cajon tuitionВ начале был ящик…

Кахон, что по-испански означает "ящик", часто ассоциируется с такими странами, как Перу и Куба. Говорят, что африканским рабам не позволялось брать с собой барабаны, когда их отправляли в "Новый Свет", поэтому в качестве замены они использовали ящики для рыбы или фруктов. Со временем звучание и конструкция инструмента эволюционировали, и кахон превратился в закрытый ящик с круглым отверстием и различными металлическими штуковинами, помещенными внутри для создания эффекта струнного стрекота или трещотки. Сегодня, чтобы удовлетворить различным музыкальным направлениям, кахон изготовляется в разных формах и размерах.

Основные звуки

Существует два основных типа звучания, которые можно извлечь из кахона: басовый тон и "струнный" тон малого барабана (или "крэш"). Термин "крэш" [англ. crash – "грохот"] в данном случае употребляется не в традиционном значении (тарелка), а в смысле звучания наподобие струнного стрекота. Для достижения разных звуков музыкант может использовать различные техники, в зависимости он желаемого эффекта. В моем случае, поскольку я исполняю рок-музыку, мне нужно добиваться хорошего звучания "бас-барабана", и чтобы бит был как на малом.

Cajon tuitionОсновная сложность здесь это играть рукой рисунки бас-барабана. Пальцы слегка расставлены, задействована внутренняя сторона ладони – играем, чуть не доходя до центра ударной поверхности [передняя сторона кахона, часто называемая "тапа" (исп. tapa) – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], чтобы добиться приятного звучания бас-барабана (см. Figure 1). Как и при игре на любом барабане, избегайте играть точно по центру, иначе можно заглушить звучание инструмента.

Cajon tuitionЧтобы достичь "струнного" звучания, или тона "крэш", бьем по верху левого угла (см. Figure 2) хлестким ударом, используя кончики пальцев. Звучания томов можно добиться, передвинув руку от "струнного" угла (ил. 3) по направлению к центру ударной поверхности. Чем ближе играть к центру кахона, тем больше извлекаемый тон будет напоминать звучание томов.

Имейте в виду, что для перуанской музыки кахоны обычно выполняются в размерах поменьше, однако для рока я рекомендую использовать басовый кахон (сам на таком играю), с размерами: 50см x 50см x 30см. Легче извлечь тихий звук из большого кахона, чем громкий – из малого.

Боевое крещение

Группа Violent Femmes славится своим акустическим панковым звучанием. Барабанщик Victor DeLorenzo известен своим уникальным стилем: он играет только щетками на одном-единственном малом барабане, что придает рок-музыке панковый характер. Иногда, правда, используется напольный том или собственное изобретение барабанщика – "трансофон" [tranceaphone, представляет собой металлический чан, надетый вверх дном на том – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков]. Однако у большинства людей барабанные партии Violent Femmes ассоциируются именно с малым барабаном и щетками. Вот почему я избегаю каких бы то ни было "райдовых" паттернов, которые могут навредить или помешать манере Victor’а.

Первые инструкции, которые дал мне Brian, состояли в том, чтобы играть в точности то же, что играл и Victor, – никаких заполнений, никаких украшений. Мне было нужно сконцентрироваться на том, чтобы заполнять "пустоты", на месте которых должен быть бас-барабан, и чтобы при этом моя игра сливалась и тесно взаимодействовала с басовыми линиями Brian’а, игравшего на струнах Ernie Ball. Ясно как день, почему здесь используется кахон: он заполняет "пустоты" бас-барабана и усиливает 2-ю и 4-ю доли.

Рассмотрим две из наиболее заметных песен Violent Femmes из первого их альбома (с таким же названием), чтобы проиллюстрировать свой подход к их музыке.

В песне "Prove My Love" главная роль в бите отводится малому барабану, и я просто играю правой рукой слитно с фанковой басовой линией Brian’а, а левая рука исполняет бэкбит вместе с непреклонной игрой Gordon’а Gano на ритм-гитаре. В живых выступлениях Victor известен тем, что устраивает театрализованное шоу с забавными масками, а также импровизированные представления и танцы. Поэтому для меня становится особенно важно четко исполнять грув, что на руку остальным музыкантам и по душе публике.

Cajon tuitionВторой пример – "Gone Daddy Gone", где Brian Ritchie играет на ксилофоне, а Jeff Hamilton – на бас-гитаре. Victor предоставляет мне один из своих четырехтактовых брейков в инструментальной секции песни, что дает мне новый размах. В оригинальной записи этот брейк включает в себя удары как на шотландском бас-барабане, так и на малом, поэтому я имитирую оба тона, используя более низкий регистр кахона. Пространство между углом кахона, используемым в качестве "малого барабана", и "басовой" области ближе к центру – вот где я достигаю этих звуков (см. Figure 3). Такой род взаимного музицирования во многом сродни джазу, поэтому от меня требуется играть так, чтобы было больше похоже на ударную установку, и для кахона это не проблема. Кахон обладает гибкостью и тональным диапазоном.

И что?

Возможно, некоторые из вас думают: "Все это, конечно, здорово, но я-то играю в рок-группе... Какое отношение это имеет ко мне?" Я сам часто играю в качестве барабанщика с другими артистами, которые исполняют рок и разные прочие музыкальные стили. Для многих клубов барабаны представляют слишком уж массивное звучание. (Поверьте, на наши выступления полицию вызывали ни один раз!) Кахон может помочь вашей группе провести удачное выступление, да и лично вам поможет быть на высоте.

Я часто получаю отзывы от рок-групп, с которыми играю, и они говорят, что даже не замечают отсутствия традиционных барабанов и отдают предпочтению тому теплому звучанию, которое издает кахон. В студийной обстановке звукоинженеры пытаются добиться теплого звучания от бас-барабана путем уплотнений, различных микрофонов и эффектов. В случае же с кахоном нужный тон присутствует сам собой. Я могу сыграть любую роковую песню Led Zeppelin или The Killers точно так же, как я это делаю с вещами Femmes. Другое преимущество кахона в том, что это цельный инструмент, безо всяких подвижных деталей или аксессуаров. Вы распаковываете кахон и играете на концерте, а по окончании упаковываете его обратно – и отправляетесь домой. Здорово, правда? Никаких кофров, ни чехлов для тарелок, ни лишней головной боли.

Cajon tuitionЕсли вы решили, что хотите изучать игру на кахоне, существует много полезных ресурсов. В 2006 году я записал два CD с Shakuhachi Club MKE. Каждый диск содержит исполнение на кахоне в таких стилях, как рок, джаз, свободная импровизация и даже латиноамериканские и чуть ли не африканские темы. (Зайдите сюда: www.myspace.com/tairakubrianritchie) Кроме того, Violent Femmes будут выпускать CD (Архивная серия #4) с песнями, записанными "живьем" в Милуоки [город в США, штат Висконсин], и там я тоже играю на кахоне.

Можете также заценить превосходное выступление на видео, которое меня прямо-таки вдохновляет, с участием британского исполнителя Tom Chapman’а, на сайте www.myspace.com/tcjazz. Tom - еще один барабанщик, играющий на ударной установке, который при этом открыл для себя все многообразие возможностей кахона. Еще есть документальный материал с фабрики производителя кахонов De Gregorio, с участием таких музыкантов, как Hamid Drake и Stewart Copeland. "Превью" можно посмотреть здесь: www.cajondg.com

А если вас не забанили в гугл, то найдете много компаний, изготовляющих высококачественные кахоны, таких как Schlagwerk, Toca, LP, Fat Congas, De Gregorio, Kotz и Meinl.

Надеюсь, эта статья поможет вам взглянуть под иным углом на перкуссию, особенно на кахон. Должен признать, что я далеко не всегда был мастером по части перкуссии, да на самом деле никогда и не пытался всерьез заниматься игрой на перкуссионных инструментах. Тот день, когда я впервые сыграл на кахоне в квартире Brian’а Ritchie, имел для меня очень большое значение. Мне не только была дана возможность выстроить себе карьеру на всю жизнь, я получил шанс совершенно по-новому взглянуть на перкуссию. Опыт игры на кахоне доставляет мне истинное наслаждение – надеюсь, я и вас вдохновил на то, чтобы его испробовать.