АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам форума барабанщиков Drumspeech.com - авторы vadik, afanasiev, benice, webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Использование барабанных триггеров

Все барабаны, и акустические, и электронные, используют какой-то механический импульс для преобразования его в звук. Этот импульс дает удар палочки по специальной поверхности. В акустических барабанах эта поверхность – пластик, который от удара вибрирует и создает звуковые волны, которые потом усиливаются резонатором. В электронных барабанах такой импульс преобразуется в электрический сигнал с помощью специального датчика-звукоснимателя - триггера.

Барабанный триггер играет решающую роль в работе системы электронных барабанов. Электронная установка - это именно система, включающая игровую поверхность (пэды и тарелки), триггеры, соединительные провода, барабанный модуль и, наконец, источник звука на выходе.

Триггер это обычный пьезодатчик (правда, есть исключения из правил). Крепится на обод барабана. Грубо говоря, в момент удара по барабану, пластинка пьезодатчика изгибается, отчего тот выдаёт на выходе электрический разряд. Как в пьезо-зажигалках. Чем громче удар по барабану, тем больше разряд.

Барабанный триггер конвертирует энергию создаваемую при ударе в электрические импульсы. Затем импульсы передаются в модуль (мозг системы) посредством кабелей. Триггер может быть также назван – датчиком или преобразователем.

Существуют специальные приборы, к которым подключаются данные триггеры – миди-контроллеры, которые на основе этого сигнала генерируют определённую миди-команду. То есть ноту с заданной громкостью. Чем громче удар по барабану, тем больше громкость ноты. Каждому триггеру соответствует одна определённая нота и привязанный к ней тембр. - иногда несколько тембров, в зависимости от количества уровней сэмплера.

Существуют триггеры с двумя и тремя пьезодатчиками внутри. Например, для малого барабана или имитации тарелки. Когда на удар в пластик реагирует один пьезо-элемент, а на удар в обод, соответственно второй. И миди-контроллер выдаёт на выходе уже две миди-команды с одного барабана. В большинстве современных барабанных модулей, миди-контроллер совмещён со встроенным сэмплером. На выходе они могут выдавать не только миди-команды, но и готовые барабанные звуки. И даже иметь встроенный процессор эффектов и секвенсер.

То есть вы берёте триггер, прикручиваете его к табуретке, стучите по ней палочкой (или ладошкой), а на выходе, в итоге, имеете звук малого барабана "как у Металики"!

Как уже было сказано, наиболее часто встречающийся тип барабанных триггеров – пъезо. В разобранном виде это два провода - положительный и отрицательный. Фактически, пъезо способен передавать звук в виде жужжания. Не только импульс от удара, но даже и высоту звучания барабана. По аналогии с электроакустическими гитарами. Хотя нет, триггер имеет несколько другой принцип. Триггер лишь регистрирует сам факт удара, а также его интенсивность, а звуковой модуль уже синтезирует нужные электрические колебания, в то время как звукосниматель электрогитары преобразует механические колебания непосредственно в электрические, откуда и его название. Правильнее было бы сравнить с клавишным синтезатором.

Существует стереотип, что если вы желаете играть на электронных барабанах, вы должны использовать стандартную электронную установку. По правде говоря, это не так. Пъезо могут быть установлены даже на акустический сет! До того как мы узнаем, каким образом, давайте исследуем как пъезо используются в традиционных электронных барабанах.

Триггеры в электронных барабанах.

Существует множество материалов используемых как покрытие рабочих поверхностей электронных барабанов. Вот некоторые из них:

Барабаны – резина, сетчатые пластики (кевлар), или же майлар - “натуральные” пластики (спроектированные для электронных барабанов, но имеющие свой недостаток).

Тарелки – резина, пластик, акрил, а также комбинации этих материалов.

Цель каждого материала в том, чтобы максимально передать ощущения акустических барабанов в то же время передать энергию триггеру без акустического резонанса. Вы не всегда сможете разглядеть барабанный триггер (особенно в тарелках), так как они запрятаны под рабочими поверхностями. Это сделано с целью наиболее эффективной передачи сигнала, а так же чтобы обезопасить триггер, и для внешней привлекательности.

Когда вы ударяете по акустическому барабану или тарелке в разных местах вы получаете различное звучание, так? Производители электронных барабанов копируют этот эффект путем расположения двух или даже трех триггеров в электронный барабан или тарелку, для более точной передачи динамики. Также не забывайте, что для осуществления “обработки сигнала” вам необходим барабанный модуль, способный обрабатывать сигналы.

Триггеры в акустических барабанах.

Для начала мне бы хотелось оговориться, что речь пойдет о барабанах, а не о тарелках. Снимать сигнал с обыкновенной металлической тарелки лишено практичности. Существует множество великолепных электронных тарелок для передачи сигнала.

Наибольшая проблема это преодоление резонанса, производимого акустическим барабаном (особенно пластиками). Триггеру необходим только ОДИН акустический сигнал для посыла в модуль с последующей обработкой. При множественном сигнале триггера вы получите ложный сигнал или «double-triggering», который плох для самого триггера, модуля и конечного звучания. Именно поэтому обыкновенные тарелки не могут передать сигнал триггерам. Основной принцип их действия – вибрация, для создания звука и тонов.

Практически все триггеры установленные на живые пластики будут страдать от ложного срабатывания и "двоить". Но это не беда, так как внутри барабанных модулей всегда есть специальные фильтры (типа электронных гейтов), правильно настроив которые, можно будет отсекать тихие паразитные удары с соседних барабанов (передающиеся от барабана к барабану по стойкам и крепежам), или убить длинный естественный сустейн самого пластика (хвост). Хотя конечно, такие электронные гейты заметно мешают исполнению тихих дробей. Но тут сильно выручает даже самое простое демфирование пластика, например поролоном.

Определившись, что наша наиважнейшая цель - избежать вибрации, появились три отличных метода превращения акустического сета в электронный. Для начала давайте посмотрим, что получится при установке триггера внутри барабана.

Внутреннее расположение может быть произведено уже с готовым девайсом или же изготовленным вами, в домашних условиях. Главная цель – расположение одного или более триггеров снизу пластика барабана. Отличный способ исполнения - расположение триггеров к какой-нибудь поверхности в виде пластины. Дело в том, что сам пъезо-датчик очень мал, а мы бы хотели расширить область для съема сигнала, чтобы увеличить чувствительность.

Хороший пример тому - триггеры произведенные Pulse Percussion. Эти устройства были предназначены для размещения под обычными тренировочными пэдами, но они также хорошо работают будучи расположенными под пластиками барабана. Похожее устройство может быть изготовленное в домашних условиях путем приклеивания пъезо-датчика к чему-либо, например к крышке от кофейной банки и добавлении мягкого пористого материала для уменьшения вибрации.

Другой пример снятия сигнала триггером снизу пластика акустического барабана это набор триггеров от Hart Dynamics “Acoustic conversion”. Их установка очень проста. Снимите пластик и обод, установите ACD сверху, подключите провод через отверстие в барабане. Установите сверху пластик и обруч… и Бум ! Вы в деле! Наборы предлагаются с различными размерами поверхностей - от 8” до 24” для полного барабанного сета.

Некоторые из самодельных электронных барабанов могут показаться немного несерьезными, однако существуют целые сообщества барабанщиков, занимающихся поиском развития подобных методов в построении электронных барабанов (к примеру сообщество форума www.vdrums.com ). Множество из изображений самодельных барабанов, которые мне доводилось видеть выглядят очень достойно. И это при гораздо меньшей стоимости и огромном удовольствии от процесса конструирования!

Единственный простой способ получить преимущества бесшумности электронных барабанов – это заменить ваши обычные пластики на сетчатые “mesh”.

Сетчатые пластики бывают однослойные и двухслойные (двухслойные необходимы для малого барабана). Хороший пример сетчатых пластиков, это произведенные фирмой Hart Dynamics под названием Kontrol Screens.

Триггер следует располагать под пластиком для корректной передачи сигнала. Так как пъезо-датчик очень хрупкий, прослойка между датчиком и пластиком заполняют плотным материалом.

На изображении показаны самодельные триггерные системы, в которых использованы простые вещи, доступные практически в каждом доме или в ближайшем магазине хозтоваров, за исключением самих триггеров и разьемов, которые можно приобрести в музыкальных магазинах или отделах радиотоваров.

Триггеры малого барабана и бас-барабана, следует располагать ближе к центру, для лучшей передачи сигнала.

Оборудованная триггерами акустическая установка с сетчатыми пластиками весьма привлекательный товар и некоторые компании продают уже готовые сеты.

Компания, создавшая поистине замечательную электроакустическую установку называется Boom Theory и расположена она в Сиэтле, штат Вашингтон, США. Их барабаны Space Muffins не только замечательно выглядят, но и удостоились самых лестных отзывов от практически всех изданий, специализирующихся на барабанной тематике.

В настоящее время такие барабаны сродни произведениям искусства и специально спроектированные модели дешевыми не назовешь. Однако модель Space Muffins определенно стоящее решение если вы не желаете отказываться от образа акустической установки, но преследуете цель познания мира электронных барабанов.

Внешний съем сигнала триггером, вероятно наиболее простое решение для преобразования акустических барабанов в электронные. На рынке существует два типа триггеров, спроектированных для процесса простого преобразования, который позволяет по желанию использовать натуральный акустический сигнал.

Первый использует небольшой триггер по типу пъезо, который помещен в защитный корпус. Этот триггер приклеивается на пластик рядом с ободом. Такой “нацепной” тип триггера восприимчив к ложному срабатыванию “double triggering” в следствии вибрации исходящий из не заглушенного пластика барабана. Еще один недостаток это реакция на посторонние сигналы “crosstalk”, когда улавливаются вибрации, вызванные скажем ударом по соседнему барабану.

Для решения этих проблем спроектирован второй тип внешних триггеров, который считывает вибрационные волны. Триггер не требует приклеивания к пластику, а просто слегка придавлен к нему. Такие модели предлагаются фирмами Roland и Clavia (Ddrum).

Многие говорят, что будущее за электронными барабанами. Но может оно все же за акустикой, но с триггерами? Смайлик.

Зачем оно надо?

Во-первых, это удобно. На западе в клубах большинство барабанщиков используют триггеры. О необходимости их использования на сцене, говорят многие “фирмачи”. Только так можно получить нужный качественный звук в плохом помещении (особенно если подключается к мощному аппарату), либо на сборной солянке, где настроить инструмент нет времени. Теперь вас не волнуют переклеенные скотчем пластики, заводящийся микрофон. Да и звукорежиссеру проще работать. Многие товарищи так и делают, на пьедестале стоит установка с двумя бас-барабанами, а барабанщик использует двойную педаль и звук снимают триггером.

Еще преимущество в ровном звучании. В большом клубе при 110 децибелах вы просто не услышите бас-барабаны через микрофоны. Трудно настроить одинаковый звук. К тому же очень трудно играть ногами с одинаковой динамикой.

Удобство использования триггеров этим не ограничивается. Сложно охватить все в одной статье. Наука использования триггеров не стоит на месте. К примеру, специально к педалям Axis разработаны особые триггеры под маркой Ekit. Они цепляются на саму педаль, а не на пластик, и извлечение звука зависит от замыкания контакта на педали, следовательно, можно играть даже на простой резинке и слышать звук удара бас-барабана в наушниках (налицо экономия денег на бас-барабане ) Это также очень удобно для перевозки, поскольку триггеры не надо снимать с педалей.

Напоследок, не могу не отметить один существенный минус – триггеры и электронные установки убивают в барабанщике самое главное – звукоизвлечение.