Барабаны в студию!
Одно из самых узнаваемых фирменных звучаний в истории рок-драмминга – это агрессивный и "просторный" звук барабанщика John Bonham в композиции "When The Levee Breaks" ("Когда прорывает плотину") из Led Zeppelin IV. Хотя Bonham был известен мощным ударом, а его ударная установка характеризовалась плотным звучанием, на этой записи его исполнению было придано еще больше внушительности, чем в жизни, за счет применения простой методики расположения микрофонов, благодаря которой эффективно снимается как звучание ударных, так и замечательная обстановка пространства, в котором производится запись барабанов.
Объемный звук был получен в результате стратегически верного расположения всего лишь двух микрофонов на второй площадке лестницы с тремя пролетами, проходившей над коридором, в котором играл Bonham. Затем два записанных трека были очень сильно сжаты при помощи компрессоров 1176 [семейство компрессоров/ограничителей производства американской фирмы Universal Audio – прим. Drumspeech.com] и пропущены через ревебратор Binson EchoRec, чтобы придать барабанам тот самый исключительно выразительный характер. Так была достигнута предельная акустика помещения в лучшем своем проявлении. Это явилось поворотным моментом в истории звукозаписи ударных и задало новое направление тому, как люди стали относиться к использованию окружающей обстановки для улучшения записываемой композиции.
Вы наверняка обращали внимание на акустические изменения, какие наблюдаются при игре на ударной установке в разных помещениях. Иногда это хорошо, а иногда и наоборот. Но снятие микрофонами отраженного звука барабанов при игре в подходящем для этого помещении придает записи удивительные свойства. Обстановка в помещении играет существенную роль в том, насколько натурально, "сухо" или объемно будут звучать записываемые барабаны. Поскольку ситуации бывают разные и далеко не всегда идеальные, вам понадобится вооружиться всевозможными методиками, направленными на достижение и использование отражательных способностей помещения для получения максимального эффекта при записи ударных.
Чтобы получить широкий и компетентный обзор по тематике записи ударных и использования окружающей обстановки помещения, я обратился к George Borden, преподающему современные методы звукозаписи в колледже цифровых технологий Ex'pression (Ex'pression College For Digital Arts), упросил внести свою лепту и Scott’a Theakston’a, преподавателя по истории музыкального производства, а также получил комментарии от звукоинженеров мирового уровня – Joe Chiccarelli и Ed¬die Kramer. И вот что вышло в итоге.
ЗАКЛАДЫВАНИЕ ФУНДАМЕНТА
Borden способен продемонстрировать множество стратегий использования микрофонов, но при этом поясняет, что хотя расположение микрофонов в непосредственной близости от отдельных барабанов и является стандартным способом при многоканальной записи ударных, однако для человека слушать барабан с расстояния всего лишь пары дюймов – вещь не очень привычная. "Натуральное звучание барабанов подразумевает дистанцию, – настаивает Borden. – Вот почему важно усвоить эффективную технику работы с микрофонами для снятия акустики окружающей обстановки".
Тем не менее, чтобы получить хорошую запись, нужно привести в порядок все основные элементы. "Барабанщик, настройка установки и акустика помещения основные приоритеты", – заявляет Eddie Kramer, который имел удовольствие записывать "до абсурда агрессивную" игру Bonham’a для ряда записей Zeppelin. В связи с этим следует убедиться, что установка хорошо настроена, и тогда уже можно с уверенностью бить в пластики. Что же касается помещения, то и Borden, и Kramer предпочитают теплый резонанс дерева и диапазон распространения при потолках высотой 12-14 футов. Но не у всех имеется в распоряжении замок с обширными лестничными галереями, где можно было бы устроить сессию звукозаписи. Зачастую не так-то просто достичь эффектного звучания барабанов за счет хорошей окружающей обстановки: этому препятствуют различные ограничения, вызванные малыми размерами рабочей студии или низким бюджетом самого проекта. Если у вас для начала имеется помещение с прекрасной акустикой, тогда все в ваших руках. Если же ваше акустическое пространство оставляет желать лучшего, то вам придется прибегнуть к некоторым дополнительным хитростям. Вот несколько методик для применения в ряде ситуаций.
АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ "В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ"
В хорошем акустическом пространстве из хорошо настроенных барабанов не так-то просто выбить (в зависимости от того, как вы это понимаете) больше, чем они способны дать. Если вам посчастливилось иметь под рукой помещение с прекрасной акустикой, то этот трюк можно будет провернуть при помощи нескольких хорошо размещенных микрофонов дальнего плана: Borden поделился кое-какими несложными техниками расстановки микрофонов для снятия акустики окружающей обстановки при записи ударных в помещении с благоприятными акустическими характеристиками.
Поместите любой конденсаторный микрофон с большим диаметром мембраны (для более эффективного снятия акустики помещения лучше всего подходит микрофон с многосторонней характеристикой направленности – прим. Drumspeech.com) в шести-восьми футах спереди от установки. Микрофоны для снятия акустики помещения должны размещаться по меньшей мере в шести футах от установки, снабженной близко расположенными микрофонами, чтобы избежать проблем, связанных с возникновением гребенчатой частотной характеристики и явлением несовпадения фаз, которое имеет место, когда смешиваются сигналы с разных микрофонов, снимающих один и тот же звук в чуть разное время; если же микрофоны общего плана находятся не менее чем в шести футах от близко расположенных к барабанам микрофонов, то разница в амплитуде и частотных характеристиках достаточная, чтобы свести фазовые проблемы к минимуму.
Высота, на которой вы располагаете микрофон, будет влиять на звучание в целом. Обычно чем выше расположен микрофон, тем выше спектр частот, которые он будет ловить, а чем ближе он к полу, тем больше будет низких частот. Размещение микрофонов повыше может помочь сделать "темно звучащее" помещение "светлее", а низкая установка микрофонов (не более одного-двух футов над полом) может сильнее подчеркнуть бас-барабан и более темное звучание.
С учетом все того же правила минимального расстояния в шесть футов, еще один способ подразумевает использование стереопары – двух согласованных между собой кардиоидных микрофонов, обычно конденсаторных (хотя и не обязательно), для получения стереофонического звукового образа барабанов в помещении с удаленного расстояния. Установите оба микрофона перпендикулярно, чтобы получить диаграмму направленности XY с обращением в сторону установки. Близость микрофонных головок друг к другу исключает различия во времени принятия сигнала – данная расстановка, таком образом, обеспечивает точную фазировку.
Хотя такое расположение микрофонов до некоторой степени ущемляет ширину стереообраза (в отличие от тех случаев, когда используется частично совмещенная или раздельная пара микрофонов – прим. Drumspeech.com), левый и правый каналы сводятся в моно без каких-либо ухудшающих звук фазовых проблем. Если же вам нужна более расширенная акустика помещения, можете попробовать расстановку Blumlein. Это подобная же техника с использованием пары совмещенных микрофонов, когда кардиоидные микрофоны с диаграммой направленности XY просто заменяются двусторонне-направленными микрофонами для достижения более широкого стереообраза и снятия большего количества звуковых отражений со всего помещения, без ущерба для моно-совместимости.
Микрофон граничного слоя, или, как его часто называют, PZM (микрофон зоны давления), это пресловутый "жучок", укрепленный на стене звукозаписывающей студии. Возможно, вы захотите использовать парочку таких маленьких "жучков" вместо верхних ("надголовных") микрофонов для снятия акустики помещения и яркого звучания тарелок. Эти плоские по форме микрофоны можно укрепить на фанере и повесить на стену или, если барабанщик сидит спиной к окну, можно прилепить скотчем к стеклу футах в шести позади и повыше исполнителя, на достаточном расстоянии друг от друга для получения стереофонического образа. Если хотите снять побольше низких частот, можете попробовать поместить PZM-микрофон на полу не менее чем в шести футах спереди от установки, чтобы лучше записать бас-барабан. Только убедитесь, что пол в помещении представляет собой твердую поверхность, а не ковровое покрытие.
ПРИВЕДЕНИЕ НЕПРИГОДНОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ
Если помещение недостаточно просторное, но зато имеет хорошие акустические качества, вы можете сделать так, чтобы оно звучало немного "больше", благодаря увеличению расстояния, которое должен пройти звук, прежде чем достичь микрофона общего плана. Расположите конденсаторный микрофон с широкой мембраной таким образом, чтобы он был направлен в сторону от ударной установки и указывал в верхний угол помещения. Это позволяет эффективно устранить прямые звуки и снимать главным образом отражения от стен.
Это немного похоже на дуплет в бильярде, когда ваш шар отскакивает от противоположного борта и летит в дальнюю лузу. Распространяющийся звук достигает границ помещения и отражается туда, где расположен микрофон, благодаря чему увеличивается расстояние, которое звук должен пройти, прежде чем достигнет микрофона. Такая техника создает акустическую иллюзию несколько более просторного помещения.
А теперь обратимся к обычной проблеме: помещение представляет собой "жесткую" акустическую среду – скажем, это принадлежащий вашему другу бетонированный подвал площадью 10 квадратных футов. Столкнувшись с такой ситуацией, вы можете выбрать одно из двух решений. Можно либо придумать какую-нибудь креативную отделку подвала, либо попробовать свести до минимума акустику помещения за счет "приглушения" среды.
Один из способов сделать бетонированное помещение "теплее" – повестить большие листы фанеры или прислонить их вплотную к стенам. Это изменит свойства поверхности и может способствовать улучшению качества отраженного звука. Можно также попробовать развесить несколько одеял, чтобы смягчить и поглотить какую-то часть "жесткости". Если же рабочее пространство совсем уж никуда не годится, тогда придется прибегнуть к более экстремальным мерам, чтобы заставить помещение "исчезнуть" совсем. Плохое помещение – оно и есть плохое помещение. И чтобы добиться хорошего звучания барабанов, вам не остается ничего другого, кроме как уничтожить все звуковые отражения при помощи всевозможных подручных средств: развешайте на стенах уплотняющие одеяла, используйте щиты для поглощения звука и огораживания рабочего пространства, а микрофоны разместите близко к барабанам, чтобы они снимали только прямой звук, без отражений помещения. Вы спросите: а как же тогда окружающая обстановка?
АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ "ЗАДНИМ ЧИСЛОМ"
Допустим, вам все-таки пришлось записывать ударные "всухую", поскольку помещение оказалось паршивым, а другого выхода не было. И все же еще остается надежда улучшить звучание ваших барабанов при помощи окружающей обстановки. Вы можете добавить акустику помещения уже после. Да, это так, и существует два способа, которыми вы можете воспользоваться. Первый подразумевает чисто физический метод добавления акустики помещения. После того, как вы уничтожили звуковые отражения и записали свои ударные с близким расположением микрофонов и плотным звуком, подготовьте на основе этой записи двухдорожечную "сухую" композицию. Затем найдите для композиции пространство с хорошей акустикой – например, вполне подойдет помещение с деревянными стенами и высоким потолком или какая-нибудь другая акустически благоприятная среда. В этом помещении с хорошей акустикой пропустите композицию через качественный динамик и запишите ее, разместив микрофон на достаточном расстоянии, чтобы он мог ловить звуковые отражения. Наложите полученное звучание на уже имеющуюся "сухую" композицию – и готово! Результат почти такой же, как если бы вы записывали всю сессию непосредственно в этом помещении! По словам Borden, это похоже на повторное усиление гитары.
Второй способ подразумевает применение кое-каких цифровых уловок, чтобы придать записанным "всухую" ударным живость акустики. Вы ведь слышали о гитаристах, у которых есть возможность изменять свое звучание при помощи эмуляторов усилителей, или об инженерах, в распоряжении которых имеются эмуляторы микрофонов? Что ж, настало время снабдить кое-чем и барабанщика! Если у вас имеется компьютерное устройство для звукозаписи или цифрового монтажа, вы можете использовать плагин, который называется Convolution Reverb [ревербератор, основанный на цифровой свертке обрабатываемого звукового сигнала – прим. Drumspeech.com]. Convolution Reverb – это, по существу, "эмулятор помещения", который может помочь барабанщикам существенно "подсластить" звучание посредством наложения готовых эффектов акустики помещения и реверберации.
То, что предлагают плагины Convolution Reverb, – это имитации акустических пространств, усиленные при помощи алгоритмической реверберации с контролируемыми параметрами. Работа Convolution Reverb основывается на импульсных характеристиках помещения; плагин предлагает натурально звучащую акустику окружающего пространства за счет снятия импульсной характеристики, устранения переходных помех и добавления затухания. Он имитирует различные помещения, позволяя вам создавать иллюзию, что ваши барабаны были записаны в каком-нибудь по-настоящему достойном месте, а, скажем, не в гараже вашего двоюродного брата.
Пропускание сигнала через этот процессор позволить снабдить звучание готовым акустическим эффектом помещения и даст вам возможность регулировать различные параметры реверберации. В результате вы получаете реальность звучания акустических сэмплов и возможность выстраивать форму звука в соответствии с вашим вкусом. Такое звучание более натуральное, чем если бы вы решили просто добавить в свою композицию синтетическое эхо.
Рынок предлагает целый ряд плагинов Convolution Reverb, от недорогих версий до таких, которые не каждому по карману и имеют кучу "наворотов". Обычно, в зависимости от предлагаемых функций, цены на пакеты плагинов колеблются от $150 до £2000. Некоторые образцы включают такие серии Convolu¬tion Reverb, как Wizoo, Altiverb и Waves IR-1. Программы для цифрового монтажа, снабженные Convolution Reverb, помимо прочих включают Nuendo, Sonar и Sony Sound Forge.
СОВЕТЫ ПО ТРЕКАМ С АКУСТИКОЙ ПОМЕЩЕНИЯ
Когда вы сняли акустику помещения и звук своей ударной установки, есть еще несколько вещей, которые можно принять во внимание при переходе к последующему этапу сведения всего материала воедино. Theakston предложил несколько идей, которые можно попробовать применить в процессе сведения, включающих в себя умелое использование гейтов, фильтров и выравнивания треков по времени на цифровой рабочей аудиостанции для подчеркивания эффектов объединения микрофонов общего плана с микрофонами, расположенными близко к барабанам.
Первая идея состоит в использовании трека (треков) с записанной акустикой помещения, чтобы придать эффект "живой реверберации" лишь одному-двум элементам ударной установки, таким как малый барабан или томы. Установите гейт на трек (треки) микрофонов общего плана и подайте сигнал с близко расположенного микрофона (скажем, на малом барабане) на главный вход гейта. Таким образом, при ударе в малый барабан сигнал близкого микрофона будет заставлять гейт "раскрываться" на треке микрофона общего плана и пропускать акустику помещения. Установите на гейте время восстановления (release time), достаточное для того, чтобы получить натуральное затухание звучания. Тем самым вы получите естественную реверберацию на одном элементе установки за счет более плотного, более сфокусированного общего звучания, если это именно то, что вам нужно.
Кстати о фокусировке: сочетание ближних микрофонов с микрофонами общего плана иногда может привести к гулкости, которая способна загрязнить определенные места в звучании ударной установки (а именно, бас-барабан), и у вас может пропасть артикуляция. Для разрешения этой проблемы попробуйте использовать обрезной фильтр высоких частот, настроенный примерно на 100Гц или около того, через который пропускаются микрофоны общего плана для очистки бас-барабана. Однако при установке частоты среза фильтра старайтесь не срезать слишком много, чтобы не приглушить "тело" томов, снятое микрофонами общего плана.
Если вы работаете с Pro Tools, Digital Performer, Nuendo или другой подобной программой, использование функции временного выравнивания (time alignment) может помочь разрешить проблемы с четкостью звучания ударной композиции или придать ей современное поп-звучание, как предлагает Theakston. Глубина пространства, предоставляемая микрофонами общего плана, придает дополнительное расстояние звуку барабанов, однако может приглушить определенные элементы ударной установки на фоне других инструментов композиции. Попробуйте сдвинуть трек (треки) микрофонов общего плана, чтобы синхронизировать их с треком (треками) микрофонов ближнего размещения. Но не больше миллисекунды на фут, поскольку звук движется со скоростью 1130 футов в секунду. Если микрофоны общего плана находились от барабанов на расстоянии восьми футов, сдвиньте трек на восемь миллисекунд назад, чтобы выровнять его с близко расположенными микрофонами. Это в большей степени обеспечит мгновенную реверберацию, высшим проявлением которой будет более обработанный звук с использованием при этом реальных акустических свойств, в противоположность алгоритмам процессора.
Этот способ лучше всего работает при игре несложных ритмических фигур, усиливая атаку и обертона определенных элементов установки, таких как малый барабан или томы. Однако он может не достаточно хорошо сработать в тех случаях, когда при игре на установке используется много тарелок и замысловатых фигур на томах, по причине несовпадения фаз между всеми этими источниками звука.
БАРАБАНЫ – В СТУДИЮ!
Теперь у вас, должно быть, сложилось представление о том, как добиться отличной записи ударных с включением в общее звучание окружающей обстановки помещения. Поскольку никакая ситуация не бывает в акустическом плане идеальной, существуют способы обойти ограничения, используя немного выдумки и прибегая к помощи цифровых плагинов, которые способны творить чудеса. Пользуйтесь этой информацией как отправной точкой и исследуйте различные варианты. Если вам не чужд авантюризм, можете попытаться объединить некоторые из концепций.
К примеру, идея усиления определенных элементов установки за счет натуральной реверберации при помощи срабатывающих на сигнал гейтов может быть совмещена с идеей повторного усиления. Создав "сухую" композицию ударных, которая особенно усиливает, скажем, малый барабан, и пропустив ее через усилитель для записи в подходящем пространстве, можно подчеркнуть данный конкретный элемент установки, который выходит на передний план и усиливается акустикой помещения. Или можно попробовать пропустить ударные через усилитель прямо в помещении непосредственно во время записи барабанов. Совмещение усиленного звука с акустическими барабанами придаст записываемым ударным в высшей степени живое звучание.
Помните, что отсутствие окружающей обстановки – это также отличительная акустическая черта. Используйте и ее тоже. Будьте креативными и получайте удовольствие!
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.