"Анатомия" строения кадушки
"Барабан – это сравнительно простой инструмент с легким налетом черной магии", – говорит Joe Montineri, опытный технолог по барабанам, изготовитель инструментов на заказ и начальник службы по разработке продукции в компании Keller Products, выпускающей кадушки для барабанов. С точки зрения геометрии, барабан – это пустотелый закрытый цилиндр… однако на самом деле он представляет собой нечто гораздо большее. Его характеристики определяются кадушкой и пластиками, материалы и конструкция которых влияют на звучание и исполнение.
Особенной тайной обладают кадушки барабанов, причем тип дерева, из которого они изготовлены, их размеры и конструкция – все это важные факторы, влияющие на извлекаемое звучание. А с учетом многочисленных имеющихся на сегодняшний день серий ударных установок от компаний чуть ли не со всех континентов – не говоря уже о существующих рынках винтажной [т.е. в "классическом" стиле – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] и заказной продукции – понять, что есть что, не так-то просто.
Поэтому, воспользовавшись помощью нескольких ведущих производителей барабанов и представителей различных компаний, давайте-ка снимем пластик и заглянем внутрь этих цилиндров, которые вызывают у нас такую любовь.
За исключением металлических малых барабанов и барабанов с акриловыми кадушками, подавляющее большинство этих инструментов изготовляются из дерева. Клен, береза, дуб, липа, ясень, красное дерево – вот некоторые породы, использующиеся сегодня производителями. Какое-то количество этих пород считаются производственными стандартами, в то время как другие, благодаря самой их природе, предлагают нечто иное. Чтобы разобраться в разных древесных породах "барабанного леса", кроме Joe Montineri, мы побеседовали еще с John Good’ом, дизайнером компании DW; Ray Ayotte’ом, бывшим президентом и дизайнером Taye и Ayotte; Gene Okamoto, начальником производства в компании Pearl; Jim Haler’ом, начальником производства Yamaha; заведующим отделом продаж в компании Mapex - Scott Sasser’ом; мастером по изготовлению цельных кадушек John’ом Craviotto из Craviotto Drum Company; и William Reeves’ом, президентом Oregon Drum.
Для начала стоит сказать, что барабаны делаются из твердых пород дерева, т.е. лиственных, а не из мягких хвойных пород. Те из твердых пород, что используются для изготовления барабанов, обычно обладают физическими характеристиками, начиная от средних и кончая твердыми.
Ключевым показателем твердости той или иной древесины является ее средний вес в сухом состоянии, в фунтах на кубический фут (фн/ф3). Согласно пособию Albert Jackson’а, David Day’я и Simon Jennings’а The Complete Manual Of Woodworking ("Подробное руководство по работе с деревом"), американский клен имеет твердость около 46 фн/ф3, в то время как серебристый клен – примерно 39 фн/ф3, а тополь – около 31 фн/ф3. За некоторыми исключениями, большинство барабанов изготовляются из пород, так или иначе укладывающихся в эти пределы. Обратите внимание, что разные виды того или иного типа древесины, например, клена, имеют разные параметры по твердости. В связи с этим John Good уточняет: "Не забывайте: мы делаем эти барабаны не из сплошных досок. Мы используем шпон, а при этом фактор твердости несколько изменяется".
Разные породы древесины выбираются производителями барабанов под влиянием разных причин, как экономических, так и практических. Во-первых, как говорит Gene Okamoto, любой конкретный тип используемой древесины должен "поставляться в изобилии и быть всегда качественным". Изобилие важно для того, чтобы можно было производить необходимое количество барабанов. Постоянство качества, когда текстура древесины плотная и ровная, – обязательное условие, при котором каждый производитель, как выражается Scott Sasser, может быть "совершенно уверен в конечном результате".
Во-вторых, дерево должно быть пригодно для работы. Некоторые породы просто-напросто слишком твердые, чтобы идти на изготовление кадушек: из них нелегко изготовить шпон, на них не нарежешь кромку. По этим и подобным причинам такие материалы, как палисандр или ель, прекрасно подходящие для изготовления гитар, непрактичны для барабанных кадушек из шпона. С другой стороны, используя, например, клен, "Вы можете нарезать кромку, которая обеспечит прекрасную чистую поверхность, – говорит John Good. – У клена текстура хороша как на ребрах, так и по боковым поверхностям".
В третьих, листы шпона, выбранные для внешней поверхности и, в меньшей степени, для внутренней поверхности кадушки, должны быть визуально привлекательными, и нужно, чтобы на них ровно наносилась отделка, если текстура должна оставаться видимой.
Существуют и другие вещи, которые следует учитывать при выборе дерева для кадушки. По словам Good’а, "Первое, что приходит в голову, – это определиться, чего вы пытаетесь достичь. Если вы пытаетесь добиться более долгого сустейна [параметр, обратный скорости затухания звука, т. е. чем медленнее затухает звук, тем больше сустейн – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], тогда, конечно, выбираем барабан из клена. Если вам нужен барабан с более острым звучанием, который лучше подходит для записи, тогда мы используем березу. Клен обладает долгой вибрацией, а береза вибрирует очень быстро и коротко".
В производстве барабанов принято считать, что тот или иной вид дерева оказывает влияние на звук. Например, обычно говорят, что клен имеет более высокий основной тон, объединяющий в себе больше средних и высоких частот. Береза, как считается, обеспечивает более низкий основной тон, естественную частотную коррекцию и более острое звучание с менее продолжительным сустейном. У дуба основной тон обычно достаточно низкий, однако хорошо прорезающийся и объемный. Древесина орехового дерева дает очень темные тона, а также долгий и средний сустейн. Настоящее южноамериканское красное дерево, долгое время являвшееся "секретным ингредиентом", входящим в "состав" многих классических барабанов, как указывает Gene Okamoto, обычно дает темный, теплый тон; то же самое можно сказать и о несколько более твердом африканском красном дереве.
Филиппинское красное дерево, или шорея, несмотря на то, что с биологической точки зрения не родственно другим породам красного дерева, дает темное звучание с меньшим количеством сустейна и острыми низкими частотами. Тополь, который обладает более низкой плотностью и нередко служит в качестве внутренних слоев в некоторых классических барабанах, обеспечивает смягчение звука. Американская липа, еще одна более мягкая порода дерева, может иметь сбалансированный, обтекаемый тон. Бубинга, довольно плотное дерево [растет в Экваториальной Африке – прим. Drumspeech.com], звучит низко и насыщенно. Считается, что барабаны из бука демонстрируют характеристики, средние между кленом и березой; барабаны же из ясеня, как утверждают, хорошо прорезаются и обладают хрипловатой теплотой. Однако это лишь те породы дерева, которые наиболее часто используются наиболее крупными производителями, в то время как мир индивидуальных заказных барабанов еще более разнообразен.
Если весь этот виртуальный "лес" все-таки сбивает с толку, то, возможно, поможет обобщение William Reeves’а: "Более плотная древесина обеспечивает более выраженную отражающую способность внутренней поверхности и, как правило, более резонансную кадушку – хотя это не всегда аксиома". "С матерью-природой не поспоришь, – добавляет Scott Sasser. – Более плотные породы дерева влияют на высоту тона, повышая ее еще больше, хотя и сама конструкция барабана во многом определяет, подходит или не подходит по плотности необработанный пока что лист древесины".
Таком образом, в целом, чем плотнее древесина, тем острее и ярче звучание, а чем плотность меньше, тем звучание более обтекаемое и мягкое. А есть ли исключения? John Good указывает на дуб. "Дуб очень твердый, но при этом пористый, – объясняет он. – Когда вы придаете ему форму шпона, это лишь добавляет ему свойств пористости, что подходит для более тепло звучащего барабана". Прочие характеристики могут быть связаны с натуральными маслами, которые присутствуют в древесине, особенно в породах тропических регионов, как отмечает заслуженный изготовитель барабанов John Craviotto.
А как насчет кадушек, изготовленных более чем из одной породы дерева? При использовании листов шпона, конструкцию можно скомбинировать из различных видов дерева. Такая практика имеет долгую историю. Многие классические барабаны делались с использованием кадушек из смешанной древесины, при этом обычно более мягкие породы, такие, как тополь, употреблялись в качестве среднего слоя в трехслойной комбинации. В какой-то степени это с самого начала делалось по экономическим причинам, что можно наблюдать и по сей день. Кадушки из смешанной древесины нередко используются в барабанах для начинающих или для среднего уровня. Однако подобная практика также применяется при разработке кадушек, обладающих особенными характеристиками, так что кадушки из смешанной древесины могут использоваться и в барабанах профессионального уровня.
Joe Montineri поясняет: "Вы можете использовать различные комбинации дерева, однако вам следует тщательно все просчитывать, поскольку некоторые породы недостаточно гармонично согласуются по вибрации". Иными словами, то, что вначале начиналось как экономическая необходимость, постепенно привело к разработке самого звучания, и сегодня имеется множество кадушек из смешанной древесины с самыми различными характеристиками.
Ray Ayotte предупреждает, что все эти связанные с деревом звуковые характеристики следует воспринимать с известной долей критики: "Знаете ли вы реально кого-нибудь, кто мог бы подметить эту разницу? Если все выполнить одинаково, но при этом один барабан будет из американского клена, а другой из финской березы – параметры по твердости у них практически одинаковые – сможете ли вы уловить разницу просто на слух, даже если от этого будет зависеть ваша жизнь?"
Суть здесь в том, что породы дерева сравнительно высокого качества и плотности, вероятнее всего, будут давать схожие результаты. Подобным же образом Scott Sasser замечает: "Несомненно, нет какой-то одной породы древесины, которая была бы идеальной для производства барабанных кадушек – хотя есть такие, которые производят впечатление идеальных на покупательскую аудиторию. Большинство людей неспособны в полной мере и с точностью слышать мириады свойств, которыми многие производители барабанов щедро наделяют свои инструменты. Слушатель-критик может разве что описать этот сложный характер звуков и то, чем они различаются. Но даже будучи критически настроенным слушателем, при сравнении одной кадушки с другой вы, вероятнее всего, не добьетесь точных результатов".
Более того, Ray Ayotte добавляет, что кадушка, "пожалуй, отвечает лишь процентов на десять" за звучание барабана в целом; на звук оказывают влияние также обода, однако основную массу звука производит все-таки пластик. И в самом деле, другие из неофициально опрошенных также приписывают кадушке не более чем тридцать процентов всей роли, в то время как основное влияние на звук оказывают тип пластика и настройка.
Так к чему же тогда вся эта крикливая реклама? Как отмечает Joe Montineri, производителей барабанов гораздо больше, чем производителей пластиков, что влечет за собой еще один вопрос, а именно: собственно конструкция барабана. "Большинство компаний в прежние времена делали свои собственные кадушки, – говорит он, – звучание которых было неотъемлемой частью фирменной технологии компании". И среди нынешних компаний, производящих собственные кадушки, особенности технологий производства обусловливают различия в звучании.
John Good разъясняет этот момент примером: "Я делаю барабаны из вишни, это очень плотное дерево. Но когда из него делается шпон, то получается множество звучаний, которые отличаются от тех, которые вы получили бы, используя, скажем, барабан из вишни со сплошной кадушкой от John’а Craviotto, который будет обладать прекрасной артикуляцией. В форме шпона дерево имеет во многом иные характеристики, оно обладает более “темными” свойствами.
Иными словами, если два барабана сделаны из одного и того же дерева, но разными изготовителями, то в итоге это будут разные барабаны, обладающие разными характеристиками. Или, как в шутку замечает Bay Ayotte, "Омлет делается при помощи яиц и жаркой сковородки, однако хорошие повара добьются различных результатов". И то, как именно выбранная нами порода дерева будет использоваться в конструкции барабана, столь же важно для самого дерева.
Сегодня на рынке практически каждый комплект барабанов, как классических, так и современных, изготавливается с применением кадушек из листов шпона. Но среди них существует множество вариаций. Они могут быть изготовлены с использованием трех листов и вплоть до девяти-десяти, а иногда и больше.
Jim Haler описывает конструкцию многослойной кадушки от Yamaha, что помогает проиллюстрировать, как собирается кадушка. Выбрав дерево, его нарезают очень тонкими листами, из которых потом составляются "рабочие" шпоновые листы, каждый из двух-трех слоев. Затем эти рабочие листы обрезаются по длине и высоте и используются для изготовления кадушек из любого количества слоев, от четырех до девяти и больше. После того, как их скрутят вместе и проклеят на стыках, смещенных друг относительно друга для равномерного обеспечения прочности, кадушка под давлением с внутренней стороны прижимается к форме-шаблону, что позволяет изготовить прочный и твердый цилиндр. Такое давление может быть создано при помощи диафрагмы (как делает Yamaha) или механическим способом – до того, как схватится клей. Только что сформованная, еще необработанная кадушка обрезается по концам под прямым углом, а затем обрабатывается наждаком. После этого накладываются красковые или прозрачные покрытия, нарезаются и уплотняются кромки, сверлятся отверстия, собираются металлические части – и инструмент покидает фабрику, отправляясь в ваш местный магазин музыкальных товаров.
И хотя не каждый производитель конструирует свои инструменты именно таким образом, данный пример вполне иллюстративно дает представление о том, как листы шпона соединяются вместе и формуются в цилиндр. Среди многочисленных компаний, производящих барабаны, помимо разных вариантов по количеству слоев, может варьироваться также направление текстуры волокон древесины. Некоторые производители ссылаются на теории по поводу различий, с которыми звук распространяется вдоль или поперек текстуры (звучание глубже или ярче) и учитывают это при производстве. Однако наиболее часто практикуется расположение текстуры в чередующемся порядке для обеспечения более высокой прочности.
Еще одна частная особенность – это тип стыков, используемых там, где концы одного листа соединяются с другим. Соединения встык или внапуск, а также швы вертикальные или под углом относительно барабана – все это используется различными производителями. Методы каждой компании определяются конкретными причинами. Поскольку каждый дизайн проектируется ради достижения прочности, долговечности и хорошего звучания, здесь "яичницу" можно приготовить далеко не единственным способом.
Листы древесины также влияют на толщину кадушки. Большинство барабанных кадушек варьируются по толщине: от нескольких миллиметров до едва ли не четверти дюйма, хотя бывают исключения. Толщина кадушки будет влиять как на прочность, так и на звучание. Очень тонкие кадушки – как те, что предлагаются некоторыми компаниями, занимающимися изготовлением барабанов на заказ, – могут прекрасно звучать в акустическом трио, однако в усиленной акустической среде им, пожалуй, понадобятся микрофоны. Чуть более толстая кадушка может звучать сильнее в естественном сочетании с усиленными инструментами. Scott Sasser говорит, что, если сравнивать материалы и диаметры, то "чем толще кадушка, тем больше потенциала для высокого основного тона, а сравнительно тонкая кадушка дает больше потенциала для колебаний (резонанса)".
В течение многих лет конструкции тонких и толстых кадушек по-разному используются разными компаниями. Пожалуй, самые большие вариации по толщине встречаются среди малых барабанов, кадушки которых могут варьироваться от тонких, в один слой, до дюймовой толщины. В данном случае тонкие/толстые качества деревянной кадушки могут помочь извлечь различные тональности, подчеркнуть определенные обертоны, усилить сухость звучания и т.д.
Что касается прочих элементов ударной установки, большинство кадушек вписываются в указанные выше параметры. Зачастую в пределах какой-либо серии барабанов все томы имеют одинаковую толщину, в то время как у бас-барабана, а иногда и у напольных томов, кадушки слегка толще. Помните, это будет до некоторой степени зависеть от типа дерева, а также от того, что на уме у дизайнера. Суммируя кое-что из сказанного Ray Ayotte’ом, следует подчеркнуть: вся хитрость состоит в том, чтобы музыкант нашел для себя “золотую середину”, поскольку слишком толстой кадушке будет недоставать теплоты и она будет шумно звучать, а слишком тонкая может деформироваться при дополнительном воздействии на натяжные болты во время игры.