Каменный век образования
В России до сих пор нет класса «ударной установки». Есть класс «ударных инструментов». Возможно, нам и не нужно никаких революций в названиях, но суть предмета во всей красе (сегодня, увы – в увядающей красе), отражается именно в названии. Да, ударная установка – тоже не свежее название. Однако играть на ней намеревается большинство ударников, занимающихся эстрадной музыкой (популярной, джазовой, роковой). Именно на ней, а не на неохватном множестве других инструментов, относимых по звукоизвлечению к разряду ударных. Отторжение неупотребляемых в практике инструментов давно произошло в реальной концертной жизни. А система эстрадного образования, вместо развития современного востребованного музыканта, предлагает нам широко образованного недоучку, слегка играющего и классику , и джаз , и всё что пожелаете. Именно таких учеников каждый год приходится наблюдать на приёмных экзаменах в лучших вузах России. С недоумением и разочарованием они открывают требования для поступления. «Оказывается» выпускная дипломная программа, за исполнение которой в музыкальных училищах получены отличные оценки – не соответствует элементарным требованиям вуза.
И абитуриенты вроде не виноваты: их «так учили». А как их собственно учили? Во-первых, львиная доля учебного времени потрачена на ксилофон - не эстрадный, не джазовый инструмент. Потрачена впустую. Ксилофон не используется в эстрадной музыке последние лет 50, он отменён для изучения в вузах 19 лет назад. Во-вторых, умение играть простые ритмические рисунки для аккомпанемента на ударной установке – давно уже не показатель профессионального среднего эстрадного образования и, тем более, не повод для получения высшего образования. В академии требуется играть современную джазовую программу, используя виртуозные полиритмические приёмы, большие соло (не менее 1 – 2 квадратов), ориентируясь в стандартной джазовой форме, демонстрируя соответствующую стилистике фразировку, штрихи, артикуляцию.
Если лет 5 назад не всем ещё был доступен Интернет, где можно познакомиться с лучшими образцами любой музыки, то сейчас, при желании, можно заказать любые композиции-«минусовки» с нотами для исполнения серьёзной профессиональной программы. Так самостоятельно и осваивают науку игры на ударной установке инициативные студенты музыкальных училищ, вопреки программе, где ксилофон играет пока определяющую роль.
Меньше всего в низком уровне подготовки виноваты преподаватели. Большинство наших отечественных эстрадных педагогов получили классическое образование и на ударной установке обучались самостоятельно. Никакой эстрадно-джазовой школы в стране не было. Всё сводилось к прослушиванию записей кумиров и копированию их приёмов игры, не было учебной литературы по игре на ударной установке. Навыки приобретались из уст в уста: опытом делились не профессиональные преподаватели, а музыканты-исполнители, далёкие от желания растить конкурентов (не потому ли бытует так много мифов о необъяснимости, неуловимости ощущений свинга и т.п.). Не удивительно поэтому, что и сейчас такие педагоги учат только «снимать» манеру игры с записей великих ударников, не уделяя время базовой подготовке.
Даже хорошим для своего времени джазовым ударникам-педагогам не просто угнаться за ростом технических приемов. Старшее поколение джазовых барабанщиков у нас часто называют «ручниками», т.к. ножная техника в прежние времена не блистала. Что может показать такой специалист мальчику, притащившему на урок «кардан»- двойную педаль для бочки? Конечно, легче в таких условиях учить тому, что сам умеешь делать гарантированно лучше учеников, т.е. игре на ксилофоне (классическом ударном инструменте). А ксилофонное образование обеспечено и программой обучения и учебной литературой и, самое главное, приятно ласкает слух на зачётах и экзаменах таких же педагогов, классиков по образованию и эстрадников по судьбе. Ударная установка плетётся в хвосте таких занятий и осваивается чаще самостоятельно.
Некоторое время на эстрадных отделениях музыкальных училищ преподавали виброфон (более джазовый инструмент, чем ксилофон). Как правило, очень редко виброфонист умеет профессионально играть на ударной установке: другая специфика инструмента. Профессиональные джазовые виброфонисты вырастают из джазовых пианистов, а не барабанщиков (это общемировая практика). За всё время существования эстрадного образования в России, лишь ОДИН прекрасный джазовый виброфонист вырос в джазовой атмосфере эстрадного отделения Гнесинской академии - С. Чернышёв, другие известнейшие джазовые виброфонисты – классики по образованию (В.Голоухов, А.Текучев). Но преподаватели других инструментов порой сокрушаются: «А как же приобщение к классике?». Выход давно найден: в колледже Бёркли [Berklee College of Music (Boston, USA) - прим. Drumspeech.com - форум барабанщиков] барабанщикам даётся больше часов занятий общего фортепиано, для развития мелодического и гармонического слуха.
Хочу правильно расставить акценты в чувствительной теме освоения классического наследия. Пианист, саксофонист, гитарист и пр. музыканты играют классику на том же инструменте, на котором играют джаз! А что можно сыграть на ударной установке из классического репертуара? «Болеро» М.Равеля на малом барабане? Вот и используется для искусственной стандартизации вредный (по своей бесплодной сущности) приём – изучение «родственного инструмента» - ксилофона. Уже давно прогрессивные джазовые преподаватели используют в обучении инструменты «перкашн» (Конго, Бонго, Тимпалес и пр.) Это действительно РОДСТВЕННЫЕ инструменты, востребованные в эстрадно-джазовой музыке. Но пока в программах закреплен «каменный век» - образовательный процесс в музыкальных школах и музыкальных училищах разрывается между тем, что положено и тем, что востребовано музыкальной практикой.
Главная рекомендация поступающим в вузы – готовьте 2 «минуса» на ударной установке разного характера. Например: j.Riley “Last Week” из учебного пособия “The Art of Bop Drumming”(желательно вписать в «минус» 1-2 квадрата метронома для исполнения соло) ; D.Weckl “BIG B LITTLE B” из учебного сборника“In Session”. Продемонстрируйте себя в стилях Be Bop , Funk или Latin.
Педагоги эстрадных отделений вузов Москвы (А.Макуров, Д.Власенко, И.Авалиани) обучают игре на УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ( ксилофон, литавры и пр. неродственные инструменты из «наследия старого режима» не входят в программу высшего эстрадно-джазового образования).
автор статьи - Иван Ноевич Авалиани. Джазовый музыкант, работал в ансамбле “Арсенал” с Алексеем Козловым, в “Кадансе” Германа Лукьянова, постоянно выступает с Сергеем Манукяном и в знаменитых биг-бэндах, среди которых оркестр Олега Лундстрема. Он побывал с гастролями в США, Германии, Болгарии, Югославии, Израиле и многих других странах. У Вано Авалиани огромный педагогический опыт: преподавал в Государственном специализированном институте искусств, в муз. школах им. Мурадели, им. Дунаевского, в Московском областном колледже искусств. Сейчас преподает в Московском Колледже Импровизационной Музыки.