Thomas Lang и Benny Greb разговор начистоту
Thomas Lang поднял планку игры на недостижимый уровень, выпустил две известные видеошколы Creative Control и Creative Coordination and Advanced Foot Technique. Играет великолепные барабанные соло, востребован как сессионный барабанщик и вдобавок работает продюссером и сочиняет музыку в Лос-Анджелесе.
Benny Greb - один из самых музыкальных барабанщиков, и на своей видеошколе The language of Drumming: a system for musical expression, он показал, как развить в себе способность музыкально играть на ударной установке. Помимо занятости в различных музыкальных проектах, он практически не вылезает из больших туров с мастер-классами по всему миру распространяя свою драм-философию.
Оба барабанщика отличаются универсальностью, с легкостью играют практически в любом стиле от джаза и фьюжн, до рок и поп-музыки. В чем же секрет их мастерства и какие подсказки они могли бы дать?
Правильная расстановка барабанов. Какую ошибку чаще всего допускают?
Thomas: Когда расставляют барабаны под зрителя, а не под себя. Я знаю многих молодых, кто так делает. И вторая ошибка, это когда бас-барабан ставят по центру, в то время как его нужно ставить чуть вправо если вы правша, это не центр установки.
Третья ошибка, это попытки сделать установку идеально симметричной. Затем идут ошибки с посадкой, когда сидят слишком низко или высоко, и ставят тарелки слишком далеко, что до них приходится тянуться. Я видел это много раз.
Механика движений тела должна быть внутри сферического пространства. И установка должна отражать данный принцип. То есть, все что расположено высоко, должно быть ближе к вам.
Benny: Основная ошибка, это что расставляют барабаны не постепенно относительно себя, а сперва расставляют, а потом уже садятся за нее. Начните со стула, настройте под себя, что обычно означает угол больше 90 между линией бедер и спиной, а также между бедром и лодыжкой. Затем ставите малый в удобное место, затем бас-барабан, чтобы ноге было удобно, а после стойку хай-хэта.
Со своими студентами я делаю именно так, и это действительно помогает естественно расставить установку под каждого индивидуально.
Benny, ты играешь симметричным захватом. Предпочитаешь французкий или немецкий захваты?
Benny: Как патриот своей страны я сторонник немецкого захвата! А если серьезно, то одним захватом все не сыграешь. Для разных целей нужны разные захваты. Пальцевой техникой акценты не сыграешь, нужно играть кистью, с использованием техники Моллера.
Думаю, в целом у меня немецкий захват, но не идеальный вариант как в учебнике. Правая рука больше французкий, а левая больше немецкий. Нет симметрии.
Томас, ты использовал оба захвата. В чем сильные стороны симметричного и традиционного захватов?
Thomas: Сила традиционного в том, что он асимметричный и это влияет на мышление. В этом есть что-то общее с игрой на гитаре, когда руки задействованы по-разному, но производят одно звучание.
Обе руки используют разные техники, одна рука держит палочку снизу, правая сверху и получается противофазное движение в верхней части тела.
Симметричный захват более современный, мощный и сбалансированный. Меньше мозолей и в открытой постановке удобен, в отличии от традиционного.
Какой совет вы бы дали желающим улучшить технику рук?
Benny: Следуйте определенному плану занятий. Некоторые жалуются, что играть каждый день по часу парадидл очень скучно и они абсолютно правы. Это жутко скучное занятие, но слушать и следить за его ровность и постоянством, отмечать свои успехи это не скучно.
Следите за звучанием. Звучит ли одинаково? Играю ли я в одну точку? Как будет звучать если играть в другое место? Всегда ли я играю римшот если нужен акцент? Могу ли я сыграть акцент без римшота, фокусируясь на динамике?
Следующий момент, это насколько меньшее количество мышечных движений приходится вовлекать для такого же эффекта? Достаточно ли дыхания? Сконцентрирован ли ум на упражнении долгое время или занят посторонними мыслями? И все в таком духе. Это я и называю техника, а не просто поочередное напряжение разных мышц.
Thomas: Я могу дать тысячу советов. Для начала научитесь играть в унисон обеими руками. Добейтесь одинаковой силы в руках при игре разных паттернов, в разных комбинациях, группами по три, пять, семь, две шестнадцатых и восьмая, но обеими руками одновременно в унисон без флэмов. В результате, руки будут развиты одинаково и вам будет легко концентрироваться на каждой во время игры.
упражнение о котором говорит Thomas Lang
Есть ли кратчайший путь к быстрой игре на двойной педали или это просто вопрос регулярных тренировок?
Benny: Есть утверждение, что тренировки ведут к совершенству, но это не совсем так. Совершенные тренировки ведут к совершенству. Можно бесконечно заниматься неправильно и не получить никаких положительных результатов. Часто мы подгоняем себя мыслями, что нужно заниматься усиленно, дольше. И забываем подумать, что главное не продолжительность занятия, а его эффективность.
Если нет возможности поставить в машину более мощный мотор, то, чтобы она быстрее поехала, придется избавиться от лишнего веса. Так и здесь, избавьтесь от лишних движений и заиграете быстрее.
Thomas: Есть определенные способы, позволяющие упростить быструю игру, такие как очень сильно натянутые пружины, длинные футборды под низким углом, триггеры с электроникой... Но все это несерьезно, потому что на двойной педали нужно играть агрессивно. Двойная педаль в агрессивной музыке без мощных и громких ударов это совсем не то. Я видел много таких групп, где все на триггерах и в игре барабанщика нет мощи и силы, на мой взгляд, это лишено смысла.
Конечно, приходится жертвовать громкостью, но не в ущерб мощным ударам. Несколько лет интенсивных тренировок и вы сможете играть мощные дроби одиночными и двойными ударами в быстрых темпах выше 200 bpm.
Какое место для техники отводится на вашем творческом пути?
Thomas: Техника всегда была главным аспектом для меня начиная с моего первого урока в пять лет. Мой педагог сразу заговорил о технике, но при этом я не отношусь к технике как к чему-то особенному и не делаю из нее острой проблемы, она просто есть и нужна для достижения определенных вещей.
Только по прошествии десяти лет, я начал пробовать разрабатывать свои техники игры и комбинировать их. Пришло понимание для чего существуют определенные техники и как их применять правильно, чтобы упростить игру и как переходить с одной техники на другую, для разного звучания или ощущения.
Benny: Сперва рождается музыкальная идея, а потом возможно потребуется определенная техника чтобы ее воплотить. Думаю именно в таком порядке должно происходить. А тоы бывает, люди думают так: “Было бы здорово разучить все техники и потом уже начать играть”.
Хорошая техника это здорово, но я не занимаюсь этим каждый день, потому что в игре это не самое главное. Для меня техника это звук, время и концентрация. Я крайне редко занимаюсь по принципу “Вернемся к технике Моллера” или “Проверим что у нас с захватами и посмотрим, что нужно оптимизировать”.
Как вы подходите к игре заполнений?
Thomas: Я стараюсь избегать заполнений. Играю их только если продюссер настаивает. Как правило, это лишние приукрашивания ни к чему и есть вероятность нарушить грув. Стараюсь не мешать свободному течению грува. Грув это повторяющийся цикл, который срабатывает после определенного количества повторений. Это как идеально ровная стена из одинаковых кирпичей. И если добавить в нее кирпичи другого размера и цвета, то можно все испортить. В большинстве музыкальных ситуаций нет необходимости в разноцветных стенах.
Benny: Заполнения должны быть такие же качевые как и сам грув, относитесь к ним как вариациям грува, чем как отдельному элементу. Когда играет Steve Gadd бывает сложно понять где было заполнение.
Частая ошибка это когда во время заполнения все выходит из строя – меняется посадка, дыхание задерживается, меняется техника, все внимание уходит на паттерн. Все меняется и при этом хотят, чтобы ощущение времени не поменялось! А ведь постоянный пульс четвертями это очень важно. Вот на чем нужно концентрировать внимание, и тогда в игре появится текучесть. Это я называю ментальной техникой в игре.
Когда играете соло, думаете ли вы о том, какую технику применить?
Thomas: Все, что я играю в соло, предназначено для демонстрации техники. Барабанщики слишком серьезно воспринимают мои соло считая, что это и есть моя музыкальная идентичность. Но это не более чем барабанное шоу для барабанщиков. Демонстрация техники ради техники и яркого эффекта. На моих мастер-классах врядли есть что-то не связанное с техникой. Если я пришел на мастер-класс барабанщика, то зачем мне смотреть как он играет грувы? Для этого больше подходят концерты, где исполнитель в подходящей обстановке в составе группы больше расположен играть изыскано и музыкально.
Benny: Я не выстраиваю соло чтобы показывать технику. Фу, я бы чувствовал себя грязным. Во время соло я вообще ни о чем не думаю. Я просто играю и наблюдаю куда занесет. Позволяю себе делать ошибки и повторяю их, чтобы они превратились в композицию.
Находится ли время для занятий?
Benny: Времени не хватает, приходится специально выделять время для занятий. Бывает, что не занимаюсь каждый день, но, как я уже говорил, главное качество занятий, и я стараюсь построить каждое занятие эффективно и не отвлекаться на посторонние вещи.
Я живу в центре Гамбурга и нет возможности поставить установку дома. Поэтому езжу на машине в небольшую студию с комнатой для занятий и занимаюсь по несколько часов когда есть возможность. Конечно, дома у меня лежит пэд, но больше вдохновения мне приносят занятия за полноценной установкой. В туре использую пэд больше, но при этом стараюсь играть на установке если есть возможность.
Thomas: Вот уже много лет я не занимаюсь. Гордиться тут нечем, но помимо музыки у меня есть и другая жизнь.
Я много работаю и не только как барабанщик, но также и как продюсер и композитор. Обилие сессионной работы отнимает уйму времени и, к сожалению, времени на занятия не остается. Хотя мне нравится заниматься и хотелось бы иметь возможность заниматься как можно больше. Надеюсь, когда мои дети пойдут в школу, у меня будет время вернуться к тренировкам.
Как улучшить чувство времени?
Benny: Необходимо выработать пульс четвертями. В моей видеошколе есть упражнение на отработку пульса четвертями. Пропевая четверти и импровизируя при этом вы поймете, мыслите ли вы во времени или посредством ритма, что разные вещи, так как мы, барабанщики, ошибочно мыслим ритмом, фокусируясь на том, что мы играем, вместо как и почему. Даже играя заполнение, лучше сыграть его иначе, чем было задумано, но, главное, в хорошем времени.
Время можно разложить на математические составляющие, но грув это эмоциональный аспект, а не математический, поэтому, нужно больше чуткости и взаимодействия между музыкантами.
Thomas: Если можешь запомнить темп, то меньше вероятность, что загонишь или замедлишь. Этого можно достичь методом ассоциаций и мышечной памятью. Ассоциации с известными песнями, например песня the Police “Every Breath You Take” в темпе 115 bpm. Вспоминаешь припев и за пять секунд вспомнил темп.
Важно для любого музыканта знать темпы наизусть. Если меня попросят сыграть в 72 bpm, то это не проблема. Этот навык каждый может приобрести в ходе тренировок. Легко играть в 60 bpm, потому что часы есть у многих, а зная 60 bpm у вас всегда есть double-time (удвоенный размер) и half-time [англ. half-time ("половинный размер") – прием, когда ритмический рисунок играется вдвое медленнее, в то время как основной музыкальный размер и темп не меняются – прим. Drumspeech.com].
Мышцы помнят вашу зону комфорта в определенных темпах. В быстрых темпах переходите на технику Моллера или Глэдстоуна.
Запомните в каких темпах ваши любимые песни, которые вы много раз слышали. Чем больше таких песен, тем меньше потребность в метрономе.
Benny: Техника это средство для осуществления задуманного. Вот почему я люблю подход к обучению игре на инструменте в индийской культуре. Сперва нужно выучить музыкальный язык, техника и сам инструмент уже потом. Сначала нужно научиться голосом пропевать нужные ритмы. И после года таких упражнений по составлению предложений из слов, уже можно изучать как играть на инструменте. Об этом я говорю на своих мастер-классах и своим ученикам. Приходит время и они говорят, - “Я хочу играть drum’n’bass” или “Хочу играть на двойной педали хэви-металл”. Тогда уже я могу сказать, тебе нужна такая-то техника для достижения такого-то звучания.
Частенько вижу людей, которые сперва отрабатывают монстрообразную технику, использовать которую нужно с осторожностью и только потом задаются вопросом где ее применять.
Thomas: Сказать, что техничная музыка не музыкальна, может только тот, кто не слышал Моцарта и Шопена, Рахманинова и Баха. Техника всегда создает музыку. Музыка композитора Вивальди требует высокой техники. Может Zappa не музыкален? Tony Williams? Steve Gadd или Dave Weckl? Говорить, что техника не имеет ничего общего с музыкой просто нелепо.
Всегда найдутся люди не обладающие техникой, которые говорят, что она им не нужна. Техника это средство для определенных действий. Молоток чтобы забивать гвозди, а пила чтобы пилить, но не наоборот. Применяя нужную технику, вы облегчаете себе игру. Техника не повлияет негативно на вашу музыкальность. Чем больше средств для выражения идей у вас во владении, тем больше контроля, точности и творчества в вашей игре. Тем более универсальнее вы как исполнитель.