АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам журнала - Modern Drummer

перевод - webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

"Анатомия" строения кадушки часть 2

первая часть статьи: "Анатомия" строения кадушки

drumshellА как насчет размеров кадушки?

Что касается глубины и диаметра, то ни для кого не секрет, что размер влияет на высоту тона. Если сравнивать эти два параметра, то "высота тона повышается или понижается в большей степени за счет диаметра, нежели за счет глубины", отмечает Joe Montineri. Хотя это может показаться вполне очевидным любому, кто захочет сравнить навесной том с напольным томом, глубина – менее весомый габарит. Может потребоваться тщательное вслушивание, чтобы уловить отличия в звучании между пауэр-томом [англ. power tom – том с очень глубокой кадушкой – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] и обычным томом того же диаметра, однако отличия эти существуют, за этим стоит целая наука.

John Good объясняет: "Чем длиннее барабан, тем короче сустейн. Когда вы бьете по барабану, происходят две вещи: Во-первых, возникает дуговая вибрация, которая со скоростью молнии передается вниз по кадушке. Кроме того, между верхним и нижним пластиками возникает воздушный столб. С учетом этих двух действующих в барабане процессов, чем длиннее кадушка барабана, тем меньше вероятность, что оба этих процесса проявятся вместе, приводя в действие резонансный пластик". Это помогает объяснить разницу между массивным жирным звуком томов традиционных размеров и дополнительной глубиной тембра, но в то же время более коротким сустейном, характерными для томов с очень глубокими кадушками.

Joe Montineri отмечает, что изначально размеры барабанов до некоторой степени определялись экономическими причинами. Усовершенствование технологий в 1980-е привело к увеличению размеров кадушек, что на сегодняшний день привело к бесконечному числу вариаций по глубине/диаметру. Традиционные и увеличенные размеры по-прежнему широко распространены, однако можно встретить и промежуточные размеры, а также более короткие кадушки.

Влияние глубины можно легко расслышать, если сравнить, как реагируют два похожих малых барабана – диаметром 5" и 6 1/2" – без струн. Поскольку они, как правило, звучат более сухо, чем томы, влияние глубины легче распознается на слух. Само собой, в связи с этим возникает вопрос: "Существует ли идеальное соотношение между глубиной и диаметром?" Это зависит от того, кому вы задаете этот вопрос.

drumshellСнаружи – внутрь.

Если рассматривать кадушку, двигаясь постепенно снаружи внутрь, то стоит отметить несколько моментов. Особое внимание уделяется листам внешней поверхности барабанов, на которых будет видна текстура дерева. Как говорит John Good, "Вам хочется создать приятный эстетический вид наружной поверхности и более-менее приличную текстуру внутри. А посредине можно использовать клен более низкого сорта – не дешевый, конечно, однако совершенно необязательно брать красивые образцы текстуры и помещать их в середину".

Для окончательной отделки внешней поверхности дерева применяется огромное разнообразие красок, лаков и вощеных покрытий. Такой широкий спектр технологий часто приводит к использованию цветов, оттеняющих текстуру дерева. Для барабанов, на которые наносится какое-либо пластиковое покрытие, вид внешнего слоя не столь важен. При помощи различных покрытий можно создать самые разнообразные поверхности, от однотонных цветов до искристого серебра или чего-нибудь позабористей, в то время как традиционными способами отделки дерева этого добиться не так-то просто. При этом наружное покрытие не будет влиять на звучание барабана, если плотно приклеивается по всей внешней поверхности. Однако если имеются воздушные пузыри в не проклеенных местах или покрытие так или иначе держится непрочно, то это может приглушить звучание кадушки.

Каким бы ни был внешний вид барабанов, стремление придать им визуально привлекательную внешность очень важно. Возможно, мы не всегда признаем, что внешний вид имеет существенное значение, однако это немаловажный аспект, когда речь заходит о продаже барабанов. В конце концов, как отмечает Jim Haler, несмотря на то, что мы слышим ушами, "большинство барабанщиков при покупке ударных в большей степени ориентируются на зрение, чем на слух".

drumshellВнутреннее отражение

По другим причинам важное значение имеют внутренние поверхности. Хотя они не так часто открываются глазу, но все же иногда это происходит, поэтому в целом они должны выглядеть более-менее привлекательно. Однако гораздо важнее здесь то, что Joe Montineri называет "внутренним отражением" – т.е. как отделка или текстура внутренней поверхности барабана влияет на звук. Помимо собственно вибраций кадушки, это еще одна область, где дерево играет немаловажную роль.

После шлифовки кадушек до различных уровней гладкости некоторые производители наносят на внутреннюю поверхность разнообразные покрытия, в то время как другие оставляют ее как есть. Если обратиться к компаниям, производящим барабаны в прошлом и настоящем, можно увидеть, что для покрытий внутренней поверхностей применяется множество специальных красок, герметиков и лаков. Это предохраняет поверхность дерева и до некоторой степени усиливает ее твердость. Сочетание шлифовки и отделочного покрытия ведет к разнообразию внутренних поверхностей – от гладких до шероховатых, от упругих до твердых. За этими сочетаниями стоят накопленный опыт и знания, и это считается ключевым аспектом при разработке некоторых видов барабанов.

Зачем так много вариаций? John Craviotto комментирует: "Внутренняя полость кадушки играет существенную роль в звучании". Это связано с тем, как звуковые волны перемещаются относительно внутренних стенок барабана. "Вам ни к чему абсолютно гладкая поверхность, – добавляет Craviotto. – Это уводит в сторону от естественного звучания дерева. Не нужно, чтобы кадушка походила на полихлорвиниловую трубу".

Нужно ли усиление?

Cуществует большое число барабанов, которые снабжаются усиливающими обручами (другой вариант перевода – ребра жесткости – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков). Изначально эти многослойные кольца из клена использовались для придания идеально круглой формы более тонким кадушкам. По мере развития производственных технологий стало возможным изготовлять барабаны и без них, при этом кадушки были прочными и сохраняли круглую форму.

С тех пор усиливающие обручи для некоторых стали предметом споров: многие выступают против их использования, ссылаясь на то, что при современном дизайне кадушек и пластиков надобность в обручах отпала. Однако другие выступают в поддержку усиливающих обручей из-за эффекта мелодичности и сфокусированности, которые создаются за счет дополнительных обертонов. "Когда вы бьете по барабану, – говорит John Good, - такой усиливающий обруч увеличивает длительность атаки. Он задерживает атаку на секунду, а потом следует более низкий основной тон, вот в этом и состоит вся прелесть такой кадушки – обтекаемость звучания и резонанс".

Многие (хотя и не все) классические барабаны делались с усиливающими обручами, что, по мнению некоторых, частично определяет их привлекательность – хотя проверенное временем, "обыгранное" дерево, пожалуй, привлекает еще больше. Сегодня усиливающие обручи можно встретить в кадушках, которые призваны воспроизводить классические качества барабанов, как дополнительная опция в некоторых топовых сериях производителей.

drumshellОх уж эта кромка…

Независимо от того, снабжается ли барабан усиливающими обручами или нет, пожалуй, наиболее важный элемент кадушки барабана, влияющий на звучание, – это кромка. Окутанная таинственностью, как нечто такое, с чем лучше не связываться, кромка – это область контакта кадушки с пластиком. Пластик должен равномерно соприкасаться с кадушкой по всей окружности, и при изготовлении кромки требуется высокая точность, чтобы пластик сидел идеально.

Как отмечает Ray Ayotte, во-первых, край кадушки должен быть ровным и плоским, т.е. должен идти по всей окружности на одном уровне, без прогибов (за исключением выемок для струн на малом барабане). Затем изнутри кадушки по направлению наружу нарезается кромка, после чего она шлифуется и гладко отделывается, так чтобы пластик мог двигаться по ее поверхности. Когда по пластику производится удар, он натягивается и скользит по кромке. (Кстати говоря, это ключевая область, где вступает в действие сила кадушки, когда за счет движения пластика увеличивается давление на кадушку.) Вибрация пластика частично зависит от того, как он посажен.

Существует несколько типов нарезки кромки, которые можно встретить на производимых сегодня барабанах: закругленная, 45°, закругленная 45°, двойная 45°, 30° и 60°, каждый тип по-своему влияет на то, как резонирует кадушка. Кромка 45°, пожалуй, наиболее распространена, поскольку она прочная, легкая и способствует звучанию с заметно выраженной атакой.

Закругленные кромки популярнее за счет более мелодичного звука. Те, кому хочется более "классического" (винтажного) звучания, возможно, будут искать кадушки с закругленной кромкой. Из прочих типов кромок немалую популярность приобрела "двойная 45". Судя по отзывам, такая кромка упрощает настройку, но самой выдающейся ее особенностью является более широкий диапазон смещения пластика по поверхности кромки. Выполненная в виде двух срезов под 45°, один с внутренней, другой с наружной стороны кадушки, "двойная 45" приводит к тому, что диаметр кадушки оказывается чуть меньше, чем в иных случаях. Хотя движение пластика по такой кромке многие считают преимуществом, критики возражают, что повышенные возможности смещения может привести к неровной посадке пластика.

drumshellЧто касается кромки 30°, то она, по словам John’а Craviotto, "не дает такой сильной атаки, как кромка 45°, однако сохраняет чувствительность", в то время как кромка 60°, теоретически, должна добавлять атаки. На некоторых топовых сериях сразу несколько вариантов кромок служат разным целям, то есть на бас-барабане, малом барабане и томах – везде разные кромки.

Независимо от типа кромки, для оптимального звучания, чем точнее выполнена сама кромка, тем лучше. Что же касается того, стоит ли самому связываться с кромками, – нет, это не слишком хорошая затея, если только вы не владеете искусством деревообработки, включая фрезеровку и обточку. Если у вашего барабана повреждена кромка, то имеется несколько мастерских по производству заказных барабанов, располагающих достаточными возможностями и опытом, чтобы заново выполнить для вас нарезку кромки (в Москве такую услугу на высоком уровне оказывает мастер Станислав Лебедев, барабанный бренд SLAM – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков).

Кое-что о фурнитуре

Следующий момент – это количество фурнитуры, которую несет на себе кадушка. Появление креплений RIMS [Resonance Isolation Mounting System – "система крепления для изоляции резонанса" – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] произвело революцию в подвесной системе – за счет того, что крепежные элементы были убраны с кадушки, и это оказалось настолько инновационной идеей, что с тех пор каждый производитель предлагает свое собственное решение в рамках данной концепции. Устранение крепежных элементов и избавление от довольно крупного отверстия под держатель томов позволяет кадушке свободно вибрировать, поскольку теперь к ней крепятся только лаги.

Большинство производителей согласны со Scott’ом Sasser’ом, который провозглашает: "Сохраняйте целостность кадушки, где и когда только возможно. Любые элементы, крепящиеся непосредственно к кадушке, добавляют лишний вес на поверхность, которую вам лучше сохранять свободной, поскольку это может повлиять на изменение качеств барабана".

Как бы там ни было, лаги, которые почти всегда крепятся к кадушке, способны придать барабану индивидуальности, и большинство производителей используют особенный дизайн лагов. Gene Okamoto рассказывает: "Известный производитель заказных барабанов говорил мне, что, если взять обычную кадушку и снабдить ее лагами некоего бренда "A", то она и звучать будет, как барабаны бренда "A". А если взять ту же кадушку и снабдить ее лагами бренда "B", она будет звучать как барабаны бренда "B". То же самое относится к лагам брендов "C" или "D". Масса и размер полости лага оказывают влияние на звучание барабана".

Хотя обода и не являются в прямом смысле частью кадушки, о них очень даже стоит упомянуть, поскольку они также оказывают влияние на звучание барабана. Наиболее распространена конструкция ободов с тремя кромками, однако литые и деревянные обода также придают звучанию особенные, по-своему уникальные характеристики.

Прочие конструкции

Фурнитура, кромки, усиливающие обручи, внутренняя поверхность, наружная отделка, глубина, диаметр, толщина, тип древесины – казалось бы, анатомия барабана завершена, если бы не существовали и другие способы изготовления барабанных кадушек. Цельная кадушка, составная кадушка [англ. stave shell – "кадушка из бочарных клепок"] и наборная кадушка [англ. block shell – "кадушка из блоков"] – все эти конструкции более применимы для изготовления малых барабанов, чем томов или бас-барабанов, и тем не менее они предоставляют интересные возможности.

drumshellТермин "цельная кадушка" может несколько сбить с толку, поскольку такая кадушка, как правило, отнюдь не представляет собой выдолбленный изнутри чурбак. Данный метод также называется "формовкой под воздействием пара"; идея такой конструкции подразумевает один-единственный лист дерева свернутый цилиндром, в результате чего получается кадушка с единственным швом.

John Craviotto – пожалуй, самый известный производитель цельных кадушек – высоко ценит такую конструкцию за свойственную ей повышенную отзывчивость. При работе с одиночными листами древесины существенную роль играет знание таких факторов, как содержание масла и сахара или направление текстуры волокон. В совершенстве освоив разработку кадушек цельной конструкции, Craviotto кроме малых барабанов также производит эксклюзивные ударные установки на заказ, в некоторых случаях искусно добавляя дополнительные листы древесины для изготовления более глубоких кадушек.

Между тем конструкцию составной кадушки проще всего понять, если представить себе, что такая кадушка изготовляется наподобие деревянного бочонка. William Reeves специализируется на таких барабанах и объясняет, в чем состоит логика данной конструкции: "Метод изготовления составных кадушек чрезвычайно улучшает качество дерева в контакте с пластиком, поскольку при этом производственном процессе не требуется сотен квадратных дюймов клея. В итоге получается кадушка, состоящая сплошь из древесных пород, и это по-иному влияет на тональность, чем в случае с кадушкой, склеенной из листов шпона". Используемые в кадушке отдельные планки могут представлять собой разные породы дерева, что приводит к уникальным результатам – как тональным, так и визуальным.

Подобно составным кадушкам, в конструкции наборных кадушек используются древесные плашки, располагающиеся в горизонтальном положении, наподобие кирпичной кладки. Следует иметь в виду, что разница в направлении текстуры между этими двумя конструкциями может до некоторой степени влиять на тональность барабана.

Заключение

Итак, приготовить яичницу можно по-разному. Разумеется, все техническое искусство, применяемое при изготовлении кадушек, не будет проявляться в полной мере без пластиков. Неся основную ответственность за звучание, пластики различной массы и с разными поверхностями дают разные характеристики в плане атаки и реверберации. Однако тип используемой палочки и то, как ею бьют по барабану – т.е. человеческий фактор, – вот что важнее всего.

При таком количестве вариантов, барабанщикам следует отталкиваться от слов John Good’а: "Чего вы в итоге пытаетесь добиться?" Martha Stewart [известная американская телеведущая, получившая всеобщее признание как "королева американских домохозяек" – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] как-то раз высказала нечто подобное: "При составлении рецепта используйте самые лучшие ингредиенты, какие только можете себе позволить". Постоянно ориентируясь на эту идею, большинство компаний предлагают установки, ориентированные на начинающих, профессионалов и всех, кто находится в промежутке между этими двумя категориями. Будь то обычная универсальная установка или что-нибудь более специфичное по стилю – ищите качественно изготовленные барабаны.

Просто имейте в виду следующее: каким бы крутым ни выглядел товар, старайтесь не слишком зацикливаться на мелочах или рекламных уловках. Слушайте, поскольку, как выражается Jim Haler, "Имеющий уши да услышит красоту". И отнеситесь серьезно к тому, что сказал выдающийся джазмен Joey Baron в своем ответе Ask A Pro ("Спросите у профессионала") в октябрьском выпуске "Modern Drummer" за 2006 год: "Помните: к какому бы бренду ни относился ваш инструмент, это вы создаете его звучание".