Динамика – музыкальная мощь контраста
Как и другие творческие люди, музыканты ограничены рамками своего искусства. Музыка не имеет физической формы, ее нельзя повесить на стену, она не обладает цветом и, подобно танцу, длится пока музыкант на сцене или нажата кнопка play. Но, подобно другим формам искусства, музыка способна пробуждать эмоции и ощущения.
С точки зрения физики, у звука всего три характеристики. Это высота звука или частота колебаний (ноты), звуковой спектр или частота дополнительных колебаний (обертона) и амплитуда колебаний (громкость). Но, благодаря бесчисленному количеству вариаций, мы слышим бесчисленное количество звуков.
Так уж сложилось, что среди музыкантов и барабанщиков в особенности, на занятиях сложилась тенденция уделять много времени игре насыщенной нотами (высота звука), но мало кто учится играть на разной громкости (амплитуда колебаний звуковой волны). Откровенно говоря, мы играем на одной громкости – очень громко.
Игра на разной амплитуде по-другому называется игрой с разной динамикой, и это куда сложнее, чем просто играть громко. Но оно того стоит, так как динамика позволяет значительно повысить музыкальную экспрессивность инструмента. Это важно не только в джаз, фанке и хип-хопе, но и в других стилях, включая рок-н-ролл.
Любовь барабанщиков к громкой игре, и любовь слушателей к громким барабанщикам, имеет глубокие корни. Барабаны – самый древний инструмент и всю историю человечества служил оглушительным саундтреком к военным походам, мятежам и религиозным церемониям. Тысячи лет именно громкость служила главным предназначением барабанов. Но вот в конце 19-го века, стали появляться первые прообразы современной ударной установки, когда один человек смог извлекать набор из звуков разной высоты и придать этому подобие музыкальности, играя на разной громкости. Золотое время динамичной игры пришлось на начало 20-го века в музыке больших джазовых оркестров и в бибопе, где от барабанщика требовались не только громогласная ярость, но и тихий шепот листвы под ногами сыгранный маллетами или щетками. Границы динамического диапазона раздвинули такие культовые барабанщики как Max Roach, Kenny Clark, Philly Joe Jones и многие другие.
Но затем пришло радио. И послужило основной причиной того, что музыканты перестали играть на разной динамике, так как формат передачи радио-сигнала не мог во всей красе транслировать музыку с разной громкостью и история показала, что хитами становились композиции, записанные на большой громкости.
Одним из первых эту тенденцию подметил продюсер и звукоинженер Phil Spector в 60-е. Его метод изначально был в записи всех инструментов сразу. Общее звучание инструментов подавалось в аппаратную, транслировалась в комнату звукозаписи и только после этого записывалось. Итогом был мощный инструментальный напор. Затем технологию усовершенствовали другие, но принцип остался прежний и тут не важно, как громко играет барабанщик, его обязательно накрутят в аппаратной так, словно он играет со всей силы. С тех пор выросло не одно поколение барабанщиков, привыкших слышать громкую игру барабанщика.
Не стоит забывать и про такой момент, как звукоизвлечение даже при громкой игре. Для раскрытия барабана не нужно играть в полную силу, так как при слишком сильном ударе звуковые излишне отражаются и гасятся. Достаточно играть с определенной долей интенсивности (у каждого барабана она своя – прим. Drumspeech.com) и барабан будет звучать даже громче, чем при более мощных ударах. Это же верно и для тарелок. Умение извлекать натуральный тон барабана – один из секретов игры великих барабанщиков. И тут дело не в звукорежиссере и настройке.
Все культовые барабанщики John Bonham, Ginger Baker, Keith Moon, Stewart Copeland и другие, прекрасно владели игрой на разной динамике, что не удивительно, так как сами они выросли слушая мастеров би-бопа, и у каждого прекрасно звучали барабаны, независимо от настройки и ручек на пульте звукорежиссера.
Для кого-то будет новостью, что два самых влиятельных барабанщика в рок-музыке с сильным ударом, John Bonham и Dave Grohl, также самые динамичные барабанщики в роке. В одной песне они могли сочетать драматичные переходы между тихим рокотом и оглушительным штормом. На примере песен Led Zeppelin ”Stairway to Heaven” “What is and what should never be”, Nirvana “Lithium”, ”Heart Shaped Box” мир увидел, как на противопоставлении спокойных частей, можно эффектно выделить взрывные части композиции.
И хотя временами звучит, словно барабанам конец, на самом деле они играют с той необходимой мощью, достаточной для нужного музыке тона. При этом основная задача динамичной игры – композиционная. Меняя интенсивность и громкость, можно подчеркивать структурные переходы в песнях, придавать им нужную форму. Песни, альбомы и концертные выступления, даже самые гениальные, недолго продержатся в сердцах слушателей, если будут поданы как монотонный гул.
“Правда что ли?” - слышится с галерки, “А как быть с панк-роком?”. Хорошо, поговорим об этом на примере одной из самых успешных панк-групп The Clash. В 70-е и 80-е они были голосом протеста бунтовавшего поколения, при этом отличались хорошими аранжировками и по полной использовали магию динамичной игры в своей музыке. Их двойной альбом ”London Calling”, эклектичный набор из песен, где одна песня не похожа ну другую, вошел в 500 лучших рок-альбомов столетия. Разные по интенсивности, форме и смысловому наполнению песни, вошли в музыкальную историю и сейчас их можно услышать в барах и закусочных по всему миру, в то время как другие панк-рокеры, имя которым легион, почили в вечность и никто о них не помнит, кроме любителей стиля.
Игра на разной динамике не врожденное умение. Играть одновременно хорошо как тихо, так и громко, - это навык требующий наработки. И так как он хорошо отражается на общем звучании и приносит удовлетворение от игры самому музыканту, он стоит того, чтобы потратить на него время.
Занимаясь за установкой, играйте грувы и упражнения на разной громкости. Поговорите с коллегами по группе о включении высоких и низких по громкости моментов. Во время саундчека убедитесь, что слышите не только гитару в мониторе, но и свой инструмент. В наше время стало нормой записывать альбомы на максимальной громкости. Но, когда весь альбом звучит громко, громкость уже не перестает работать. Привнесите в свое искусство контраст.
Автор статьи – барабанщик Eric Fawcett. Играет в группах N.E.R.D, Spymob и в своем проекте The Olympic Hopefuls. Сессионно записывается со многими американскими группами,среди нихми группами, Semisonic”, MikeDoughty “Soul Coughing”. Также он зарабатывает как музыкальный продюсер и редактор журнала Violet Magazine.