АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Разновидности барабанных палочек

Строение барабанной палочки.

• Торец комеля (butt-end)
• Область захвата (grip area)
• Тело (body/shaft)
• Плечо (shoulder)
• Сужение (taper)
• Шейка (neck)
• Наконечник (tip)

Длина палочки. Палки бо?льшей длины имеют бо?льший рычаг и преимущество лучшей досягаемости барабанов, но они труднее контролируются. Если Вы хотите большую мощность при том же диаметре, выбор более длинной палки - хорошее решение.

Область захвата – обычно наибольшая в диаметре балансировочная часть палочки для её захвата, которая не предназначена для игры, но некоторые барабанщики, ловко переворачивая палочку, используют торец комеля так как он тяжелее и поэтому даёт более мощный и насыщенный звук.

Тело – самая длинная и большая часть барабанной палочки, служит ударной частью при ударах рим-шот. Тело палочки обладает наибольшим импульсом, от чего и исходит сила удара.

Плечо - область палочки между телом и шейкой в месте начала сужения и перехода палочки в шейку. Плечо палочки часто используется для ударов по хай-хэту или тарелкам. Тяжёлые на ощупь в передней части палочки отличает то, что их плечо находится довольно близко к самому наконечнику. Это порождает при ударах меньший отскок и слабую инерцию (так называемый "возврат" палочки при отскоке), что позволяет барабанщику быть в "тени", и тем не менее на пике музыкального произведения.

Сужение – утончающаяся область барабанной палочки. Понятие "сужение" зачастую служит для того, чтобы идентифицировать форму и длину плеча палочки. Очевидно, что длина и форма места сужения предопределяют мощность и массивность палочки. Сужение влияет на ощущение палочки, чувство её баланса и направленности баланса. Длина и диаметр этого сужения влияет не только на ощущения при игре,но и на звучание палочек.

Длинное сужение даёт чувство тяжести в области захвата палочки (a back-heavy feel) с более упругим и быстрым отскоком, что оптимизирует легкость и живость игры. Правда они более хрупкие.

Короткое сужение даёт более жёсткие удары и продолжительный сустейн, создавая ощущение тяжести в передней части палочки (front-heavy feel). При таком сужении более подконтрольна и оптимизируема скорость игры и объёмность звучания. Палочки с коротким, толстым сужением ощущаются более как бы "негнущимися", обеспечивают большую долговечность и производят более мощный и объемный звук, чем палочки с длинным и тонаким сужением. В палочках с таким сужением плечо находится ближе к наконечнику и это порождает меньшую упругость и более медленный отскок. Таким образом, они позволяют барабанщику "затаиться" и быстро "взорваться".

Сужение среднего размера это средний вариант между вышеизложенными характеристиками + оптимальный баланс.

Шейка - небольшая часть барабанной палочки, которая соединяет плечо палочки с наконечником и позволяет определить конечную точку плеча и начальную точку наконечника барабанной палочки. Таким образом, шейка служит мостом между плечом и наконечником. Форма шейки предопределяется формами плеча и наконечника.

Шейка обычно является самой тонкой частью барабанной палочки за исключением особых палочек и колотушек, которые вовсе не имеют как такового сужения к наконечнику. Более тонкая шейка делает барабанную палочку более подвижной и более маневренной при отскоке.

Наконечники.

Наконечники барабанных палочек бывают различной формы и размеров. От размера головки зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука. Форма наконечника значительно влияет на тот звук, который порождает палочка при ударе, так как именно наконечник является самой контактной частью, соприкасаясь при ударах о пластик барабанов, тарелки и по прочим ударным инструментам. Форм наконечников настолько много, что порой точно сгруппировать палочки по типу наконечников оказывается далеко не лёгкой задачей. Помимо вариаций формы наконечники могут разниться в длине, размере, обработке, материале.

Насчитывают 8 основных типов наконечников:

Остроконечный наконечник (pointed or triangle-tipped)

Стиль, область применения: jazz, funk, fusion, blues, groove, swing и пр.

Является самыми популярным. Даёт средний по сфокусированности звук. Прекрасно показывает себя при отрывистой, акцентной игре симметриным захватом. При традиционном же захвате при минимальных усилиях создает сильный режущий звук. Имеет большую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован для игры начинающим барабанщикам.

Круглый наконечник (ball tip)

Прекрасен для студийной работы, игры в симфоническом оркестре, а также для игры лёгкого джаза, как симметричным захватом палочек, так и традиционным.

Фокусирует звучание (что отчётливо слышно при игре на тарелках) и значительно снижает изменение звука при ударах под разным углом наклона палки.
Применим для яркой, живой, экспрессивной игры c хорошей читаемостью.
Маленький, круглый наконечник производит сильно сфокусированный звук и особенно деликатен с тарелками. Палочки же с бо?льшим размером закруглённой части производят более наполненный звук. Такой наконечник не терпит ошибок в звукоизвлечении и целесообразен для использования барабанщиками с поставленным ударом.

Наконечник в форме бочонка (barrel tip)

Стиль, область применения: лёгкий рок, jazz, funk, fusion, blues, groove и пр.

Имеет большую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован начинающим барабанщикам.

Наконечник цилиндрической формы (cylindrical tip)

Стиль, область применения: прекрасный выбор для барабанщиков, играющих разные стили – от рока и металла до джаза и поп-музыки. Часто используются для таких стилей как: rock, rock’n’roll, hard rock, smooth jazz, swing, ambient, easy listening и пр.

В первую очередь, рассчитан для мощной, ритмичной и громкой игры. За счёт большой площади соприкосновения с пластиком издают тускловатый, приглушённый, открытый, рассеянный, не резкий звук. Также подходит и для мягкой спокойной игры. Производит тусклую среднюю атаку звука.

Наконечник в виде оливы (olive-shaped tip)

thrash metal, gothic metal, hard metal, rock, jazz, fusion, swing и т.п.

Стиль, область применения: trash metal, gothik metal, hard metal, rock, jazz, fusion, swing и пр. с большим количеством down-ударов на тарелках.

Благодаря округлой форме прекрасно показывает себя при быстрой игре. Такой наконечник рекомендован для обучения первичной постановке рук. Прекрасно подходит для чередующейся быстрой игры up-down и замедленной с применением концентрированных (направленных) ударов как по тарелкам, так и по барабанам для мягкого, сфокусированного звука. Благодаря "выпуклости" позволяет контролировать звучание и площадь соприкосновения с поверхностью инструментов в очень широком спектре в зависимости от угла наклона палочки к поверхности инструмента. Такой наконечник производит полный низкий звук, распространяет энергию над более широкой областью (по сравнению с круглым или треугольным наконечником), таким образом, увеличивая срок жизни пластиков. Хороший выбор для тех кто играет жестко. При игре на тарелках даёт объемный звук.

Наконечники в форме овала (oval tip)

Стиль, область применения: rock, metal, pops, маршевая музыка и пр.

Подходит для громкой, сильно акцентированной игры с мощной атакой звука. Рекомендован для маршевых барабанов и для выступлений на больших сценах, на стадионах.

Наконечники в форме капли (teardrop tip)

Стиль, область применения: swing, jazz, blues, fusion, и пр. Зачастую выбор джазовых барабанщиков. Лёгкие и быстрые палочки с таким наконечником – идеальный выбор для игры в оркестре и джазовом ансамбле.

Наполненный высокий звук, даёт сфокусированную атаку.

Рекомендован для приглушенных акцентов при игре в медленном и среднем темпе. Имеет хороший отскок, предназначен для чётких и резких ударов. Прекрасно подходят для мягкого, акцентного звукоизвлечения особенно в симметричном захвате. Идеален для выделения акцентов по райду up-down-ударами, например, при ведении свингового ритма. Также рекомендованы и для исполнения тяжелого металла.

Наконечники в форме жёлудя (acorn tip)

Область применения: rock, metal, pops, funk, swing, jungle, blues и пр.

Яркий, мощный звук при малой атаке. Показывает хорошую степень ясности и артикуляции при ударах по райду. Хорош при резких переходах с мощной громкой игры на тихую ритмичную пульсацию. Хорош при игре традиционным и симметричным захватами.

Выбор палочек:

От того, какую музыку вы будете играть, зависит выбор палочек. Но выбор материала, размера, формы и наконечника - это, в основном, личные предпочтения. Палочка должна комфортно ощущаться в руке и подходить для извлечения звука, который вы хотите достичь. К примеру, палки 7А могут быть хороши для концерта на небольшой площадке, но совершенно не подходить для уличного барабанного оркестра.

Выбирайте палки, которые удобны для Ваших рук и подходят для Вашего стиля игры. Почувствуйте палочки. Подержите их в руках.

Размер палочки должен соответствовать вашей кисти, как по диаметру, так и по длине (часто длина подходящей палочки определяется расстоянием от внутренней точки сгиба локтя до кончика безымянного пальца). Если палочки комфортно лежат в ладони, вы сможете извлечь из барабана именно тот звук, какой захотите. Пробуйте несколько различных моделей палочек для сравнения, прежде чем решите купить что-то определенное. Когда у вас накопится уже достаточно опыта в игре на барабане, вы, вероятно, подберете для себя определенную марку и идеальную модель, которая лучше всего подойдет именно вам.

Факторы достойные внимания.

Порода древесины. От правильного выбора древесины будет зависеть звук и долговечность палочек. Фактура дерева не должна быть ярко выражена, иначе такие палочки быстро сломаются.

Структура древесины (плотная, мягкая) от неё зависит износ палочек.

Твёрдость древесины - сопротивление древесины изменению формы (деформированию) при силовых воздействиях. Твёрдая древесина даёт более яркий тон, бо?льшую атаку и распространение, что многим нравится.

Плотность - отношение массы древесины (количества древесинного вещества) к её объему. Плотность является самым важным индикатором прочности: чем тяжелее дерево, тем бо?льшей плотностью и прочностью оно обладает. Зависит от влажности.

Никакие два дерева не одинаковы, следовательно, плотность дерева отличается от бревна к бревну и даже в пределах самого бревна. Это объясняет, почему некоторые палки чувствуются твёрдыми и мощными, в то время как другие, как будто полые, несмотря на то, что это – одна и та же марка и модель.

Обработка. По финишной обработке существуют палочки:

- Отшлифованные, без всякого покрытия. В процессе шлифования удаляются значительные неровности с поверхности палочек абразивными материалами, обычно наждаками. При этом сохраняется естественная шершавость фактуры дерева, что способствует лучшей сцепке между рукой и палочкой, а также поглощению излишней влаги. Но при этом такие палочки подвержены больше разрушению в отличие от покрытых лаком.

- Лакированные. Лаковые прозрачные покрытия защищают древесину от воздействия влаги и пыли, придают поверхности красивый интенсивный ровный блеск, а текстуре – контрастность. Покрытие палочек лаком делает их поверхность более прочной. Если барабанные палочки не полируются после лакировки, то обычно используется нитролак и наносится он пульверизатором на поверхность палочек. При этом имеет место очень большой расход лака. При использовании же метода окунания палочек в лак, как правило, барабанные палочки подвергаются дальнейшей полировке. Просто же лакированные палочки выглядят несколько хуже полированных.

- Полированные. Полирование – это процесс придания поверхности определенной гладкости и блеска. Полировка считается высшим классом обработки древесины, при которой разравниваниваются ранее нанесённые на поверхность слои лака, и дерево приобретает отчетливо видимую текстуру.

В свою очередь, существует три метода полировки палочек:

Полирование политурой. При такой полировке поверхность палочек становится прочной, зеркально ровной и блестящей путем нанесения на неё тончайших слоев политуры - спиртового раствора смолы растительного происхождения.

Полирование мелкозернистой шкуркой или иными материалами. Это более распространённый метод. При этом методе неравномерности нанесения лака на поверхности сглаживаются трением специальных полирующих материалов. Некоторые барабанщики не любят лакированные и полированные палочки, так как они могут выскальзывать из вспотевших рук при игре.

Воскование. Это относительно новый метод финишной обработки барабанных палочек после процесса шлифования. Суть его заключается в том, что как только палочки отшлифовались, их покрывают специальным воском посредством его втирания, который придаёт поверхности прочность, блеск, гладкость и определённую вязкость. Воск - менее «капризный», чем лак и его легче наносить на поверхность древесины с точки зрения технологичности процесса. Отличительной чертой палочек, прошедших воскование, является то, что они становятся менее скользкими, когда руки барабанщика потеют во время игры. Это связано со свойствами воска специфически отталкивать влагу со своей поверхности.

Влажность древесины - процентное содержание влаги в древесине.Как правило, только что срубленное дерево содержит до 50% - 60% влаги, потом оно само по себе усушивается до 12 - 16%, после чего влажность древесины стабилизируется раз и навсегда в этих рамках. Именно поэтому чрезвычайно важно до того, как древесина будет пущена в обработку, подвергнуть её искусственной сушке до оптимального уровня влажности. Обычно древесину для производства палочек высушивают в пределах до 6 - 14% влажности. В среднем на весь процесс сушки уходит две недели. Но точное время выдержки и сушки нигде не предписывается, и это является секретом каждого производителя, который сам определяет, какая степень влажности древесины ему необходима, для того, чтобы её обработать на станках и получить нужное качество палочек.

На выходе из производства для палочек необходима низкая влажность, так как дерево «дышит», и количество влаги в нём постоянно будет менятся в зависимости от влажности воздуха окружающей среды. Таким образом, палочки будут съёживаться и разбухать вслед за изменениями климата и влажности, но в какой степени, как раз и зависит от того, как и до какой степени была высушена древесина перед их производством.

Плохо высушенная древесина перед обработкой будет в последствие облезать, коробиться, пересыхать, трескаться, искривляться и деформироваться.

Диаметр. Больший диаметр барабанных палочек означает, следовательно, и то, что палочки имеют бо?льшую массу, которая способствует развитию большей проекции звука и громкости.

Вес палочки. Вес влияет на звук, мощность и Вашу способность контролировать палки. В основном тяжелые палки издают более толстый и громкий звук. Если палочки легче, то они издают тонкий и мягкий звук.

Тяжелые палки обладают бо?льшей инерцией, поэтому их траектории более последовательны и они прощают большинство ошибок, что позволяет ими легче управлять для начинающих. К тому же, игра с более тяжелыми палками развивает выносливость барабанщика независимо от его природных способностей. Так что неплохой идеей будет иметь в арсенале дополнительно более тяжелые палки для расширения своих звуковых возможностей. Вы заметите, что когда Вы переключаетесь на более легкие палки, ими труднее станет управлять.

Ровность – важный показатель, способствующий равномерному ощущению баланса палочек. В начальных стадиях производства палочек важнейшим является контроль процесса сушки заготовок. Но так как дерево – живой «дышащий» материал, впитывающий влагу, то форма и размеры палочек всегда будут зависимы от внешних условий. Поэтому две палочки никогда не будут идеально ровными.

• Поглощение отдачи зависит от формы палочки и вида древесины. Чем больше барабанная палочка поглощает отдачу, тем меньше напряжения в кисти и суставах, а значит легче играть. Обычно таковыми являются палочки из тяжёлых пород дерева.

Чувство баланса (центра тяжести) и комфортного хвата зависит от вида дерева, его сушки, формы палочки и строения кисти барабанщика.

Маркировка

Традиционная нумерация моделей, такая как 3S, 2B, 5B, 5A, и 7A была самой первой общепринятой нумерацией барабанных палочек, где цифра и буква обозначали размер палочки и ее назначение. Точная спецификация каждой модели немного отличались от производителя к производителю, особенно в местах сужения палочки и её наконечнике.

Цифра обозначает диаметр палки. В основном, меньшая цифра означает больший диаметр, а большая цифра - меньший диаметр. Для примера, палка 7А меньше в диаметре, чем 5А, которая, в свою очередь, тоньше, чем 2В. Исключение - только 3S, которая больше в диаметре, чем 2В, несмотря на номер.

Буквенные обозначения S, B и A раньше указывали на область применения той или иной модели, но сегодня почти полностью утратили свой смысл.

S означало Street. Изначально эта модель палок была предназначена для использования на улице: для игры в маршевых оркестрах или барабанных оркестрах, где предполагается большая мощность ударов и громкость исполнения; соответственно палки этой группы имеют самый большой размер.

B означало Band. Изначально предназначались для использования в духовых и симфонических оркестрах. Как правило, они имеют больший размер плеча и головки (для более громкой игры), чем модель А. Такие палочки обычно применяются в громкой музыке. Они легче контролируются и рекомендуются начинающим барабанщикам. Модель 2В особенно рекомендуется преподавателями ударных, как идеальные стартовые палки для постановки рук.

A от слова Оrchestra. Из соображений легендарного барабанщика и создателя ударных музыкальных инструментов Уильяма Людвига, вместо буквы О была использована буква А, которая при печати, на его взгляд, лучше выглядела, чем О. Модели A изначально предусматривались для биг-бэндов; бэндов, игравших танцевальную музыку.

Обычно эти палочки тоньше моделей B, имеют более тонкие шейки и небольшие головки, что даёт возможность извлекать тихий и мягкий звук. Обычно, палки этой модели используются в лёгкой музыке, например, в джазе, блюзе, pops и т. д. Модели А - самые популярные среди барабанщиков.

N означает Nylon и является относительно новым обозначением. Она дописывается в конце маркировки (например, 5A N) и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

Материал барабанных палочек

Все показатели физико-механических свойств древесины определяются при влажности 12%.

Американский орех (Hickory) - идеальное дерево для барабанных палочек. Прочное, твёрдое, хорошо поглощает отдачу при ударе, эффективно гасит вибрации, передаваемые от ударов рукам. Имеет средний вес, мало подвержено к сгибанию.

Плотность 815 кг/куб.м,
Твёрдость по шкале Янка - 1820

Бук Европейский (European Beech) имеет прямо волокнистую структуру древесины, гибкий. Твердость и плотность древесина имеет разную, в зависимости от места произрастания деревьев. Древесина бука похожа на дубовую по своим основным механическим свойствам. После сушки большинство показателей древесины улучшаются, и бук становится прочнее дуба на изгиб, превосходя его в жесткости и сопротивлении на сдвиг приблизительно на четверть и ещё значительнее в прочности при ударных нагрузках.

Бук быстро и сильно реагирует на изменения влажности, из-за чего его можно называть капризным или чувствительным.

Плотность от 660 до 700 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1300

Канадский клён (Maple) - самое лёгкое и гибкое дерево, имеющее мягкую структуру. Хотя клён не такой твердый и прочный, как американский орех или дуб, палки из него - идеальный выбор, если Вы предпочитаете легкие ощущения и быстрый отклик. Палочки из клёна считаются "послушными палочками" с великолепным поглощением отдачи, отличаются гибкостью и хорошим отскоком, используются преимущественно для не громкой или быстрой игры для получения лёгкого "воздушного" звука – особенно при игре по тарелкам.

Плотность клена 620 - 675 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1450

Дуб (Oak) - очень прочное дерево, весит больше, чем клён и орех, и обладает гораздо большей прочностью. Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные, прочные и имеют ощутимую отдачу. Дуб нечасто применяется для изготовления палочек. Очень влагоустойчивое дерево. Пожалуй, только порода японского дуба пригодна в производстве барабанных палочек, но это довольно редкая древесина.

Плотность от 675 до 970 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1360

Граб (Hornbeam) имеет среднюю по плотности структуру, хорошее поглощение отдачи (среднее между орехом и клёном), довольно высокую износостойкость. Вес древесины колеблется от очень лёгких до среднетяжёлых. Гибкость граба несколько хуже, чем у бука и дуба. Палочки из него относительно стойки к ударным нагрузкам. Как и бук боится влаги, которую быстро впитывает.

Плотность - 750 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1860

Pao Rosa (Rosewood) (Палисандр) - очень прочное, твердое, но достаточно хрупкое дерево. Палочки из него предпочтительны из-за их замечательного тонального оттенка и ощущения, но они не пригодны для игры по твердым поверхностям. Они довольно хрупкие и могут просто просто расколоться.

Плотность от 709 до 780 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 2720

Помимо дерева палочки изготавливаются из полиуретана, углепластика (Carbon) или алюминия. Все эти палочки отличаются повышенной долговечностью. В последнее время набирают популярность и стальные палочки для тренировок. В виду большого веса ими нельзя играть на ударной установке, и пригодны они лишь для тренировок и отработки техники. Но не все с этим соглашаются, придерживаясь мнения: кисти станут сильней, но потеряют гибкость. В меру и при правильном и обдуманном подходе они могут быть полезны, в противном случае могут только навредить, поэтому заниматься ими стоит с предельной осторожностью.