по материалам журнала Drum! 2oo7 www.drummagazine.com
перевод Flar; техническая консультация Fonshirin; профессиональная редакция afanasiev
Запись малого барабана
Лучший путь к записи хорошего звука малого барабана - начать с хорошо настроенного барабана, хорошего исполнителя, и приличного помещения. Микрофон, предусилитель и расположение микрофона - следующий шаг. Как только вы записали звук на плёнку или на винчестер с максимально возможным качеством, вы можете формировать его и изменять на ваш вкус, используя всё многообразие видов обработки. Метод, которым вы воспользуетесь, будет зависеть от цели, которой вы желаете достигнуть, стиля музыки, местоположения малого барабана в миксе и от того, какие звуковые настройки могут понадобиться. Тут нам предоставляется широкое поле для деятельности: от эквализации и компрессии до реверберации и усиления сигнала и т.д.
В силу того, что всё начинается с инструмента, давайте устроим краткий обзор особенностей малого барабана. В довесок к пластикам и настройке, материал корпуса и его толщина, размер и глубина – всё играет роль в звуке малого барабана. Звук барабана должен сочетаться со стилем и звучанием исполняемой музыки.
Различные сорта дерева обладают различными звуковыми характеристиками, от тёплого открытого звука клёна до пробивного, острого звука берёзы. Более толстые кадушки обладают более высоким тоном и большей громкостью с более быстрым затуханием, в отличие от более резонансных, тонких кадушек. Кадушки из металлов – латуни, бронзы, алюминия и стали, или из материалов типа акрила или карбона имеют тенденцию звучать ярко и даже более громко, с достаточной проекцией (проекция (projection) в акустике способность звука прорезаться через другие звуки – прим. Drumspeech.com). Вообще, более мелкому барабану будет свойственен более яркий тон и более быстрый отклик, в то время как более глубокому – более низкий, насыщенный тон и медленный отклик.
Пластики, которые вы используете - также очень значительным образом влияют на звук, который вы получаете от барабана. Текстурированный, однослойный пластик средней толщины, такой как Remo Ambassador или Evans Genera 1 с ударной стороны и тонкий или средней толщины резонансный пластик, типа Remo Diplomat или Ambassador или что-то такого подобное, отлично работают для острого, открытого, чувствительного звука и естественного сустэйна. Такой сетап используется большинством джазовых и роковых барабанщиков. Но на малом барабане для сессии в стиле “тяжёлый рок” лучше может сработать 2-ухслойный пластик c более матовым, полным звучанием и сфокусированной атакой.
Соотношение между верхним и нижним пластиками, и типом кадушки будут влиять на звук барабана в целом. Начните с настройки нижнего (резонансного) пластика, настраивая настолько равномерно, насколько это возможно, следя за тем, (что особенно важно) чтобы строй пластика у места установки подструнника, был одинаковым. Также стоит убедиться в том, чтобы пружины подструнника имели равное натяжение. Натяжение верхнего пластика сильно влияет на весь звук и чувствительность барабана, а также на степень его певучести. Настраивая его до уровня натяжения близкого к столешнице – даёт мощный взрывной звук, настройка ниже наделяет барабан более сочным тоном. Экспериментируйте для того, чтобы получить звук, который вам нужен.
Хотя несильный призвон оживляет звучание малого барабана, имейте в виду, что его избыток может стать проблемой. Если требуется, вы сможете контролировать звон с помощью настройки и расположения микрофона.
Хорошо начинать настройку барабана с хорошего барабана. Вам не стоит использовать 13”х 4” латунный пикколо, настроенный высоко для того, чтобы получить мощный, убийственный хард-роковый звук, но, с другой стороны, первым вашим выбором не должен стать и кленовый барабан 8-дюймовой глубины, если вы собираетесь записать что-либо подвижное и яркое. Некоторые барабанщики действительно носят целый набор малых барабанов для различной динамики для каждого трэка.
Для лучшего представления ситуации, я побеседовал с несколькими звукорежиссёрами об предпочитаемых ими техниках записи малого барабана: Steve Orlando и George Borden, преподаватели студийной записи из Ex`pression College Foe Digital Arts, и Myles Boisen, главный звукорежиссёр из Guerrilla Recording из Oakland`а, California. Все согласны с тем, что существует несколько подходов к записи малого барабана, наиболее прямолинейный метод очень прост, прикрепить микрофон к барабану. Красота этого подхода в том, что вы редко встретитесь с проблемами фазовой несовместимости микрофонов между собой, при крепеже нескольких микрофонов.
Наиболее распространённым выбором для подзвучки малого барабана является динамический, практически вездесущий, микрофон Shure SM57, в силу того, что он обладает высоким SPL (Sound Pressure Level - уровень звукового давления, которое выдерживает микрофон. Это стандартная характеристика микрофона, которая указывается в техническом паспорте любого микрофона. Особенно важная и наиболее актуальная при выборе микрофона для записи ударных - прим. Drumspeech.com).
Также вы можете использовать мощный конденсаторный микрофон (Shure beta 98 или Audix Micro-D). Любимый микрофон для малого барабана у Boisen`а - Electro-Voice EV408 по причине того, что он обладает суперкардиоидной диаграммой направленности и имеет вращающийся тип оголовья, что позволяет ему значительно меньше воспринимать посторонние звуки (хай-хэта и том-томов - прим. Drumspeech.com) и дает возможность с большим удобством размещать его в условиях дефицита пространства. Звукорежиссёр считает, что EV408 обладает прозрачным звучанием и передает среднечастотный звуковой диапазон без излишних басовых частот.
Если использовать технику подзвучки малого барабана только одним единственным микрофоном,- то Orlando часто обращается к Shure beta 56 или Audix i-5. При записи джаза, использует Sennheiser e609, в силу яркости его звучания.
Расположите микрофон на расстоянии 2" от барабана (5 СМ), так, чтобы капсуль располагался на высоте около 1"-1.5"(2.5-4 СМ) над ободом, И "смотрел" на пластик сверху или с наклоном, для достижения различных эффектов. Чем ближе вы расположите микрофон к пластику, тем более сфокусированной будет атака, и тем большее будет усиление низких частот. Это связано с так называемым "эффектом приближения" микрофона. Направьте микрофон между винтами для получения большего резонанса.
Немного отодвигая микрофон назад, от края барабана, вы сможете уловить больше тона от кадушки и больше звука пружин снизу, вместе с ударом палки, это даст более сбалансированный, и естественный звук. Чем дальше от барабана, тем больше "верха" будет захватывать микрофон и тем более открытым будет звучание, но в то же время большей будет "утечка" (постороннее проникновение) от других источников звука. Вы можете использовать микрофон с гиперкардиойдной диаграммой направленности и более тщательно разместить его: так, чтобы избежать постороннего проникновения звука других инструментов. Orlando использует небольшой экран из поролона и pop-фильтр для изоляции звука малого барабана, уменьшения влияния на него звука хай-хэта. (рис.1.)
Если у вас есть возможность, то попробуйте записывать барабан двумя или тремя микрофонами для того, чтобы в процессе их взаимного микширования получить более широкую палитру разнообразных возможных звучаний малого барабана. (рис.2.) Orlando, установка которого часто выглядит как президентское выступление в новостях, благодаря всем микрофонам находящимся вокруг неё, любит использовать 3 микрофона для малого барабана, хотя необязательно использует их все вместе в миксе. Его ноу-хау - установка 2-ух микрофонов к верхнему пластику с аккуратно объединёнными капсюлями, и третьего микрофона - снизу, для улавливания звука подструнника (либо, в случае если это отлично звучащий деревянный барабан, он устанавливает этот микрофон к торцу кадушки, также для улавливания резонанса).
Он использует для съёма звука с ударного пластика (Audix I-5 или Shure57), либо конденсаторный (Oktava MC-012 или Audio-Technica, с малой диафрагмой и низким уровнем собственных шумов), либо более ярко звучащие Shure beta 56, Audix D-1 или Sennheiser e609. В качестве нижнего или бокового микрофона может использоваться D-1, Shure SM81 или SM57. Слегка подмешивая нижний микрофон, можно добиться более яркого звучания и добавить подструнник.
Следите за фазовой совместимостью при использовании нескольких микрофонов; ее отсутствие может превратить звук вашей установки в тонкий и пустой. К примеру, фазу (полярность сигнала) микрофона который вы располагаете снизу, необходимо интерферировать относительно фазы сигнала от верхнего микрофона, в тот момент когда вы перейдёте к их суммированию в миксе. Обычно переключение фазы на нижнем микрофоне решает проблему. Некоторые внешние предусилители имеют в наличии собственный переключатель реверса полярности, так что в случае, когда в вашем микшере нет этой опции (кнопки), то воспользуйтесь внешним предусилителем для этой цели. Или, если у вас есть такая программа как Pro Tools, вы можете сделать это постфактум в DAW (Digital audio Workstation - рабочая станция для цифровой обработки звука - прим. Drumspeech.com). (Имеется вввиду функция "инверсия трека", которая есть практически во всех современных звуковых редакторах и мультитрекерах, а не только в Pro Tools - прим. Drumspeech.com). Вышеупомянутая опция также позволит вам удобно выполнять микширование треков, в случае надобности. Если проблема фазовой несовместимости всё ещё не устранена, то можно использовать только один микрофон. Проблемы с фазой также могут иметь место при микшировании оверхэдов и ближних микрофонов. Делайте коррекцию, в случае если это требуется.
Что касается ВОПРОСА КАЧЕСТВА микрофонных предусилителей -ТО ШТАТНЫЕ ПРЕДУСИЛИТЕЛИ, ВСТРОЕННЫЕ В МИКШЕРСКИЙ ПУЛЬТ часто прекрасно РАБОТАЮТ для малого барабана. Boisen предпочитает использовать предусилитель не слишком высокотехнологичного толка, ему нравится немного грязноватый звук. Иногда он использует винтажный ламповый предусилитель Ampex потому, что ТОТ ДОБАВЛЯЕТ В ЗВУК НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ГАРМОНИЧЕСКИХ ИСКАЖЕНИЙ и ТАКИМ ОБРАЗОМ привносит СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ХАРАКТЕРНУЮ "ОКРАСКУ", КОТОРАЯ нравится звукорежиссеру. Для более ярких микрофонов, Orlando использует предусилители API или ДРУГИЕ, которые обладают СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МИКРОФОНАМ яркостью И АГРЕССИВНОСТЬЮ, В ДИАПАЗОНЕ СРЕДНИХ ЧАСТОТ.
Для ПРИДАНИЯ ПЛОТНОСТИ ЗВУКУ, СНИМАЕМОМУ МИКРОФОНАМИ, в случае если записывается музыка вроде панка, звукорежиссёр обращается к Chandler TG2 и перегружает его для дисторшн-эффекта. (УСТРОЙСТВО Chandler TG2 является ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ УСИЛИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ в консолях записи и мастеринга в EMI/Abbey Road в конце 60-х и начале 70-х годов. Его звучание использовалось на многих знаменитых записях, сделанных на Abbey Road, включая The Beatles "Abbey Road" и Pink Floyd "Dark Side Of The Moon"-ПРИМЕЧАНИЕ). Перегрузка предусилителя означает, что вы уменьшаете выходное усиление (output gain) предусилителя, увеличивая ПРИ ЭТОМ, громкость входного сигнала (input) до момента пока сигнал не начинает частично "обрезаться". Результирующий, слегка компрессированный, с дисторшн-привкусом эффект отлично сработает для создания пробивного звука малого барабана. Это определённо агрессивный тип саунда скорее подходящий для панка нежели для джаза. В числе других фаворитов - предусилитель Chameleon Labs и The Mercury Grand Pre или, время от времени, Electro Harmonix 12A47 благодаря прекрасному ламповому звучанию овердрайва.
Виды обработки.
Корректное расположение микрофонов, ВСОВОКУПНОСТИ с очень коротким временем реверберации, приведёт к естественному звуку малого барабана. Если звук всё ещё требует ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОРРЕКТИРОВКИ, или КОНЦЕПЦИЯ ЗВУКА ТРЕБУЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО "ХУДОЖЕСТВЕННО" ПОДХОДА, то нижеприведенные подсказки укажут вам на варианты ВОЗМОЖНЫХ решения, в зависимости от ваших требований к звуку.
Контроль динамики.
Компрессоры,- это своего рода, выравнивающие предусилители (leveling amplifiers), обычно использующиеся для ВЫРавнивания динамики в записи путём нивелирования пиков и подъёма (усиления) тихих участков. В случае если У барабанщика нет стабильного по динамике звукоизвлечения, при игре на малом барабане, ТО ПРИМЕНЕНИЕ КОМПРЕССОРА, и НАСТРОЙКА ЕГО НА небольшое ЗНАЧЕНИЕ степени компрессии (RATIO), может помочь ВАМ избежать отсутствия целостности в миксе. ИМЕЙТЕ В ВИДУ, ЧТО отрывисто звучащий барабан с излишком компрессии НАОБОРОТ потеряет плотность. Рекомендуем быть внимательными к подобным операциям, старайтесь "не убивать" звук барабана "передавливанием". Следуя традициям, ВЫ можете ПРИМЕНЯТЬ КОМПРЕССИЮ С ОТНОШЕНИЕМ "RATIO": 1.5:1 и 3:1. ТАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СТЕПЕНИ КОМПРЕССИИ позволят "вытянуть" тихие участки без уплощения звуковой картины в целом.
Хорошим методом насыщения звука без повреждения исходной динамики записи малого барабана является использование параллельной компрессии. Данная техника подразумевает микширование необработанного сигнала с его же, предварительно компрессированной версией для того, чтобы добавить характерности и "тела" звучанию, увеличивая его присутствие в миксе без значительного увеличения громкости. Borden предлагает использовать жёсткий (HARD) компрессор типа Distressor, для достижения высокой ПЛОТНОСТИ звучания , И ВЫСТАВЛЯТЬ НА НЁМ БОЛЬШУЮ СТЕПЕНЬ КОМПРЕССИИ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ослаблять его присутствие в миксе относительно необработанного сигнала, стремясь ни в коем случае "не перекрыть" исходный, необработанный сигнал.
Особенностями настроек для параллельной компрессии является то, что нельзя использовать стандартное ГНЕЗДО "insert" НА КАНАЛЕ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА. (гнездо insert позволяет отобрать сигнал после предусилителя микшерного пульта, вывести его наружу для обработки внешним эффектом, и потом снова вернуть обратно в пульт. Как правило, оно используется для подключения к пульту "последовательной" цепочки эффектов типа внешнего компрессора или эквалайзера - прим. Drumspeech.com). А ВОТ ПРИ "ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ",- нужно использовать aux (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ посыл НА ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ) или buss (ПОДГРУППЫ) для ПОСЫЛА барабанного трека на вход компрессора. ПАРАМЕТРЫ СТЕПЕНИ компрессии "RATIO" РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЫСТАВЛЯТЬ 10:1 или БОЛЬШЕ, для ПРИДАНИЯ ОСОБОЙ ЖЁСТКОСТИ ЗВУЧАНИЮ, И чтобы выдавить из звука "песок" используя gain-коррекцию (ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ УРОВНЯ СИГНАЛА) в диапазоне 15-20dB. Вы можете поэкспериментировать с различными НАСТРОЙКАМИ СТЕПЕНИ КОМПРЕССИИ (ratios), атакой (Attack Time) и ВРЕМЕНЕМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ (release) для достижения различных эффектов. В случае, если вы ВЛАДЕЕТЕ БОЛЬШИМ ПАРКОМ ПРИБОРОВ, ТО опробуйте различные компрессоры для получения разнообразного звучания.
Соедините выход компрессора (output) со свободным каналом пульта или с "петлёй" (effect return), что бы вы могли микшировать обработанный и необработанный сигналы. (рис.3.) При ПРАВИЛЬНОМ МИКШИРОВАНИИ, сигнал малого барабана станет более насыщенным и сохранит динамику. НО ПОМНИТЕ, ЧТО ПОДМЕШИВАНИЕ СКОМПРЕССИРОВАННОГО трэка с избытком, сделает использование этой техники бессмысленным по причине исчезновения динамики.
Ключ к гейту (Gate).
Большинство звукорежиссёров, с которыми я беседовал, ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО относятся к использованию ЭФФЕКТА ТИПА gate для очистки трэка, при попытке получить органично звучащий малый барабан. Однако гейт (gate) может хорошо послужить в качестве удобного инструмента для создания эффектов. Секрет в "ключевом" входе (key input) (ЭТО ГНЕЗДО ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕГО СИГНАЛА, КОТОРЫЙ УПРАВЛЯЕТ РАБОТОЙ ГЕЙТА. ГЕЙТ ("ВОРОТА")- ЭТО ТАКОЙ ПРИБОР, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ ПО ПРИНЦИПУ "ЛОГИЧЕСКОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ". ЕСЛИ СИГНАЛ ОТ МИКРОФОНА, ПРОПУЩЕННЫЙ ЧЕРЕЗ ГЕЙТ ИМЕЕТ НА ВХОДЕ В ПРИБОР НИЗКИЙ УРОВЕНЬ, ТО ГЕЙТ НЕ ПРОПУСКАЕТ ЕГО НА ВЫХОД ВООБЩЕ. А ЕСЛИ СИГНАЛ СТАНОВИТСЯ ГРОМКИМ, ТО ПРИБОР ПРОПУСКАЕТ ЕГО НА ВЫХОД БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ. НО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА УРОВЕНЬ СИГНАЛА СНОВА НЕ УПАДЁТ ДО КРИТИЧЕСКИ МАЛЕНЬКОГО ЗНАЧЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ГЕЙТ "ЗАКРОЕТСЯ". ПРИМЕНЕНИЕ ГЕЙТА ПОЗВОЛЯЕТ ОФИЛЬТРОВЫВАТЬ ПОЛЕЗНЫЙ СИГНАЛ ОЗВУЧИВАЕМОГО МИКРОФОНОМ БАРАБАНА, ОТ ПОСТОРОННИХ ЗВУКОВ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ УСТАНОВКИ, КОТОРЫЕ УДАЛЕНЫ ДАЛЬШЕ ОТ МИКРОФОНА, И ПОЭТОМУ ИМЕЮТ БОЛЕЕ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СИГНАЛА. ВОТ ИХ ТО ГЕЙТ И НЕ ПРОПУСКАЕТ СОВСЕМ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО РАБОТЫ ЗВУК ОСНОВНОГО БАРАБАНА СТАНОВИТСЯ "ЧИЩЕ". ГНЕЗДО ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ key input ПОЗВОЛЯЕТ УПРАВЛЯТЬ ГЕЙТОМ ИЗ-ВНЕ. Если мы подаём на это гнездо любой электрический сигнал, то гейт откроется и пропустит через себя звук от подключенного микрофона, каким бы маленьким или большим он не был по уровню. В ЭТОМ СЛУЧАЕ РАБОТА ГЕЙТА СТАНОВИТСЯ ПОЛНОСТЬЮ АНАЛОГИЧНА РАБОТЕ ОБЫКНОВЕННОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ. ТОЛЬКО ВКЛЮЧЕНИЕ-ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ НЕ МЕХАНИЧЕСКИМ, А ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ, В МОМЕНТ ПОДАЧИ АБСОЛЮТНО ЛЮБОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СИГНАЛА НА ГНЕЗДО key input.- прим. Drumspeech.com)
Применение гейта С ФУНКЦИЕЙ ВНЕШНЕГО КЛЮЧА, позволяет вам пускать один сигнал через главный I/O гейта (допустим, повторно усиленный сигнал малого барабана) и одновременно производить открывание и закрывание гейта другим источником звука, допустим - исходным звуком барабана. Смешение повторно усиленного сигнала с исходным сигналом может помочь в придании живости сэмпловому барабанному лупу (drum loop) или неважно звучащему малому барабану.
Чтобы внести ясность - повторное усиление (РЕАМПИНГ) сигнала означает следующее: записанный трек (ИЛИ БАРАБАННЫЙ СЭМПЛ) пускается через динамик или гитарный усилитель в комнату и снимается микрофоном. ДЛЯ ОЖИВЛЕНИЯ ПЛОХО ЗВУЧАЩЕГО МАЛОГО БАРАБАНА ПРИМЕНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ МЕТОД: ЗАПИСАННЫЙ ТРЕК ВОСПРОИЗВОДЯТ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЬНЫЙ ДИНАМИК, КОТОРЫЙ РАСПОЛОЖЕН В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ (ВПЛОТНУЮ) С ВЕРХНИМ ПЛАСТИКОМ ДРУГОГО "ЖИВОГО" МАЛОГО БАРАБАНА. ПРИ ЭТОМ, НИЖНИЙ ПЛАСТК ВХОДИТ В РЕЗОНАС И ВОЗБУЖДАЕТСЯ ОТ ЗВУКА ИЗ ДИНАМИКА. В ЭТО ВРЕМЯ МЫ ЗАНОВО ЗАПИСЫВАЕМ ЗВУК ПОДСТРУННИКА И ПОТОМ СМЕШИВАЕМ ЕГО С ИСХОДНЫМ, И ТАКИМ СПОСОБОМ РЕАНИМИРУЕМ ИСХОДНЫЙ ТРЭК. ОТДАЛЯЯ микрофон от источника звука в ГЛУБИНУ комнаты, МЫ МОЖЕМ получить ЗВУК, СОДЕРЖАЩИЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ДИФФУЗНЫХ ОТРАЖЕНИЙ, И ТАКИМ ОБРАЗОМ ДОБАВИТЬ К ЗВУЧАНИЮ "МЁРТВОГО", ЗАРАНЕЕ ЗАПИСАННОГО БАРАБАНА, ПРИЗВУК РЕАЛЬНО-ЗВУЧАЩЕГО "ЖИВОГО" ПОМЕЩЕНИЯ. Пускаем ИСХОДНЫЙ записанный ТРЭК малого барабана или БАРАБАННЫЙ луп (loop) в ключевой вход (key input) для управления открытием-закрытием гейта, и посылаем вторично-ПЕРЕЗАПИСАННЫЙ СИГНАЛ С МИКРОФОНА в главный вход (main input) гейта. КОММУТИРУЕМ выход (output) гейта со ВХОДОМ НА свободнОм каналЕ пульта, И СМЕШИВАЕМ обработанный звук с исходным, необработанным трэком. Можно поэкспериментировать с НАСТРОЙКАМИ ГЕЙТА: ВРЕМЕНИ АТАКИ (Attack) и ВРЕМЕНЕМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ (release) для получения ЖЕЛАЕМОГО результата.
Эквализация.
В борьбе за нужное вам звучание малого барабана вы покончили с настройкой, расположением микрофонов и звучанием тон-зала и теперь пришло время, с большой осторожностью, обратится к эквализации для того, чтобы сделать звучание малого барабана более определённым и лучше вписывающимся в микс. Orlando старается минимизировать последующую потребность в эквализации использованием множества микрофонов, обладающих различными характеристиками, тёмно и светло-звучащими, чтобы придать более естественное звучание своему миксу (рис. 2). Необходимо иметь в виду, что рекомендуется выполнять всю обработку динамики до процесса эквализации в силу того, что компрессия может отчасти изменить звук.
Будьте очень осторожны в урезании и усилении определённых частот, потому что значительные изменения в этом виде обработки могут звучать неестественно. Старайтесь подходить к обработке эквализацией со стороны вычитания, а не со стороны усиления определённых частотных характеристик, во избежание возрастания шума. Если вы, ПРИМЕНЯЯ ЭКВАЛАЙЗЕР, стараетесь создать С ПОМОЩЬЮ НЕГО особый эффект, радикально изменяя звук, то дерзайте и исполняйте роль сумасшедшего учёного, но прежде спросите себя: "Нужен ли вам монстр, которого вы создаёте?"
В то время, как целью вашего подхода является творческое решение звукового концепта, вы должны использовать эквализацию, для коррекции звука малого барабана одновременно сверяя его СОВМЕСТИМОСТЬ В МИКСЕ С ДРУГИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ. Во время внесения корректив, подключайте все остальные участвующие в песне трэки (трэки ударной установки и др. инструментов). малый барабан Когда вам ТРЕБУЕТСЯ ПРОКОНТОЛИРОВАТЬ ЗВУЧАНИЕ ТОЛЬКО МАЛОГО БАРАБАНА, ЧТОБЫ привести его в соответствие с вашими пожеланиями, ТО МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНОПКОЙ "СОЛО" НА МИКШЕРНОМ ПУЛЬТЕ. ДОБАВЛЕНИЕ ОВЕРХЕДОВ ПРИВНЕСЁТ в общее звучание большие ИЗМЕНЕНИЯ, поэтому прислушайтесь к тому, как ИЗМЕНИТСЯ ЗВУЧАНИЕ МАЛОГО БАРАБАНА в миксе в ТОТ момент, КОГДА ПРИМЕШИВАЕТСЯ ЕГО ЗВУЧАНИЕ, СНЯТОЕ с помощью оверхэдов. Возможно, вам понадобится адаптировать звучание, ЧТО-ТО УБИРАЯ, или ДОБАВЛЯЯ ЧТО-ЛИБО ЕЩЁ.
Borden советует вместо того, чтобы усиливать частоты уже присутствующие в малом барабане, придать звучанию немного воздушности, путём добавления высоких частот либо к номинально присутствующим высоким частотам, либо создавая "Baxandall" слой, который ДЕЛАЕТСЯ ТАК: НА ПАРАМЕТРИЧЕСКОМ ЭВАЛАЙЗЕРЕ типа "ГОРКА" (КОЛОКОЛ), ВЫСТАВЛЯЕМ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ПОЛОСУ на ЧАСТОТЕ в 20 кГц, И УСИЛИВАЕМ ИХУРОВЕНЬ. Добавление высокочастотных гармоник, придаёт звуку непосредственность и сокровенность, одновременно создавая ощущение пространства.
ВВ процессе ЭКВАЛИЗИРОВАНИЯ доверяйте своим ушам, но учитывайте описанные ниже основные направления работы, касающиеся обработки звучания малого барабана. Если вам требуется сделать звучание малого барабана ярче, попробуйте добавить немного высоких частот в диапазоне 2-4кГц и выше 6кГц, ПРЕДПОЧИТАЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКВАЛАЙЗЕР С ДОБРОТНОСТЬЮ ТИПА "ГОРКА", ВМЕСТО ШЕЛЬФОВОГО ТИПА. Если малый барабан неестественно яркий, попробуйте понизить частоты в районе 1-4 кГц.
Orlando часто использует понижение частоты в 2.5кГц для уменьшения “бумажности” звучания. В случае если атака звучит неуверенно, может выручить небольшое усиление в этом диапазоне.
Уделите внимание диапазону 250 - 800 Гц. ЕСЛИ БУДЕТ слишком большое содержание подобных частот , ТО звук потеряет определённость, потому что соотношение атаки и послезвучия будут сильно смазаны избытком нижней середины. И напротив, недостаток этих основополагающих частот приведёт к БЛЕКЛОСТИ, нечёткости и ПОТЕРИ ТЕПЛОТЫ звучания.
ОБРЕЗКА средних частот в диапазоне 400-800Гц может помочь избавиться от излишнего звона. В случае, если малый барабан ЗАНИМАЕТ слишком много места в миксе, ТО это происходит по причине наличия "whump" в диапазоне 200-500 Гц. Если звучание получается слишком тонким, значит, диапазон был выбран неверно.
Добавление НЕБОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА УЛЬТРА НИЗКИХ ЧАСТОТ (low end) ШЕЛЬФОВЫМ ЭКВАЛАЙЗЕРОМ , или НИЗКИХ ЧАСТОТ в районе 200-250 Гц, может придать слабо звучащему барабану больше "oomph". Если малый барабан обладает низкосерединными частотными характеристиками, картонным звуком - вычитание небольшого ИХ количества в промежутке между 200-300 Гц может уплотнить его.
Малый барабан в контексте времени и пространства.
Эффекты, основанные на ВРЕМЕННОЙ ОБРАБОТКЕ, такие как ревер и дилей могут придать жизни вашему малому барабану в миксе, но не переусердствуйте. Слишком большое значение реверберации на малом барабане усложнит процесс мастеринга, потому что в миксе окажется чересчур много пространства. Разделяйте микрофоны прямого съёма, оверхэды и утечку звукосъёма других микрофонов, в момент добавления ЭФФЕКТОВ "окружающего пространства" (AMBIENCE) в микс, во избежание образования ЕГО ИЗБЫТКА . МИКС ДОЛЖЕН звучать естественно и приятно.
Чем больше реверберации содержится в сигнале, тем более далёким он воспринимается; и наоборот - чем суше сигнал, тем ближе он воспринимается слухом. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ с РАЗЛИЧНЫМИ НАСТРОЙКАМИ ТЕХ эффектов, которые ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ на каждом из трэков, с которыми вы РАБОТАЕТЕ для получения большей глубины вашего микса. Boisen рекомендует использовать органично звучащее, небольшое помещение (ЭФФЕКТ ТИПА "ROOM") , возможно, пружинную реверберацию, в случае если вы стремитесь к old-school звучанию.
Существует масса способов для искусственного создания среды окружения - от настольных процессоров до плагинов, но Borden настаивает на том, что ничто не может быть лучше, чем естественная реверберация хорошего тон-зала. Если вы можете себе позволить работу в хорошем тон-зале, то используйте микрофоны и работайте с естественным звучанием. Если помещение мало, вы можете создавать иллюзию большего пространства, ЕСЛИ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДЕРЖКУ дилэй (порядка 5-20 милисекунд) на микрофонах записывающих саму АККУСТИКУ ЭТОГО ПОМЕЩЕНИЯ, и микшировать их с сигналом малого барабана до приемлемого состояния, от "сухого" (DRY) до ОБРАБОТАННОГО ПО МАКСИМУМУ (WET).
Драматическая обработка типа дилея, эквализационных смещений, дисторшн-эффектов и ревербераторов старого типа может послужить хорошую службу, если проект этого требует. Однако, надо предвидеть как подобные операции могут сказаться на окончательном звучании микса. Как только ощущение новизны отхлынет, вы можете застрять с прогрессом улучшения звучания общего плана. Основываясь на своём опыте, Boisen предлагает делать "бэкап" (РЕЗЕРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ ) общего состояния микса, прежде чем начинать работу с существенной обработкой звука. Таким образом, у вас ПОЯВТИСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД, в случае если новшества будут неприемлемы.
Если вы стремитесь к грязному звучанию и дисторшну, пропустив трек через Tech21 Sans Amp или Line 6 Amp Farm, вы добьётесь некоторой степени кранча в звучании малого барабана. Все виды эффектов в вашем арсенале, от гитарных комбиков и различных процессоров эффектов до DAW плагинов В ВАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ. Пускаем СИГНАЛ С НУЖНЫХ каналов ДЛЯ БРАБОТКИ, скажем, ЧЕРЕЗ ШИНУ (aux) НА вход процессора и ВОЗВРАЩАЕМ ОБРАБОТАННЫЙ сигнал назад, в ОТДЕЛЬНУЮ ЯЧЕЙКУ МИКШЕРА , и СМЕШИВАЕМ его с чистым оригиналом СИГНАЛОМ. Убедитесь в том, что подмешанный сигнал малого барабана хорошо взаимоувязался с остальным миксом - не только со всей установкой, но и со всеми треками.
Borden использует для насыщения звука малого барабана дилэй-эффект, тем самым удваивая звук. Установкой 15-20ти миллисекундной задержки (дилэя) без регенерации (без повторяющегося эха: параметр FEEDBACK=0 ), звук будет эффективно удвоен. Два удара (оригинал удара и эхо созданное эффектом. - прим Drumspeech.com) будут настолько близкими к друг другу, что должны прозвучать как флэм, но вместо этого будут служить обогащению звука звуковой дорожки.
Другой вариант подхода, помимо параллельной компрессии, для организации ровного звучания плохой динамики от удара к удару – использование плагинов типа Digidesign Sound Replacer, Drums Agog либо Trillium Labs Drum Rehab. Эти программы позволяют записывать сэмплы хороших мощных ударов и заменять некачественные удары сэмплами или усиливать их настолько, чтобы они звучали более музыкально, более соответствовали треку в общем. Программа тщательно анализирует трэк и вставляет подходящие сэмплы. Orlando рекомендует использовать подмешивание сэмплов, а не полную замену для более естественного звучания.
Зачастую, многие звукорежиссёры находят для себя один - два способа записи хорошего звучания малого барабана и останавливаются на этом, но, думается, что здорово расширить свои горизонты и поэкспериментировать с другими методами – особенно в том случае, когда отличающийся метод записи может помочь в работе с трэком. Так что будьте смелее и стремитесь к совершенному звуку малого барабана.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.