Электронные барабаны Hart Dynamics
Электронные барабаны набирают всю большую популярность! Неоспоримым фактом является то, что за последнюю четверть века барабанная электроника проделала огромный путь - от смешно звучащих барабанных тренажеров до мощных установок, на которых делают концертные и студийные записи звезды мировой ударной сцены. Барабанные пэды различных типов и размеров прочно вошли в музыкальную жизнь, позволяя барабанщикам разнообразить звучание своих инструментов совершенно невероятными звуками, а в ряде случаев - полностью заменить «акустику». Кроме этого, электронные барабаны обладают рядом несомненных практических удобств, позволяющих барабанщикам чувствовать себя более комфортно во многих жизненных ситуациях.
Судите сами: электронные барабаны значительно легче и компактнее акустических, их удобно переносить и перевозить даже в багажнике обычной легковушки! Хороший электронный сет практически не издает громких звуков во время игры. При игре в наушниках, занятия не мешают окружающим, а во время записей и концертов лишние звуки не попадают в соседние микрофоны. Уровень громкости установки во время выступлений регулируется на звукорежиссерском пульте, а также в настройках электронного барабанного модуля, что позволяет легко приспосабливаться к любой сложной акустике.
Электронные барабаны отнюдь не претендуют на полное вытеснение «живых», но в ряде случаев становятся настолько незаменимыми, что многие профессиональные барабанщики имеют в своем арсенале два набора – любимый акустический барабанный сет и палочку-выручалочку – электронный набор.
Немного о звучании электроники.
В наше время у электронных барабанов нет проблем с разнообразием тембров. Качество звучания здесь полностью зависит от используемой электроники. В реальности, конечно, на студийном уровне звучат только дорогие электронные «мозги». Но и бюджетные модели барабанных модулей, как правило, обладают несколькими вполне приемлемыми наборами звуков. Их можно смело использовать и для домашних занятий, и даже для подработок в небольших клубах, кафе и ресторанах.
Современные барабанные модули, как правило, не используют записанные сэмплы, а синтезируют нужные звуки самостоятельно. Пугаться этого не стоит - тембры, которые генерирует классный барабанный модуль, на слух практически неотличимы от звуков, записанных студийно. Это неудивительно – в разработке и тестировании ударной электроники участвовали легендарные барабанщики, среди которых Акира Джимбо (Akira Jimbo) и Омар Хаким (Omar Hakim). Но соотношение цена-качество здесь прослеживается очень последовательно. Чем дороже электронный модуль – тем более совершенная технология синтезирования в нем используется, а значит, устройство и звучит лучше, и функций в нем больше.
Музыкантам, которых по какой-либо причине не устраивают готовые наборы звуков из электронных модулей, рекомендую подключить свой сет к домашнему компьютеру, а лучше – к быстрому ноутбуку (тогда созданная система станет очень удобна при транспортировке). При этом, удастся в полной мере насладиться ассортиментом студийно засэмплированных звуков, ассортимент которых совершенно необъятен. Редкий барабанщик перетрогал за всю жизнь столько различных инструментов, сколько имеется в стандартном наборе специализированных барабанных программ. Количество различных сэмплов тут измеряется тысячами.
Осталось только отметить, что полноценное использование возможностей компьютера под силу только довольно «продвинутым» барабанщикам. Начинающим лучше делать свои первые шаги на конфигурациях с готовыми настройками. Обычно, рекомендуется начинать знакомство с электронными ударными, выбрав какой-либо из распространенных барабанных модулей.
Имитация ударных
Даже имея замечательную электронику, надо помнить, что электронный барабан это не «живой» инструмент, а его имитация. Занимаясь только на пэдах невозможно развивать культуру звучания, работать над тембром и всевозможными вкусными «мелочами». По-настоящему результат занятий все равно становится известен только после определенного количества времени, проведенного за «живым» инструментом. Проблема не нова – с ней сталкивались все поколения барабанщиков, которые начинали свои занятия с тренировок на мягкой мебели у себя дома, на резиновых «фипсах» или на мешочках с песком. Разница в ощущениях между акустическим пластиком и резиновой поверхностью пэда огромна!
Решение этой проблемы не могли обойти стороной производители электронных барабанов. В последние десятилетия произошла настоящая технологическая революция, в ходе которой электронные ударные инструменты из простых резиновых «блинов» с пьезодатчиками переросли в настоящие технологические шедевры. На «продвинутых» электронных барабанах уже давно не используют резиновые пэды. Вместо них на специальные корпуса устанавливаются бесшумные сетчатые пластики. Сложные системы электронных датчиков (триггеров) считывают все подробности игры в разных местах удара (далее - зонах) – в центре или на краю мембраны, на краю или на куполе тарелки. Сейчас, на хорошем электронном сете можно пользоваться практически любыми барабанными приемами: исполнять форшлаги, тремоло и римшоты, играть щетками, использовать двойные педали, электронную перкуссию. Ну и конечно, можно использовать необычные звуковые эффекты, которыми изобилуют электронные модули и компьютерные программы.
Электронные барабаны Hart Dynamics. Electracoustic Percussion.
От общего разбора плавно переходим к основной теме этого материала. Сегодня я расскажу об электронных барабанах Hart Dynamics. Эта американская компания является одним из пионеров на рынке электронных барабанов, которые серийно производятся на фабрике во Флориде с 1989 года. Фирма специализируется на производстве высококачественных барабанных пэдов, являющихся сейчас признанным эталоном барабанной индустрии.
Сразу оговорюсь, что компания выпускает только сами инструменты – а именно барабанные, тарелочные и перкуссионные пэды, а также хардвер и аксессуары для них. Говоря проще, в комплекте ударных установок отсутствует «электронный мозг». Каждому барабанщику предоставляется возможность выбрать электронный модуль самостоятельно, исходя из своих задач и из финансовых возможностей. Сами Hart Dynamics рекомендуют использовать электронные модули своего давнего партнера-конкурента – фирмы Roland. Впрочем, если по какой-то причине эти модули использовать не хочется – нет проблем, можно подключиться к «мозгам» любого другого производителя, включая Alesis, Yamaha или раритетные сейчас DDRUM. Еще один вариант подключения пэдов – при помощи специального MIDI конвертера, к обычному настольному компьютеру или к ноутбуку. В этом случае можно будет использовать профессиональные или самодельные сэмплы, компьютерную запись и обработку звука, а также многие другие вкусности, которые прежде были доступны только владельцам студий звукозаписи.
Возвращаясь к пэдам, надо отметить необычное словосочетание «Электракустические ударные», которое предложили американцы. В этих двух словах и заключается основное отличие пэдов Hart Dynamics от продукции других компаний. В настоящее время, Hart Dynamics ближе всех продвинулись к воплощению мечты о реалистичности электронных барабанов, благодаря собственной идеологии строительства электронных пэдов, учитывающей необходимость барабанщика «чувствовать» инструмент во время игры. Технология была запатентована под названием «TE3.2 Transparent Energy Transfer». На основе TE3.2 сейчас создаются все барабаны Hart Dynamics.
Не вдаваясь в технические подробности, обозначим основные моменты TE3.2. Это расположение основного датчика по центру мембраны, использование довольно глубоких, закрытых снизу корпусов и другие фирменные ингредиенты, которые заставляют барабаны Hart Dynamics "дышать" подобно акустическим, позволяя, наконец-то, почувствовать "живую" отдачу от электронных барабанов. Благодаря своей разработке, инженеры Hart Dynamics добились быстрейшей реакции электронного датчика и более ровной линейной характеристики на его выходе, что исключило "выпадание" нот и динамические провалы при игре. Проще говоря, при помощи TE3.2 удалось разрешить самые типичные проблемы в современных триггерных технологиях. TE3.2 позволяет без каких-либо задержек играть в самых быстрых темпах, ударяя по нескольким барабанам одновременно. Игра по различным точкам на пластике, от края к центру барабана очень точно отслеживается и передается в электронный модуль.
Еще одно несомненное преимущество барабанных пэдов – использование фирменных сетчатых пластиков Kontrol Screen Magnum, которые по спецификации Hart Dynamics производит американская фабрика Aquarian. В отличие от недорогих, тонких однослойных мембран, которые повсеместно используются другими производителями, бесшумные пластики Hart Dynamics сделаны из толстой синтетической сетки. Это делает отскок не таким пружинящим, максимально приближая его к акустическим ощущениям. При этом, сам звук удара практически не слышен, напоминая по громкости удар палочкой по подушке или сиденью мягкой мебели.
Важным элементом повышения реалистичности электронного сета является использование тарелок из настоящего металла. Все выпускающиеся сейчас установки Hart Dynamics укомплектованы металлическим райдом и хайхэтом. Разумеется, эти пэды тоже не гремят – тарелки хитроумно заглушены изнутри и имеют снаружи резиновую наклейку для тихой игры. Но, при желании, их можно немного повернуть и заиграть по металлической стороне. В этом случае, отскок палочки вообще не будет отличаться от «живых» тарелок. Тарелки Crash/Splash/China могут быть металлические или пластиковые, это зависит от серии и ценового диапазона выбранной ударной установки.
В настоящее время, фабрика Hart Dynamics производит профессиональные пэды в двух базовых линиях, полностью захватывающих среднюю и верхнюю ценовую категорию. Более дешевые установки комплектуются пэдами Acupad и Ecymbal. Дорогие модели комплектуются барабанными пэдами Hart Professional и тарелками Ecymbal II Bronze. В любой комплект входит барабанная рама, все необходимые стойки и крепежи (включая крепеж или стойку малого барабана и хай-хэта), а также набор кабелей для подключения к электронике. Педаль бас-барабана и электронный звуковой модуль в комплект не входят.
Для того, чтобы быстрее разобраться в ассортименте и конфигурации разных барабанных установок, вкратце опишу основные возможности барабанных и тарелочных пэдов.
Барабанные пэды ACUPAD
Барабанные пэды серии Acupad TE3.2 сделаны на основе пластиковых корпусов с фирменными сетками Kontrol Screen Magnum. Производятся малые барабаны и том-томы ACUPAD 10”. Бас-барабан – 8 дюймовый. Все барабаны, кроме «бочки», двухтриггерные, с возможностью играть по ободам.
Барабанные пэды PROFESSIONAL
Барабанные пэды Hart Professional на сегодняшний день - кульминация развития электронных барабанов. Эти пэды со стороны трудно отличить от настоящих барабанов. Они делаются на основе настоящих барабанных корпусов и выглядят невероятно эффектно! При этом барабаны обладают меньшей глубиной и диаметром, позволяя перевозить весь сет даже в багажнике легкового автомобиля. Также как и в других сериях, здесь используются сетчатые пластики Kontrol Screen Magnum.
В базовую комплектацию входят барабаны с коваными стальными корпусами (hand hammered steel) или с корпусами сделанными из клена. В случае с деревянными корпусами, стандартной является черная полированная отделка. При желании, можно заказать бас-барабан и том-томы других расцветок – фабрика берется за подобные спецзаказы. В серии Professional выпускаются 13-дюймовые малые барабаны, том-томы 8”, 10” и 12”, а также бас-барабаны 13 дюймов. Вполне реалистичные диаметры барабанов прямо влияют на контроль и ощущения во время игры. И ощущения эти просто превосходны!
Пэды тарелок ECYMBAL S
Тарелочные пэды классического черного цвета. В этой серии выпускаются металлические многозонные тарелки хай-хэт и райд, отличающиеся от пэдов более дорогой серии Ecymbal II только цветом. Однозонные тарелки Crash/Splash/China различных размеров сделаны из пластика и комплектуются резиновыми накладками для тихой игры. В стандартной комплектации всех ударных установок линии Studio Master используются 12 и 14-дюймовые тарелки крэш c возможностью заглушения рукой (функция известная как choke).
Пэды тарелок ECYMBAL II Bronze
Новая серия золотистых тарелок, призер выставки Musikmesse 2007 в номинации «Электронные ударные». Все тарелки в этой серии сделаны из металла, и полностью заглушены. Для бесшумных занятий снаружи наклеены накладки, смягчающие звук ударов. В серии выпускаются многозонные хай-хэт и райд, отслеживающие удар по всей плоскости тарелки, а также однозонные тарелки Crash/Splash/China различных размеров. Глушение рукой (choke) – стандартная функция у всех крэшей, которыми комплектуются ударные установки Hart Mega Pro, Giga Pro и Professional.
Электронная стойка хай-хэта Epedal II Stand
Epedal II - стандартная стойка хай-хэта, которая управляет верхней тарелкой, позволяя барабанщику использовать любые приемы игры. В педаль вмонтирован датчик контроллера хай-хэта, реагирующий на силу нажатия ноги и на степень раскрытия хэта. Стойка разработана специально для тарелок Hart Dynamics, серий Ecymbal S и Ecymbal II Bronze.
продолжение статьи: Электронные барабаны Hart Dynamics