АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Внимание на бас-барабан

Многие барабанщики мало внимания уделяют самому большому и громкому барабану в составе ударной установки. Почему-то считается, что бас-барабан не создан для утонченной игры, так как нет особой необходимости играть на нём гоуст-ноты и дроби с прижимом. Тем не менее, если вы хотите стяжать славу музыкального барабанщика, бас-барабан можно и нужно уметь применять правильно. В статье попробуем посадить некоторые семена полезных идей, воспользоваться которыми смогут даже барабанщики кавер-групп.

Упрощение.

Если только вы не играете прогрессив-рок, то большая часть песен имеет стандартную структуру – вступление (часто основанное на припеве) – куплет – припев – куплет – припев – бридж – концовка. И для создания открытого пространства попробуйте опустить как можно больше нот в бас-барабане, оставив только удары подчеркивающие грув. Вы заметите, что оставшиеся удары заиграют новыми красками. Я часто прибегаю к этому приёму для создания контраста в песнях, где припев с таким же грувом что и в куплете.

Добавьте нот.

Обратный приём, где добавляем ноты для жирности и нерва. Перед вами пример основного грува с двумя последующими вариантами с добавлением нот.

Взаимодействие с бас-гитаристом.

Одно из первых умений барабанщика это умение играть схожие (если не идентичные) ритмы с партией бас-гитариста. Группа, в которой налажено взаимодействие бас-гитары с барабанами, выгодно отличается на общем фоне. На отработку умения слушать друг друга уходит много часов занятий, но оно того стоит. Также это отличный способ справиться с незнакомой вам песней.

Не так давно мне предстояло играть на одном корпоративе, где неожиданно из зала пришёл заказ на песню Jerry Garcia/Grateful Dead ”Sugaree”. Я не знаю ни одной их песни, о чём и сказал другим музыкантам. Однако с бас-гитаристом я играл уже не один год и знал, что он любит обыгрывать старые песни на фанковый манер. Основываясь на темп, я с самого начала песни начал в точности повторять грув бас-гитары. Следуя его подсказкам и жестам всё было сыграно без заметных провалов, словно мы репетировали эту песню давно и в конце вокалист переспросил, действительно ли я не играл эту песню до этого. На что я ему ответил, что это вообще первый раз когда я её услышал!

Минус на минус даёт плюс? Или подстраиваемся под ”неправильного” бас-гитариста.

Подстраиваться под бас-гитариста стоит даже в том случае, когда он играет “неверный” грув. У меня были случаи, когда бас-гитарист не выучил свою партию и не слушал, что я играю. У меня было два варианта развития событий – настоять на своём и сыграть правильный грув, либо подстроиться под ситуацию ради группы. На объяснения нет времени, так как я подменял барабанщика, и репетиций не было.

Помню, подменял барабанщика и играли Beatles ”In my Life”. В песне необычный для тех времён линейный грув, который я давно разучил и много лет играл со многими группами. Однако в этот раз, бас-гитарист, лидер группы, начал странно оглядываться на меня. Я не сразу догадался, что их барабанщик не знает оригинала и играет эту песню как стандартный балладный грув. Что-то менять было уже поздно, так как уже отыграли пол песни и поэтому я стойко доиграл как было задумано в оригинале. Остальная часть выступления прошла как по маслу и все остались довольны, но их лидер больше не звонил мне с предложениями. Так что, оглядываясь назад, я сделал не самое правильное решение с точки зрения ведения дел.

Еще один мой приятель-барабанщик, играл AC/DC “You shook me” четвертями в бас-баране, хотя там в бас-барабане удар на 1 и 3 “и”, отчего у него звучало как диско-бит и это путало бас-гитариста. Хотя каждому своё, в музыке нет чётких правил. Главное это доверять своим ушам.

Противопоставление ритмических частей.

Повторение в бас-барабане партии бас-гитары обычно хороший выбор, но иногда, удачным вариантом может быть противопоставление и дополнение партии бас-гитариста. И сделать это можно несколькими способами.

Как вы, конечно, уже заметили, некоторые бас-гитаристы любят упрощать партии, а некоторые наоборот, играют как можно больше нот в такте. Если мне попался бас-гитарист с тенденцией украшать свою партию, то я упрощаю свою партию, лишь подчеркивая его линию. Это даёт пространство бас-гитаристу для проявления музыкальности без столкновений интересов. А музыка только выигрывает от этого, избавляясь от звукового хаоса. Можно даже опустить некоторые заполнения, оставив место для других.

Если же бас-гитарист предпочитает простые партии, то я играю в бас-барабан активнее и добавляю синкопы.

Есть еще один способ противопоставить партии это выстраивать партию бас-барабана относительно фигур гитариста или клавишника. Таким образом ударные звучат относительно других ритмов в песне, но независимо от линии бас-гитары.

Барабанный грув может быть и полностью независимым от партий других инструментов. AC/DC “Back In Black” и Led Zeppelin “Kashmir” два ярчайших тому примера из бесчисленного количества других, где на простой грув четвертями сверху кладут куда более ритмически сложные фигуры других инструментов.

Перед вами ноты к AC/DC “Back In Black”, где видно, что только в четвертом по счету такте примера, барабаны совпадают с группой, всё остальное время прямолинейный грув.

Добавляем бас-барабан в заполнениях.

Я часто рекомендую своим студентам слушать радиостанции с классическим роком, чтобы они могли сравнить как менялись партии барабанщиков каждое десятилетие. Многое из частых приемов просто теряется, так как последующие поколения не берут на воорожение некоторые приемы, считая их устаревшими.

Например, Keith Moon и многие другие подключали бас-барабан в заполнениях. Его известная фишка это синкопированные заполнения по томам поверх пульсирующего рисунка восьмыми в бас-барабане, что придаёт заполнениям низа и жесткости. Игра шестнадцатыми на двойной педали это современная адаптация этой старой идеи, но даже четвертные ноты могут звучать эффектно.

Другой приём сделать синкопированные заполнения интереснее - это использовать бас-барабан как третий голос, добавляя ноты в промежутки получаем приятные на слух линейные заполнения. Многие любят заполнять все паузы в своих заполнениях, создавая тем самы текучие и менее синкопирвонные заполнения, но это не всегда работает.

Крещендо на бас-барабане.

Обычно крещендо-фигуры на бас-барабане играют в унисон с восьмыми или шестнадцатыми в малом и напольном, когда нужно подчеркнуть в песне переход из одной части в другую. Однако, крещендо в бас-барабне можно сыграть и под бэкбит во время перехода к другой секции песни или под простенькое заполнение в руках. Комбинация этих приёмов добавить мощи заполнению.

Смена внутренней пульсации.

Бас-барабан можно использовать и для смены прямолинейной пульсации на свинговую перейдя на триоли.

Смена стиля.

Немного качёвый роковый грув с бэкбитом и бас-барабаном на 1 и 3 – дедушка всех роковых битов. А догадайтесь, что произойдет если перенести бас-барабан на 2 и 4-ю доли? Ответ: регги-грув!

Смена темпа.

Используйте бас-барабан в переходах к смене темпа.

Добавьте металла.

Придайте вашим грувам металлической оттенок, украсив их дробями двойками тридцатьвторыми с прижимом, триолями и другими безумствами.

Украшаем бит триольными фишками.

С помощью бас-барабана можно украсить грув разделить ноты в тарелке на триоль шестнадцатыми. Это хорошо работает если сохранить при этом бэкбит в малом. Много раз к этой идее прибегал John Bonham и можно сказать, что это была одна из его фирменных фишек.

Полиритмы.

Создаём ощущение полиритмии играя рисунок бас-барабана группами нот, количество которых не умещается ровно в один такт. Такие биты не совпдаёт на первую долю в каждом такте, это происходит только через несколько тактов. В этом примере я использовал рисунок с нотами с точками, которые ложаться на каждую третью шестнадцатую и для возвращения на первую долю нужно три такта. Такая фишка не редкость в прогрессив-роке и стиле мат-метал.

Динамика.

Забавно, но может кто и не знает, что на бас-барабане можно играть на разной громкости. Пробуйте время от времени играть на разной динамике, как впрочем и другие идеи из вышеизложенных по приданию жизни вашему бас-барабану и всему драммингу в целом!