Развитие способностей начинающего барабанщика. Часть 2
Начало статьи: Развитие способностей начинающего барабанщика.
4. Свободный удар
Для скоростной игры на ударной установке необходима техника, которая позволяет задействовать кистевой удар в движении.
Палочка свободно отскакивает от пэда и фиксируется в позиции 90 градусов по отношению к игровой поверхности. Важно это сделать кистью и не зажимать палочку слишком сильно. Пальцы не должны сильно сжимать палочку, но и не должны отрываться от палочки. Кисть двигает палочку с позиции 90 градусов вниз к пэду, происходит отскок и палочка возвращается в исходную позицию. Очень важно вернуть палочку именно в исходную позицию и сделать паузу. Затем повторять и следить, чтобы движение кистью было только вниз, и движение было резким и целостным. Важно почувствовать отскок, палочка сама возвращается назад, а кисть реагирует на отскок и возвращается вместе с палочкой. Важно не тормозить кистью движение палочки, дать ей свободно отскакивать от поверхности пэда.
Рекомендуется тренировать одиночные удары по очереди – сначала удар наносит преподаватель, после него наносит ученик. И по такому методу «Делай как я» - сначала тренируется правая рука, затем левая. При этом можно менять количество ударов – сначала по 1 удару, затем по 2, 4, 8 и 16 ударов. Это позволяет эффективно наработать одиночный удар и развить скоростную технику игры. Для этого необходимо сначала наработать свободный удар для правой руки и затем для левой. И пробовать развивать под метроном, под музыку. Далее, ученик самостоятельно исполняет данные упражнения в зацикленном варианте без остановки. Например, играя RL свободными в течении минуты, затем RRLL по минуте, 4R4L по минуте, 8R, 8L по минуте, 16R, 16L по минуте. Данные упражнение нужно играть без метронома, затем пробовать с метрономом и с музыкой.
Для развития скоростной игры, необходимо развивать выносливость каждой из рук и каждое из этих упражнений развивать на скорость, например, отдельно разогнать одиночные удары с темпа 55 bpm и все остальные по отдельности.
Очень важно развивать выносливость и на время. Ставим темп 60 и играем правой рукой одну минуту, затем левой руку одну минуту. Далее добавляем темп и ставим 80 и делаем также для отдельно правой и отдельно левой руки. И доходим до максимального темпа, пока удастся ровно 1 минуту выдерживать темп. Стоит отдельно сказать и о шаге в добавлении темпа. Все зависит индивидуально, преподаватель должен обращать внимание на способности ученика, т.е. если по 20 единиц слишком быстро, то стоит принять это во внимание и добавлять по 10, если есть трудности в развитии скоростной игры, значит, стоит снова отдельно уделить внимание одиночному удару. Как правило, дополнительной тренировки требуется у правшей левая рука, а у левшей – правая.
При игре ритмических упражнений основа идет на контролируемые удары, все что в два раза быстрее – свободные удары, но все зависит от темпа. Контролируемые удары в темпе 250, в два раза быстрей – они уже будут свободные. Стоит сказать отдельно и о технике, когда один удар контролируемый, а второй находится в свободной позиции. Затем наносим удар из свободной позиции в контролируемый, одновременно при это тот что был контролируемый – разворачивается вверх в свободную позицию. Затем этот удар из свободной позиции уже наносится в контролируемый, а другая рука просто разворачивается без нанесения удара в свободную позицию. Эта техника является промежуточной между контролируемыми ударами и свободными. Особенно актуальна, когда нужно перейти из контролируемых ударов в свободные при вырастании скорости. Она позволяет «сгладить» нахождение палочек и плавно перейти на скоростную технику. Она необходима чтобы отключить движение от полностью контролируемых к частично контролируемым и затем к полностью свободным.
5. Этюды на малом барабане. Способы тренировки. Применение.
Этюды на малом барабане помогают барабанщику наработать технику, развить слух, скорость игры, мышление. Благодаря игре этюдов, можно научиться играть интересные заполнения. Основные книги это Syncopation и Реальный Рок (11 этюдов).
Существует несколько способов тренировки этюдов на малом барабане, каждый выбирается в зависимости от способностей ученика.
Здесь способы для игры одного такта ритмического упражнения:
«Делай как я».
Сначала упражнение играет ученик, затем преподаватель. Метод эффективен, когда ученик не может самостоятельно сыграть упражнение и зациклить его, или может сыграть, но часто сбивается. Метод помогает ученику слышать упражнение, т.к. преподаватель играет с ним по очереди. Можно быстро исправить все ошибки и запомнить упражнение.
Ученик играет самостоятельно, зацикливая каждый такт.
Когда этап «Делай как я» пройден, ученик может сыграть упражнения самостоятельно, зацикливая каждый такт по 4 раза минимум. Играется без метронома, для того чтобы проверить как тема была усвоена.
Игра под метроном в одном и том же темпе.
Ученик играет данную тему под метроном в одном и том же темпе.
Игра на скорость.
Ученик играет сразу несколько упражнений на скорость. Сначала темп один, затем быстрей, еще быстрей и так до максимального, если упражнение качественно получается.
Стоит отдельно сказать и о добавлении бас-барабана, т.е. это необходимо для ощущения сильной доли и смещений на малом барабане. Развивается ритмическая независимость, т.к. бас-бочка во всех упражнениях играет четверть, а на малом барабане играется соло. Этюды можно играть как на пэде, так и на малом барабане.
Итак, напомню, что данная тренировка необходима для игры одного такта. Следующий уровень тренировки – играть несколько упражнений сразу друг за другом, т.е. так называемые ритмические соло. Можно играть строчку, две строчки, четыре строчки или целый лист с упражнениями. Сначала сыграть в одном темпе, затем в более быстром и т.д., доводя до максимально возможного.
Метроном во всех видах тренировки стоит повышать в зависимости от способностей ученика. Это может быть по 5, 10 и даже 20 единиц, но необходимо помнить, что если мы повысили темп слишком быстро, это может привести к снижению усваиванию материала. Рекомендуемый шаг в добавлении долей это 5 единиц. Т.е например 55, 60, 65 и доводим до максимального, если упражнение получается легко, можно повысить по 10 единиц каждый темп.
При регулярной практике ритмических этюдов развивается ритмичность, способность импровизировать, развивается слух, мышление. В обучении становится легко и ученику, которому нужно понимать преподавателя и слышать то что он показывает, и преподавателю, которому проще доносить материал до ученика. Нотная грамота позволяет легко и просто доносить до ученика информацию. С нотной грамотой просто разбирать композиции, а именно ритмические рисунки, заполнения. Ученик может заниматься самостоятельно, закрепляя материал дома. Задача преподавателя – регулярно отслеживать и проверять темы, возвращаясь к предыдущим, чтобы закреплять их и развивать до максимальной скорости.
6. Техника игры на ударной установке. Отскок. Звук.
Важно не зажимать чересчур сильно палочку, но, с другой стороны, правильно ее держать. При этом, на начальном этапе обучения, для ученика есть разница – играть на тренировочном пэде или установке. Поэтому необходимо грамотно чередовать тренировку и лучше всего уже с первых уроков играть и на тренировочном пэде и на ударной установке. Уже на первом занятии ученик может играть одиночные контролируемые удары и если удар уже хорошо получается, можно его сыграть на ударной установке следующим образом. Метод игры «Делай как я»: сначала на малом барабане для правой руки, затем для левой руки по очереди с преподавателем. Следить за качеством удара и положением палочки в пространстве. Затем применить эту технику и этот вид тренировки для всей установки, отдельно для каждого барабана и затронуть тарелки. Особое внимание уделить хай-хэту, т.к. техника игры здесь может быть различной и этот один из важнейших видов удара не может быть отработан также на пэде. Дело в том, что играя на хай-хэте, барабанщик может наносит удар также как на пэде – т.е. бить на самой поверхности хай-хэта палочкой. Но есть и второй вид удара – плечом палочки под углом на хай-хэте.
Такой способ нельзя натренировать точно также как и на пэде, поэтому этот вид удара необходимо тренировать отдельно на хай-хэте и применять все виды тренировки. Т.е. играть по очереди с преподавателем по 1,2,4,8 ударов для каждой из рук. Например, преподаватель наносит удар, затем наносит удар ученик. Тренировать отдельно каждую руку. Звук должен быть ярким, насыщенным и обратить внимание, чтобы работала кисть, а не пальцы и удар приходился плечом палочки под углом в хай-хэт. Затем играть по очереди с преподавателем по два удара, четыре, восемь. Пробовать играть быстрее. Затем попробовать играть все эти упражнения с музыкой. Такая тренировка для игры на хай-хэте очень важна для качественного звука. Эта техника несколько непривычна манерой игры палочкой – под углом к хай-хэту. Тренируя отдельно, можно привыкнуть к тому, что отскока как такого при таком виде технике игры нет, поэтому кисть должна быть хорошо развита. И адаптироваться к такой манере игры на хай-хэте поможет именно практика и разминка. Необходимо управлять звуком, уметь выбирать разный оттенок в зависимости от интенсивности игры.
Также необходимо разогнать простейшие упражнения. Например берется четыре барабана: рабочий и три тома, либо это может быть хэт, рабочий, два тома. И с темпа 50 берется упражнения по два удара на каждый элемент установки, последовательность рук RL. Играется два круга подряд без остановки, затем темп увеличивается на 5 или 10 единиц в зависимости от способностей ученика. Когда темп становится быстрым, можно сделать 4 круга, а если темп очень быстрый то 8 повторений. Затем применить для четырех одиночных ударов на каждый элемент ударной установки и для восьми. И разгонять до быстрого темпа, при этом ученику стоит напоминать следить, чтобы удар был кистевым, т.к. возможно искажение технического удара. Именно поэтому так важно играть ритмические упражнения и этюды и следить за кистевым замахом, чтобы работала только кисть, а пальцы были на палочке и не участвовали в ударе.
7. Бас-барабан. Техника и тренировка игры
Техника игры на бас-барабане предполагает множество вариации. Самая важная это игра на отскоке, т.к. считаю ее основной техникой. Игра на отскоке позволяет играть на любой поверхности бас-барабана, тогда как прижимая колотушку не на всех установках можно сыграть и качественно извлечь звук. Прижимая колотушку, на некоторых установках получается не совсем качественный звук и бас-барабан попросту не звучит так как он должен звучать. Отскок же позволяет извлекать звук легко, но при этом есть и другие трудности в игре. Дело в том, что сложно научиться контролировать технику игры, здесь есть множество трудностей с контролем удара, колотушки, отскока. Поэтому можно начать с самого просто варианта тренировки – это играть одиночные удары носком с опущенной пяткой. При это важно ловить колотушку после удара, а не во время. Для этого преподаватель может сделать удар за ученика – взяв носок и нанести удар за него, далее уже ученик наносит удар и пробует скопировать правильное движение и сам удар. Важно зафиксировать носком колотушку после нанесенного удара и следить за тем, чтобы колотушка не прижималась, а фиксировалась в правильном положении. Играя попеременно – сначала помогает преподаватель, затем ученик наносит определенное количество ударов. Можно попробовать постоянно наносить удары, играя их в свободной манере. Здесь колотушка свободно отскакивает и удары наносятся в одном темпе. Важно «забить» мышцы, можно играть при этом 2 минуты без остановки. Это позволит почувствовать педаль и отскок. Необходимо быть расслабленным, но при этом контролировать все действия. Преподаватель может периодически показывать эту технику сам и акцентировать внимание на правильном движении, геометрии отскока. При этом стопа находится на футборде и не отрывается.
Можно тренировать двойки, где первый удар на отскоке, а второй ловится носком. Делается так: сначала преподаватель наносит два удара, затем ученик, и все это делается по очереди. Потом ученик уже сам наносит два удара, а преподаватель хлопает два удара, чтобы была пауза. Также тренируется три удара, четыре, восемь. Важно чтобы последний удар ловился носком, а все остальные были на отскоке. При этом необходимо следить и акцентировать внимание ученика на правильности движений и самого удара.
Далее ставим удар, где решающее движение идет от колена и наносится носком. Пятка находится на уровне пола, на весу. Конечно, ученик будет испытывать трудности и нога будет быстро уставать. Важно правильно дозировать нагрузку и не перегружать ученика. Например можно делать перерывы на технику игры палочками. Затем возвращаться к технике игры на бас-барабане. Вообще важно тренировать технику игры на бас-барабане уже с первых уроков, чтобы ученик быстрее привык к педали, отскоку. И, как показывает практика, чем быстрее ученик начинает заниматься на бас-барабане, тем легче и быстрее он привыкает. И нога со временем запоминает и усваивает правильные движения. Нужно лишь периодически возвращаться к основным видам удара – одиночный, постоянный.
Затем можно попробовать опустить пятку вниз, но в начале тренировок, как правило, пятка будет навесу для лучшего контроля колотушки. При этом необходимо пытаться играть с пяткой внизу. Также можно показать на своем примере и тренировать этот вид удара.
Далее для техники с поднятой пяткой можем играть 1, 2, 3, 4, 8 удара, при этом соответственно преподаватель хлопает столько же количество раз, чтобы сделать паузу (принцип «Делай как я»). Где последний удар ловится носком, а все остальные удары на отскоке. Одиночный же удар ловится сразу носком. Затем попробовать «нагрузить» ногу постоянным движением с отскоками в течении 1-2 минут. Тренировать на каждом уроке, улучшая контроль.
8. Применение техники удара в игровой форме на установке. Импровизация.
Закрепить технику контролируемого удара на ударной установке можно следующим образом. Все упражнения играются руками на четырех барабанах (малый, томы), если не хватает тома, то вместо тома можно использовать хай-хэт. Берем упражнения для правой руки одиночный удар и играем по кругу по одному удару, ведя счет 1-2-3-4. При этом ученик выбирает произвольно каждый барабан и нужно играть строго по 1 удару на 1 барабан. Затем тоже самое для левой руки. Следить за позицией палочки, чтобы удар был контролируемый, темп одинаковый и ровный, без лишних пауз и задержек. По необходимости можно включить метроном и разогнать данное упражнение. Следить за качеством звука, чтобы звук был на одном динамическом уровне. Затем можно играть два удара в каждый барабан, только правой рукой, затем тоже-самое для левой руки. Применяем данный прием для комбинаций руками, подключаем ноги.
Далее берется упражнение в комбинации рук RL и разбрасывается по всей установке по два удара на каждый барабан, при этом нет четкой последовательности барабанов, можно менять в самых разных вариантах, при этом соблюдая ограничение – два удара на каждый барабан и не больше и не меньше. Развивается беглость техники по ударной установке, легкость исполнения, точность и умение придумывать собственные вариации, при этом ритм остается одинаковым и важно не сбиваться. Если же возникают ошибки, то необходимо замедлить темп, следить за звуком. Звук полный, яркий, громкий, и, что очень важно, одинаковый. Можно применять самые разные упражнения, например по 4 удара на каждый барабан, или, например, комбинация 1 удар в бочку и 1 удар в рабочий на каждый барабан. Следить за учеником и акцентировать его внимание, чтобы упражнение не менялось, было одинаковым в каждый барабан, но последовательность была разная. Так вырабатывается умение играть одно и то же упражнение по всей установке, но сыгранное на разных барабанах.
9. Бас-барабан. Координация.
Если удар в бас-барабан стабильно получается, можно перейти к следующему этапу – это тренировка удара в бас-барабан по очереди с малым барабаном. Для того, чтобы техника наработалась в бас-бочке, для исполнения ритмических рисунков, необходимо закрепить технику одиночного удара. И есть трудность в исполнении обычных ритмов, когда ученик бьет в бас-барабан и хай-хэт одновременно, ученик может прижимать колотушку к пластику. Хотя при этом, когда он бьет отдельно одиночный удар, то все получается и колотушка и отскакивает и фиксируется правильно. Именно поэтому важно играть линейные ритмы, т.е упражнения, в которых бас-барабан и рабочий барабан звучат отдельно, а не вместе. Это позволяет эффективнее наработать технику удара и в бас-барабан и в малый. Существует множество книг, например «Linnear Drumming» автора Mike Adamo. Темп метронома ставится медленно, это может быть 60, 65. Главное все исполнять в одном темпе и на первом этапе это очень важно, потому что дает возможность зафиксировать и качественно поставить удар в бас-барабан. Через некоторое время в зависимости от способностей ученика, от его развития, можно попробовать разгонять данные упражнения с медленного темпа, например 60 bpm и до максимального. При этом повторять 1 раз в медленном темпе, ну а в темпе 90 bpm, например, играть два раза каждое упражнение. При темпе 150 bpm уже можно играть 4 раза. Все это приблизительно и зависит от способностей каждого ученика.
Синкопированные рисунки лучше изучать с хай-хэта и малого барабана, а уже потом изучать на хай-хэте и бас-барабане. Это связано с тем, что контролировать удары в бас-барабан при игре синкоп сложнее. Очень помогает в изучении синкопированных ритмов книга «Jungle Drum n Bass», на страницах 28, 29, 30. При этом изучать синкопы стоит только с одиночными ударами, а уже после какого-то периода (6-8 месяцев, в зависимости от уровня развития ученика) браться за изучение двоек в синкопированных ритмах. Опять же это идет от сложности контроля в бас-барабане и сложности игры в бочку. Изучать необходимо следующим образом: берем одно упражнение и считаем его, учитывая промежуточную долю следующим образом: 1и, 2и, 3и, 4и. Это позволяет лучше контролировать ритм в хай хэт, а промежуточные доли нужны для лучшего восприятия синкоп. Преподаватель играет сам упражнения и считает доли. Это улучшает восприятие ритма и когда уже ученик играет сам, преподаватель тоже считает. Вообще в разделе 1 говорилось про игру под метроном с промежуточными долями, когда исполнялись одиночные удары, да и при тренировке игры под музыку тоже. И поэтому сложностей с привыканием быть не должно. Разгонять ритмы рекомендуется с темпа 55 четвертными нотами.
Двойки в синкопированных ритмах изучаются точно также, с медленного темпа. Главное, что стоит учесть – это разминка бас-барабана и малого, с применением свободного и контролируемого удара. Если двойка в малый или бас-барабан в медленном темпе, то оба удара контролируемые. Разгонять с темпа 55. А если темп быстрый, при разгоне перейти на первый свободный, а второй контролируемый. Это верно и для малого и для бас-барабана.
11. Заполнения.
Для того чтобы качественно и эффективно подбирать заполнения, необходимо изучать курс по ритмическим упражнениям и этюдам. Курс основан на книгах Syncopation и Реальный Рок, но есть множество учебных пособий. Главное, что необходимо учесть в программе обучения это несколько моментов и разделить на несколько этапов.
Первый этап. Игра на тренировочном пэде.
1. Играть ритмические упражнения под метроном.
2. Играть на скорость под метроном.
3. Играть такт.
4. Играть 4 упражнения сразу.
5. Играть соло.
Второй этап. Игра на установке. Один такт ритмического упражнения можно разложить по 4 барабанам: например это рабочий и три тома. Первая четверть играется в рабочий, вторая, третья и четвертая четверть ритмического этюда играются в томы.
Сыграть все 11 тем из Реального Рока. Тренировать можно уже после 3-4 тем ритмических упражнений на пэде, т.к. необходимо адаптировать эти темы к барабанной установке. Данный способ тренировки помогает лучше закрепить пройденные темы, т.к. на пэде играть гораздо легче, а на установке очень много разного звука и простое упражнение, казалось бы, начинает интересно звучать.
Для изучения заполнений эффективен следующий способ: берётся такт упражнения и соединяется с ритмом. Для тренировки используется схема. Сначала ученик играет такт ритмического рисунка, соединенного с тактом, где находится сбивка. Из сборника этюдов берется, например целый такт упражнения. Полученная схема называется 1+1. Затем тренируемая схема меняется на 3+1, т.е количество тактов для ритмического рисунка увеличивается. Затем берется схема 7+1, это максимально приближено к музыкальным ситуациям.
Можно тренировать не такт, а пол такта, т.е. из такта из этюдов берется только половина. Образуется схема 1+1, просто добавляется половина ритма в такте со сбивкой. Данный способ игры поможет натренировать необходимое качество для игры барабанщика – это умение в нужный момент времени добавлять сбивки. При этом на начальном этапе необходимо начать считать, но после какого-то времени тренировок этого не понадобится делать и ученик сможет интуитивно добавлять заполнения и в нужный момент времени, на слух. Так же стоит отметить важность данных схем для подбора песен. Это систематизация облегчает понимание композиций при их разборе и записи в нотной грамоте.
12. Игра под музыку и разбор композиций.
С первых уроков ученик привыкает играть с музыкой. Это и проверка на чувство ритма (хлопки), одиночные удары, удары для каждой из рук, разминочные удары и контролируемые и свободные. По мере тренировок развивается слух и кто-то может с первых уроков сразу попадать в ритм, а кому-то понадобится определенное время. При этом для всех важно возвращаться к пройденным темам и повторять пройденное. Например, разгонять одиночные под метроном, пробовать новые виды разминок под музыку. Затем уже на первых уроках можно попробовать простой бит – бочка и рабочий барабан по очереди. Это две основные доли, на которых держится композиция.
Выбирать музыку нужно следующим образом: музыка должна быть не быстрой, чтобы ученик успевал попадать в темп, и она должна быть достаточно простой, чтобы ученик не отвлекался на сложности песни, а размер композиции должен быть понятен ученику. При этом важно заниматься под плюс, т.к. минусовка не несет в себе барабанной партии и ученику сложно ориентироваться. Плюсовка служит образцом для ученика, и он лучше ориентируется в песни и начинает запоминать ритм и нахождение долей.
Играя простой ритм под разные композиции, преподаватель проводит своеобразный тест, и он лучше понимает, как работать с учеником. И если получается держать ровный ритм и ученик не сбивается, то можно перейти к следующему этапу – добавление более сложных ритмов. Все зависит от темпа песни и от сложности ритмов. Стоит подбирать такие композиции, чтобы они были по силам ученику, при этом периодически нужно брать композиции чуть сложнее. Существует несколько видов тренировок под музыку.
1. Ученик играет свой простой ритм. В таком случае ученик может добавлять этот ритм во множество других песен (например, по минуте на каждую композицию).
2. Ученик играет ритм точно такой же, как в песне. Т.е. для начального уровня это ритмы без синкоп – простые рисунки. В блокнот ученика записывается ритм из данной композиции, название композиции и измеряется темп ритма песни. Затем разгоняется ритм с 55 bpm и до максимального (шаг в добавлении единиц на метрономе берется в зависимости от способностей ученика – это может быть 5 или 10 единиц). И записывается темп, который удалось взять ученику. Например, если темп композиции 140 bpm, а ученик взял темп 120 bpm, в тетради отмечается темп 140 bpm и обводится в кружок. Это темп оригинальный, который есть в композиции, а рядом ставится 120 – темп, который взял ученик и в дальнейшем можно возвращаться и пробовать сыграть ритм быстрее.
Количественные показатели служат хорошей мотивацией для ученика. Если темп удается сыграть оригинальный как в песне, то и саму композицию удается легче сыграть. При этом разгон под метроном улучшает качество исполнения ритма. Ровность закладывается с первых минут обучения. А количественные показатели помогают ученику сконцентрироваться на определенных композициях и не распыляться в тренировке. Это хороший способ упорядочить свои тренировки. Бывает так, что оригинальный темп ритма не удается сыграть несколько занятий и можно попробовать следующее. Берется программа для замедления композиций и замедляется композиция на 5, 10 или более процентов. Ученик пробует играть композицию, пусть и в замедленном варианте. Это хороший способ, чтобы разнообразить свои тренировки и это очень интересно. Стоит сказать и о том, что иногда ритм получается сыграть с метроном, а с композицией нет, хотя ученик играет под метроном тот же темп что и в песне. Дело в том, что с музыкой играть в чем-то сложней, т.к. в композициях множество отвлекающих моментов (звуки других инструментов, недостаточно хорошо слышные барабаны). Это хороший метод научиться держать ритм вне зависимости от того насколько хорошо слышны сами барабаны, ведь главная цель это уметь играть самому и держать независимо ритм от других музыкантов. При этом ученик учится «зацепляться» за другие инструменты, которые звучат, когда барабаны не так хорошо слышны – например, гитара, вокал. Они несут в себе ритм и важно уметь расслышать этот ритм. Тут как раз и важно с первых уроков делать те упражнения, которые рассмотрены мной с первых уроков – это хлопки, игра под метроном, практика техники под музыку, ритмические упражнения и т.д. Привыкая к музыке, ученик уже думает о самом ритмическом рисунке и учится слушать свой звук и то, как он взаимодействует с музыкой. Практика под музыку – отличный способ, чтобы натренировать умение играть с минусовками, а также умение играть с другими музыкантами в перспективе.
Таким образом очень важно изучать различные способы подачи материала, для того чтобы в нужный момент уметь применить их. Важно быть гибким в преподавании, иногда необходимо что-то поменять в обучении, дать какой-то новый материал, не зацикливаться в одном направлении. И отслеживать внесенные изменения, следить, как они поменяют ход процесса обучения.
Виды наблюдений при тренировке:
1. Слушать упражнение
(ровность звука, ровность ритма)
2. Смотреть за упражнением (положение палочек в пространстве до, во время, после удара, движения рук и тела в пространстве)
3. Чувствовать правильность исполнения, сравнение захватов в обеих руках, контроля
Виды тренировок:
1. Игра без метронома в одном темпе
2. Игра с метрономом в одном темпе
3. Игра без метронома в различных темпах по 30 – 60 секунд на темп. (Очень медленно, медленно, быстро, очень быстро)
4. Игра с метрономом в различных темпах по 30 – 60 секунд на темп. (С определенного темпа под метроном, с определенным шагом в определенном количестве bpm, повышая темп до быстрого)
5. Игра без метронома с медленного до быстрого, плавно разгоняя темп
6. Игра с метрономом с медленного до быстрого (когда метроном сам разгоняет упражнение)
Примеры урока для детей.
Урок для детей длится 30 минут, что позволяет не перегружать ученика. Ребенок быстрее устает и ему не хватает концентрации, особенно при повторении одного и того же. Для этого можно урок разбить на 5-минутные и 10-минутные виды упражнений. Важно наблюдать за состоянием ребенка, если он уставший – включать музыку. И урок делать контрастным, т.е. менять виды упражнений. Метод переключения позволяет сохранить активность и энергию ученика и поддержать любопытство. Важно менять все способы и главное, чтобы был баланс. Т.е добиваться правильности исполнения с одной стороны, не требовать слишком идеального исполнения. Если ошибок много – сменить упражнение, либо снизить темп, либо вообще перенести задание на другой урок и изучать что-то другое. Важно понять, что если зацикливаться только на одном и требовать пока не получиться, это может привести к обратному эффекту. При этом, важно не переходить на слишком высокий уровень, пока не усвоен начальный. Например, если ученик плохо держит ритм, значит нужно чаще применять способ тренировку «Делай как я» с преподавателем. Т.е тренировать поочередно с учеником удары под музыку или метроном, чтобы он хорошо наработал ритм. Делать это разными комбинациями рук. Если же проблема в технике удара, то уделить внимание одиночному удару, т.к. если он будет играть на установке, а удар не поставлен – он, например, будет прижимать палочку к барабану и неправильно бить. Значит, нужно закрепить удар разными способами – на пэде, играть на установке на каждом барабане, играть все это под метроном или без метронома. Применить способ «Делай как я». Как только этот уровень усвоиться, пробовать переходить на более высокий уровень – осваивать ритмические упражнения, разгонять одиночные удары под метроном.
Примеры урока для детей на разных уровнях:
1-ый урок
Отработка отдельно для правой руки и отдельно для левой руки. Упражнение «Делай как я». (5 мин)
Отработка ударов под музыку. «Делай как я» (5 мин)
Отработка одиночных ударов под метроном. «Делай как я» (5 мин)
Повторить еще раз данный цикл.
2-ой урок
Одиночные удары. Разгон одиночных ударов под метроном. (5 мин)
Отработка ударов под музыку. Разные комбинации. «Делай как я» (5 мин)
Техника игры в бас-барабан. Изучение двух разных способов игры. (10 минут)
Ритмические упражнения. «Делай как я» (10 мин)
3-ий урок
Ритмические этюды. Самостоятельное исполнение. (10 мин)
Применение одиночных ударов на установке. Акценты. (10 мин.)
Линейные ритмы. Координация. (5 мин.)
Отработка ударов под музыку. Разные комбинации. «Делай как я» (5 мин)
4-ый урок
Ритмические этюды. Применение на ударной установке (10 мин)
Ритмические рисунки. (10 мин)
Линейные ритмы (5 мин)
Ритмы под музыку (5 мин)
С каждым уроком идет усложнение программы тренировки и когда достигается необходимое качество, уже не нужно возвращаться на прежний уровень. Конечно, если какие-то моменты игры слабые, то периодически можно возвращаться к ним, исправляя и улучшая их.
Примеры урока для взрослых.
Урок для взрослого длится 45 минут. Здесь уже можно заострить внимание на нескольких темах, каждая будет длиться по 10-15 минут в зависимости от способностей, понимания темы или наличия сил. Например, ученик схватывает все быстро, поэтому за урок можно пройти 5-6 разделов. Если у ученика что-то не получается, проблемы в технике, ритме, можно уделить базовым вещам уже дольше. Здесь будет уже 2-3 темы. Важно соблюдение баланса на занятии и смотреть как и что лучше получается, а что нет. И в зависимости от этого строить занятие, уделяя внимание слабым местам.
1-ый урок
Отработка отдельно для правой руки и отдельно для левой руки. Упражнение «Делай как я». (10 мин)
Отработка ударов под музыку. «Делай как я» (10 мин)
Отработка одиночных ударов под метроном. «Делай как я» (15 мин)
Техника удара в бас-барабан (10 минут)
2-ой урок
Одиночные удары. Разгон одиночных ударов под метроном. (10 мин)
Отработка ударов под музыку. Разные комбинации. «Делай как я» (10 мин)
Техника игры в бас-барабан. Изучение двух разных способов игры. (10 минут)
Ритмические упражнения. «Делай как я» (15 мин)
3-ий урок
Ритмические этюды. Самостоятельное исполнение. (10 мин)
Применение одиночных ударов на установке. Акценты. (15 мин.)
Линейные ритмы. Координация. (10 мин.)
Отработка ударов под музыку. Разные комбинации. «Делай как я» (10 мин)
4-ый урок
Ритмические этюды. Применение на ударной установке (15 мин)
Ритмические рисунки. (15 мин)
Линейные ритмы (15 мин)
Автор статьи: Дмитрий Арефьев. преподаватель Школа игры на барабанах "Back Beat"