АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

История акриловых барабанов

В начале 50-х слово “пластик” было синонимом слова “будущее”. Но так как барабан самый традиционный инструмент, долгое время никому и в голову не приходило улучшить его, заменив дерево на пластик, пока в 1959-м основатель компании по производству барабанов Zickos Drum Company в Канзасе, Bill Zickos, не начал экспериментировать с кадушками из твердого прозрачного стекла плексигласа. Правда такие барабаны не запускали в массовое производство еще лет десять.

Бывший барабанщик биг-бэнда и мастер на все руки Bill Zickos искал тогда уникальное звучание для своих барабанов, и их внешний вид заботил его не в первую очередь. Технология тех времен мало отличается от сегодняшней: пластик отрезался от больших листов, обжигался в печах, формировался и скреплялся клеем по швам, а затем полировался вручную.

На нерегулярные эксперименты ушло лет десять, пока мастер не получил идеальный барабан с чистым, ровным тоном и сухим звуком без раздражающих обертонов. Но оставалась одна проблема – при игре в небольших джазовых бэндах, громкость акриловых барабанов заглушала все вокруг. К счастью, музыкальные стили не стояли на месте. “Изначально мы не ориентировались на рынок рок-музыкантов, и так как барабаны из акрила обладали большей проекцией и резонансом, чем большинство других барабанов, это совпало с ожиданиями зарождавшегося тогда рок-н-ролла” – говорит зять основателя компании John Brazelton.

В 1969-и Zickos продал свою первую профессиональную акриловую установку барабанщику Ron Bushy из группы Iron Butterfly, первопроходцам хэви-метал. На каждом выступлении во время барабанного соло в песне “In-A-Gadda-Da-Vida”, его установка отражала концертный свет всеми цветами радуги, к тому же теперь гораздо лучше стало видно самого барабанщика. Следующим покупателем акриловой установки Zickos в 1970-м стал Keith Moon из The Who. В начале 70-х Zickos продал больше тысячи акриловых установок. Но... конкуренты не дремали.


Vintage Zickos 1970's Acrylic Drum Set


Барабанщик Bob Grauso и специалист по пластику John Morena основали компанию на севере Ньй-Йорка в 1966-м назвав ее Fibes [от слов Vibes и Fiberglass – прим. Drumspeech.com]. В 1970-м молодую компанию покупают C.F. Martin Guitars и массово запускают в производство серию акриловых барабанов Crystalite привлекая в раскрутку акриловой серии таких барабанщиков как Alan Dawson, Billy Cobham [на развороте пластинки альбома Mahavishnu Orchestra’s Spectrum видно барабанщика за акриловой установкой Fibes с двумя бас-барабанами – прим.Drumspeech.com], а также великого Buddy Rich, который был связан эндорсмент-контрактами с другими брендами, но предпочитал играть на малом барабане Fibes SFT из хромированного фибергласа.

Как вполне ожидаемо, практически одновременно с американцами, появились японцы. Причём сразу в промышленном виде, и сразу с экспортом в сами же США уже в 1970-м Hoshino, позже переименовавшиеся в Star, а затем в Tama [см. история Tama драмспич], где-то до 1974-го выпускали акриловые барабаны.

Вскоре на акриловой сцене появился крупнейший барабанный бренд того времени. Ludwig не изобрели барабаны из пластика, более того, многие специалисты не считают, что их акриловые барабаны были самыми качественными. Тем не менее, название их серии Vistalite стало со временем синонимом акриловых барабанов.

Основные новшества компании носили косметический характер. Дебют серии Vistalite пришелся на конец 1972-го. Правда в каталогах Ludwig серия появилась только в 1974-м. Барабаны предлагались пяти цветов на выбор в порядке популярности: голубой, янтарный, желтый, красный и зеленый (белый, черный и дымчатый появились позже с уходом зеленого). От красного и зеленого цветов вскоре отказались из-за низкого спроса на них [всего было сделано 50 установок зеленого цвета – прим. Drumspeech.com], заменив на серо-коричневый. В 1975-м добавили черный, белый и многоцветную комбинацию из трех цветов в комбинациях до шести, например, комбинация из красного, янтарного и желтого под названием Tequila Sunrise была самой популярной, а в 1978-м придумали вставлять подсветку внутри кадушки и такие барабаны назвали Tivoli Vistalite.

Ludwig представляли самые известные барабанщики, и за акриловыми барабанами в 70-е можно было увидеть Keith Moon, Max Roach, Carl Palmer, Nick Mason, Karen Carpenter, Barriemore Barlow, Johnny Jackson из Jackson Five. Но никто не смог популяризовать акриловые барабаны больше, чем это сделал John Bonham, пересевший с кленового сета Big Beat за Vistalite во время тура Led Zeppelin в 1973-м и 1975-м.

В 1973-м Pearl выпускают серию акриловых барабанов Crystal Beat, хорошую рекламу которых сделал Peter Criss их Kiss. В отличии от Vistalite, кадушки Crystal Beat были бесшовные.

Bonham играл на янтарной установке размерами 14x26, 10x14, 16x16, и 16 x 18 и металлический малый. Но, по признанию бас-гитариста группы John Paul Jones, в его руках хорошо звучала любая установка, даже кейсы для барабанов пели. “Я слышал как он звучал за маленькой установкой Ludwig, что он собрал для пятилетнего сына Jason и даже они звучали массивно” – говорит бас-гитарист Led Zeppelin.

Конечно, ассоциации с одним из самых мощных в истории рок-драмминга барабанщиком, помогли компании продать десятки тысяч акриловых установок в 70-е, но среди купивших Vistalite были и недовольные качеством. Барабаны не отличались надежность, при падении на шов, либо сильном натяжении лагов шли трещины, кадушки также плохо переносили низкие температуры и влажность. Частенько кадушки нельзя было назвать идеально круглыми, ну а края кромок ровными. Zickos и Fibes проявляли беспокойство на счет репутации акриловых барабанов из-за серии Vistalite.

Но главной причиной ухода акриловых барабанов с рынка стал нефтяной кризис 1973-го года, когда в четыре раза выросла цена на нефть, основной ингридиент в производстве пластика.

Постепенно рынок акриловых барабанов схлопнулся. Bill Zickos покинул собственную компанию после судебных тяжб с инвесторами, а сама компания с трудом дотянула до середины 70-х. Martin Guitars перестали производить акриловые барабаны и продали Fibes новым владельцам Corder Drum Company в 1979-м. В том же году Ludwig остановили производство серии Vistalite.

В начале нулевых появился большой спрос на восстановленные акриловые барабаны, их можно было встретить как в студиях звукозаписи, так и на концертах андеграунд-групп разных стилей от стоунер-рок (Brant Bjork из Fu Manchu), пост-рок (John McEntire из Tortoise купил янтарный сет как у Bonham), и многих других (Pat Wilson из Weezer играет на голубых Vistalite), (George Berz подменял барабанщика Dinosaur Jr. на прозрачных барабанах).

Вернувшаяся популярность на винтажный акрил вдохновила оригинальных производителей вернуться в бизнес. Bill Zickos и John Brazelton возродили компанию в 1993-м. Fibes возродил владелец техасского драм-шопа Tommy Robertson в 1994-м. Обе компании до сих пор производят высококачественные акриловые барабаны в разных цветах.

В 2001-м Ludwig воскресили серию Vistalite. Сперва у Ludwig не было уверенности в хорошем спросе [оправданые опасения, учитывая, что цена в штатах за установку с хардвером была под 4000$ - прим. Drumspeech.com] и выпускали только прозрачные установки, но со временем добавили янтарный, голубой и желтый. Новый Vistalite немного толще, благодаря чему звучат теплее и лучше резонируют своих предшественников. Была решена проблема непостоянства нарезанных кромок, сейчас это четкие 45 градусов, для чистоты тона. Благодаря куда более широкому ассортименту пластиков по сравнению с 70-ми, стало проще найти свое звучание акриловых барабанов. Современные пластики естественнее раскрывают средние частоты, что позволяет использовать акрил на студиях. Барабанщики предпочитают ставить на них прозрачные пластики из соображений сохранения “прозрачного вида” установки. Обычно это двойные прозрачные пластики с усиленным пятоком Power Dot для надежности.

В 2006-м сразу несколько компаний подхватили новую волну популярности акрила: Sonor запустили серию X-Ray, Tama серию Starclassic Mirage, RCI Internation серию Starlite, Fibes серию Crystallite, Ddrum сразу две серии Diode и Diaton, Peace серия Echoplasm, Kirchhoff Schlagwerk серия Arctic.

Хорошо вам известный Mike Portnoy, в середине нулевых играл на акриловой Tama Mirage. Dominic Howard, барабанщик Muse использовал Tama Mirage на концертах и в студии, пока не получил эндорсмент Drum Workshop в 2009-м. Thomas Lang брал в свои туры с мастер-классами по всей планете акриловый Sonor X-Ray, пока тоже не стал эндорсером Drum Workshop в 2010-м. Jeff Ocheltree, быший техник John Bonham, в своей видеошколе по настройке ударной установки "Trust your ears” настраивает новую установку Ludwig Vistalite.



Считается, что акриловые барабаны производятся машинным способом, но ирония в том, что количество ручного труда здесь больше, чем в традиционных деревянных.

Если сравнивать звук, то у акриловых звук громче и пробивнее. Хорошо настроенный акриловый барабан способен на звучный хруст и отлично пробивается через стену гитарных усилителей. Правильнее сказать, у акрила слишком громкий звук, за что его недолюбливали звукрорежиссеры увешивая акриловые установки демпфирующими лентами и подушками, что сводило на нет все их красоту. Как и в случае с другими барабанами, пластик, настройка и звукоизвлечение барабанщика сильно влияют на звучание. При слепом тесте, многие вообще не смогут отличить акриловый малый от неакрилового. Зачастую разницу замечают глазами, а не ушами. Несмотря на их громкость, они уместны в любом музыкальном стиле.

Немало рок и джаз-барабанщиков отмечают широкий диапазон настройки акрила, другим же претит их искусственное, сухое и резковатое звучание. Но самое главное, в акриловых барабанах это, конечно же, их внешний вид. Пример тому, прозрачный Vistalite в клипе Daft Punk “Robot Rock” в 2005-м.